Социальная ролевая игра на онлайн-сессиях для дошкольников

259

Аннотация

Образовательная изоляция, как следствие глобальной пандемии, стала препятствием для руководства деятельностью детей дошкольного возраста на протяжении периода продолжительностью более года. Обязательное онлайн-обучение не включало коллективную игровую деятельность. Фактически, формат параллельных сессий (занятий) не применялся во многих государственных и частных дошкольных учреждениях Латинской Америки. Цель статьи — показать уникальный опыт организации дошкольным учреждением Мексики коллективных игровых занятий с использованием социальных ролей. Полученные в исследовании результаты свидетельствуют о необходимости модификации некоторых элементов структуры игровой деятельности, в частности, таких как средства и направленность деятельности. Для онлайн-игры использовались самые разные средства на конкретном, перцептивном и вербальном уровнях. Часть направленности действия была отделена от части реализации игры, чтобы гарантировать процесс коллективной игры. В работе обсуждаются положительные и отрицательные стороны организации сетевой игровой деятельности с социальными ролями. В заключении сделан вывод о необходимости глубокого анализа формата он-лайн обучения в контексте дошкольного детства.

Общая информация

Ключевые слова: онлайн-образование, дошкольное развитие, COVID-19, игровая деятельность, культурное развитие

Рубрика издания: Психология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2021170212

Для цитаты: Соловьева Ю., Кинтанар Л. Социальная ролевая игра на онлайн-сессиях для дошкольников // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 2. С. 123–132. DOI: 10.17759/chp.2021170212

