Культурно-историческая психология
2021. Том 17. № 4. С. 97–106
doi:10.17759/chp.2021170411
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Профили множественной социальной идентификации и отношения к представителям других наций россиян и болгар: кросс-культурный анализ
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: множественная идентичность, межгрупповые установки, предубеждения, анализ латентных профилей, посткоммунистические страны, Россия, Болгария
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2021170411
Финансирование. Исследование выполнено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Получена: 18.08.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Носова К. Профили множественной социальной идентификации и отношения к представителям других наций россиян и болгар: кросс-культурный анализ // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 4. С. 97–106. DOI: 10.17759/chp.2021170411
Полный текст
Введение
Социальная идентичность в значительной степени объясняет отношения между различными социальными группами [7; 10]. Принадлежность к социальным группам указывает на межгрупповые различия [7; 10], различия в восприятии [20] и на искажения личностных характеристик [11]. Также показана тенденция воспринимать членов аутгрупп менее благоприятно, чем членов ингрупп [7]. Членство в группе моделирует межгрупповые взаимодействия и аффекты: люди проявляют больше гнева и беспокойства по отношению к аутгруппам [22] и меньше доверяют им [12]. Такого рода дифференциация создает межгрупповые предубеждения, положительное отношение к членам своей группы и отрицательное отношение к «другим», одновременно способствуя сохранению этих предубеждений [10].
Кроме того, вариации в степени социальной идентификации также влияют на межгрупповые предубеждения, и более сильная идентификация с социальной группой приводит к увеличению потребности в позитивной дифференциации ингрупп от аутгрупп [16]. Это означает, что чем сильнее внутригрупповая социальная идентификация индивида, тем больше люди полагаются на свое членство в группе и активнее взаимодействуют с членами ингруппы.
Нужно отметить, что культурный фон играет роль в определении множественных групповых идентичностей. Так, важной особенностью межгрупповой динамики являются процессы множественной идентификации и варьирование категорий в мультикультурных контекстах, в том числе и отношение к представителям аутгрупп [9]. Личностные характеристики людей (такие как ценности, убеждения, нормы) непосредственно связаны с культурой, развиваются в процессе социализации и они, как культурные характеристики (этническая, национальная, религиозная принадлежность), передаются через общение в рамках естественных групп [23]. Более того, социальные группы отличаются своим уровнем инклюзивности и расширением охвата групповых категорий, оказывая положительное влияние на межгрупповые отношения [10]. Это означает, что межгрупповая предвзятость уменьшается, когда членов аутгрупп приписывают к более инклюзивным категориям, так как увеличивается персонализация самого взаимодействия.
С учетом существующих данных о связи между социальной идентификацией и межгрупповыми отношениями в настоящем исследовании основное внимание уделяется стратификации посткоммунистических обществ в зависимости от уровней социальной идентификации и отношения к членам других культурных и национальных групп как к членам аутгрупп. Однако на сегодняшний день в рамках посткоммунистических стран не применялся подход личностно-ориентированного анализа идентификации и отношения к аутгуппам. В связи с этим исследование направлено на изучение профилей социальной идентификации и отношения к представителям других групп, обусловленных культурной и национальной принадлежностью. Исходя из соображений множественной социальной идентификации, в данной работе исследовались культурно обусловленные социальные идентичности с разной степенью инклюзивности: менее инклюзивные культурно специфические идентичности (национальная, религиозная, региональная) и более инклюзивные идентичности (советская/коммунистическая, европейская). Настоящее исследование проводилось в социокультурных контекстах России и Болгарии, представляющих собой два посткоммунистических общества, которые претерпели значительные культурные, политические и социальные изменения после распада Советского Союза и Варшавского блока и выбравшие различные траектории национального строительства.
