Культурно-историческая психология
2016. Том 12. № 3. С. 47–57
doi:10.17759/chp.2016120304
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Развитие идей научной школы Л.С. Выготского: научные публикации журнала «Культурно-историческая психология» (2005—2016 гг.)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: культурно-историческая психология, библиометрический анализ, Web of Science, РИНЦ, речь, личность, социализация, научные публикации
Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120304
Для цитаты: Шведовская А.А. Развитие идей научной школы Л.С. Выготского: научные публикации журнала «Культурно-историческая психология» (2005—2016 гг.) // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 3. С. 47–57. DOI: 10.17759/chp.2016120304
Полный текст
В статье представлен анализ развития идей школы Л.С. Выготского на примере публикаций в международном научном журнале «Культурно-историческая психология» (за период 2005—2016 гг.). В период с 2005 по 2016 г. в журнале «Культурно-историческая психология» опубликовано 595 статей 524-х авторов из 32 стран. Исследование тематики опубликованных в журнале статей проведено по следующим показателям: наукометрические показатели издания; состав авторского коллектива; тематика публикаций; читательская востребованность статей. В исследовании были использованы источники: российский индекс научного цитирования (РИНЦ); данные репозитория психологических издании PsyJournals.ru; данные отчетов о деятельности редакции журнала «Культурно-историческая психология». Пики цитирования публикаций журнала приходится на 2007, 2009 и 2006 гг. Среди публикаций большую долю занимают результаты эмпирических исследований. Наиболее разработанными направлениями являются исследования речи и мышления, личности и общения.
Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 301 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие науки и технологий” на 2013—2020 годы» (новая редакция) предусмотрена задача восстановления лидирующих позиций российской фундаментальной науки на мировой арене [4]. В соответствующем Указе Президента России от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования» сказано об увеличении доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science), до 2,44% [5]. По информации аналитических сервисов базы данных Web of Science, доля публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science, в 2013—2014 гг. составила 2,1—2,11%. Значение показателя, по итогам 2015 г., составило 2,31%. В 2013 г. число публикаций составляло 29 019 единиц, в 2014 г. — 30 097 единиц, в 2015 г. — 33 628 единиц [2].
В то же время доля российских научных периодических изданий в системе Web of Science по гуманитарным и социальным наукам крайне мала. Из научных периодических изданий по направлению «Психология» в системе Web of Science долгое время были представлены всего лишь два российских издания. Это указывает на актуальность включения большего количества ведущих научных периодических изданий Российской Федерации в систему Web of Science для повышения осведомленности о результатах российских научных исследований по психологии и смежным областям в мире.
В этой связи представляется чрезвычайно важным решение задач по проведению содержательного и наукометрического анализа показателей ведущих российских научных изданий в гуманитарной области. В области культурно-исторической и деятельностной психологии наиболее профильным русскоязычным научным изданием является международный журнал «Культурно-историческая психология».
2016 год объявлен международным годом Льва Семеновича Выготского, основателя школы культурно-исторической психологии. Журнал «Культурноисторическая психология» — единственное в России научное периодическое издание, полностью отвечающее своим содержанием культурно-исторической и деятельностной парадигме. Журнал издается в России с 2005 г., издателем является Московский государственный психолого-педагогический университет.
Аффилиация авторов публикаций (организации)
Рис. 1. Аффилиация авторов журнала «Культурно-историческая психология», опубликованных за период 2005—2016 гг.
Нужно отметить, что уже сейчас журнал «Культурно-историческая психология» включен в основные международные базы данных, такие как PsycINFO Journals Coverage (АРА), European Reference Index for Humanities (ERICH PLUS), EBSCO publishing, Ulrich's Periodicals Directory, DOAJ, Russian Science Citation Index; рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства науки и образования РФ в Перечень для публикации научных результатов диссертационных исследований; включен в Перечень рекомендованных для публикации Университетом Монаш, Австралия (Monash University, Australia). Из российских университетов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) включил журнал «Культурно-историческая психология» в список изданий категории «B» (условная группа среднего уровня), которые рекомендованы для публикации сотрудникам НИУ ВШЭ по направлению «Психология» (2015). И с января 2015 г. журнал входит в перечень базовых журналов (Core Collection) международной базы данных Web of Science (WoS) Emerging Sources Citation Index (ESCI), где индексируется с первого выпуска 2015 г. [10].
