Культурно-историческая психология
2020. Том 16. № 1. С. 111–121
doi:10.17759/chp.2020160111
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Возможности использования игровых ролей для тренировки регуляторных функций у дошкольников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: дошкольный возраст, игра, регуляторные функции
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160111
Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ №18-013-01057.
Для цитаты: Веракса А.Н., Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Гаврилова М.Н. Возможности использования игровых ролей для тренировки регуляторных функций у дошкольников // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 1. С. 111–121. DOI: 10.17759/chp.2020160111
Фрагмент статьи
Значение игровой деятельности для развития детей в дошкольном возрасте отмечается многими исследователями. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения, которое является важным компонентом готовности детей к школе и их дальнейших успехов в обучении.
Литература
-
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития ребенка. М.: ЭКСМО, 2004. С. 200—223.
-
Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В., Макалатия А.Г. Восприятие детьми дошкольного и младшего школьного возраста образов героев отечественных и зарубежных мультфильмов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. № 3. С. 105—123.
-
Смирнова Е.О., Гударева О.В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2005. № 2. С. 76—86.
-
Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1976. 304 с.
-
Carlson S., White R., Davis-Ungera A. Evidence for a relation between executive function and pretense representation in preschool children // Cognitive Development. 2014. Vol. 29. P. 1—24. doi:10.1016/j.cogdev.2013.09.001
-
Colliver Y., Veraksa N. The Aim of the Game: A pedagogical tool to support young children’s learning through play // Learning, Culture and Social Interaction. 2019. Vol. 21. P. 296—310. doi:10.1016/j.lcsi.2019.03.001
-
Diamond A. Executive Functions // Annual Review of Psychology. 2013. Vol. 64. P. 135—168. doi:10.1146/annurev-psych-113011-143750
-
Fantuzzo J., Sekino Y., Cohen H. An examination of the contributions of interactive peer play to salient classroom competencies for urban Head Start children // Psychology in the Schools. 2004. Vol. 41. P. 323—336. doi:10.1002/pits.l0162
-
Fisher E.P. The impact of play on development: A meta-analysis // Play & Culture. 1992. 5(2). P. 159—181.
-
Friedman N.P., Miyake A. Unity and diversity of executive functions: Individual differences as a window on cognitive structure // Cortex. 2017. Vol. 86. P. 186—204.
-
Ivrendi А. Choice-driven peer play, self-regulation and number sense // European Early Childhood Education Research Journal. 2016. Vol. 24. Iss. 6. P. 895—906. doi: 10.1080/1350293X.2016.1239325
-
Kelly R., Hammond S., Dissanayake C, Ihsen E. The relationship between symbolic play and executive function in young children. Australasian // Journal of Early Childhood. 2011. Vol. 36. P. 21—28.
-
Korkman M., Kirk U., Kemp S.L. NEPSY II. Administrative manual. San Antonio, TX: Psychological Corporation, 2007.
-
Miyake A., Friedman N.P., Emerson M.J., Witzki A.H., Howerter A. The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex “frontal lobe” tasks: A latent variable analysis // Cognitive Psychology. 2000. Vol. 41. P. 49—100. doi:10.1006/cogp.l999.0734
-
Pierucci J., Brien C., McInnis M., Gilpin A., Barber A. Fantasy orientation constructs and related executive function development in preschool: Developmental benefits to executive functions by being a fantasy-oriented child // International Journal of Behavioral Development. 2014. Vol. 38 (1). P. 62— 69.
-
Slot P.L., Mulder H., Verhagen J., Leseman P.P.M. Preschoolers’ cognitive and emotional self-regulation in pretend play: Relations with executive functions and quality of play // Infant and Child Development. 2017. Vol. 26. Iss. 6. e2038. doi:10.1002/icd.2038
-
Smith P.K. Children and play. England: Wiley- Blackwell, 2010. 268 p.
-
Thibodeau R., Gilpin A., Brown M., Meyer B. The effects of fantastical pretend-play on the development of executive functions: An intervention study // Journal of Experimental Child Psychology. 2016. Vol. 145. P. 120—138.
-
Velichkovsky B.B., Bondarenko I.N., Morosanova V.I. The relationship between executive functions and language competences in middle school children // Psychology in Russia: State of the Art. 2019. Vol. 12(1). P. 104—117.
-
Vieillevoye S., Nader-Grosbois N. Self-Regulation during Pretend Play in Children with Intellectual Disability and in Normally Developing Children // Research in Developmental Disabilities. 2008. Vol. 29. № 3. P. 256—272.
-
White R., Carlson S. What would Batman do? Self-distancing improves executive function in young children // Developmental Science. 2016. Vol. 19. P. 419—426.
-
Willoughby M.T., Kupersmidt J.B, Voegler-Lee M.E. Is preschool executive function causally related to academic achievement? // Child Neuropsychology: A Journal on Normal and Abnormal Development in Childhood and Adolescence. 2012. Vol. 18 (1). P. 79—91.
-
Yeniad N., Malda M., Mesman J., Van IJzendoorn M.H., Pieper S. Shifting ability predicts math and reading performance in children: A meta-analytical study // Learning and Individual Differences. 2013. Vol. 23. P. 1—9. doi:10.1016/j. lindif.2012.10.004
-
Zelazo P.D. The Dimensional Change Card Sort (DCCS): a method of assessing executive function in children // Nature Protocols. 2006. Vol. 1. P. 297—301.
-
Zyga O. The Act of Pretending: Play, Executive Function, and Theory of Mind in Early Childhood [Электронный ресурс]. 2016. 76 p. http://rave.ohiolink. edu/etdc/view?acc_num=case1467391080 (дата обращения 15.11.2017).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1370
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 760
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 2