Введение
Многие авторы отмечают, что современный социальный мир характеризуется высокой степенью изменчивости и неопределенности будущего. В психологическом пространстве резкие неконтролируемые транзитивные социальные изменения, меняющие социальные условия и возможности жизни, рассматриваются как факторы риска психического развития человека (Martsinkovskaya, 2019). Современный мир связывается с идеей его множественности и разнообразия, где «вызовы современности» создают широкие возможности для самоопределения, одновременно предъявляя повышенные требования к личности человека в ситуации жизненных выборов (Асмолов, 2015). Разнообразие взаимодействий внутри социума порождает широкую вариативность индивидуальных траекторий развития достижения зрелости подростками, в том числе в условиях кризисных явлений (Larson, Wilson, 2014). Таким образом, можно говорить о том, что современный социальный мир представляет собой разнообразное пространство возможностей и ограничений, которые могут динамически неконтролируемо меняться, создавая зоны неопределенности будущего из-за трудностей логического обоснования и прогнозирования происходящих и потенциальных изменений.
Ключевым психологическим процессом подросткового возраста является самоопределение, где окружающий социальный мир выступает как база для самопознания. Возрастно-психологическая специфика самоопределения подростков обусловлена необходимостью решения задач развития (Р. Хевигхерст), которые среди прочих включают в себя: постановку и реализацию самоопределения в области образования и карьеры; приобретение навыков межличностного общения (в частности, отношений дружбы и любви) с представителями своего и противоположного пола в группе сверстников; становление новых отношений в семье на основе освобождения от родительской опеки, автономии и независимости. Также важным является становления такого психологического новообразования, как чувство взрослости (Д.Б. Эльконин) как формы самосознания, выражающейся в самостоятельности и действиях «как взрослого». (Молчанов, 2024). Стабильность окружающего мира, устойчивость и четкость социальных ориентиров, предсказуемость и прогностичность социальных структур становятся важными условиями успешной социализации и становления идентичности. В современном понимании содержание идентичности «…возникает из индивидуального повседневного опыта, мыслей, чувств, взаимодействий и поведения индивидов и относится к их усилиям по конструированию, поддержанию и уточнению своей идентичности» (Гришина, 2025, с. 17). Таким образом, выделяемые как значимые, события изменчивого и непредсказуемого окружающего мира и отношение к ним становятся важными условиями развития идентичности подростка.
Известно, что социальная ситуация развития как «…специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» (Выготский, 2000, с. 903), является важнейшим компонентом психического развития ребенка. Важным в понимании соотношения личности и социальной ситуации развития становится характер отношения подростка к социальной среде, в частности к происходящим событиям. Как писал Л.С. Выготский: «Ребенок на разных ступенях развития… по-разному осмысляет, представляет себе окружающую действительность, окружающую среду» (Выготский, 2001, с 77—78). Переживание как «…внутреннее отношение ребенка как человека к тому или иному моменту действительности» (Выготский, 2000, с. 994) реализует его активно-действенную позицию по отношению к миру (Карабанова, 2024). Можно предположить, что индивидуализированное выделение лично значимых событий, происходящих в окружающем мире, является проявлением активно-действенной позиции подростка в рамках социальной ситуации развития, что определяет вариативность влияния социальной среды на его психическое развитие и благополучие.
В подростковом возрасте отмечается повышенная чувствительность к воздействиям окружающего мира, которая может находить отражение в эмоциональном статусе, а также влиять на психическое развития (Sawyer, Patton, 2018). Характер переживаемых эмоциональных состояний имеет большое значение для субъективного благополучия подростков. В модели, предложенной Э. Динером, наличие позитивных и негативных аффективных состояний, наряду с удовлетворенностью жизнью составляет взаимосвязанное содержание субъективного благополучия человека (Diener, 1984). Большое количество исследований подтверждает роль позитивных эмоций в жизни человека (Walsh, Boehm, Lyubomirsky, 2018). Специфической особенностью подросткового возраста выступает высокая лабильность переживаемых эмоциональных состояний: интенсивность переживаний и скорость смены противоположных эмоциональных состояний могут быть очень высокими (Толстых, Прихожан, 2015). В этом ракурсе значимым в изучении эмоциональных состояний подростков как предикторов субъективного благополучия становится не только анализ баланса переживаемых позитивных и негативных аффектов, но и исследование устойчивых эмоциональных состояний клинической природы. Высокий уровень тревожности, выраженность депрессивной симптоматики, трудности в совладании со стрессом могут выступать индикаторами низкого уровня субъективного благополучия, оказывать влияние на характер взаимодействия подростка с окружающим миром и усложнять процесс решения задач развития возраста.
