«Можно ли это изменить?» Ролевое экспериментирование подростков в процессе дигитально опосредованного социально-эмоционального обучения

150

Аннотация

Данное исследование опирается на идеи О.В. Рубцовой о «ролевом экспериментировании», а также на основные положения теории, объясняющие динамику развития характера подростка в интерпретации Л.С. Выготского. Это теоретическое обоснование лежит в основе исследования семи 12—13 летних подростков из средней школы в Лондоне. Участники эксперимента в течение двух недель использовали приложение, созданное группой учеников. С помощью этого приложения участники эксперимента могли выявить «драматические ситуации» и обсудить со сверстниками из группы свои ощущения и переживания. Благодаря возможности обсуждать с другими волнующие их вопросы, подростки развивали способность к самоанализу, формированию понятий. Этот процесс способствовал развитию самосознания. Обсуждая роли сверстников и учеников, участники экспериментировали с научными и житейскими понятиями, что позволило им увидеть значимый для них опыт под новым углом зрения

Общая информация

Ключевые слова: информационные технологии , социально-эмоциональное обучение, подростки, разыгрывание ролей, драматическая ситуация, идеальная форма

Рубрика издания: Психология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2021170211

Для цитаты: Потапов К. «Можно ли это изменить?» Ролевое экспериментирование подростков в процессе дигитально опосредованного социально-эмоционального обучения // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 2. С. 114–122. DOI: 10.17759/chp.2021170211

