Особенности сопереживания на разных этапах подросткового возраста

1568

Аннотация

Работа посвящена особенностям сопереживания в подростковом возрасте. Целью исследования стало изучение и описание особенностей сопереживания у подростков в общем, а также особенностей, характерных для различных этапов подросткового возраста. На данный момент, сопереживание у подростков фрагментарно исследовано зарубежными психологами и практически не изучалось отечественными коллегами. В исследовании были поставлены и решены следующие задачи на основе анализа литературы: сформировано представление о понятии сопереживания; сформулировано рабочее определение сопереживания; рассмотрены характеристики подросткового возраста, связанные с развитием сопереживания; осуществлен обзор актуальных зарубежных исследований эмпатии в подростковом возрасте; проведено эмпирическое исследование особенностей сопереживания на разных этапах подросткового возраста. Новые данные об особенностях сопереживания у подростков могут быть интересны представителям помогающих профессий, в частности, специалистам, занимающимся консультированием и психотерапией подростков.

Общая информация

Ключевые слова: сопереживание, эмпатия, утешение, эмоциональная поддержка, подростковый возраст, понимающая психотерапия

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150111

Для цитаты: Суханова М.О., Шерягина Е.В. Особенности сопереживания на разных этапах подросткового возраста // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 1. С. 102–115. DOI: 10.17759/chp.2019150111

Фрагмент статьи

Понятие «сопереживание» в философской и психологической традиции определяется очень разнородно и неоднозначно. Можно сказать, что нет общего взгляда на понимание этого феномена, более того, несмотря на богатую историю разработки этой категории в гуманитарной парадигме, определенного понимания относительно нее так и не сложилось.