Социокультурный контекст исследования
С одной стороны, у двух посткоммунистических обществ, рассматриваемых в настоящем исследовании (Россия и Болгария), ряд сходств. Хофстед определяет обе культуры высокими уровнями коллективизма, фемининности, закрытости, дистанции власти, избегания неопределенности и долгосрочной ориентации [15]. Согласно кросскультурному анализу культурных ценностей, русская и болгарская культуры характеризуются одинаковыми уровнями Гармонии, Принадлежности, Иерархии, Мастерства, Автономии и Равноправия [24]. В качестве ведущих ценностей в российском обществе выступают Безопасность, Традиция, Власть и Достижение [18]; аналогичные уровни приверженности этим ценностям наблюдаются в посткоммунистических обществах, в том числе и в Болгарии [19].
С другой стороны, каждый из этих двух социокультурных контекстов имеет свои особенности. Так, например, российское мультикультурное общество пережило серьезные социальные изменения после распада Советского Союза, в том числе и трансформации социальной идентичности. Инклюзивную советскую идентичность заменили более узкие идентичности, такие как национальная, религиозная, региональная [13]. Однако советская идентичность остается важной частью множественной идентичности россиян [2]. В Болгарии, наоборот, посткоммунистическое болгарское общество отвергло коммунистическую идентичность из-за политического влияния и восприятия репрессивности коммунистического режима, несмотря на то, что идентичность отражала социалистические ценности. Множественная социальная идентичность болгар тоже перетерпела некоторые изменения, но они были направлены в основном на реконструкцию национальной идентичности вне исторических и политических рамок [17], а впоследствии и на дальнейшее расширение и модификацию множественной социальной идентичности в связи с членством страны в Европейском Союзе.
Теоретический подход и гипотезы
исследования
Важно учитывать, что индивиды, принадлежащие к одной базовой популяции, могут отражать несколько субпопуляций, характеризующихся различными наборами групповых характеристик [21]. По этой причине в настоящем исследовании использовался анализ латентных профилей (LPA), который нацелен на выявление относительно однородных субпопуляций (профилей) респондентов, представляющих различные конфигурации показателей, как в качественном, так и в количественном отношении. Характерная особенность этого метода анализа заключается в том, что количество и характер профилей изначально неизвестны и должны быть выведены из данных. Цель построения моделей латентных профилей состоит в том, чтобы найти решение с достаточным количеством профилей и выявить как различные структуры ответов между различными профилями, так и относительно однородные ответы внутри каждого профиля [8].
Учитывая специфику метода анализа латентных профилей, цель исследования и существующие данные относительно связей между социальной идентификацией и отношением к представителям других групп, мы выдвинули следующие гипотезы.
Г1. У респондентов с выраженными культурно специфическими идентичностями (национальной, религиозной, региональной) будет более негативное отношение к представителям других наций в обеих странах.
Г2. У респондентов со слабовыраженными культурно специфическими идентичностями (национальной, религиозной, региональной) будет более позитивное отношение к представителям других наций в обеих странах.
Г3. У респондентов с выраженными инклюзивными идентичностями (советской/коммунистической, европейской) будет более позитивное отношение к представителям других наций в обеих странах.
Выборка
Исследование проводилось в форме онлайн-опроса, в котором приняли участие 512 респондентов, в том числе 234 россиянина и 278 болгар. Основные характеристики выборки по странам представлены в табл. 1.
Процедура и инструментарий
Все участники заполнили анкету, размещенную в социальных сетях и на онлайн-платформе anketolog.ru. Анкета включала социально-демографические показатели (пол, возраст, уровень образования, религиозная принадлежность), показатели идентификации и отношения к представителям других наций (Россия / Болгария, Сербия, Украина, Германия, Америка, Китай, Сирия). Инструменты были переведены на русский и болгарский соответственно, с использованием метода прямого и обратного перевода; перевод был выполнен двумя независимыми экспертами. Также до проведения опросов в обеих странах инструментарий был валидизирован.
Для измерения степени социальной идентификации в анкете использовались шкалы из опросника «Взаимные межкультурные отношения в поликультурных обществах» (MIRIPS) (http://www.victoria. ac.nz/cacr/research/mirips), переведенные на русский язык и адаптированные для использования в России [4], и модификация шкалы религиозной идентичности Веркайтена [25].
