Практикоориентированная наука на базе культурно-исторической психологии: история и перспективы
Резюме
Контекст и актуальность. Системы образования во всем мире сталкиваются с вызовами глобальных изменений технологического уклада, рынка труда, демографии. Одним из условий успешного ответа на эти вызовы рассматривается укрепление взаимодействия между наукой и практикой в образовании. В СССР и постсоветской России созданы прецеденты выстраивания продуктивного сотрудничества между учеными и практиками в образовании на базе культурно-исторической психологии, актуальные в современной ситуации внутри страны и за ее пределами. Цель. Изучить генезис и содержание замысла практикоориентированной науки об образовании в контексте современных дискуссий о барьерах, возможностях и перспективных моделях взаимодействия исследователей и практиков. Гипотеза. Подход «практикоориентированная наука» может помочь в ответе на актуальные вызовы трансформации систем образования в России и мире. Методы и материалы. Анализируются две группы публикаций: 1) отражающих современные дискуссии о разрыве науки и практики в образовании и путях его преодоления, поиски эффективных форм и механизмов сотрудничества исследователей и практиков; 2) характеризующих историю замысла и реализации практикоориентированной науки в образовании в СССР (Российской Федерации). Результаты. Представлены основания и ключевые характеристики практикоориентированной науки об образовании в России. Показана связь ее развития с процессами развития психолого-педагогической науки и общего образования в СССР (Российской Федерации). Выводы. Подход «практикоориентированная наука» имеет перспективы для реализации в России и мире для ответа на вызовы трансформации систем образования, но необходимо его развитие с учетом мирового опыта реализации иных моделей партнёрства исследователей и практиков, актуальных дискуссий и социально-политического контекста.
Общая информация
Ключевые слова: культурно-историческая психология, практикоориентированая наука, развивающее образование, проектирование
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2025000003
Поступила в редакцию 05.07.2025
Принята к публикации
Опубликована
Для цитаты: Исаев, Е.И., Косарецкий, С.Г. (2025). Практикоориентированная наука на базе культурно-исторической психологии: история и перспективы. Культурно-историческая психология. Ранний доступ. https://doi.org/10.17759/chp.2025000003
Литература
- Громыко, Ю.В. (1996). Проектирование и программирование развития образования. Москва : МАРО, 546 с.
Gromyko, Y.V. (1996). Designing and programming education development. Moscow: MARO, 546 p. - Громыко, Ю.В. (1998). Построение общественной практики средствами образования // Вопросы психологии, № 5, с. 37–48.
Gromyko, Y.V. (1998). Building social practice by means of education // Voprosy Psikhologii, No. 5, 37-48. - Громыко, Ю.В., Давыдов, В.В. (2011). Образование как средство формирования и выращивания общественно-регионального развития // Образовательная политика, № 2 (52), 24-38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-kak-sredstvo-formirovaniya-i-vyraschivaniya-obschestvenno-regionalnogo-razvitiya (дата обращения: 15.06.2025).
Gromyko, Y.V., & Davydov, V.V. (2011). Education as a means of formation and cultivation of socio-regional development // Educational Policy, No. 2 (52), 24-38. (In Russ.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-kak-sredstvo-formirovaniya-i-vyraschivaniya-obschestvenno-regionalnogo-razvitiya (viewed: 15.06.2025). - Громыко, Ю.В., Рубцов, В.В., Марголис, А.А. (2020). Школа как экосистема развивающихся детско-взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего // Культурно-историческая психология, 16(1), 57–67. https://doi.org/10.17759/chp.2020160106
Gromyko, Y.V., Rubtsov, V.V., & Margolis, A.A. (2020). School as an ecosystem of developing child-adult communities: An activity approach to designing the school of the future // Cultural-Historical Psychology, 16(1), 57–67. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/chp.2020160106 - Давыдов, В.В. (1996). Теория развивающего обучения. Москва.
Davydov, V.V. (1996). Theory of developmental learning. Moscow. - Из истории развивающего обучения // URL: https://author-club.org/news/110/ (дата обращения: 15.06.2025).
From the history of developmental learning // (In Russ.). URL: https://author-club.org/news/110/ (viewed: 15.06.2025). - Исаев, Е.И. (1997). Проблемы проектирования психологического образования педагога // Вопросы психологии, № 6, с. 48–56. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1997/976/976048.htm (дата обращения: 15.06.2025).
