Развитие социальных компетенций у младших школьников в школах с разными способами организации учебных взаимодействий

295

Аннотация

В статье рассматриваются результаты исследования развития социальных компетенций у младших школьников, обучающихся в школах с различными способами организации учебных взаимодействий. Проанализированы два типа школ: школа, реализующая систему развивающего обучения (метод Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова), и школа, основанная на сложившихся (традиционных) методах обучения. В основу исследования положен ключевой принцип теории учебной деятельности, согласно которому освоение социальных компетенций в процессе обучения опосредовано способами организации учебных взаимодействий в процессе совместного поиска решения класса задач и зависит от форм коммуникации детей между собой и со взрослыми. В исследовании участвовали четвероклассники московских школ (258 учащихся). Применялась авторская методика «Конфликт», позволяющая изучать особенности поиска учащимися способа решения наглядно-логической задачи на выделение системы признаков и их мультипликацию. В статье обсуждаются статистически значимые различия результатов, продемонстрированных четвероклассниками. Показано, что школа развивающего обучения создает благоприятные условия для освоения учащимися продуктивных форм группового взаимодействия, что повышает эффективность совместного решения задач, а в итоге — способствует развитию социальных компетенций у детей младшего школьного возраста. В традиционной школе у учащихся выявлен феномен «депредметизации» коммуникативных компетенций: объединенные в группу для решения задачи дети в ряде случаев утрачивали ориентацию на анализ содержания задачи, подменяя процесс поиска совместного способа решения демонстрацией усвоенных правил взаимодействия.

Общая информация

Ключевые слова: социальные компетенции, школы с разными способами организации учебных взаимодействий, учебное взаимодействие, школа развивающего обучения, традиционная школа, выпускники начальной школы, совместное решение задачи

Рубрика издания: Психология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2021170205

Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений

Для цитаты: Рубцов В.В., Улановская И.М. Развитие социальных компетенций у младших школьников в школах с разными способами организации учебных взаимодействий // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 2. С. 50–58. DOI: 10.17759/chp.2021170205