Литература

  1. Vigotsky L.S. Arte e imaginación en el desarrollo del niño. México: Akal., 2003
  2. Smirnova E. Cultural-historical play theory. In: T. Bruce, P. Hakarainen & M. Bredikyte (Eds). Routledge International Handbook of Early Childhood Play, 2017. pp. 46— 57. London: Taylor & Francis.
  3. Elkonin D.B. Psykhologiya igry [Psychology of play]. Moscú: Vlados., 1999 (In Russ.).
  4. Vigotsky L.S. Sobraniye Sochinenii [Slected Works. Tom 4]. Moscow: Pedagogika., 1984 (In Russ.).
  5. Leontiev A.N. Psikhologicheskie osnovi razvitia i obucheniye rebenka [Psychological basis of child’s development and learning]. Moscow: Sense., 2009 (In Russ.).
  6. Obukhova      L.F.        Detskaya            psykhologia [             Child Psychology]. Moscow: Superior Education., 2006 (In Russ.).
  7. Solovieva Yu. & Garvis S. Vygotsky’s conception of preschool development: play with orientation and narration. In: N. Veraksa & S. Sheridan (Eds). Vygotsky’s Theory in Early Childhood Education and Research, 2018. pp. 8—14. London: EECERA. The Routledge, Taylor & Francis.
  8. Solovieva Yu. & Quintanar L. Organization of playing activity at preschool age. In: T. Bruce, P. Hakarainen & M. Bredikyte (Eds). The Routledge International Handbook of Early Childhood Play, 2017. pp. 340—354. London: Taylor & Francis.
  9. Solovieva Yu. y Quintanar L. La metodología formativa en la psicología histórico cultural. Madrid, GIUNTI-EOS., 2019
  10. Solovieva Yu., Escotto A., Baltazar A. & Quintanar L. Conception of Play Activity and its application in Mexico. In: T. Bruce, P. Hakarainen & M. Bredikyte (Eds). The Routledge International Handbook of Early Childhood Play, 2017. pp. 97— 107. London: Taylor & Francis.
  11. Gayatri M. The implementation of early childhood education in tehe time of COVID-19 Pandemic: A systematic review. Humanities and Social Sciences Reviews, 2020. Vol. 8, no. 6, pp. 46—54.
  12. OMEP     Executive     Committee.     OMEP     Position Paper: Early Childhood Education and Care in the Time of COVID-19. International Journal of Early Childhood, 2020. Vol. 52, no. 2, pp. 119—128.
  13. Kim J. Learning and Teaching Online During Covid-19: Experiences of Student Teachers in an Early Childhood Education Practicum. International Journal of Early Childhood, 2020. Vol. 52, no. 2, pp. 145—158.
  14. BrėdikytėM. The Act of Cultural Mediation in Children’s Play. Forum Oświatowe, 2012. Vol. 2, no. 47, pp. 81—100.
  15. Bredikyte M. & Hakkarainen P. Self-regulation and narrative intervention in children’s play. In: T. Bruce, P. Hakarainen & M. Bredikyte (Eds). The Routledge International Handbook of Early Childhood Play, 2017, pp. 246—258. London: Taylor & Francis.
  16. Salmina N.G. La función semiótica y el desarrollo intelectual. En: Yu. Solovieva & L. Quintanar (Eds). Antología del desarrollo psicológico del niño en la edad preescolar, 2013, pp. 75—86. México, Trillas.
  17. Leontiev A.N. Genesis of activity. In: A.N. Leontiev. Stanavleniye Psykhologii deyatelnosti [Formation of psychology of activity]. 2003, pp. 373—385. Moscow: Sense. Serie: Living Classics. (In Russ.).
  18. Talizina N.F. La teoría de la actividad aplicada a la enseñanza. México: Universidad Autónoma de Puebla., 2019.
  19. Solovieva Yu. & Quintanar L. La actividad de juego en la edad preescolar. México: Trillas., 2016
  20. Solovieva Yu. La importancia del juego en el marco del aprendizaje escolar y el uso regulativo del lenguaje. En: V. Feld y M.F. Pighín (Eds.). Neuropsicología del aprendizaje, 2020, pp. 93—110. Buenos Aires: Lugar el Editorial.
  21. Galperin P.Ya. Chetyri lektsii o psikhology [Four Lectures about Psychology]. Moscow: Superior Education., 2000 (In Russ.).
  22. Gonzáles C., & Solovieva Yu. Impacto de juego de roles sociales en la formación de la función simbólica en preescolares. Revista de Psicología de la Universidad de Antioquía, 2016. Vol. 8, no. 2. pp. 49—70.
  23. Gonzáles C. Solovieva Yu. & Quintanar L. Actividad reflexiva     en     preescolares:     perspectivas     psicológicas     y educativas. Universitas Psychologica, 2011. Vol. 10, no. 2, pp. 423—440.
  24. Solovieva Yu. & Gonzáles C. Indicadores de la adquisición de la función simbólica en el nivel de acciones verbales en preescolares. Revista de la Facultad de Medicina, 2016. Vol. 64, no. 2, pp. 257—265.
  25. Solovieva Yu., Gonzáles C. & Quintanar L. Indicators of reflection during acquisition of symbolic actions in Colombian preschool children. Psychology in Russia: State of Art, 2015. Vol. 8, no. 2, pp. 61—72.
  26. Kravtsov G.G. & Kravtsova E.E. Play in L.S. Vigotsky’s NonClassical Psychology. Journal of Russian and East European Psychology, 2017. Vol. 48, no. 4, pp. 25—41.
  27. Tomasello M. Los orígenes de la comunicación humana. Madrid: Katz Editores., 2013
  28. Bezrukikh M.M., Dubrovinskaya N.V & Farber D.A. Detskaya pskhophysiologia [Child psychophysiology]. Moscú: Russian Academy of Education. 2005 (In Russ.).
  29. Organisation             for         Economic             Cooperation      and Development (OECD). (2020). Strengthening online learning when schools are closed : The role of families and teachers in supporting students during the COVID-19 crisis. Available at:      https://www.oecd.org/coronavirus/     policy-responses/ strengthening-online-learning-when-schools-are-closed-the-role-of-families-and-teachers-in-supporting-students-during-the-covid-19-crisis-c4ecba6c/
  30. Tarrant K., & Nagasawa M. New York Early Care and Education Survey : Understanding the Impact of COVID-19 on New York Early Childhood System, 2020. Available at: https://read.oecd-ilibrary.org/view/?ref=136_136615-o13x4bkowa&title=Strengthening-online-learning-when-schools-are-closed
  31. Danilova N.N. Psykhophisiologia [ Psychophisiology]. Moscow: ASPENT PRESS., 2007 (In Russ.).
  32. Veraksa N. & Sheridan S. Vygotsky’s Theory in Early Childhood Education and Research. London: EECERA. The Routledge, Taylor & Francis., 2018
  33. Krylova S.G. & Vodyakha Yu.Е. Actions with Virtual Objects on Touch Screen Devices: Analysing the Perceptual Experience   of          Contemporary             Preschoolers.     Кul’turno- istoricheskaya psikhologiya = Cultural Historical Psychology, 2021. Vol. 17, no. 1, pp. 59—66.
  34. Solovieva Yu. & Quintanar L. Efectos del confinamiento por la pandemia COVID-2019 sobre el proceso de enseñanza- aprendizaje en los niveles básico y medio en el estado de Puebla, 2020. Avalable at: http://www.concytep.gob.mx/wp-content/uploads/2020/10/Efectos-del-confinamiento-sobre-el-proceso-de-ense%C3%B1anza-aprendizaje.pdf

Информация об авторах

Соловьева Юлия, кандидат психологических наук, руководитель магистерской программы по нейропсихологической диагностике и реабилитации, Автономный Университет г. Пуэбла, Пуэбла, Мексика, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5610-1474, e-mail: yulia.solovieva@correo.buap.mx

Кинтанар Луис, кандидат психологических наук, научный сотрудник, преподаватель магистерской программы по нейропсихологической диагностике и реабилитации, факультет психологии, Автономный Университет г. Пуэбла, Пуэбла, Мексика, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9758-1467, e-mail: luis.quintanar@correo.buap.mx

Метрики

Просмотров

Всего: 607
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 259
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3