Социально-демографические характеристики выборок в России и Болгарии
Социально-демографические характеристики |
Россия |
Болгария |
|||
n |
% |
n |
% |
||
Пол |
Мужчина |
80 |
34,2 |
68 |
24,5 |
Женщина |
154 |
65,8 |
210 |
75,5 |
|
Возраст |
18—29 |
66 |
28,2 |
124 |
44,6 |
30—49 |
140 |
59,8 |
112 |
40,3 |
|
50+ |
28 |
12 |
42 |
15,1 |
|
Религия |
Православие |
133 |
56,8 |
201 |
72,3 |
Атеизм |
80 |
34,2 |
57 |
20,5 |
|
Другое |
21 |
8 |
20 |
7,2 |
|
Образование |
Основное |
2 |
0,9 |
0 |
0 |
Среднее общее |
20 |
8,5 |
47 |
16,9 |
|
Среднее специальное |
32 |
13,7 |
28 |
10,1 |
|
Высшее |
158 |
67,5 |
189 |
68 |
|
Ученая степень |
22 |
9,4 |
14 |
5 |
Шкала национальной идентичности состояла из восьми пунктов, например: «Я счастлив быть частью русской культуры» (a=0,91 — в России; a=0,88 — в Болгарии).
Советская/коммунистическая идентичность представляла собой модификацию шкалы национальной идентификации и также состояла из восьми пунктов, например: «Я горжусь тем, что я советский человек/ коммунист» (a=0,92 — в России; a=0,90 — в Болгарии).
Религиозная идентичность измерялась шестью пунктами, например: «Я сильно отождествляю себя с христианами» (а=0,98 — России; а=0,97 — в Болгарии).
Шкалы региональной (например: «Я ощущаю сильное чувство принадлежности к месту, где я родился/ась») и европейской (например: «Я чувствую сильную привязанность к Европе») идентичности представляли собой модификации шкалы религиозной идентичности (а=0,94 — в России; а=0,96 — в Болгарии; а=0,94 — в России; а=0,94 — в Болгарии соответственно).
Отношение к представителям других наций измерялось при помощи аффективных оценок и уровня воспринимаемой социальной дистанции.
Для измерения аффективных оценок участники указали, насколько им симпатичны представители предложенных национальных групп по шкале от 1 — «совсем не симпатичны» до 5 — «очень симпатичны». В целях исследования использовалась средняя обобщенная оценка, включающая индивидуальные оценки каждого респондента по отношению ко всем представителям других наций (а=0,89 — в России; а=0,77 — в Болгарии).
Воспринимаемая социальная дистанция измерялась с помощью шкалы социальной дистанции Богардуса, переведенной на русский язык [6], где участники указали свою готовность принять представителей других стран, рассматривая 7 вариантов ответа, варьирующихся по степени близости контактов: от «В качестве членов моей семьи» до «Вообще не допускал бы в Россию/Болгарию» (а=0,93 — в России; а=0,89 — в Болгарии).
Статистическая обработка данных
Полученные данные были проанализированы с использованием описательной статистики, коэффициента надежности-согласованности альфа Кронбаха, корреляционного анализа, многофакторного дисперсного анализа при помощи программного обеспечения SPSS 23. Также был проведен анализ латентных профилей [21] на основе степени социальной идентификации и отношения к представителям других народов, с использованием метода максимального правдоподобия (MLR), доступного в Mplus 7.11. Модели для обеих стран были оценены с использованием 5000 случайных наборов начальных значений с 100 итерациями.
Результаты
Средние значения, стандартные отклонения и корреляции переменных представлены в табл. 2.