Существует большое количество психологических исследований детей и подростков, оказавшихся в районах проведения боевых действий. Однако большинство из них направлены на изучение психологических последствий изменений условий жизни подростков вследствие участия или близости военных событий. (Александрова, Дмитриева, 2024; Меньшова и др., 2024; Schiff et al., 2012). Это исследования психологических последствий прямого участия в вооруженных конфликтах, опыта вынужденной миграции из зон постоянных обстрелов и т. п. В них изучаются подростки, которые сталкиваются с опытом потерь: смертью людей, опытом потери материального имущества, рисками потенциальной угрозы своей жизни, жизни своих близких и знакомых, опытом жизни в новых социальных, часто неблагоприятных условиях. Отмечается, что такие подростки часто испытывают стресс из-за ограничений в доступности привычных форм социальной жизни: образования (например, переход на дистантную форму обучения), мест для прогулок, встреч, развлечений и т. п. (Betancourt, 2017). Выделяются многочисленные негативные психологические последствия опыта пересечения подростков с опытом боевых действий в эмоциональной, когнитивной и регулятивной сферах (Самохвалова и др., 2025). Например, на уровне базисных убеждений личности фиксируется восприятие мира как менее доброжелательного, меньшая вера в удачу и убежденность в контроле над своей жизнью и менее позитивный образ Я, выявленные у подростков из г. Мариуполь Донецкой Народной Республики, переживших боевые действия, по сравнению с их сверстниками без такого опыта (Долгих, Алмазова, Молчанов, 2025).
Социальные условия проживания в городе Севастополь в последние несколько лет характеризуются спецификой, связанной с повышенными рисками, обусловленными проведением специальной военной операции. Жители региона сталкиваются с регулярной работой средств противовоздушной обороны по защите региона от беспилотных летательных аппаратов, встречается эпизодический трагический опыт гибели людей и разрушения отдельных объектов города, есть внешние напоминания о близости боевых действий, связанные с различными временными ограничениями. Вопрос изучения психологических особенностей подростков, проживающих в подобных условиях, становится актуальным для определения рисков психического развития и путей их профилактики.
Цель исследования: изучить взаимосвязь выделяемых значимых событий и эмоционального статуса подростков, проживающих в условиях нестабильной социальной среды в г. Севастополь.
Цель исследования позволяет сформулировать гипотезу поискового характера: значимые события последнего года, выделяемые подростками, проживающими в условиях нестабильной социальной среды, связаны с их эмоциональным состоянием. Это позволило выделить два исследовательских вопроса.
- Выделяемые подростками значимые события последнего года в большей степени определяются возрастно-психологической спецификой (в частности задачами развития возраста) или нестабильной ситуацией в регионе?
- Связаны ли выделяемые значимые сферы и окраска событий с эмоциональным состоянием подростков?
Были выделены следующие задачи исследования.
- Анализ содержания значимых событий последнего года, переживаемых подростками.
- Особенности эмоциональной окраски значимых событий последнего года, переживаемых подростками.
- Анализ особенностей эмоционального статуса подростков, выделяющих различные значимые события последнего года.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 559 подростков из г. Севастополь от 15 до 17 лет (M = 15,7; SD = 1,01), обучающиеся в 9—11-х классах общеобразовательных школ. Из них 231 (41,3%) — юноши. Сбор данных осуществлялся в октябре 2024 г., в онлайн-форме на платформе Тестограф, в классах с раздельной рассадкой для соблюдения конфиденциальности ответов.
Методики исследования
- Авторская анкета, в которой предлагается указать три эмоционально значимых события, произошедших на протяжении последнего года. Предлагалось описать эмоционально значимые события последнего года в свободной форме.
- DASS-21 (Depression Anxiety Stress Scales-21). Оценка уровня психологического благополучия в эмоциональной сфере осуществлялась с помощью шкалы депрессии, тревожности и стресса (Lovibond, Lovibond, 1995; Золотарева, 2021). Используемая версия методики включает 21 пункт, оцениваемый по 4-балльной шкале Р. Ликерта.
- SPANE (The Scale of Positive and Negative Experience, SPANE). Методика направлена на оценку частоты переживания позитивного и негативного опыта на протяжении последних четырех недель и баланса между ними (Diener et al., 2010; Рассказова, Лебедева, 2020). Используется 5-балльная шкала Р. Ликерта.