Литература

  1. Akkerman, S. F., & Bakker, A. (2011). Boundary crossing and boundary objects. Review of educational research, 81(2), 132—169.
  2. Balestra, F. (2012). Negotiating selves and identities in interaction: Between theory and methodology. Cultural-Historical Psychology, 8(1), 47—50.
  3. Brandom, R. (1984). Reference explained away: anaphoric reference and indirect description. The Journal of Philosophy, 81(9), 469—492.
  4. Brandom, R. (2000). Articulating reasons: Harvard University Press,
  5. Church, E. (1994). The role of autonomy in adolescent psychotherapy. Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training, 31(1), 101.
  6. Derry, J. (2013). Vygotsky: Philosophy and education: John Wiley & Sons,
  7. Drake, J.R., Cain, R., & Lee, V.R. (2018). From Wearing to Wondering: Treating Wearable Activity Trackers as Objects of Inquiry Wearable Technologies: Concepts, Methodologies, Tools, and Applications (pp. 810—832): IGI Global.
  8. Emmerson, L. (2018). Statutory RSE and health education. Seced, 2018(22), 11—11.
  9. Fonseca, S. (2020). Social and Emotional Learning & Technology: A report on research and best practices.
  10. Formby, E., & Wolstenholme, C. (2012). ‘If there’s going to be a subject that you don’t have to do…’Findings from a mapping study of PSHE education in English secondary schools. Pastoral Care in Education, 30(1), 5—18.
  11. Freud, S. (1953). Fragment of an analysis of a case of hysteria (1905 [1901]) The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud, Volume VII (1901— 1905): A Case of Hysteria, Three Essays on Sexuality and Other Works (pp. 1—122).
  12. Gee, J.P. (2014). An introduction to discourse analysis: Theory and method: Routledge,
  13. Hedegaard, M., Edwards, A., & Fleer, M. (2011). Motives             in          children’s           development: Cultural-historical approaches: Cambridge University Press,
  14. Kukla, R., & Lance, M.N. (2009). ‘Yo!’and’Lo!’: The Pragmatic Topography of the Space of Reasons: Harvard University Press,
  15. Lear, J. (1998). Love and its place in nature: A philosophical interpretation of Freudian psychoanalysis: Yale University Press,
  16. Li, I., Dey, A., & Forlizzi, J. (2010). A stage-based model of personal informatics systems. Paper presented at the Proceedings of the SIGCHI conference on human factors in computing systems.
  17. MacIntyre, A. (2004). The unconscious: a conceptual analysis: Psychology Press,
  18. MacIntyre, A. (2016). Ethics in the conflicts of modernity: An essay on desire, practical reasoning, and narrative: Cambridge University Press,
  19. Moynihan, S., Hennessy, J., & Mannix-McNamara, P. (2015). Health education in the context of performance driven education: challenges and opportunities Schools for health and sustainability (pp. 211—230): Springer.
  20. Peltz, J.S., Rogge, R.D., & O’Connor, T. G. (2019). Adolescent sleep quality mediates family chaos and adolescent mental health: A daily diary-based study. Journal of Family Psychology, 33(3), 259.
  21. Polman, J.L. (2018). From quantified self to building a more fit community: data tracking and science infographics as boundary objects: International Society of the Learning Sciences, Inc. [ISLS].
  22. Pommeranz, A., Detweiler, C., Wiggers, P., & Jonker,C.M. (2011). Self-reflection on personal values to support value-sensitive design. Paper presented at the Proceedings of HCI 2011 The 25th BCS Conference on Human Computer Interaction 25.
  23. Potapov, K., & Marshall, P. (2020). LifeMosaic: Co-design of a personal informatics tool for youth. Paper presented at the Proceedings of the Interaction Design and Children Conference.
  24. Potapov, K., Vasalou, A., Lee, V., & Marshall, P. (2021). What do Teens Make of Personal Informatics? Young People’s Responses to Self-Tracking Practices for Self-Determined Motives. Paper presented at the Proceedings of the 2021 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems.
  25. Ramos, M., & Renshaw, P. (2017). The contours of Perezhivanie: Visualising children’s emotional experiences in place. Cultural-Historical Psychology, 13(1).
  26. Rouse, J. (2007). Social practices and normativity. Philosophy of the social sciences, 37(1), 46—56.
  27. Rubtsova, O. (2019). Digital media as a new means of mediation (part one). Cultural-Historical Psychology, 15(3), 117—124.
  28. Rubtsova, O.V. (2020). Contemporary Adolescence through the Prism of the Cultural-Historical Theory: on the Issue of Experimenting with Roles. Cultural-Historical Psychology, 16(2), 69—77.
  29. Sévérac, P. (2017). Consciousness and Affectivity: Spinoza and Vygotsky. Stasis, 5(2).
  30. Slovák, P., & Fitzpatrick, G. (2015). Teaching and developing social and emotional skills with technology. ACM Transactions on Computer-Human Interaction (TOCHI), 22(4), 1—34.
  31. Stornaiuolo, A. (2020). Authoring data stories in a media makerspace: Adolescents developing critical data literacies. Journal of the Learning Sciences, 29(1), 81—103.
  32. Svensson, M.S., & Sokoler, T. (2008). Ticket-to-talk-television: designing for the circumstantial nature of everyday social interaction. Paper presented at the Proceedings of the 5th Nordic conference on Human-computer interaction: building bridges.
  33. Timar-Anton, C., Negru-Subtirica, O., & Opre, A. (2021). The Development and Testing of a Mobile Self-Tracking App to Strengthen Identity Commitments through Personal Goals. International Journal of Human-Computer Studies, 102642.
  34. Veresov, N. (2017). The concept of perezhivanie in cultural-historical theory: Content and contexts Perezhivanie, emotions and subjectivity (pp. 47—70): Springer.
  35. Vygotsky, L.S. (1974). The Psychology of Art: MIT Press.
  36. Vygotsky, L.S. (1987). The collected works of LSVygotsky: Problems of general psychology. In R. W. Rieber, and Aaron S. Carton (Ed.), Thinking and Speech (Vol. 1).
  37. Vygotsky, L.S. (1994). The Problem of Enviornment Vygotsky Reader (pp. 338—354). Oxford: Blackwell.
  38. Vygotsky, L.S. (1997). The collected works of L.S. Vygotsky: Problems of the theory and history of psychology (Vol. 3): Springer Science & Business Media,
  39. Vygotsky, L.S. (1999). Collected Works: Scientific Legacy (Vol. 6): KLUWER ACADEMIC I PLENUM PUBLISHERS
  40. Zavershneva, E., & van der Veer, R. (2018). Vygotsky’s notebooks. A Selection. New.

Информация об авторах

Потапов Кирилл, аспирант, Университетский колледж Лондона, Центр компьютерного взаимодействия, Лондон, Великобритания, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3626-8485, e-mail: kyrill.potapov.16@ucl.ac.uk