Для проверки гипотез исследования были построены четыре модели по данным каждой страны с разным количеством латентных профилей (от двух до пяти). Oптимальная модель латентных профилей для российской выборки показала, что россияне в выборке относятся к четырем профилям. Четырехпрофильная латентная модель показала более низкие значения Байесовского информационного критерия с поправкой на размер выборки (SSBIC=4691,55) и значения параметрического теста отношения правдоподобия для k-1 (H0) vs. k классов (BLRT=61,07; p<0,001) по сравнению с другими моделями и значимые показатели тестов отношения правдоподобия (VLMR=61,07; p<0,05; adj. LMR=59,70; p<0,05).
Результаты, приведенные в табл. 3, показывают, что в каждом из профилей имеется достаточное количество случаев в диапазоне от 37 до 73.
Оптимальная модель латентных профилей для болгарской выборки состояла из трех профилей. Трехпрофильная латентная модель показала более низкие значения Байесовского информационного критерия с поправкой на размер выборки (SSBIC=5331,28) и значения параметрического теста отношения правдоподобия для k-1 (H0) vs. k классов (BLRT=73,81; p<0,001) по сравнению с другими моделями и значимые показатели тестов отношения правдоподобия (VLMR=73,81; p<0,05; adj. LMR=72,20; p<0,05). Результаты, приведенные в табл. 3, показывают, что в каждом из профилей имеется достаточное количество случаев в диапазоне от 42 до 189.
Апостериорные вероятности (в России [1,00— 0,86], в Болгарии [1,00—0,90]) показали, что люди принадлежат к назначенным им профилям и классы в обеих моделях отличаются друг от друга (табл. 4).
Результаты межпрофильного многофакторного дисперсионного анализа указали на то, что в целом существуют значимые различия между профилями по используемым классификационным переменным. Значимые различия наблюдались: в России — по отношению к национальной идентичности (F(3, 230)=25,48; p<0,001), советской идентичности (F(3, 230)=26,09; p<0,001), европейской идентичности (F(3, 230)=4,45; p<0,01), региональной идентичности (F(3, 230)=173,72; p<0,001), религиозной идентичности (F(3, 230)=40,72; p<0,001), аффективным оценкам (F(3, 230)=26,05; p<0,001) и воспринимаемой социальной дистанции (F(3, 230)=210,38; p<0,001); в Болгарии — по отношению к национальной идентичности (F(2, 275)=23,94; p<0,001), советской идентичности (F(2, 275)=2,09; p>0,05), европейской идентичности (F(2, 275)=11,49; p<0,001), региональной идентичности (F(2, 275)=212,99; p<0,001), религиозной идентичности (F(2, 275)=24,69; p<0,00), аффективным оценкам (F(2, 275)=25,06; p<0,001) и воспринимаемой социальной дистанции (F(2, 275)=186,58; p<0,001).
В результате проведенного анализа были выделены 4 профиля россиян и 3 профиля болгар (рис. 1 и 2). В России профили имели следующие характеристики.
Профиль 1 (n=37) включает респондентов, у которых слабая идентификация со всеми категориями (национальной, советской, европейской, региональной и религиозной), но позитивные аффективные оценки представителей других наций и низкая воспринимаемая дистанция с ними. Этот профиль был назван «Интернационалисты».
Профиль 2 (n=58) состоит из респондентов, у которых сильная идентификация с государством, Европой и регионом, средние уровни идентификации с советским прошлым и религией, позитивные аффективные оценки представителей других наций и низкая воспринимаемая дистанция с ними. Они получили название «Европейцы».
Профиль 3 (n=73) составили те респонденты, у которых не сильно выражена идентификация со всеми групповыми идентичностями, более негативные аффективные оценки представителей других наций и высокая воспринимаемая дистанция с ними. Они были названы «Индивидуалисты».
Профиль 4 (n=66) включает тех респондентов, у которых сильная идентификация с государством, советским прошлым, регионом и религией, низкие уровни идентификации с Европой, более негативные аффективные оценки представителей других наций и высокая воспринимаемая дистанция с ними. Они были названы «Националисты».
Три профиля болгар были охарактеризованы следующим образом.