В составе редакционной коллегии и редакционного совета международного научного журнала «Культурно-историческая психология» — 37 представителей — из России (23), Австралии, Дании, Финляндии, США, Швейцарии, Израиля, Великобритании, Кубы (14). Максимальный h-индекс членов редколлегии: WoS — 41, РИНЦ — 38 (при максимальном h-индексе в отрасли «Психология» — 55).
Десятилетний юбилей журнала «Культурноисторическая психология» — это повод проанализировать развитие школы Л.С. Выготского. Мы провели исследование тематики опубликованных в журнале статей по следующим показателям: наукометрические показатели издания; состав авторского коллектива; тематика публикаций; читательская востребованность статей [6; 8]. В исследовании были использованы следующие источники: российский индекс научного цитирования (РИНЦ); данные репозитория психологических издании PsyJournals.ru; данные отчетов о деятельности редакции журнала «Культурно-историческая психология» [7].
По данным российского индекса научного цитирования, из 203 психологических журналов «Культурно-историческая психология» занимает 21 место по числу цитирований в год. Необходимо учесть, что редакционная политика издания направлена на интеграцию журнала «Культурно-историческая психология» в международный профессиональный контекст. По данным Journal Scholar Metrics of Art, Humanities, and Social Science journals (данные Google Scholar): из 1032 журналов по психологии 10 журналов — из России. «Культурно-историческая психология» занимает среди них 2-е место (h-Citation — 71, за период 2010— 2014 гг.), а в общем мировом рейтинге — 792 [9].
В период с 2005 по 2016 гг. в журнале «Культурно-историческая психология» опубликовано 595 статей 524-х авторов из 32 стран. От трех публикаций и выше — у авторов из следующих стран: Германия, США, Великобритания, Бразилия, Польша, Италия, Канада, Финляндия, Мексика, Эстония, Беларусь, Латвия. Из российских авторов, согласно данным РИНЦ, большинство являются представителями российских университетов — 82% авторов, при общем количестве организаций — 81. Большая часть организаций, к которым относятся авторы, входит в первую сотню научных и образовательных организаций РФ по показателям h-индекса: значения от 69 до 218 из 3317 (рис. 1). Из 524-х авторов: 70% авторов опубликованы один раз; 24,3% авторов опубликовали от двух до пяти статей; 5,7% авторов — более пяти статей [1].
В 2016 г. показатель цитирований статей, опубликованных в журнале «Культурно-историческая психология», составил 1356 цитирований (РИНЦ). Распределение цитирований по годам цитируемых публикаций показывает, что наиболее цитируемыми являются статьи, опубликованные в 2007, 2009 и 2006 гг. А наиболее часто цитируют исследования, опубликованные в журнале «Культурно-историческая психология», журналы отраслей: психология, образование, медицина и философия [1].
Если обратиться к данным РИНЦ, содержание публикаций журнала по ключевым направлениям (ключевым словам) распределено следующим образом (рис. 2).
По результатам анализа содержания публикаций за 10 лет в журнале «Культурно-историческая психология» (общее количество публикаций — 316) проведен расчет количества эмпирических, теоретических и прочих публикаций [3]. Показано, что эмпирические публикации превалируют — 316 публикаций, теоретических публикаций — 199, и прочих — 80 (рис. 3).
В эмпирических исследованиях выделены 12 тематических блоков.
1. Речь и мышление (17%).
2. Социализация, общение, отношение (14%).
3. Обучение (9%).
4. Восприятие (6%).
5. Память (6%).
6. Специальная, нейро- психология (9%).
7. Личность, мотивация, эмоции (11%).
8. Этнокультурные исследования (3%).
9. Семья (9%).
10. Религиозное самосознание (4%).
11. Виды деятельности, интересы (8%).
12. Искусство, творчество (4%).
Выраженность тематических блоков эмпирических исследований показана на рис. 4.
По данным альтметрик репозитория Psyjournals. ru, самая востребованная читателями статья журнала «Культурно-историческая психология» посвящена теме эмоционального выгорания (2010), количество скачиваний PDF-файла статьи — 2123 [3].
В число первых двух наиболее востребованных материалов входят: публикация о взаимодействии социального, языкового и понятийного опыта (2014) — 1018 скачиваний и публикация об основах логопсихологии (2008) — 926 скачиваний.
Остановимся подробнее на выделенных тематиках и рассмотрим основное содержание представленных в публикациях исследований.