Isaev, E.I. (1997). Problems of designing psychological education for teachers // Voprosy Psikhologii, No. 6, 48-56. (In Russ.). URL: http://www.voppsy.ru/issues/1997/976/976048.htm (viewed: 15.06.2025). - Косарецкий, С.Г. (2023). Использование культурно-исторической теории для анализа образовательного неравенства: потенциал, барьеры, перспективы // Культурно-историческая психология, 19(3), с. 47–55. https://doi.org/10.17759/chp.2023190306
Kosaretsky, S.G. (2023). Using cultural-historical theory to analyze educational inequality: Potential, barriers, prospects // Cultural-Historical Psychology, 19(3), 47–55. https://doi.org/10.17759/chp.2023190306 - Медведев, А.М., Жуланова, И.В., Марокова, М.В. (2010). Генетико-моделирующий метод в исследовании психического развития. Волгоград, 186 с.
Medvedev, A.M., Zhulanova, I.V., & Marokova, M.V. (2010). Genetic-modelling method in the study of mental development. Volgograd, 186 p. - Обухова, Л.Ф. (ред.) (2022). Основы общей (генетической) психологии. Теория П.Я. Гальперина и формирующий эксперимент : монография : научное наследие. Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 292 с. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/bggp2022 (дата обращения: 15.06.2025).
Obukhova, L.F. (Ed.) (2022). Fundamentals of general (genetic) psychology. Theory of P.Ya. Galperin and formative experiment: Monograph: Scientific heritage. Moscow: MGPPU, 292 p. (In Russ.). URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/bggp2022 (viewed: 15.06.2025). - Репкина, Н.В. (1997). Система развивающего обучения в школьной практике // Вопросы психологии, № 3, с. 40–51. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1997/973/973040.htm (дата обращения: 15.06.2025).
Repkina, N.V. (1997). System of developmental learning in school practice // Voprosy Psikhologii, No. 3, 40-51. (In Russ.). URL: http://www.voppsy.ru/issues/1997/973/973040.htm (viewed: 15.06.2025). - Рубцов, В.В. (1994). «Какая наука нужна сегодня московскому образованию?» Интервью // Журнал Россия-2010. URL: https://psychlib.ru/mgppu/ROs-1996/ROS-3371.htm#$p337 (дата обращения: 15.06.2025).
Rubtsov, V.V. (1994). What science does Moscow education need today? Interview // Journal Rossiya-2010. (In Russ.). URL: https://psychlib.ru/mgppu/ROs-1996/ROS-3371.htm#$p337 (viewed: 15.06.2025). - Рубцов, В.В., Ивошина, Т.Г. (2002). Проектирование развивающей образовательной среды школы. Москва : Изд-во МГППУ, 272 с.
Rubtsov, V.V., & Ivochina, T.G. (2002). Designing a developing educational environment of the school. Moscow: MGPPU Publishing, 272 p. - Слободчиков, В.И. (2003). Очерки психологии образования. Биробиджан.
Slobodchikov, V.I. (2003). Essays on psychology of education. Birobidzhan. - Слободчиков, В.И. (2008). Инновационное образование: введение в проблему // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, № 6, 12-15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionoe-obrazovanie-vvedenie-v-problemu (дата обращения: 15.06.2025).
Slobodchikov, V.I. (2008). Innovative education: Introduction to the problem // Municipal Education: Innovations and Experiment, No. 6, 12-15. (In Russ.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionoe-obrazovanie-vvedenie-v-problemu (viewed: 15.06.2025). - Сорокова, М.Г., Ульянина, О.А., Семья, Г.В., Леонова, О.И., Лубовский, Д.В., Исаев, Е.И., Подушкина, Т.Г., Бусыгина, Н.П., Радчикова, Н.П., Шведовская, А.А., Марголис, А.А., Сорокова, М.Г., Семья, Г.В. (2024). Доказательный подход: Руководство по верификации программ, технологий, практик в образовании и социальной сфере: учебное пособие. Москва: ФГБОУ ВО МГППУ. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/evbaguver2024 (дата обращения: 15.06.2025).
Sorokova, M.G., Ulyanina, O.A., Semya, G.V., Leonova, O.I., Lubovsky, D.V., Isaev, E.I., Podushkina, T.G., Busygina, N.P., Radchikova, N.P., Shvedovskaya, A.A., Margolis, A.A., Sorokova, M.G., & Semya, G.V. (2024). Evidence-based approach: Guidelines for verification of programs, technologies, and practices in education and social sphere: Textbook. Moscow: MGPPU. (In Russ.). URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/evbaguver2024 (viewed: 15.06.2025). - Ansley, F., & Gaventa, J. (1997). Researching for democracy & democratizing research // Change: The Magazine of Higher Learning, 29(1), 46–53. https://doi.org/10.1080/00091389709603114
- Asea, W.B. (2022). Epistemic decoloniality of westernised higher education: A discourse on curriculum justice and knowledge integration at historically white universities in South Africa // Arts and Humanities in Higher Education, 21(4), 375–393. https://doi.org/10.1177/14740222221104343
- Barbosa Gouveia, A., Mendonça Lunardi Mendes, G., Ebersöhn, L., Alexandre dos Santos Ferraz, M., Kosaretsky, S. (2024). Educação e formas de participação no contexto dos BRICS: alguns elementos para uma aproximação ao tema // Journal of Educational Policies, 18(1). https://doi.org/10.5380/jpe.v18i1.97948
- Biesta, G. (2006). Why “what works” won't work. Evidence-based practice and the democratic deficit of educational research. Paper accepted for publication (January 2006) for Educational Theory. DOI:10.1111/j.1741-5446.2006.00241.x
- Bornmann, L. (2013). What is societal impact of research and how can it be assessed? A literature survey // Journal of the American Society for Information Science and Technology, 64(2), 217–233. https://doi.org/10.1080/13803610701626127
- Bowers, Amanda Marie. (2017). University-community partnership models: Employing organizational management theories of paradox and strategic contradiction // Journal of Higher Education Outreach and Engagement, 21(2), 37–64.