Профиль 1 (n=47) составили те респонденты, у которых слабо выражена идентификация со всеми групповыми идентичностями, более негативные аффективные оценки представителей других наций и высокая воспринимаемая дистанция с ними. Как и третий профиль российской выборки, они были названы «Индивидуалисты».
Профиль 2 (n=189) включает тех респондентов, у которых сильная идентификация с государством, регионом и религией, средние уровни идентификации с Европой и слабая коммунистическая идентичность. Кроме того, респонденты, вошедшие в этот профиль, показали более негативные аффективные оценки представителей других наций и высокую воспринимаемую дистанцию с ними. Похоже на русских, которые составили Профиль 4, они были названы «Националисты».
Профиль 3 (n=42) состоит из респондентов, у которых сильная идентификация с государством, Европой и регионом, религией, низкий уровень коммунистической идентификации, позитивные аффективные оценки представителей других наций и низкая воспринимаемая дистанция с ними. На основе их сходства с россиянами из второго профиля они были названы «Европейцы».
Обсуждение результатов
Данное исследование было направлено на изучение латентных профилей идентификации и отношения к представителям других наций в России и Болгарии с применением личностно-ориентированного подхода. Важно отметить, что полученные результаты соответствуют теории социальной категоризации и сильная групповая (культурно специфическая) идентификация сочеталась с менее позитивным отношением к другим [7; 10]. Кроме того, поскольку категории более высокого уровня более инклюзивны, чем категории более низкого уровня, наблюдались различные аттитюды к представителям других наций в сочетании с принадлежностью к определенной группе [10].
Представленные результаты свидетельствуют о том, что россияне могут быть классифицированы по одному из четырех профилей — Интернационалисты, Европейцы, Индивидуалисты, Националисты, в то время как болгары могут быть классифицированы по трем профилям — Европейцы, Индивидуалисты, Националисты.
Описательные статистики и корреляции между переменными в России и Болгарии
|
Россия |
Болгария |
||||||||||||||
м |
SD |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
М |
SD |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1. Национальная идентичность |
3,64 |
0,88 |
1 |
|
|
|
|
|
4,24 |
0,69 |
1 |
|
|
|
|
|
2. Советская идентичность |
3,16 |
0,93 |
0,35*** |
1 |
|
|
|
|
2,03 |
0,80 |
-0,20 |
1 |
|
|
|
|
3. Европейская идентичность |
2,71 |
1,06 |
-0,4 |
-0,21** |
1 |
|
|
|
3,39 |
1,12 |
0,75 |
-0,19** |
1 |
|
|
|
4. Региональная идентичность |
3,36 |
1,04 |
0,41*** |
0,39*** |
0,9 |
1 |
|
|
3,80 |
1,18 |
0,43*** |
-0,02 |
0,17** |
1 |
|
|
5. Религиозная идентичность |
2,77 |
1.30 |
0,50*** |
0,29*** |
0,04 |
0,47*** |
1 |
|
3,31 |
1,31 |
0,36*** |
0,03 |
0,15* |
0,35*** |
1 |
|
6. Аффективные оценки |
3,09 |
0,94 |
0,06 |
-0,15* |
0,20** |
-0,12 |
-0,11 |
1 |
3,18 |
0,73 |
0,01 |
0,04 |
0,10 |
-0,05 |
-0,09 |
1 |
7. Социальная дистанция |
3,71 |
1,67 |
0,12 |
0,31*** |
-0,15* |
0,22** |
0,24*** |
-0,53*** |
4,57 |
1,35 |
0,04 |
0,01 |
-0,06 |
0,11 |
0,11 |
-0,44*** |
Результаты анализа латентных профилей в России и Болгарии: показатели соответствия, тесты отношения правдоподобия и распределение членов в каждом латентном профиле по странам
Профили |
Показатели соответствия |
Тесты отношения правдоподобия |
Распределение членов в профиле |