Статистическая обработка данных проводилась в программе Jamovi 2.3.28.
Результаты
Первой эмпирической задачей исследования был анализ содержания значимых событий последнего года, переживаемых подростками. На основании анализа вариантов ответов респондентов о трех самых значимых событиях за последний год группой экспертов были выделены 10 основных категорий событий.
- Сфера учебной деятельности, включающая в себя описание оценок в школе, сдачи экзаменов, окончания учебного года, смены школы, вопросов профессионального самоопределения. Хотя бы одно событие, отнесенное к этой сфере, отмечают 43,3% подростков. Примерами выступают: «пошли 4 и 5 по конкретному предмету», «очень хорошо сдал экзамены», «отмена ОГЭ/поступление в 10 класс без экзаменов».
- Сфера саморазвития, сфокусированная на самопознании, развитии, взрослении, личностном самоопределении. Названа 5,9% участников исследования. Примеры описанных событий: «Осознание, что для меня — настоящее счастье», «Новый взгляд на жизнь».
- Сфера самостоятельных достижений в области соревнований, достигнутых личных целях, покупок на свои деньги. Характерно для 24,7% респондентов. Примеры этой группы: «Победа на соревнованиях в другом городе», «Выигрыш первенства города Севастополя по …».
- Сфера межличностных отношений со сверстниками в сфере дружбы и любви. Отмечается 42,0% подростков. Примерами являются: «Прекратила общение с лучшей подругой», «Вернул общение с давним другом», «Завел новых друзей», «Нашел любовь».
- Сфера родительской семьи, включающая семейные праздники (дни рождения родственников, совместные мероприятия, рождение членов семьи, изменения отношений с родителями). Названы 15,9% респондентов. Распространенные примеры: «у всех родственников все отлично», «рождение братика», «мои отношения с родителями стали еще лучше».
- Сфера путешествий и развлечений, включающая посещение других стран, городов, а также загородные мероприятия. Отмечается 39,7% участников. Типичные примеры высказываний: «Насыщенное лето с путешествиями», «Поездка на летний отдых с родными», «Поездка в Геленджик».
- Сфера «праздники», в которой выделяются два основных события: дни рождения и Новый год. Названы 17,7% подростков. Примеры высказываний: «Мой день рождения», «День рождения самого близкого человека».
- Сфера материальных приобретений и подарков в виде телефонов, ноутбуков, домашних питомцев, книг и пр. Встречается у 28,3% подростков. Примеры высказываний: «Купили новый телефон», «Завел собаку», «Покупка компьютера».
- Сфера переездов в связи со сменой места жительства. Названа 4,8% участников. Примерами высказываний описанных событий в этой сфере выступают: «Переезд в другой город», «Грядущий переезд».
- Сфера утраты/смерти близких людей, ситуации операции и опасных болезней. Упоминается 6,4% подростков. Примерами высказываний описанных событий в этой сфере выступают: «Бомбежка в мае», «Теракт на Учкуевке», «23 июня я работала в открытом кафе на Учкуевке» (дата теракта), «Смерть близкого человека», «Потеря близкого человека».
Для каждого участника исследования было посчитано число событий, относящихся к каждой из категорий. В табл. 1 приведены средние и стандартные отклонения частот каждой из категорий событий в целом по выборке и отдельно для юношей и девушек, сравнение этих частот (t-критерий Стъюдента для независимых выборок).