Литература

  1. Vygotsky L.S. Umstvennoe razvitie detei v protsesse obucheniya. [Mental development of children in the learning process]. Moscow: Publ. GIZ, 1935. (In Russ).
  2. Guruzhapov V.A. Umenie analizirovat' uslovie zadachi kak metapredmetnyi rezul'tat obucheniya [The ability to analyze the task conditions as a meta-subject result of training]. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya[Psychological and pedagogical research], 2013. Volume 5, no. 5. (In Russ).
  3. Davydov V.V. Problemy razvivayushchego obucheniya. Opyt teoreticheskogo i eksperimental'nogo psikhologicheskogo issledovaniya. [Problems of developmental learning. Experience of theoretical and experimental psychological research]. Moscow: Publ. Pedagogika, 1986 (In Russ).
  4. Davydov V.V. Teoriya razvivayushchego obucheniya [Theory of developmental learning]. Moscow: Publ. Intor, 1996 (In Russ).
  5. Kommunikativno-orientirovannye obrazovatel'nye sredy. Psikhologiya proektirovaniya Ed. V.V. Rubtsov [Communication-oriented educational environments. Psychology of design. Ed. V.V. Rubtsov]. M.: Psikhologicheskii institut RAO. [Moscow: Psychological Institute of RAE]. 1996. (In Russ).
  6. Kritskiy A.G. Metodika gruppovoi organizatsii uchebnoi deyatel'nosti s ispol'zovaniem komp'yutera [Methods of group organization of learning activity with the use of a computer]. In: Voprosy psikhologii [Problems of psychology], 1989. No. 1. (In Russ).
  7. Margolis A.A. Zona blizhaishego razvitiya (ZBR) i organizatsiya uchebnoi deyatel'nosti uchashchikhsya [The zone of the proximal development (ZPD) and the organization of learning activity of students]. In: Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and Education]. 2020. 2020. Volume 25. No. 4. pp. 6—27. (In Russ).
  8. Obrazovatel'naya sreda shkoly i ee vliyanie na psikhicheskoe razvitie uchashchikhsya / Red. V.V.Rubtsov, N.I.Polivanova. [Educational environment of the school and its influence on the mental development of students. Ed. V.V. Rubtsov, N.I. Polivanova]. Moskva, PI RAO [ Moscow. Publ. Psychological Institute of RAE], 2007 (In Russ).
  9. Otsenka metapredmetnykh kompetentsii vypusknikov nachal'noi shkoly/ pod red. I.M.Ulanovskoi [Evaluation of meta-subject competencies of primary school graduates. Ed. by I.M. Ulanovskaya]. M.: GBOU VPO «MGPPU» [Moscow: Moscow State University of Psychology & Education], 2015 (In Russ).
  10. Perre-Klermon, A.N. Rol' sotsial'nykh vzaimodeistvii v razvitii intellekta detei /red. V.V.Rubtsov. [The role of social interactions in the development of children's intelligence. Ed. V.V. Rubtsov]. Moscow: Publ. Pedagogika, 1991 (In Russ).
  11. Polivanova N.I.,Rubtsov V.V.,Semenova M.A.Refleksiya i ee rol' v protsesse organizatsii i postroeniya kollektivno- raspredelennogo deistviya u detei [Reflection and it’s role in the process of organizing and building a collective distributed action in children]. In Problemy refleksii. Sovremennye kompleksnye issledovaniya [Problems of Reflection. Modern comprehensive research]. Novosibirsk, 1987. (In Russ).
  12. Rivina I.V. Zavisimost' razvitiya uchebno- poznavatel'nykh deistvii mladshikh shkol'nikov ot tipa kollektivnoi deyatel'nosti. [The dependence of the development of educational and cognitive actions of younger schoolchildren on the type of collective activity] In: Voprosy psikhologii [Problems of psychology], 1987. № 5, pp. 62—70. (In Russ).
  13. Rivina I.V., Polivanova, N.I., Ulanovskaya I.M. Vyyavlenie umeniya uchashchikhsya nachal'noi shkoly deistvovat' sovmestno v usloviyakh sotsio-kognitivnogo konflikta [Identifying the ability of   primary   school students to act together in a socio-cognitive conflict]. In: Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 2013. № 4. (In Russ).
  14. Rubtsov V.V. Sotsial'nye vzaimodeistviya i obuchenie: kul'turno-istoricheskii kontekst [Social interactions and training: cultural and historical context]. In: Kul'turno- istoricheskaya psikhologiya [Cultural and Historical Psychology]. 2005. № 1. (In Russ).
  15. Rubtsov V.V. Sovmestnaya deyatel'nost' shkol'nikov pri usvoenii teoreticheskikh ponyatii (na materiale fiziki) [Joint activity of schoolchildren in the assimilation of theoretical concepts (on the material of physics)].In: Formirovanie uchebnoi deyatel'nosti shkol'nikov [Formation of educational activity of schoolchildren], pp. 170—178. Moscow, 1982 (In Russ).
  16. Rubtsov V.V., Margolis A.A., Telegin M.V. Psikhologicheskoe issledovanie geneza i razvitiya zhiteiskikh ponyatii v usloviyakh uchebnogo dialoga (pervyi etap) [Psychological study of the genesis and development of everyday concepts in the context of a learning dialogue (the first stage)]. In: Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2007, No. 2, pp. 61—72. (In Russ).
  17. Ulanovskaya I.M. Sistema razvivayushchego obucheniya kak faktor stanovleniya kommunikativnykh umenii u uchashchikhsya nachal'noi shkoly [The system of developmental learning as a factor in the formation of communicative skills in primary school students]. In: Kravtsov G. G. (ed.) Teoriya i praktika kul'turno-istoricheskoi psikhologii: Materialy XVIII Mezhdunarodnykh chtenii pamyati L. S. Vygotskogo [Theory and Practice of cultural-historical psychology: Materials of the XVIII International Readings in Memory of L.S. Vygotsky]. Moscow, November 13—17, 2017. Moscow: Lev, 2017, pp. 157— 163. (In Russ).
  18. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Federal State Educational Standard of primary Education] / (utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 6 oktyabrya 2009 g. N 373) / (approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 6, 2009 N 373)] (In Russ).
  19. Zukerman G.A. Ot sovmestnogo deistviya — k konstruirovaniyu novykh sotsial'nykh obshchnostei: Sovmestnost'. Tvorchestvo. Obrazovanie. Shkola (Kruglyi stol    metodologicheskogo    seminara    pod    rukovodstvom V.V. Rubtsova, B.D. El'konina) [From joint action to the construction of new social communities: Compatibility. Creation. Education. School (Round table of the methodological seminar under the leadership of V.V. Rubtsov, B.D. Elkonin)]. In: Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural and Historical Psychology], 2018. Volume 14, No. 3. pp. 5—30. (In Russ).
  20. Apres Vygotski et Piaget. Ed. C.Garnier, N.Bednarz, I. Ulanovskaya. De Boeck Universite, Bruxelles, 1991.
  21. Deutsch, M. Cooperation and trust: Some theoretical notes/ In M. Jones (Ed.), Nebraska symposium on motivation. Lincoln, NE: University of Nebraska Press. 1962. pp. 275—319.
  22. Doise W, Mugny G. Social cognitive conflict structuration of individual and collective performance // European Journal of Social Psychology. 1978.
  23. Johnson, D.W., & Johnson, F. Joining together: Group theory and group skills (10th ed.). Boston: Allyn & Bacon. 2009.
  24. Johnson, D.W., & Johnson, R. Learning together and alone: Cooperative, competitive, and individualistic learning (5th Ed.). Boston: Allyn & Bacon. 1999.
  25. Rubtsov, V., Konokotin, A. Formation of higher mental functions in children with special educational needs via social interaction in: Evaluation and Treatment of Neuropsychologically Compromised Children. Ed. Darlyne G. Nemeth, Janna Glozman, Academic Press (an imprint of Elsevier), 2020.
  26. Rubtsov, V., Ulanovskaya I. Educational Environment and Indicators of Child Development. In: Lurian journal, N 2, 2020, pp. 71—84.
  27. Slavin, R.E. "Cooperative Learning: Applying Contact Theory in Desegregated Schools. In: Journal of social issues. 41/3 (1985): 45—62.

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Улановская Ирина Михайловна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник , лаборатория психологии младших школьников, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6605-0615, e-mail: iulanovskaya@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1060
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 295
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2