|||||||||
AIC |
BIC |
SSBIC |
Ей |
VLMR |
Adj, LMR |
BLRT |
1 |
2 |
з |
4 |
5 |
|
Россия |
||||||||||||
Два |
4775,13 |
4851,15 |
4781,42 |
0,75 |
196,57** |
192,16** |
196,57*** |
88 |
146 |
|
|
|
Три |
4725,77 |
4829,42 |
4734,34 |
0,80 |
65,37 |
63,90 |
65,37*** |
72 |
127 |
35 |
|
|
Четыре |
4680,69 |
4811,99 |
4691,55 |
0,80 |
61,07* |
59,70* |
61,07*** |
37 |
58 |
73 |
66 |
|
Пять |
4653,32 |
4812,26 |
4666,46 |
0,81 |
43,37 |
42,40 |
43,37*** |
36 |
36 |
69 |
65 |
28 |
Болгария |
||||||||||||
Два |
5375,38 |
5455,19 |
5385,43 |
0,82 |
151,79* |
148,49* |
151,79*** |
51 |
227 |
|
|
|
Три |
5317,57 |
5426,40 |
5331,28 |
0,86 |
73,81* |
72,20* |
73,81*** |
47 |
189 |
42 |
|
|
Четыре |
5286,02 |
5423,87 |
5303,38 |
0,85 |
47,55 |
46,52 |
47,55*** |
39 |
187 |
14 |
38 |
|
Пять |
5271,07 |
5437,94 |
5292,08 |
0,85 |
30,95 |
30,27 |
30,95*** |
14 |
39 |
И |
39 |
175 |
Таблица 4
Средние апостериорные вероятности, связанные с четырехпрофильной моделью в России и трехпрофильной моделью в Болгарии
Профили |
1 |
2 |
3 |
4 |
Россия |
||||
1 |
0,94 |
0,03 |
0,04 |
0,00 |
2 |
0,02 |
0,92 |
0,03 |
0,03 |
3 |
0,01 |
0,03 |
0,86 |
0,10 |
4 |
0,00 |
0,02 |
0,12 |
0,87 |
Болгария |
||||
1 |
0,91 |
0,06 |
0,02 |
|
2 |
0,03 |
0,95 |
0,03 |
|
3 |
0,01 |
0,05 |
0,94 |
|
Анализ продемонстрировал, что латентные профили представителей двух стран имеют свои количественные различия; однако с точки зрения качественных характеристик различные аспекты идентификации и межгрупповые отношения имеют некоторые сходные паттерны. В целом, ожидания относительно связи между категориями идентичности с разным уровнем инклюзивности и отношением к аутгруппам подтвердились. Так, профиль Националистов характеризовался высоким уровнем культурно обусловленной множественной идентичности и высокий уровень идентификации с культурно специфическими социальными идентичностями (национальная, региональная, религиозная идентичности) выступил вместе с менее позитивным отношением к внешним группам, подтверждая гипотезу 1. Здесь следует подчеркнуть, что содержание профиля Националистов показало также некоторые межкультурные особенности, связанные со специфической корреляционной структурой множественной идентичности в России и Болгарии.
Важно отметить, что большая часть болгарской выборки попала в профиль Националистов. С одной стороны, такие результаты могут быть связаны с тем, что в болгарском обществе популярна идея национального и территориального единства еще со времен поствоенного развития страны после освобождения от Османского рабства [1]. С другой стороны, в современном болгарском обществе широко распространен «семейный патриотизм», отражающий сильную принадлежность к семье и местным общинам [3], а также наблюдается высокий уровень национальной идентификации в целом [9].
Несмотря на культурное сходство двух стран [15; 19; 24], наблюдались различия в профилях идентификации и отношении к представителям других наций. Профиль Интернационалистов в России был охарактеризован относительно низкой и умеренной идентификацией со всеми категориями и более позитивным отношением к представителям других наций. Спецификация этого профиля частично подтвердила вторую гипотезу, так как такой профиль отсутствовал у болгар. Такие результаты могут быть связаны с эффектом мультикультурализма: полиэтническая среда России способствует расширению российского сознания до принятия людей всех наций [5].