Таблица 1 / Table 1
Сравнение числа ответов разных категорий для всей выборки, для юношей и девушек (N = 559)
Comparison of answer’s quantity of different categories for all data, men and women (N = 559)
|
Категория / Cathegory |
Все / All (M ± SD) |
Юноши / Men (M ± SD) |
Девушки / Women (M ± SD) |
Различия / Differences |
||
|
t |
p |
Коэн d |
||||
|
Учеба / Education |
0,5± 0,66 |
0,5 ± 0,66 |
0,5 ± 0,67 |
0,097 |
0,923 |
0,01 |
|
Саморазвитие / Self–development |
0,1 ± 0,27 |
0,1 ± 0,31 |
0,1 ± 0,23 |
1,653 |
0,099 |
0,14 |
|
Достижения / Achievments |
0,3 ± 0,59 |
0,4 ± 0,66 |
0,3 ± 0,54 |
2,457 |
0,014 |
0,21 |
|
Отношения со сверстниками / relations with peers |
0,5 ± 0,71 |
0,4 ± 0,68 |
0,6 ± 0,72 |
–2,539 |
0,011 |
–0,22 |
|
Родительская семья / Parent’s family |
0,2 ± 0,43 |
0,2 ± 0,42 |
0,2 ± 0,43 |
–0,504 |
0,614 |
–0,04 |
|
Путешествия, развлечения / Travel, entertainments |
0,5 ± 0,68 |
0,4 ± 0,64 |
0,6 ± 0,70 |
–2,804 |
0,005 |
–0,24 |
|
Праздники / Holidays |
0,2 ± 0,51 |
0,3 ± 0,57 |
0,2 ± 0,48 |
1,868 |
0,062 |
0,16 |
|
Материальная сфера / Material sphere |
0,3 ± 0,61 |
0,4 ± 0,66 |
0,3 ± 0,57 |
1,083 |
0,279 |
0,09 |
|
Переезд / removal |
0,1 ± 0,23 |
0,1 ± 0,20 |
0,1 ± 0,25 |
–1,737 |
0,083 |
–0,15 |
|
Утрата/смерть/болезни / Lose/death/illness |
0,1 ± 0,26 |
0,1 ± 0,22 |
0,1 ± 0,28 |
–1,104 |
0,270 |
–0,09 |
Наиболее распространенными по частоте упоминаемости событиями являются события в сфере учебы, отношений со сверстниками и путешествия, развлечения. Реже всего называются события, связанные с переездами, утратой/смертью и саморазвитием.
Для дальнейшего анализа нами были выделены более крупные категории значимых событий последнего года. Выделенные изначально 10 категорий значимых событий последнего года были объединены в группы, каждая из которых получила свое название:
- группа событий саморазвития (включает категории учебы, саморазвития и достижения);
- группа событий в области межличностных отношений (состоит из категорий отношений со сверстниками и родительской семьей);
- группа событий в области гедонизма (включает в себя сферы путешествия, развлечения и праздники);
- группа стрессовых событий (состоит из сфер утраты/смерти/болезни и переездов).
Для исследования сфокусированности респондентов на различных группах событий для каждого респондента было посчитано число событий, относящихся к каждой из выделенных групп категорий. При помощи кластерного анализа (метод K-средних) на основании количества событий в четырех группах категорий было выделено пять кластеров участников исследования.
В табл. 2 приведены центры кластеров.
Таблица 2 / Table 2
Центры кластеров по количеству событий групп категорий (N = 559)
Cluster’s centers of quantity of events in groups of cathegories (N = 559)
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Саморазвитие / Self-development |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
|
Межличностные отношения / Interpersonal relations |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
|
Гедонизм / Hedonism |
0 |
0 |
2 |
1 |
0 |
|
Стрессовые события / Stress events |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
|
Число респондентов в кластере / Quantity of subjects in cluster |
138 |
104 |
120 |
149 |
48 |
При помощи однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) было выявлено, что количество ответов по всем группам категорий в разных кластерах значимо различается (p < 0,001), что позволяет нам говорить о разных кластерах как о типах. Таким образом, нами были выделены группы подростков с разным фокусом в определении эмоционально значимых событий последнего года.
Опишем эти типы/группы подробнее.
Первый тип описывает 24,7% выборки. Респонденты чаще отмечают события последнего года, связанные с саморазвитием (к указанной сфере относятся минимум 2 события из 3 названных). Описываются события, связанные с пространством учебной деятельности, саморазвитием и областью самостоятельных достижений. Обозначим этот тип как «фокус саморазвития».
Второй тип объединяет 18,6% подростков. Отмечается фокус на сфере межличностных отношений со сверстниками и с взрослыми (к указанной сфере относится минимум 2 события из 3 названных). В отношениях со сверстниками подростки активно указывают на события, связанные с дружбой и любовь, и на опыт прекращения отношений со значимыми другими. Описания событий с участием родителей связано в основном с упоминанием позитивных событий, укрепляющих эти отношения, а также с изменением отношений с родителями. Обозначим группу как «фокус отношений».
Третий тип характерен для 21,5% респондентов. Данная группа чаще упоминает события, связанные с проявлением гедонизма (в сильной степени) и в меньшей степени — с областью саморазвития. В описании преобладают события, связанные с развлечениями, путешествиями и проведением праздников, в меньшей степени — события, связанные с измененем себя. Данный тип назван как «фокус на себе».
