Детство, политика и социально-культурная позициональность: критический анализ

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом

Резюме

Детство — это социально сконструированная стадия жизни человека, формируемая политическими, экономическими и культурными силами. Хотя зачастую этот период воспринимают как естественный и универсальный опыт, детство глубоко зависит от государственных политик, социально-культурных норм и исторических контекстов. В данной статье исследуются механизмы, с помощью которых политические институты и социально-культурное окружение влияют на формирование детского опыта в различных обществах. Беря во внимание теории социального конструирования, политического воздействия и культурного многообразия, мы рассматриваем влияние государственных политик, СМИ и экономических условий на права и самобытность детей. В исследовании также затрагиваются современные проблемы, такие как цифровое детство, глобализация и социальное неравенство. Междисциплинарный анализ подчеркивает необходимость разработки политических стратегий, которые признают детство как динамический и зависящий от контекста опыт, а не как фиксированную биологическую стадию.

Общая информация

Ключевые слова: детство, политика, социально-культурная позициональность, социальное конструирование психической реальности, глобализация

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2025210310

Благодарности. Автор выражает благодарность ученым, чьи работы и идеи способствовали развитию области исследований детства.

Поступила в редакцию 18.05.2025

Поступила после рецензирования 15.07.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Кумар, С. (2025). Детство, политика и социально-культурная позициональность: критический анализ. Культурно-историческая психология, 21(3), 114–123. https://doi.org/10.17759/chp.2025210310

© Кумар С., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Информация об авторах

Сандип Кумар, ведущий исследователь в области развития человека, обучения и познания, профессор в сфере образования, кафедра образования, Университет Дели, Дели, Индия, e-mail: sandeepkumarcie@gmail.com