Профиль Европейцев характеризовался относительно высоким и умеренным уровнем культурно обусловленной множественной идентичности, но уровень европейской идентификации был самым высоким по сравнению со всеми остальными профилями в обеих странах. Более того, высокие уровни идентификации с более инклюзивной социальной идентичностью (т. е. европейской идентичностью) сочетались с более позитивным отношением к внешним группам, подтверждая третью гипотезу. Таким образом, результаты соответствуют существующей теории о взаимосвязи инклюзивности социальной идентичности и межгрупповых отношений [10].
Наконец, следует подчеркнуть, что в обеих выборках были обнаружены свидетельства присутствия Индивидуалистов, которые не идентифицируют себя сильно с культурно обусловленной множественной социальной идентичностью и не проявляют позитивное отношение к членам других национальных групп. Несмотря на то, что обе культуры коллективистские, в современном обществе наблюдается тенденция к индивидуализации в связи с процессами глобализации. Кроме того, исследования в периоде посткоммунистического развития России и Болгарии подтвердили приверженность представителей этих стран индивидуалистическим ценностям [14].
Исследование вносит значительный вклад в существующую теорию, поскольку оно предлагает важные идеи об идентификации и межгрупповых отношениях в посткоммунистическом и постсоветском культурных контекстах. Однако следует отметить также наличие нескольких ограничений. В первую очередь, нужно поставить вопрос об объеме выборки и стратегии привлечения респондентов. Поскольку выборка была ограничена по размеру и представляет собой выборку согласных (convenient sample), полученные результаты нельзя обобщать. Для обобщения полученных результатов следует провести дальнейшие исследования с привлечением более крупной выборки, так как большие выборки могут выявить больше профилей идентификации и межгрупповых отношений.
Выводы
Данное исследование показало, что анализ латентных профилей может быть применен к процессам социальной идентификации и межгрупповых отношений. Кроме того, полученные профили, отражающие национальную, региональную, религиозную, европейскую и советскую/коммунистическую идентичности и аттитюды по отношению к представителям других наций продемонстрировали значимые различия в распределении переменных. Также результаты указали на то, что исследование закономерности переменных имеет место быть в современной науке, создает новые перспективы в разработке теории и позволяет сделать определенные выводы в сфере идентификации и межгрупповых отношений.
Литература
- Велев Г. Национализмът [Национализм]. София: Знание, 2005. С. 400.
- Головашина О.В. Образ Советского Союза в социальной памяти современных россиян (на материалах эмпирического исследования) [Электронный ресурс]. 2013, 11(057). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-sovetskogo-soyuza-v-sotsialnoy-pamyati (дата обращения: 15.08.2021).
- Коцева Т., Димитрова Е. Визии за демографския проблем в България след 1990 г.: Пронатализъм и социална политика. [Образ демографической проблемы в Болгарии после 1990 г.: Пронатализм и социальная политика]. София: Проф. Марин Дринов, 2014. С.175.
- Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и принимающего населения России. М.: РУДН, 2009.
- Литвинцева Г.Ю., Пашедко Ю.М. Русская культура как основа национальной идентичности // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 11(1). С. 31—33. DOI: 10.23670/IRJ.2017.65.018
- Панина Н.Б. Социологический мониторинг. Украинское общество 1994—2005: год перелома. Киев, 2005.
- Brewer M.B. Ingroup identification and intergroup conflict: When does ingroup love become outgroup hate? // Rutgers series on self and social identity: Social identity, intergroup conflict, and conflict reduction. Vol. 3 / R.D. Ashmore, L. Jussim, D. Wilder (Eds.). London: Oxford University Press, 2001. P. 17—41.
