Культурно-историческая психология
2025. Том 21. № 3. С. 114–123
doi:10.17759/chp.2025210310
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Детство, политика и социально-культурная позициональность: критический анализ
Резюме
Детство — это социально сконструированная стадия жизни человека, формируемая политическими, экономическими и культурными силами. Хотя зачастую этот период воспринимают как естественный и универсальный опыт, детство глубоко зависит от государственных политик, социально-культурных норм и исторических контекстов. В данной статье исследуются механизмы, с помощью которых политические институты и социально-культурное окружение влияют на формирование детского опыта в различных обществах. Беря во внимание теории социального конструирования, политического воздействия и культурного многообразия, мы рассматриваем влияние государственных политик, СМИ и экономических условий на права и самобытность детей. В исследовании также затрагиваются современные проблемы, такие как цифровое детство, глобализация и социальное неравенство. Междисциплинарный анализ подчеркивает необходимость разработки политических стратегий, которые признают детство как динамический и зависящий от контекста опыт, а не как фиксированную биологическую стадию.
Общая информация
Ключевые слова: детство, политика, социально-культурная позициональность, социальное конструирование психической реальности, глобализация
Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2025210310
Благодарности. Автор выражает благодарность ученым, чьи работы и идеи способствовали развитию области исследований детства.
Поступила в редакцию 18.05.2025
Поступила после рецензирования 15.07.2025
Принята к публикации
Опубликована
Для цитаты: Кумар, С. (2025). Детство, политика и социально-культурная позициональность: критический анализ. Культурно-историческая психология, 21(3), 114–123. https://doi.org/10.17759/chp.2025210310
© Кумар С., 2025
Лицензия: CC BY-NC 4.0
Информация об авторах
Вклад авторов
- Ariès, P. (1962). Centuries of childhood: A social history of family life. Vintage Books.
- Bornstein, M.H. (2012). Cultural approaches to parenting. Parenting: Science and Practice, 12(2-3), 212— URL: https://doi.org/10.1080/15295192.2012.683359
- Boyd, d. (2014). It's complicated: The social lives of networked teens. Yale University Press.
- Buckingham, D. (2011). The material child: Growing up in consumer culture. Polity Press.
- Buckingham, D. (2013). Children and the media: A cultural studies approach. Polity Press.
- Burman, E. (2016). Deconstructing developmental psychology (3rd ed.). Routledge.
- Chaudron, S., Di Gioia, R., Gemo, M., & Holloway, D. (2018). Young children (0-8) and digital technology: A qualitative study across Europe. European Commission.
- Chawla, L. (2020). Growing up in an urbanizing world. Routledge.
- Connell, R. W. (2009). Gender: In world perspective (2nd ed.). Polity Press.
- Cunningham, H. (2014). Children and childhood in Western society since 1500 (2nd ed.). Routledge.
- Devine, D. (2002). Children's citizenship and the structuring of adult-child relations in the primary school. Childhood, 9(3), 303— URL: https://doi.org/10.1177/0907568202009003046
- Evans, G.W. (2004). The environment of childhood poverty. American Psychologist, 59(2), 77— URL: https://doi.org/10.1037/0003-066X.59.2.77
- Foucault, M. (1977). Discipline and punish: The birth of the prison (A. Sheridan, Trans.). Pantheon Books.
- Gaskins, S. (2006). Cultural perspectives on infant-caregiver interaction. In:G. Bremner & T.D. Wachs (Eds.), The Wiley-Blackwell handbook of infant development (pp. 296—322). Blackwell.
- Gillborn, D. (2008). Racism and education: Coincidence or conspiracy?
- Gunter, B., Oates, C., & Blades, M. (2005). Advertising to children on TV: Content, impact, and regulation.
- Hickman, C., Marks, E., Pihkala, P., Clayton, S., Lewandowski, R.E., Mayall, E.E., Wray, B., Mellor, C., & van Susteren, L. (2021). Climate anxiety in children and young people and their beliefs about government responses to climate change: A global survey. The Lancet Planetary Health, 5(12), e863— URL: https://doi.org/10.1016/S2542-5196(21)00278-3
- Hobbs, R. (2010). Digital and media literacy: Connecting culture and classroom. Corwin Press.
- Hochschild, A.R. (2012). The managed heart: Commercialization of human feeling (3rd ed.). University of California Press.
- Holloway, D., Green, L., & Livingstone, S. (2013). Zero to eight: Young children and their internet use. EU Kids Online.
- Intergovernmental Panel on Climate Change (IPCC). (2022). Climate change 2022: Impacts, adaptation, and vulnerability. Cambridge University Press.
- International Labour Organization (ILO). (2021). Child labour: Global estimates 2020, trends and the road forward. International Labour Office.
- James, A., & James, A.L. (2012). Key concepts in childhood studies (2nd ed.). Sage Publications.