Блок исследований «Речь и мышление»
Особенности развития мышления у социально уязвимых категорий (дети-сироты, работающие дети и подростки); опосредствование; синкретизм; развитие понятий; развитие перспективных построений в детском возрасте; когнитивные функции в поздней взрослости; стратегии решения познавательных задач; возрастная динамика развития творческого (или продуктивного) мышления; роль представлений детей дошкольного возраста о метакогнитивных знаниях в познавательной деятельности; особенности категориального восприятия цвета у детей с нарушениями речевого развития; овладение детьми языковыми средствами для ориентировки в эмоциональных отношениях и состояниях; интеллектуальные операции и распад речи; активизация речевой деятельности при умственной отсталости; знаковые системы, замещающие естественный язык на ранних этапах овладения речью при разных вариантах дезонтогенеза; моделирование в становлении гипотез.
Количество публикаций на одно ключевое направление (от 10 и более публикаций)
Рис. 2. Количество публикаций журнала «Культурно-историческая психология», опубликованных за период 2005—2016 гг., на одно тематическое направление (по данным РИНЦ)
Содержание публикаций (количество публикаций в разделах)
Рис. 3. Количество теоретических, эмпирических и прочих публикаций журнала «Культурно-историческая психология», опубликованных за период 2005—2016 гг.
Тематика эмпирических исследований (количество публикации, в %)
Рис. 4. Выраженность тематики эмпирических исследований журнала «Культурно-историческая психология», опубликованных за период 2005—2016 гг. |
Блок исследований
«Социализация, общение, отношение»
Отношение к людям с нарушениями развития; социально желательные способы действия и личностное благополучие; эмоциональное благополучие индивида и общительность; эффективность средств общения, используемых родителями глухих детей, и интеллектуальное развитие ребенка; суицидальное поведение в студенческой популяции и эмоциональная дезадаптация; интерперсональные отношения подростков с девиантным поведением из социально неблагополучных семей, обучающихся в специальных школах; социальная изоляция академически неуспешных подростков, испытывающих экономические трудности и семейные проблемы, в условиях массовой школы; подростковая агрессия и характер детско-родительских отношений; социальные факторы и физический перфекционизм у молодежи; идентификация объектов внимания и понимание контекста коммуникативной ситуации; мотивационные профили, способствующие социализации подростков.
Блок исследований «Обучение»
Учебная успешность детей и взаимодействие учителя с классом на уроке; возрастные особенностей произвольной регуляции деятельности у детей на этапе перехода к систематическому обучению; подготовка учителей для начальной школы в контексте введения нового ФГОС; динамика отдельных мотивов учения у детей на протяжении обучения в начальной школе; использование символических и знаковых средств (схем и моделей) в обучении при освоении нового содержания.
Блок исследований
«Виды деятельности, интересы, субкультура»
Механизм двухтактной игры; мультипликация как источник переживаний и осознания нравственных конфликтов, возрастная адресация мультфильмов; особенности вхождения во взрослость в специфическом социальном контексте околофутбольной субкультуры; массовая культура и формирование у детей предпочитаемых образов; роль СМИ в формировании образа тела и его идеала; коллекционирование как психологический феномен.
Блок исследований «Восприятие»
Физическая аттрактивность; дефицитарность развития зрительно-пространственных функций; экологический фактор и особенности пространственного восприятия; движения глаз у больных шизофренией при восприятии «немых» видеоизображений социального взаимодействия; восприятие и понимание архитектурного пространства.
Блок исследований «Память»
Феномен игнорирования информации при выполнении мнемических задач; деятельностная (мотивационная) регуляция мнемических процессов (на примере воспоминаний о террористических актах); эффективность непроизвольного запоминания слов; ностальгия как особый вида эмоциональной памяти; рефлексивная организация опыта как основная функция памяти; исследования произвольной памяти у детей с разными видами отклоняющегося развития.
Блок исследований «Личность, мотивация, эмоции»
Внутриличностные конфликты в подростковом возрасте; инициативность; страхи (школьные страхи); нравственное развитие личности и динамика индивидуальных ценностей в контексте социальной среды; критическое отношение к себе как новообразование в структуре Я-концепции детей младшего школьного возраста; развитие личности у лиц с ОВЗ как развитие в затрудненных условиях; участие телесных ощущений в понимании своих эмоций; личностная автономия и моральная ориентация подростков, определяемые приоритетом ценности справедливости или заботы; биографическая рефлексия, смыслообразование и саморегуляция; самоконтроль как личностно-мотивационный ресурс деятельности и психологического благополучия.