Четвертый тип описывает 26,7% юношей и девушек. Респонденты этого смешанного типа отмечают события разных сфер: саморазвития, отношений и гедонизма. Выделяемые подростками события связаны с разными, во многом противоположными сферами — ориентировкой на себя и на других, интересом к получению доступных удовольствий и готовностью к самоизменению. Данная группа получила название «смешанный фокус».
Пятый тип характерен для 8,6% выборки. Данная группа сфокусирована на теме саморазвития и встречающихся стрессовых событиях. Называемые события связаны с опытом потерь, смерти, болезни и фокусом внимания на себя. Обозначим ее как «фокус на себе и негативных событиях».
Рассмотрим межполовые различия в фокусе на событиях различного типа. В табл. 3 приведено распределение юношей и девушек по разным типам значимых событий.
Таблица 3 / Table 3
Распределение юношей и девушек по типам значимых событий(N = 559)
Distribution of men and women for different types of significant events (N = 559)
|
|
1-й тип / 1 type |
2-й тип / 2 type |
3-й тип / 3 type |
4-й тип / 4 type |
5-й тип / 5 type |
|
Юноши / Men |
72 (31,2%) |
37 (16,0%) |
50 (21,6%) |
55 (23,9%) |
17 (7,4%) |
|
Девушки / Women |
66 (20,1%) |
67 (20,4%) |
70 (21,3%) |
94 (28,7%) |
31 (9,5%) |
Примечание: 1-й тип — фокус саморазвития; 2-й тип — фокус отношений; 3-й тип — фокус на себе; 4=й тип — смешанный фокус; 5=й тип — фокус на себе и негативных событиях.
Note: 1 type - self-development focus; 2 type - interpersonal relations focus; 3 type – self focus; 4 type – mixed focus; 5 type – focus on self and negative events.
При помощи критерия χ² было выявлено, что пол и тип по значимым событиям связаны (χ² = 10,009; p = 0,040; Cramer’sV = 0,134). Как видно из приведенных данных, у юношей чаще, чем у девушек, встречается 1-й тип (фокус саморазвития), а у девушек — чаще, чем у юношей — 2-й (фокус отношений) и 4-й (смешанный фокус) типы.
Для определения особенностей эмоциональной окраски значимых событий последнего года, переживаемых подростками, каждому событию, помимо категории, была присвоена также оценка эмоциональной окраски события: –1 — негативное событие, 0 — нет эмоции или нейтральное, 1 — позитивное событие. После этого для каждого участника исследования был посчитан итоговый балл — сумма оценок эмоций всех трех событий.
В табл. 3 приведены средние и стандартные отклонения суммарных оценок эмоциональной окраски событий для участников исследования каждого типа и приведен результат сравнения этих оценок (однофакторный дисперсионный анализ ANOVA), а на рис. 1 — разброс оценок эмоциональной окраски в разных типах.
Таблица 4 / Table 4
Сравнение эмоциональной окраски событий в разных типах значимых событий (N = 559)
Comparison of emotional colour in different types of significant events (N = 559)
|
|
1-й тип / 1 type (M ± SD) |
2-й тип / 2 type (M ± SD) |
3-й тип / 3 type (M ± SD) |
4-й тип / 4 type (M ± SD) |
5-й тип / 5 type (M ± SD) |
|
Различия / Differences |
||
|
F |
p |
η2 |
|||||||
|
Эмоции / emotions |
1,5 ± 0,93 |
1,8 ± 1,11 |
1,7 ± 0,90 |
1,7 ± 1,06 |
0,3 ± 1,11 |
21,356 |
< 0,001 |
0,13 |
|
Примечание: 1-й тип — фокус саморазвития; 2-й тип — фокус отношений; 3-й тип — фокус на себе; 4-й тип — смешанный фокус; 5-й тип — фокус на себе и негативных событиях.
Note: 1 type - self-development focus; 2 type - interpersonal relations focus; 3 type – self focus; 4 type – mixed focus; 5 type – focus on self and negative events.
Рис. 1. Разброс оценок эмоциональной окраски значимых событий у подростков из разных типов (доверительный интервал — 95%) (N = 559)
Fig. 1. The spread of estimates of the emotional coloring of significant events in adolescents from different types (95% confidence interval) (N = 559)
При помощи теста Тьюки (post hoc) выявлено, что суммарная оценка эмоциональной составляющей значимых событий в 5-м типе (фокус на себе и негативных событиях) значимо ниже, чем в 1-м типе (фокус саморазвития) (MD = –1,201; p < 0,001), 2-м типе (фокус отношений) (MD = –1,487; p < 0,001), 3-м типе (фокус на себе) (MD = –1,408; p < 0,001) и 4-м типе (смешанный фокус) (MD = –1,383; p < 0,001). Таким образом, можно говорить о том, что для подростков, событийно ориентированных на пережитой опыт, тему саморазвития и встречающиеся стрессовые события, характерен менее выраженный позитивный эмоциональный фон по сравнению с другими сверстниками.