Вклад авторов

  1. Ariès, P. (1962). Centuries of childhood: A social history of family life. Vintage Books.
  2. Bornstein, M.H. (2012). Cultural approaches to parenting. Parenting: Science and Practice, 12(2-3), 212— URL: https://doi.org/10.1080/15295192.2012.683359
  3. Boyd, d. (2014). It's complicated: The social lives of networked teens. Yale University Press.
  4. Buckingham, D. (2011). The material child: Growing up in consumer culture. Polity Press.
  5. Buckingham, D. (2013). Children and the media: A cultural studies approach. Polity Press.
  6. Burman, E. (2016). Deconstructing developmental psychology (3rd ed.). Routledge.
  7. Chaudron, S., Di Gioia, R., Gemo, M., & Holloway, D. (2018). Young children (0-8) and digital technology: A qualitative study across Europe. European Commission.
  8. Chawla, L. (2020). Growing up in an urbanizing world. Routledge.
  9. Connell, R. W. (2009). Gender: In world perspective (2nd ed.). Polity Press.
  10. Cunningham, H. (2014). Children and childhood in Western society since 1500 (2nd ed.). Routledge.
  11. Devine, D. (2002). Children's citizenship and the structuring of adult-child relations in the primary school. Childhood, 9(3), 303— URL: https://doi.org/10.1177/0907568202009003046
  12. Evans, G.W. (2004). The environment of childhood poverty. American Psychologist, 59(2), 77— URL: https://doi.org/10.1037/0003-066X.59.2.77
  13. Foucault, M. (1977). Discipline and punish: The birth of the prison (A. Sheridan, Trans.). Pantheon Books.
  14. Gaskins, S. (2006). Cultural perspectives on infant-caregiver interaction. In:G. Bremner & T.D. Wachs (Eds.), The Wiley-Blackwell handbook of infant development (pp. 296—322). Blackwell.
  15. Gillborn, D. (2008). Racism and education: Coincidence or conspiracy?
  16. Gunter, B., Oates, C., & Blades, M. (2005). Advertising to children on TV: Content, impact, and regulation.
  17. Hickman, C., Marks, E., Pihkala, P., Clayton, S., Lewandowski, R.E., Mayall, E.E., Wray, B., Mellor, C., & van Susteren, L. (2021). Climate anxiety in children and young people and their beliefs about government responses to climate change: A global survey. The Lancet Planetary Health, 5(12), e863— URL: https://doi.org/10.1016/S2542-5196(21)00278-3
  18. Hobbs, R. (2010). Digital and media literacy: Connecting culture and classroom. Corwin Press.
  19. Hochschild, A.R. (2012). The managed heart: Commercialization of human feeling (3rd ed.). University of California Press.
  20. Holloway, D., Green, L., & Livingstone, S. (2013). Zero to eight: Young children and their internet use. EU Kids Online.
  21. Intergovernmental Panel on Climate Change (IPCC). (2022). Climate change 2022: Impacts, adaptation, and vulnerability. Cambridge University Press.
  22. International Labour Organization (ILO). (2021). Child labour: Global estimates 2020, trends and the road forward. International Labour Office.
  23. James, A., & James, A.L. (2012). Key concepts in childhood studies (2nd ed.). Sage Publications.
  24. James, A., & Prout, A. (2015). Constructing and reconstructing childhood: Contemporary issues in the sociological study of childhood (3rd ed.). Routledge.
  25. Jenkins, H., Ito, M., & boyd, D. (2016). Participatory culture in a networked era: A conversation on youth, learning, commerce, and politics. Polity Press.
  26. Jenks, C. (2005). Childhood: Second edition. Routledge.
  27. Kallio, K.P., & Häkli, J. (2013). Children and young people’s politics in everyday life. Space and Polity, 17(1), 1—16. URL: https://doi.org/10.1080/13562576.2013.780710
  28. Kellner, D., & Share, J. (2019). Critical media literacy is essential for education. Cognition and Instruction, 37(2), 158—166. URL: https://doi.org/10.1080/07370008.2019.1585659
  29. Kimmel, M. (2010). Guyland: The perilous world where boys become men.
  30. Kowalski, R.M., Giumetti, G.W., Schroeder, A.N., & Lattanner, M.R. (2014). Bullying in the digital age: A critical review and meta-analysis of cyberbullying research among youth. Psychological Bulletin, 140(4), 1073—1137. URL: https://doi.org/10.1037/a0035618
  31. Ladson-Billings, G. (2006). From the achievement gap to the education debt: Understanding achievement in U.S. schools. Educational Researcher, 35(7), 3—12. URL: https://doi.org/10.3102/0013189X035007003
  32. Lancy, D.F. (2015). The anthropology of childhood: Cherubs, chattel, changelings (2nd ed.). Cambridge University Press.
  33. Liebel, M. (2020). Child labour and the transition between childhood and adulthood. Palgrave Macmillan.
  34. Livingstone, S., & Blum-Ross, A. (2020). Parenting for a digital future: How hopes and fears about technology shape children’s lives. Oxford University Press.
  35. Livingstone, S., Stoilova, M., & Nandagiri, R. (2018). Children’s data and privacy online: Growing up in a digital age. London School of Economics and Political Science Report.
  36. Lundberg, A. (2020). The politics of childhood and asylum in the European Union. Children’s Geographies, 18(5), 559—572. URL: https://doi.org/10.1080/14733285.2019.1648769
  37. Meadow, T. (2018). Trans kids: Being gendered in the twenty-first century. University of California Press.
  38. Montgomery, H. (2009). An introduction to childhood: Anthropological perspectives on children’s lives. Wiley-Blackwell.
  39. Montgomery, K. (2015). Generation digital: Politics, commerce, and childhood in the age of the internet. MIT Press.
  40. Moss, P. (2012). Early childhood and compulsory education: Reconceptualising the relationship.
  41. Nairn, A., & Fine, C. (2008). Who’s messing with my mind? The implications of dual-process models for the ethics of advertising to children. International Journal of Advertising, 27(3), 447—470. URL: https://doi.org/10.2501/S0265048708080094
  42. Nsamenang, A.B. (2006). Cultures in early childhood care and education. UNESCO Early Childhood and Family Policy Series.
  43. Pickard, S. (2019). Politics, protest and young people: Political participation and dissent in 21st century Britain. Palgrave Macmillan.
  44. Pickett, K., & Wilkinson, R. (2015). The spirit level: Why equality is better for everyone. Penguin.
  45. Prout, A. (2019). The future of childhood: Towards the interdisciplinary study of children. Routledge.
  46. Qvortrup, J. (2009). Childhood as a structural form. In: J. Qvortrup, W. Corsaro, & M. Honig (Eds.), The Palgrave handbook of childhood studies (pp. 21—33). Palgrave Macmillan.
  47. Reynaert, D., Bouverne-De Bie, M., & Vandevelde, S. (2009). A review of children’s rights literature since the adoption of the UNCRC. Childhood, 16(4), 518—534. URL: https://doi.org/10.1177/0907568209344270
  48. Rogoff, B. (2003). The cultural nature of human development. Oxford University Press.
  49. Thorne, B. (1993). Gender play: Girls and boys in school. Rutgers University Press.
  50. (2021). The state of the world’s children 2021: On my mind — Promoting, protecting, and caring for children’s mental health.
  51. Vygotsky, L.S. (1978). Mind in society: The development of higher psychological processes. Harvard University Press.
  52. Walkerdine, V. (1990). Schoolgirl fictions. Verso.
  53. Wertsch, J.V. (1991). Voices of the mind: A sociocultural approach to mediated action. Harvard University Press.
  54. Wood, D., Bruner, J.S., & Ross, G. (1976). The role of tutoring in problem-solving. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 17(2), 89— URL: https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.1976.tb00381.x
  55. Zelizer, V.A. (1985). Pricing the priceless child: The changing social value of children. Princeton University Press.

Метрики

 Просмотров web

За все время: 105
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 3

 Скачиваний PDF

За все время: 40
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 145
В прошлом месяце: 47
В текущем месяце: 3