Культурно-историческая психология
2017. Том 13. № 1. С. 68–80
doi:10.17759/chp.2017130107
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
«Особый театр» как средство социальной инклюзии: зарубежный и отечественный опыт
Аннотация
Цель статьи — познакомить читателей с историей создания «особого театра» в России и за рубежом, а также обсудить особенности его организации в контексте проблемы социальной инклюзии. Рассматривается модель инклюзивного театра, опирающаяся на систему понятий культурно-исторической научной школы. В основе модели — идея Л.С. Выготского о том, что всякий физический недостаток реализуется как социальная «ненормальность» поведения, в связи с чем его преодоление возможно в условиях специально организованного социального взаимодействия. По мнению авторов, эффективной формой такого взаимодействия может стать особый тип инклюзивной театральной деятельности, где «коллизии и столкновения» целенаправленно моделируются, а «переживание» и рефлексия выступают в качестве основных механизмов организации разворачивающегося совместного действия.
Общая информация
Ключевые слова: социальная инклюзия, "особый театр", театральная деятельность, драма , переживание, рефлексивная коммуникация
Рубрика издания: Памятные даты
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2017130107
Для цитаты: Рубцова О.В., Сидоров А.В. «Особый театр» как средство социальной инклюзии: зарубежный и отечественный опыт // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 1. С. 68–80. DOI: 10.17759/chp.2017130107
Литература
- Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун- та, 1984. 200 с.
- Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 138—142.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. М.: Педагогика,1983. 369 с.
- Завершнева Е.Ю. К публикации заметок Л.С. Выготского // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 4. С. 15—24.
- Зарецкий В.К. Динамика уровневой организации мышления при решении творческих задач: Дис. … канд. психол. наук. М., 1984. 278 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
- Рубцова О.В., Дэниелс Г. Понятие «драмы» в концепции Л.С. Выготского: культурно-исторический и исследовательский контекст // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 189—207.
- Рубцова О.В., Уланова Н.С. Психологические предпосылки развития рефлексии в условиях применения цифровых технологий //Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 4. С.101—112.
- Собкин В.С. Комментарии к театральным рецензиям Льва Выготского. М.: Институт социологии образования РАО, 2015. 568 с.
- Шеманов А.Ю., Попова Н.Т. Инклюзия в культурологической перспективе // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 74—82.
- Щербакова А.М., Шеманов А.Ю. Дискуссионные вопросы развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью // Психологическая наука и образование. 2010. № 2. С. 63—71.
- Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский: в поисках новой психологии. СПб.: Изд-во Междунар. фонда истории науки, 1993. 300 с.
- Creating an Inclusive Society: Practical Strategies to Promote Social Integration. DESA, 2009. [Электронный ресурс] // URL : http://www.un.org/esa/socdev/egms/docs/2009/Ghana/inclusive-society.pdf (дата обращения: 10.04.2017).
- Durham-Wall M. What are you looking at? Staring down notions of the disabled body in dance // Choreographic Practices. Vol. 6 (1). P. 25—40.
- King F., Kimball T. (Eds.). Peering Behind the Curtain: Disability, Illness, and the Extraordinary Body in Contemporary Theater. Y.: Routledge, 2002. 177 p.
- Kuppers P. Disability Culture and Community Performance. , UK: Palgrave, 2011. 296 p.
- Lefevere P. Theatre Workshop aids the handicapped// Goldstein J. No Stone Unturned: A Father’s Memoir of His Son’s Encounter with Traumatic Brain Injury. Potomac Books, 2012. P. 5—13.
- Mitchell D., Snyder S. Exploitations of Embodiment: Born Freak and the Academic Bally Plank // Disability Studies Quarterly. Vol. 25 (3). P. 37—45.
- Pascal J. Hilde Holger: As a dancer and teacher she kept the spirit of German expressionism alive in London [Электронный ресурс] // The Guardian (2001-09-26); Retrieved (2012-12-27). URL: https://www.theguardian.com/news/2001/sep/26/guardianobituaries1 (дата обращения: 11.04.2017).
- Tawell A. et al. Being Other: the Effectiveness of Artsbased Approaches in Engaging with Disaffected Young People. University of Oxford, Department of Education, 2015. 39 p.
- Veresov N.N. Zone of Proximal development: The hidden dimension? [Электронный ресурс] // Ostern A., Heila-Ylikallio R. (Eds.) Language as Culture — Tensions in Time and Space. 2004. Vol. 1. Р. 13—30. URL: http:// nveresov.narod.ru/ZPD.pdf (Р. 1—6) (дата обращения: 15.07.1916).
- URL: http://blueappletheatre.com/hamlet/
- URL:http://inclusioninthearts.org
- URL:http://www.tbtb.org
- URL:http://www.theapothetae.org
- URL:http://www.thikwa.de/repertoire/biofiction.html
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2639
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 1388
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0