Проанализируем особенности эмоционального статуса подростков, выделяющих различные значимые события последнего года, в соответствии с выделенными разными типами по событиям. Особенности эмоционального состояния подростков выявлялись при помощи двух методик — SPANE и DASS-21.
В табл. 5 приведены средние и стандартные отклонения оценок по шкалам этих методик у подростков из разных типов по значимым событиям, сравнение этих оценок (однофакторный дисперсионный анализ), а на рис. 2 и 3 — графическое представление разброса оценок в разных типах.
Таблица 5 / Table 5
Сравнение эмоционального состояния подростков в разных типах по значимым событиям (N = 559)
Comparison of emotional status of adolescents in different types of significant events (N = 559)
|
Эмоцио-нальные состояния / Emotional status |
1-й тип / 1 type (M ± SD) |
2-й тип / 2 type (M ± SD) |
3-й тип / 3 type (M ± SD) |
4-й тип / 4 type (M ± SD) |
5-й тип / 5 type (M ± SD) |
Различия / Differences |
||
|
F |
p |
η2 |
||||||
|
Шкалы опросника SPANE / Scales of questionnaire SPANE |
||||||||
|
Позитивные эмоции / Positive emotions |
23,2 ± 4,04 |
22,6 ± 4,29 |
23,0 ± 4,39 |
22,3 ± 4,84 |
21,5 ± 4,90 |
1,666 |
0,157 |
0,01 |
|
Негативные эмоции / Negative emotions |
12,9 ± 4,69 |
14,9 ± 4,35 |
13,1 ± 3,98 |
14,3 ± 4,46 |
15,3 ± 4,78 |
5,636 |
< 0,001 |
0,04 |
|
Баланс / Balance |
10,3 ± 7,88 |
7,7 ± 7,54 |
9,9 ± 7,38 |
8,0 ± 7,99 |
6,2 ± 7,99 |
4,124 |
0,003 |
0,03 |
|
Шкалы опросника DASS / Scales of questionnaire DASS |
||||||||
|
Депрессия / Depression |
3,3 ± 3,99 |
5,4 ± 5,43 |
4,4 ± 4,46 |
5,0 ± 4,79 |
5,9 ± 5,41 |
4,763 |
0,001 |
0,03 |
|
Тревожность / Anxiety |
2,9 ± 4,12 |
5,1 ± 5,12 |
3,7 ± 4,27 |
4,3 ± 4,79 |
5,9 ± 5,52 |
5,637 |
< 0,001 |
0,04 |
|
Стресс / Stress |
4,9 ± 4,66 |
7,1 ± 5,51 |
5,7 ± 4,52 |
6,4 ± 5,11 |
7,4 ± 5,39 |
4,139 |
0,003 |
0,03 |
Примечание: 1-й тип — фокус саморазвития; 2-й тип — фокус отношений; 3-й тип — фокус на себе; 4-й тип — смешанный фокус; 5-й тип — фокус на себе и негативных событиях.
Note: 1 type - self-development focus; 2 type - interpersonal relations focus; 3 type – self focus; 4 type – mixed focus; 5 type – focus on self and negative events.
Рис. 2. Разброс оценок по шкалам методики SPANE у подростков из разных типов (доверительный интервал — 95%) (N = 559)
Fig. 2. The spread of ratings according to the scales of the SPANE technique in adolescents from different types (95% confidence interval) (N = 559)
Рис. 3. Разброс оценок по шкалам методики DASS у подростков из разных типов (доверительный интервал — 95%) (N = 559)
Fig. 3. The spread of scores on the scales of the DASS methodology among adolescents from different types (95% confidence interval) (N = 559)
В ходе статистического анализа при помощи теста Тьюки (post hoc) выявлено следующее.