- Collins L., Lanza S. Topic Index // In Latent Class and Latent Transition Analysis: With Applications in the Social, Behavioral, and Health Sciences. 2010. DOI:10.1002/9780470567333.indsub
- Dimitrova R., Chasiotis A., Bender M., van de Vijver F.J. Collective identity and well-being of Bulgarian Roma adolescents and their mothers // J Youth Adolesc. 2014. Vol. 43. № 3. P. 75—86. DOI:10.1007/s10964-013-0043-1
- Dovidio J.F., Gaertner S.L., Kafati G. Group identity and intergroup relations: The common in-group identity model / S.R. Thye, E.J. Lawler, M.W. Macy, H.A. Walker (Eds.) // Advances in Group Processes. Stamford, CT: JAI, 2000. Vol. 17. Р. 1—34. DOI:10.1016/S0882-6145(00)17002-X
- Fiske S.T., Taylor S.E. Social Cognition: From Brains to Culture (2/e). London: Sage, 2013.
- Foddy M., Platow M.J., Yamagishi T. Group-Based Trust in Strangers: The Role of Stereotypes and Expectations // Psychological Science. 2009. Vol. 20. № 4. P. 419—422. DOI:10.1111/j.1467-9280.2009.02312.x
- Galyapina V., Lebedeva N., van de Vijver F.A three-generation study of acculturation and identity of the Russian minority in the Republic of North Ossetia—Alania // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2018. № 49. P. 976—992. DOI:10.1177/0022022118767578
- Hampden-Turner Ch., Trompenaars F. Building cross-cultural competence: How to create wealth from conflicting values. Chichester: John Wiley and Sons Ltd, 2000. 388p.
- Hofstede G., Hofstede G.J., Minkov M. Cultures and organizations: Software of the mind. Intercultural Cooperation and Its Importance for Survival. USA: McGraw-Hill, 2010.
- Jetten J., Spears R., Postmes T. Intergroup Distinctiveness and Differentiation: A Meta-Analytic Integration // Journal of personality and social psychology. 2004. Vol. 86. P. 862—879. DOI:10.1037/0022-3514.86.6.862
- Kaneva N., Popescu D. National Identity Lite: Nation Branding in Post-Communist Romania and Bulgaria // International Journal of Cultural Studies. 2011. № 14. P. 191— 207. DOI:10.1177/1367877910382181
- Lebedeva N.M. Tatarko A.N. Basic Values in Russia: Their Dynamics, Ethnocultural Differences, and Relation to Economic Attitudes // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. Vol. 11. № 3. P. 36—52.
- Magun V., Rudnev M. Basic human values of Russians: both different from and similar to other Europeans // Sociology. SOC. Высшая школа экономики. 2013. № WP BRP 23SOC2013.
- Molenberghs P. The Neuroscience of In-group Bias // Neuroscience and biobehavioral reviews. 2013. Vol. 37. DOI:10.1016/j.neubiorev.2013.06.002
- Muthén B.O. Beyond SEM: General latent variable modeling // Behaviormetrika. 2002. Vol. 29. № 1. P. 81— 117. DOI:10.2333/bhmk.29.81
- Plant E.A., Butz D.A., Tartakovsky M. Interethnic interactions: Expectancies, emotions, and behavioral intentions // Group Processes & Intergroup Relations. 2008. Vol. 11. № 4. P. 555—574. DOI:10.1177/1368430208095827
- Rouchy J.C. Cultural Identity and Groups of Belonging // Group. 2002. Vol. 26. № 3. P. 205—217.
- Schwartz S.H. The 7 Schwartz cultural value orientation scores for 80 countries [Электронный ресурс]. URL:https:// www.researchgate.net/publication/304715744_The_7_ Schwartz_cultural_value_orientation_scores_for_80_ countries, 2008 (дата обращения: 15.08.2021).
- Verkuyten M. Religious group identification and inter-religious relations: A study among Turkish-Dutch Muslims // Group Processes & Intergroup Relations. 2007. Vol. 10. № 3. P. 341—357. DOI:10.1177/1368430207078695
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 375
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 208
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 2