- Broekkamp, H., & van Hout-Wolters, B. (2007). The gap between educational research and practice: A literature review, symposium, and questionnaire // Educational Research and Evaluation, 13(3), 203–220. https://doi.org/10.1080/13803610701626127
- Coburn, C.E., Penuel, W.R., & Farrell, C.C. (2021). Fostering educational improvement with research-practice partnerships // Phi Delta Kappan, 102(7), 14–19. https://doi.org/10.1177/00317217211007332
- Coburn, C.E., & Penuel, W.R. (2016). Research–practice partnerships in education: Outcomes, dynamics, and open questions // Educational Researcher, 45(1), 48–54. https://doi.org/10.3102/0013189X16631750
- Cook-Sather, A. (2006). Sound, Presence, and Power: “Student Voice” in Educational Research and Reform. Curriculum Inquiry, 36(4), 359–390. https://doi.org/10.1111/j.1467-873X.2006.00363.x
- Cooper, A., Shewchuk, S. (2020). A developmental evaluation of research-practice-partnerships and their impacts // International Journal of Education Policy and Leadership, 16(9). https://doi.org/10.22230/ijepl.2020v16n9a967
- Davies, P. (1999). What is evidence-based education? // British Journal of Educational Studies, 47(2), 108–121. URL: https://education.cuso.ch/fileadmin/education/Davies-1999-What-is-evidence-based-education_01.pdf (дата обращения: 15.06.2025).
- Donovan, M.S. (2013). Generating improvement through research and development in education systems // Science, 340(6130), 317–319. https://doi.org/10.1126/science.1236180
- Ebersöhn, L., et al. (2015). Taking note of obstacles research partners negotiate in long-term higher education community engagement partnerships // Teaching and Teacher Education, 45, 59–72. https://doi.org/10.1016/j.tate.2014.09.003
- Elfert, M., & Ydesen, C. (2024). Global governance and the promissory visions of education: challenges and agendas // Comparative Education, 60(3), 361–376. https://doi.org/10.1080/03050068.2024.2371701
- Farley-Ripple, E., et al. (2018). Rethinking connections between research and practice in education: A conceptual framework // Educational Researcher, 47(4), 235–245. https://doi.org/10.3102/0013189X18761042
- Galletta, A., & Torre, M. E. (2019). Participatory action research in education. In Oxford research encyclopedia of education. https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190264093.013.557
- Gillett-Swan, J., & Baroutsis, A. (2023). Student voice and teacher voice in educational research: a systematic review of 25 years of literature from 1995–2020. Oxford Review of Education, 50(4), 533–551. https://doi.org/10.1080/03054985.2023.2257132
- Gorard, S. (2020). Getting evidence into education: Evaluating the routes to policy and practice. Routledge.
- Grosfoguel, R. (2002). Colonial difference, gepolitics of knowledge, and global coloniality in the modern/colonial capitalist world-system // Review (Fernand Braudel Center), 25(3), 203–224.
- Hadar, L.L., & Baharav, H. (Eds.) (2025). Practice Partnerships in Education: Practitioner-Researcher Collaboration in the Israeli Context. Taylor & Francis.