- Негативные эмоции:
а) оценки негативных эмоций у подростков из 2-го типа (фокус отношений) значимо выше, чем у подростков из 1-го типа (фокус саморазвития) (MD = 1,993; p = 0,005) и 3-го типа (фокус на себе) (MD = 1,793; p = 0,022);
б) оценки негативных эмоций у подростков из 5-го типа (фокус на себе и негативных событиях) значимо выше, чем у подростков из 1-го типа (фокус саморазвития) (MD = 2,442; p = 0,009) и 3-го типа (фокус на себе) (MD = 2,242; p = 0,026).
- Баланс эмоций: оценки баланса эмоций у юношей и девушек из 5-го типа (фокус на себе и негативных событиях) значимо ниже, чем у подростков из 1-го типа (фокус саморазвития) (MD = -4,101; p = 0,014) и 3-го типа (фокус на себе) (MD = –3,708; p = 0,042);
- Депрессия: оценки депрессии у участников исследования из 1-го типа (саморазвитие) значимо ниже, чем у подростков из 2-го (фокус отношений) (MD = –4,286; p = 0,005), 4-го (смешанный фокус) (MD = –3,501; p = 0,015) и 5-го (фокус на себе и негативных событиях) (MD = –5,212; p = 0,009) типов;
- Тревожность: оценки тревожности у респондентов из 1-го типа (саморазвитие) значимо ниже, чем у подростков из 2-го (фокус отношений) (MD = –4,448; p = 0,002) и 5-го (фокус на себе и негативных событиях) (MD = –5,984; p = 0,001) типов;
- Стресс: оценки стресса у юношей и девушек из 1го типа (саморазвитие) значимо ниже, чем у подростков из 2-го (фокус отношений) (MD = –4,361; p = 0,007) и 5-го (фокус на себе и негативных событиях) (MD = –4,880; p = 0,030) типов.
Рассмотрим полученные результаты. Группа, сфокусированная на саморазвитии, включающая в себя категории учебы, саморазвития и достижения, обладает более позитивным эмоциональным статусом по сравнению с группой, сфокусированной на отношениях, и группой, сфокусированной на себе и негативных событиях, которые значительно превосходят других в выраженности показателей депрессии, тревожности, стресса, а также в количестве негативных оценок своей жизни. Также отметим, что группа фокуса на себе демонстрирует более позитивный эмоциональный статус по сравнению с группой фокуса на отношениях и группой фокуса на себе и негативных события. Таким образом, полученные результаты демонстрируют, что эмоциональное состояние подростков, относящихся к разным группам по называемым значимым событиям, значимо различается.
Обсуждение результатов
В ходе исследования было проанализировано содержание значимых событий последнего года, переживаемых подростками города Севастополь. Первым результатом стало выделение категорий значимых событий, о которых респонденты писали в свободной форме. Эти категории включают сферы: учебной деятельности (43,3% выборки), межличностных отношений любви и дружбы со сверстниками (42,0%), путешествий и развлечений (39,7%), материальных приобретений (28,3%), самостоятельных достижений (24,7%), праздников (17,7%), отношений в родительской семье и с родственниками (15,9%), утраты/смерти близких людей, ситуаций опасностей (6,4%), саморазвития (5,9%) и переездов (4,8%). Как можно увидеть, потенциальные риски социальной среды подростков, обусловленные проведением специальной военной операции, для большинства респондентов не находят отражения в частоте выделяемых событий. Значимость событий, которые часто указываются (учебная деятельность, межличностные отношения дружбы и любви со сверстниками, путешествия и развлечения, материальные приобретения), во многом определяется устойчивой возрастно-психологической спецификой и актуальными возрастными задачами развития в подростковом возрасте в соответствии с моделями Р. Хевигхерста и Д.Б. Эльконина. Решение таких задач развития в подростковом возрасте, как учебная деятельность и профессиональное самоопределение, освоение ролевых моделей межличностного взаимодействия со сверстниками, становление самостоятельности в отношениях с родителями, находит отражение в предпочитаемых эмоционально значимых событиях собственной жизни. Похожие результаты были получены в исследовании на студенческой молодежи города Москвы после проведения частичной мобилизации в ходе специальной военной операции. Был также определен высокий уровень психологической устойчивости молодежи к событиям кризисной транзитивности. Студенческая молодежь была более ориентирована на события, связанные с решением задач развития периода вхождения во взрослость, чем на стресс, вызванный событиями специальной военной операции (Маркина, Молчанов, 2023). Отметим, что отсутствие фокусировки на боевых действиях и их последствиях также позволяет легче переживать стресс, возникающий в жизни человека (Неврюев, 2022). Однако необходимо выделить группу подростков (6,4% респондентов), которые отмечают события, связанные с утратой/смертью близких людей, ситуациями операции и опасных болезней. Можно допустить наличие рисков психологическому благополучию подростков, фокусирующихся на данной группе событий.