Литература

  1. Архангельская В.В. Переживание и сопереживание в психологическом консультировании и системе К.С. Станиславского. Психология и психотерапия: методология, исследования, практика. М., 2018. С. 57— 80.
  2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.
  3. Бережковская Е.Л. Культурно-историческая и гуманистическая психология: возможные точки схода (эмпатия как высшая психическая функция) / Е.Л. Бережковская, Н. Г. Радинская // Вестник РГГУ. 2006. № 1. С. 126—145.
  4. Бодалев А.А. Психология общения. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996, 328 с.
  5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК». 1995, 352 с.
  6. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во Моск. ун- та, 1984, 200 с.
  7. Василюк Ф.Е. Понимание—сопереживание: соединительный союз // Понимающая психотерапия. IV научно-практическая конференция. Москва, 24—26 июня 2016. Тезисы докладов. МГППУ. М: МГППУ, 2016. С. 32—34.
  8. Василюк Ф. Е. Семиотика и техника эмпатии / Ф.Е. Василюк // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 3—14.
  9. Василюк Ф.Е. Сопереживание как центральная категория понимающей психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 5. С. 205—227.
  10. Венгер А.Л. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б. Эльконина / А.Л. Венгер, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин // Хрестоматия по детской психологии. М.: ИПП, 1996. С. 100—108.
  11. Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии. М.: ИПП, 1996. С. 4—20.
  12. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии/ Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147—158.
  13. Гадамер X.М. История понятия переживание / X.М. Гадамер // Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. С. 36—50.
  14. Гальперин П.Я. Проблема деятельности в советской психологии // Психология как объективная наука. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК. 1999, С. 249—271.
  15. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Концепции алекситимии (обзор зарубежных исследований) // Социальная и клиническая психиатрия. 2003. № 1. С. 128— 145.
  16. Демидова Л.Ю., Шерягина Е.В. Возможности и перспективы изучения эмпатии у лиц с аномалиями сексуального влечения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. № 3. URL: http://psyjournals. ru/psyandlaw/2013/n3/63784.shtml (дата обращения: 16.01.2019).
  17. Дольто Ф. На стороне подростка / Пер. с фр. А.К. Борисовой. Екатеринбург: Изд-во У-Фактория, 2006. 368 с.
  18. Донец В.В., Федунина Н.Ю., Шерягина Е.В. Мотив утешения у передвижников // Консультативная психология и психотерапия. 2007. № 3. C. 104—109.
  19. Карягина Т.Д. Некоторые проблемы изучения эмпатии в контексте психологического консультирования и психотерапии // Культурно-историческая психология. 2009. № 4. С. 115—124.
  20. Карягина Т.Д. Проблема формирования эмпатии // Консультативная психология и психотерапия. 2010. № 1. С. 38—54.
  21. Карягина Т.Д. Профессионализация эмпатии: постановка проблемы // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 5. С. 235—256. doi:10.17759/ cpp.2015230511
  22. Карягина Т.Д. Философские и научные контексты проблемы эмпатии // Консультативная психология и психотерапия. 2009. № 4. С. 50—74.
  23. Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: дис. … канд. психол. наук. М., 2013. 175 с.
  24. Карягина Т.Д. Экспириентальные подходы в современной психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 1. С. 126—152.
  25. Карягина Т.Д. Эмпатия как метод: философский взгляд // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 5. С. 205—234. doi:10.17759/cpp.2015230510
  26. Карягина Т.Д., Иванова А.В. Эмпатия как способность: структура и развитие в ходе обучения психологическому консультированию // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 4. С. 182—207.
  27. Карягина Т.Д., Матвеева К.М. Проблема измерения и оценки эмпатии в психотерапии // Психологическая наука и образование. 2012. № 5. С. 67—78.
  28. Карягина Т.Д., Придачук М.А. Эмпатически обусловленный дистресс и возможности его диагностики // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 2. С. 8—38. doi:10.17759/cpp.2017250202
  29. Клименкова Е.Н., Холмогорова А.Б. Позиция в учебной деятельности и способность к эмпатии в подростковом и юношеском возрастах [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 3. С. 156—163. doi:10.17759/psyedu.2017090316
  30. Кон И.С. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого- педагогические характеристики переходного возраста / И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн. Москва // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Ред. Д.И. Фельдштейн; сост. Л.М. Семенюк. М.: Международная педагогическая академия, 1994. С. 217—246.
  31. Копьев А.Ф., Топольская Т.А. Психотерапия обыденной жизни (феноменологическое исследование диалога) // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 4. С. 94—114. doi:10.17759/cpp.2017250407
  32. Москачева М.А., Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Алекситимия и способность к эмпатии // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Т. 22. № 4. С. 98—114.
  33. Насиновская Е.Е. Альтруистический императив / Е.Е. Насиновская // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 152—172.
  34. Суханова М.О. Особенности сопереживания на разных этапах подросткового возраста: автореф. вып. квалиф.: магист. дис.: работы: Направление 37.04.01. «Психология». Магистерская программа «Детская и семейная психотерапия»/ Моск. гос. психолого-пед. ун-т. М., 2017. 10 с. URL: http://psychlib.ru/inc/absid. php?absid=355595
  35. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ., общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. М.: Изд. группа «Прогресс»-«Универс», 1994. 480 с.
  36. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. М.: МПСИ, 1996. С. 163—168.
  37. Холмогорова А.Б., Московская М.С., Шерягина Е.В. Алекситимия и способность к оказанию разных видов социальной поддержки // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Т. 22. № 4. С. 115—129.
  38. Холмогорова А.Б., Клименкова Е.Н. Способность к эмпатии в контексте проблемы субъектности // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 2. С. 75—93. doi:10.17759/cpp.2017250205
  39. Шермазанян Л.Г. Сопереживание как внутренняя деятельность консультанта // Понимающая психотерапия: теория, методология, исследования. М.: МГППУ; ПИ РАО, 2009. С. 135—151.
  40. Шермазанян Л.Г. Мотивация помогающего поведения в контексте житейской и профессиональной помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 5. С. 257—289. doi:10.17759/ cpp.2015230512
  41. Шерягина Е.В. Житейская и профессиональная психологическая помощь: понятийное поле и проблематика // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 1. С. 8—23. doi:10.17759/ cpp.2016240102
  42. Шерягина Е.В. Переживание и утешение в психологической практике // Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения «Молодые ученые — московскому образованию». М.: МГППУ, 2006. С. 289—290.
  43. Шерягина Е.В. Проективная методика исследования стратегий утешения // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. С. 212—224.
  44. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте // Психология подростка / Под ред. Ю.И. Фролова. М.: Изд-во «Роспедагентство», 1997. С. 313—320.
  45. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато ACT, 1996. 592 с.
  46. Юсупов И.М. Вчувствование, проникновение, понимание. Казань, 1993. 199 с.
  47. Carlo G., Crockett L.J., Randall B.A., Roesch S.C. A latent growth curve analysis of prosocial behavior among rural adolescents. // Journal of Research on Adolescence. 2017. P. 301—324.
  48. Carolien Rieffe, Paul Oosterveld, MarkMeerum Terwogt An alexithymia questionnaire for children: Factorial and concurrent validation results // Personality and Individual Differences. 2006. P. 123—133.
  49. Davis M.H. A multidimensional approach to individual differences in empathy // JSAS Catalog of Selected Documents in Psychology. 1980. P. 10—85.
  50. Davis M.H. Empathy: A social psychological approach / M.H. Davis. -Boulder, C.O.: Westview Press, 1996. 260 p.
  51. Еsenberg N, Miller PA. The relation of empathy to prosocial and related behaviors // Psychological Bulletin. 1987. Vol. 101. № 1. P. 91—119.
  52. Eisenberg N., Cumberland A., Guthrie I.K., Murphy B.C., Shepard S.A. Age changes in prosocial responding and moral reasoning in adolescence and early adulthood // Journal of Research on Adolescence. 2015. P. 235—260.
  53. Garaigordobil M. A Comparative Analysis of Empathy in Childhood and Adolescence: Gender Differences and Associated Socio-emotional Variables // International Journal of Psychology and Psychological Therapy. 2009. Vol. 9. P. 217—235.
  54. Garaigordobil M., Durá A, Pérez J.I. Psychopathological symptoms, behavioural problems, and self-concept/self-esteem: A study with adolescents from 14 to 17 years // Annuary of Clinical and Health Psychology. 2005. P. 53—63.
  55. Rotenberg K.J., Fox C., Green S., Ruderman L., Slater K., Stevens K., Carlo G. Construction and validation of a children’s interpersonal trust belief scale // British Journal of Developmental Psychology. 2005. Vol. 23. P. 271—292. https://doi.org/10.1348/026151005X26192
  56. Pettitt L.M. Gender intensification of peer socialization during puberty.// New Directions for Child and Adolescent Development. 2004(106). P. 23—34. https://doi.org/10.1002/ cd.114
  57. Tobari M. The development of empathy in adolescence: A multidimensional view // Japanese Journal of Developmental Psychology. 2014. P. 136—148.
  58. Underwood B., Moore. Perspective-taking and altruism. Psychological Bulletin, 1991. Vol. 1, P. 143—173.
  59. Van der Graaff, Jolien Branje, Susan De Wied, Minet Hawk, Skyler Van Lier, Pol Meeus Wim. Perspective Taking and Empathic Concern in Adolescence: Gender Differences in Developmental Changes // Developmental Psychology. 2013. P. 881—888. doi: 10.1037/a0034325

Информация об авторах

Суханова Марина Олеговна, психолог, центр экстренной психологической помощи, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: marina.zhurina@gmail.com

Шерягина Елена Владимировна, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4840-8297, e-mail: sheryagina@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2480
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1568
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 4