- James, A., & Prout, A. (2015). Constructing and reconstructing childhood: Contemporary issues in the sociological study of childhood (3rd ed.). Routledge.
- Jenkins, H., Ito, M., & boyd, D. (2016). Participatory culture in a networked era: A conversation on youth, learning, commerce, and politics. Polity Press.
- Jenks, C. (2005). Childhood: Second edition. Routledge.
- Kallio, K.P., & Häkli, J. (2013). Children and young people’s politics in everyday life. Space and Polity, 17(1), 1—16. URL: https://doi.org/10.1080/13562576.2013.780710
- Kellner, D., & Share, J. (2019). Critical media literacy is essential for education. Cognition and Instruction, 37(2), 158—166. URL: https://doi.org/10.1080/07370008.2019.1585659
- Kimmel, M. (2010). Guyland: The perilous world where boys become men.
- Kowalski, R.M., Giumetti, G.W., Schroeder, A.N., & Lattanner, M.R. (2014). Bullying in the digital age: A critical review and meta-analysis of cyberbullying research among youth. Psychological Bulletin, 140(4), 1073—1137. URL: https://doi.org/10.1037/a0035618
- Ladson-Billings, G. (2006). From the achievement gap to the education debt: Understanding achievement in U.S. schools. Educational Researcher, 35(7), 3—12. URL: https://doi.org/10.3102/0013189X035007003
- Lancy, D.F. (2015). The anthropology of childhood: Cherubs, chattel, changelings (2nd ed.). Cambridge University Press.
- Liebel, M. (2020). Child labour and the transition between childhood and adulthood. Palgrave Macmillan.
- Livingstone, S., & Blum-Ross, A. (2020). Parenting for a digital future: How hopes and fears about technology shape children’s lives. Oxford University Press.
- Livingstone, S., Stoilova, M., & Nandagiri, R. (2018). Children’s data and privacy online: Growing up in a digital age. London School of Economics and Political Science Report.
- Lundberg, A. (2020). The politics of childhood and asylum in the European Union. Children’s Geographies, 18(5), 559—572. URL: https://doi.org/10.1080/14733285.2019.1648769
- Meadow, T. (2018). Trans kids: Being gendered in the twenty-first century. University of California Press.
- Montgomery, H. (2009). An introduction to childhood: Anthropological perspectives on children’s lives. Wiley-Blackwell.
- Montgomery, K. (2015). Generation digital: Politics, commerce, and childhood in the age of the internet. MIT Press.
- Moss, P. (2012). Early childhood and compulsory education: Reconceptualising the relationship.
- Nairn, A., & Fine, C. (2008). Who’s messing with my mind? The implications of dual-process models for the ethics of advertising to children. International Journal of Advertising, 27(3), 447—470. URL: https://doi.org/10.2501/S0265048708080094
- Nsamenang, A.B. (2006). Cultures in early childhood care and education. UNESCO Early Childhood and Family Policy Series.
- Pickard, S. (2019). Politics, protest and young people: Political participation and dissent in 21st century Britain. Palgrave Macmillan.
- Pickett, K., & Wilkinson, R. (2015). The spirit level: Why equality is better for everyone. Penguin.
- Prout, A. (2019). The future of childhood: Towards the interdisciplinary study of children. Routledge.
- Qvortrup, J. (2009). Childhood as a structural form. In: J. Qvortrup, W. Corsaro, & M. Honig (Eds.), The Palgrave handbook of childhood studies (pp. 21—33). Palgrave Macmillan.
- Reynaert, D., Bouverne-De Bie, M., & Vandevelde, S. (2009). A review of children’s rights literature since the adoption of the UNCRC. Childhood, 16(4), 518—534. URL: https://doi.org/10.1177/0907568209344270
- Rogoff, B. (2003). The cultural nature of human development. Oxford University Press.
- Thorne, B. (1993). Gender play: Girls and boys in school. Rutgers University Press.
- (2021). The state of the world’s children 2021: On my mind — Promoting, protecting, and caring for children’s mental health.
- Vygotsky, L.S. (1978). Mind in society: The development of higher psychological processes. Harvard University Press.
- Walkerdine, V. (1990). Schoolgirl fictions. Verso.
- Wertsch, J.V. (1991). Voices of the mind: A sociocultural approach to mediated action. Harvard University Press.
- Wood, D., Bruner, J.S., & Ross, G. (1976). The role of tutoring in problem-solving. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 17(2), 89— URL: https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.1976.tb00381.x
- Zelizer, V.A. (1985). Pricing the priceless child: The changing social value of children. Princeton University Press.
Метрики
Просмотров web
За все время: 105
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 3
Скачиваний PDF
За все время: 40
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 0
Всего
За все время: 145
В прошлом месяце: 47
В текущем месяце: 3