Анализ частоты упоминания категорий событий позволил выделить типы ориентации на события: «фокус саморазвития», «фокус отношений», «фокус на себе», «смешанный фокус», «фокус на себе и негативных событиях». Отметим достаточно равномерное распределение подростков по различным фокусам событий: процент находится в диапазоне от 18,6% до 26,7% для четырех из пяти типов, кроме самой малочисленной группы «фокус на себе и негативных событиях». Группы «фокус саморазвития» и «фокус на себе» находятся в некотором противопоставлении друг другу. Эти группы похожи на выделяемое в модели ценностных ориентаций С. Шварца «противоречие» ценностей самовозвышения (в частности, гедонизма) и ценностей самопреодоления (благосклонность и универсализм по отношению к другим). В этой модели ценности определяют конечное желаемое состояние (эмоциональное, когнитивное) или поведение человека, включая функцию управления выбором и оценки поведения (Шварц и др., 2012). Можно предположить, что ценности, переживаемые как значимые, влияют на ориентировку в мире событий и воспоминание важных эмоциональных событий последнего года.
Группа подростков, чаще вспоминающая о событиях, связанных с учебой, саморазвитием и достижениями, обладает более позитивным эмоциональным статусом по сравнению со сверстниками, ориентированными на события в области отношений, а также на себе и негативных событиях. Можно говорить о том, что упоминание событий учебной деятельности, саморазвития и стремления к достижениям, соответствующих задачам возраста, способствующих развитию, связано с позитивным эмоциональным статусом респондентов. В то же время фокусировка на событиях межличностной сферы, также являющаяся важной особенностью подросткового возраста, связана с более негативным эмоциональным статусом обследованной выборки и находится в зависимости от уровня удовлетворенности подростков своими достижениями в разных областях. Также возможной причиной может выступать большая чувствительность и вовлеченность в сфере межличностных отношений, что может приводить к большей критичности в оценке себя и событий своей жизни. Также этот феномен может объясняться половыми различиями. Данные предыдущих исследований свидетельствуют о том, что девушки указывают на симптомы депрессии, тревожности и стресса чаще, чем юноши (Shilko et al., 2021). При этом именно девушки чаще фокусируются на событиях сферы межличностных отношений. Таким образом, можно предположить, что большая фокусировка на негативных событиях связана с половыми различиями в рефлексии собственных негативных эмоциональных состояний. Отметим, что, несмотря на разное содержание называемых событий, эмоциональный статус групп, ориентированных на межличностные отношения или сфокусированных на себе и негативных событиях, оказывается близким — в этих группах проявляется выраженность тревожности, депрессии и стресса в совокупности с преобладанием негативных эмоций. Отметим, что фокусирока на себе и негативных событиях во многом связана со столкновением с опытом потери, смерти и болезней, что закономерно повышает негативный эмоциональный статус, в то время как выраженность негативного статуса в группе, ориентированной на межличностные отношения, вызывает обеспокоенность. Группы подростков, более ориентированные на межличностные отношения, а также сфокусированные на себе и негативных событиях, нуждаются в более внимательном изучении их эмоционального статуса, который оказывается похожим, несмотря на разное содержание называемых событий.
Заключение
Наше исследование было направлено на изучение значимых событий последнего года, выделяемых подростками, проживающими в условиях нестабильной социальной среды, определение связи этих событий с эмоциональным состоянием. На основании ответов респондентов были выделены основные категорий упоминаемых событий. Сформировавшиеся группы событий в своем большинстве оказались связаны с актуальными задачами развития в подростковом возрасте. Идея о большей роли возрастно-психологической специфики подросткового возраста при выделении значимых событий последнего года по сравнению с нестабильностью социальной среды получила подтверждение.
Были выявлены определенные взаимосвязи между выделяемыми значимыми сферами и окраской событий, с одной стороны, и эмоциональным состоянием подростков — с другой. Особого внимания заслуживает группа подростков, сфокусированных на событиях, связанных со сферой утраты/смерти близких людей, ситуациями операции и опасных болезней. Психологическое сопровождение данной группы поможет снизить риски, связанные с трудностями решения задач развития в подростковом возрасте, а также повысить общий уровень психологического благополучия у подростков, переживающих множественные кризисы и находящихся в ситуации высокой неопределенности.