Понятие «драмы» в концепции Л.С. Выготского: культурно-исторический и исследовательский контекст*

3902

Аннотация

Статья посвящена обсуждению некоторых аспектов ранних работ Л.С. Выготского, которые рассматриваются в качестве исходных оснований культурно-исторической теории и могут быть использованы для организации исследований, проводимых в традиции данной научной школы. Анализируются понятия «драма», «переживание», «рефлексивная коммуникация» и их значение для понимания экспериментально-генетического метода. Обсуждаются результаты исследовательского проекта «Драма и эксклюзия», проходившего в Великобритании в 2014—2015 гг. на базе двух организаций, специализирующихся на применении различных методов арт-педагогики в работе с детьми и подростками, испытывающими различные социальные, эмоциональные и поведенческие трудности. Приводится подробное описание одного занятия с группой детей-семиклассников, находящихся на грани отчисления из общеобразовательной школы. На примере занятия доказывается, что при определенных условиях «драматическое событие» может стать культурным средством преобразования социальной ситуации развития.

Общая информация

* Материалы, представленные в статье, обсуждались на семинаре «Понятие драмы в концепции Л.С. Выготского» в Оксфордском университете (факультет образования, 6 мая 2015 г.).

Ключевые слова: драма , переживание, театр, рефлексивная коммуникация

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120310

Для цитаты: Рубцова О.В., Дэниелс Г. Понятие «драмы» в концепции Л.С. Выготского: культурно-исторический и исследовательский контекст // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 3. С. 189–207. DOI: 10.17759/chp.2016120310

Фрагмент статьи

Несмотря на растущую во всем мире популярность концепции Л.С. Выготского, многие ее аспекты по-прежнему остаются неясными или недооцененными. В значительной степени это можно объяснить сложностью используемого Л.С. Выготским языка, который глубоко укоренен в культуре дореволюционной России и который представляет определенную сложность для носителей современного русского языка (не говоря уже о переводе на другие языки).

Литература

  1. Aseyev V.S. Vygotsky in the mirror of cultural inter- pretations. In A. Kozulin et al. (Eds). Vygotsky’s educational theory in cultural context. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. P. 432—451.
  2. Dafermos M. Critical reflection on the reception of Vy- gotsky’s theory in the international academic communities. In B. Selau & R. Fonseca de Castro (Eds). Cultural-histori- cal theory: Educational research in different contexts. Porto Alegre: EDIPUCRS, 2015. P. 19—38.
  3. Daniels H., Downes E. Identity and Creativity: The Transformative Potential of Drama. In Dramatic Interactions in Education: Vygotskian and Sociocultural Approaches to Drama, Education and Research. Ed.: S. Davis et al. Bloomsbury, 2015.
  4. Fleer M. An everyday and theoretical reading of per- ezhivanie for informing research in early childhood educa- tion // International Research in Early Childhood Education. 2016. Vol. 7. № 1. P. 34—49.
  5. Kravtsov G.G., Kravtsova E.E. Play in L.S. Vygotsky’s nonclassical psypchology // Journal of Russain and East Euro- pean Psychology. 2010. № 48(4). P. 25—41.
  6. Rubtsov V.V. Learning in children: organization and de- velopment of cooperative actions. New York: Nova science, 1991.
  7. Rubtsova O., Ulanova N. Digital Media as a Means of Developing Reflection in Students with Disabilities: Cultural- Historical Perspective // Taetigkeitstheorie. 2014. Vol. 12. № 1. P. 95—118.
  8. Sobkin V.S. Commentaries to Lev Vygotsky’s theatri- cal reviews; Vygotsky L.S. Theatrical reviews. M.: Institute of Sociology of Education RAE, 2015. 568 p.
  9. Sobkin V.S., Mazanova V.S. Comments on L.S. Vy- gotsky’s Theatrical Reviews. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya // Cultural-Historical Psychology. 2014. Vol. 10. № 3. P. 82—96.
  10. Tairov A.Ya. O teatre [About theatre]. Moscow: VTO, 1970. 603 p.
  11. Tawell A. et al. Being other: the effectiveness of arts- based approaches in engaging with disaffected young people (report). University of Oxford, Department of Education, 2015. 39 p.
  12. Vasilyuk F. The psychology of experiencing. The resolu- tion of life’s critical situations. New York: Harvester Wheat- sheaf, 1991.
  13. Veresov N.N. Zone of Proximal Development: The Hid- den Dimension? Published at: Ostern, A. & Heila-Ylikallio, R. (Eds.) // Language as culture — tensions in time and space. 2004. Vol. 1. Р. 13—30; [Электронный ресурс]. URL: http:// nveresov.narod.ru/ZPD.pdf (Р. 1—6) (дата обращения: 15.07.1916).
  14. Vygodskaya G.L., Lifanova T.M.  Lev Semenovich Vy- gotsky: Zhizn, Deyatel’nost’, Shtrikhi k Portretu [Lev Semio- novich Vygotsky: Life, Work, Personality]. Moscow: Smysl, 1996.
  15. Vygotsky L.S. Mind in society: the development of high- er psychological processes / M. Cole, V. John-Steiner, S. Scrib- ner & E. Souberman, Eds. & Translators. Harvard University Press, 1978.
  16. Vygotsky L.S. (1983). Sobranie sochinenii. Moscow, Vol. 3. Prosveschenie.
  17. Yaroshevsky M. L.S. Vygodsky: in search for the new psychology. Petersburg: Publishing House of International Foundation for History of Science, 1993.
  18. Zavershneva E. The Vygotsky family archive (1912— 1934). New findings // Journal of the Russian and East Euro- pean Psychology. 2010 № 48 (1). P. 14—33.

Информация об авторах

Рубцова Ольга Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология имени проф .Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», руководитель «Центра междисциплинарных исследований современного детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-1234, e-mail: ovrubsova@mail.ru

Дэниелс Гарри, PhD, профессор, научный сотрудник, факультет образования, колледж Грин Темплтон, Оксфорд, Великобритания, e-mail: harry.daniels@education.ox.ac.uk

Метрики

Просмотров

Всего: 3904
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 3902
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3