- Hallonsten, O. (2021). Stop evaluating science: A historical-sociological argument // Social Science Information, 60(1), 7–26. https://doi.org/10.1177/0539018421992204
- Hammersley, M. (2005). The myth of research‐based practice: The critical case of educational inquiry // International Journal of Social Research Methodology, 8(4), 317–330. https://doi.org/10.1080/136455704200032844
- Hemsley-Brown, J., & Sharp, C. (2003). The use of research to improve professional practice: A systematic review of the literature // Oxford Review of Education, 29(4), 449–471. https://doi.org/10.1080/0305498032000153025
- Kamga, R., Allaire, S., Baron, M.P., Cody, N., Coulombe, S., Dumoulin, C., … Thériault, P. (2023). The emergence of research-practice partnerships in education: A literature review // Phronesis, 12(1), 127–143. https://doi.org/ 10.7202/1095154ar
- Kersha, Y., et al. (2025). Evaluating 30 years of experimental education research in the post-Soviet space: A meta-analysis of studies on student achievement // International Journal of Educational Development, 115, Article 103274. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2025.103274
- Knobloch, P.D.T. (2020). Epistemological decolonization and education. International perspectives // Foro de Educación, 18(1), 1–10. https://doi.org/10.14516/fde.797
- Korthagen, F.A.J. (2007). The gap between research and practice revisited // Teaching and Teacher Education, 23(4), 303–310. https://doi.org/10.1080/13803610701640235
- London, R.A., & Claassen, J. (2023). Playing for keeps: A long‐term community‐engaged research partnership to support safe and healthy elementary school recess // Sociological Forum, 38, 1063–1081. https://doi.org/10.1111/socf.12906
- MacMahon, S., Leggett, J., & Carroll, A. (2022). Partnering to learn: A collaborative approach to research translation for educators and researchers // Mind, Brain, and Education, 16(2), 79–88. https://doi.org/10.1111/mbe.12317
- Malin, J., & Brown, C. (Eds.) (2019). The role of knowledge brokers in education: Connecting the dots between research and practice. New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780429462436
- Naidorf, J.C. (2014). Knowledge utility: From social relevance to knowledge mobilization // Education Policy Analysis Archives, 22, 89. https://doi.org/10.14507/epaa.v22n89.2014
- Owen, K.L., Watkins, R.C., & Hughes, J.C. (2022). From evidence‐informed to evidence‐based: An evidence building framework for education // Review of Education, 10(1), 26. https://doi.org/10.1002/rev3.3342
- Penfield, T., Baker, M.J., Scoble, R., & Wykes, M.C. (2014). Assessment, evaluations, and definitions of research impact: A review // Research Evaluation, 23(1), 21–32. https://doi.org/10.1093/reseval/rvt021
- Penuel, W.R., Furtak, E.M., & Farrell, C. (2021). Practice partnerships in education: advancing an evolutionary logic of systems improvement // DDS–Die Deutsche Schule, 113(1), 45–62. DOI:10.31244/dds.2021.01.05
- Penuel, W.R., & Gallagher, D. (2017). Creating research-practice partnerships in education. Harvard Education Press.
- Rycroft‐Smith, L. (2022). Knowledge brokering to bridge the research‐practice gap in education: Where are we now? // Review of Education, 10(1), 46. https://doi.org/10.1002/rev3.3341
- Sannino, A., & Engeström, Y. (2018). Cultural-historical activity theory: Founding insights and new challenges // Cultural-Historical Psychology, 14(3), 43–56. https://doi.org/10.17759/chp.2018140305
- Schlicht-Schmälzle, R., et al. (2024). Bridging the research-practice gap in education: Initiatives from 3 OECD countries. https://dx.doi.org/10.1787/c0d3f781-en
- Sjölund, S., Lindvall, J., Larsson, M., & Ryve, A. (2023). Mapping roles in research-practice partnerships–a systematic literature review // Educational Review, 75(7), 1490–1518. https://doi.org/10.1080/00131911.2021.2023103
- Slavin, R.E. (2020). How evidence-based reform will transform research and practice in education // Educational Psychologist, 55(1), 21–31. https://doi.org/10.1080/00461520.2019.1611432
- Supplee, L.H. (2023). Connecting reading research with educational practice and policy // Mind, Brain, and Education, 17(4), 391–397. https://doi.org/10.1111/mbe.12385
- Tuomi-Gröhn, T., & Engeström, Y. (2003). Between school and work: New perspectives on transfer and boundary crossing. Amsterdam: Pergamon.
- Welsh, R.O. (2021). Assessing the quality of education research through its relevance to practice: An integrative review of research-practice partnerships // Review of Research in Education, 45(1), 170–194. https://doi.org/10.1002/berj.3338
- Wrigley, T. (2018). The power of ‘evidence’: Reliable science or a set of blunt tools? // British Educational Research Journal, 44(3), 359–376. https://doi.org/10.1002/berj.3338
- Yliniva, K., Bryan, A., & Brunila, K. (2024). ‘The future we want’? – the ideal twenty-first century learner and education’s neuro-affective turn // Comparative Education, 60(3), 498–518. https://doi.org/10.1080/03050068.2024.2363096
Информация об авторах
Метрики
Просмотров web
За все время: 113
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 2
Скачиваний PDF
За все время: 58
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1
Всего
За все время: 171
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 3