Блок исследований
«Этнокультурные исследования»
Временная перспектива в различных культурах; предпочтения культурными группами принципа справедливости и принципа заботы; адаптация представителей разных культур в условиях образовательного учреждения; значимое социальное окружение и этническая идентичность; сравнительный этимологический анализ называния эмоций в различных языках; мотивация, этнокультурная преемственность и стратегии аккультурации этнических меньшинств; доверие и аккультурационные стратегии этнических меньшинств и мигрантов; особенности моральных оснований у подростков различных стран.
Блок исследований «Клиническая, специальная и нейро- психология»
Нейропсихологический подход к коррекции и развитию психических функций у детей с выраженными трудностями обучения; особенности формирования функциональной межполушарной асимметрии и высших психических процессов; обучение и сопровождение особых детей (синдром трисомии 21, эпилепсия); нейрореабилитация высших психических функций у больных с повреждениями мозга; становление двигательной координации у детей в норме и с аномалиями развития; анализ зоны ближайшего развития у детей с различными формами дизонтогенеза; развитие крупной и мелкой моторики у детей, больных шизофренией.
Блок исследований «Семья»
Семейная направленность в сознании девушек 15—22 лет; социально-экономические характеристики семьи и темперамент ребенка в младенческом и раннем детском возрасте; микросоциальные ресурсы (поддержка близких и родственников, удовлетворенность этой поддержкой) и психологические ресурсы устойчивости и саморегуляции личности; психосемантические системы семейной целенаправленности; внутренняя позиция матери у участниц программы ЭКО (экстракорпорального оплодотворения); психосемантическая система семейной целенаправленности у мужчин.
Блок исследований
«Религиозное самосознание»
Отношении к смерти в культурных центрах с традиционно преобладающими христианскими конфессиями; представления студенческой молодежи об атеизме и личности атеиста; религиозная идентичность школьников буддистского вероисповедания.
Блок исследований «Искусство, творчество»
Применение танцевально-двигательных техник в комплексной логопсихокоррекции заикающихся; использование подростками 14—16 лет в своем словесном творчестве тематики жизни и смерти; талисман как психологическое орудие.
Таким образом, среди всех публикаций журнала «Культурно-историческая психология» за 2005— 2016 гг. превалирует тематика исследований сознания и личности, а среди эмпирических исследований — речи, мышления, социализации и личности. Большинство авторов являются представителями российских университетов, входящих в первую сотню научных и образовательных организаций РФ по показателям h-индекса. Можно сказать, что политика объединения сил научно-профессионального сообщества вокруг задач изучения, сохранения и развития идей культурно-исторической психологии приносит свои ощутимые результаты и активно поддерживается журналом «Культурно-историческая психология».
Литература
- Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru (дата обращения: 18.09.2016).
- Отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации
- «Развитие науки и технологий» в 2015 году (уточненный) [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ info/23028/ (дата обращения: 18.09.2016).
- Портал психологических изданий [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru (дата обращения: 18.09.2016).
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 301 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013—2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162175/ (дата обращения: 18.09.2016).
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки [Электронный ресурс]. URL: http:// kremlin.ru/acts/bank/35263 (дата обращения: 18.09.2016).
- Шведовская А.А. Перспективные исследования научной школы Л.С. Выготкого на страницах журнала «Культурно-историческая психология»: итоги десяти лет работы. Тезисы // Материалы международного симпози- ума «Научная школа Л.С. Выготского: традиции и инновации». 27—28 июня 2016 г. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016.
- Шведовская А.А., Мешкова Н.В. Библиометрический анализ журнала «Культурно-историческая психология» // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 1. С. 106—115. doi:10.17759/chp.2016120112
- Шведовская А.А., Мешкова Н.В. Библиометрический анализ журнала «Психологическая наука и образование» // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 4. С. 108—116. doi:10.17759/pse.2015200411
- Journal Scholar Metrics, Art, Humanities, and Social Science Journals, сетевой ресурс [Электронный ресурс]. URL: http://www.journal-scholar-metrics.infoec3.es (дата обращения: 18.09.2016).
- Master Journal List Thomson Reuters [Электронный ресурс]. URL: http://ip-science.thomsonreuters.com/mjl/ (дата обращения: 18.09.2016).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3799
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 1479
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2