Согласно трехлетнему лонгитюдному исследованию, 80% российских детей, начиная с возраста 4—6 лет активно используют Интернет, хотя и достаточно хаотично [Ермолова, 2017].
Уже на первых этапах развития Интернета, в середине 90-х гг. прошлого века были предприняты первые попытки выделения специфических характеристик патологического использования Интернета, приводящего к дезадаптации пользователя, с введением соответствующей терминологии [Young, 1998].
Как отмечает А.Е. Войскунский: «Можно констатировать, что в выборе терминологии наличествует авторский произвол; наряду с этим предпринимаются значительные шаги по разведению психологических характеристик зависимости и характеристик, связанных с количественным (избыточным, чрезмерным и т. п.) “злоупотреблением” работой в Интернете» [Войскунский, 2015].
Отсутствие унификации понятий порождает и многообразие диагностических средств. В 2014 г. насчитывалось 45 различных диагностических методик проблемного использования Интернета на английском языке [Laconi, 2014].
В настоящем исследовании используется валидизированная и апробированная на российской подростковой и молодежной выборке методика «Общая шкала проблемного использования Интернета-3» (GPIUS3), основанная на когнитивно-бихевиоральной модели проблемного использования Интернета Р. Дэвиса, в которой автор разделяет специфическое патологическое использование Интернета (specific PIU) и общее патологическое использование Интернета (generalized PIU) [Герасимова, 2018; Caplan, 2010; Davis, 2001].
Выделение проблемного использования Интернета из рутинных практик современного пользователя сопровождается оценкой его непосредственного влияния на психологическое благополучие и психическое здоровье. В первых исследованиях такого рода, внезапно получившие доступ к Интернету люди, демонстрировали ухудшение качества семейных отношений, сужение социальных связей, повышение уровня депрессии и чувства одиночества [Kraut, 1998]. Современные исследователи приходят к выводу о незначительном влиянии Интернета на психологическое благополучие [Huang, 2010] и даже о пользе умеренного использования различных гаджетов для социализации и психического благополучия подростков [Przybylski, 2017]. Вместе с тем имеются данные о важном значении баланса в использовании виртуального и непосредственного каналов коммуникации для психического здоровья подростков и молодежи. Предпочтение виртуального канала коммуникации связано с повышенным уровнем социального дистресса и склонностью к социальному избеганию, что прямо связано с риском социальной дезадаптации [Холмогорова А.Б, 2015].
Данные мета-анализа свидетельствуют о высокой коморбидности интернет-зависимости со злоупотреблением алкоголем, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, депрессией, тревогой, нарциссизмом, с чертами пограничного, избегающего и зависимого личностных расстройств [Ho, 2014; Wu, 2016].
В качестве предикторов проблемного использования Интернета рассматриваются различные личностные факторы. В многочисленных исследованиях черт Большой пятерки констатируется отрицательная взаимосвязь с добросовестностью, экстраверсией и открытостью опыту и положительная — с нейротизмом [Durak, 2014; Kayiş, 2016; Puerta-Cortés, 2014; Roberts, 2015; Servidio, 2014].
В исследованиях последних лет в качестве весомого личностного фактора проблемного использования Интернета определяют гиперсензитивный нарциссизм [Casale, 2016; Gnambs, 2018], который отличается от грандиозного нарциссизма страхом негативной оценки и критики со стороны других людей и более тесно связан с психопатологической симптоматикой [Гаранян, 2016]. Взаимосвязь проблемного использования Интернета и гиперсензитивного нарциссизма соотносится с когнитивной моделью проблемного использования Интернета С. Каплана, в которой предпочтение онлайн-общения связывается с неуверенностью в собственных социальных навыках и субъективной безопасностью общения в сети Интернет [Caplan, 2005].
К числу других личностных черт, привлекающих внимание исследователей в качестве одного из предикторов проблемного использования Интернета, относится перфекционизм [Taymur, 2016]. Уровень перфекционизма оказывается значимо выше у пользователей с проблемным использованием Интернета, чем в группах с обычным использованием [Saraçlı, 2014]. Предполагается, что проблемное использование Интернета возникает в процессе его активного использования для создания более совершенного образа Я, который диктуется наиболее деструктивным аспектом перфекционизма — так называемым социально-предписанным перфекционизмом или стремлением соответствовать ожиданиям других людей, которые представляются очень высокими [Гаранян, 2014]. Современные исследователи развивают модель социальной отсоединенности (social disconnection model) — ухода от близких контактов с людьми в результате страха показать свое несовершенство — как одного из основных психологических механизмов деструктивности перфекционизма [Smith, 2018; Taymur, 2016]. Также отмечается тесная связь перфекционизма, нарциссизма и эмоционального неблагополучия [Холмогорова, 2004].
На российской выборке до сих пор не проводилось комплексных исследований психологических факторов проблемного использования Интернета с целью выявления его наиболее значимых предикторов и протекторов.
Цель данного исследования — оценка взаимосвязи проблемного использования Интернета с различными личностными чертами, психологическим благополучием и психопатологической симптоматикой.
Гипотезы исследования.
1.Проблемное использование Интернета отрицательно взаимосвязано с психологическим благополучием и положительно с выраженностью психопатологической симптоматики у девушек подросткового и юношеского возраста.
2.Дезадаптивные личностные черты — гиперсензитивный нарциссизм, перфекционизм — являются предикторами проблемного использования Интернета у девушек подросткового и юношеского возраста, а адаптивные личностные черты Большой пятерки — протекторами.
Метод
Выборка. В исследовании приняли участие 432 девушки в возрасте от 14 до 23 лет (Мвозр= 17,2; SDB03p= 2). Сбор данных происходил анонимно, дистанционно посредством специально разработанного приложения на базе Android OS. Из конечной выборки, удовлетворявшей заданному возрастному диапазону и заполнившей весь комплект методик, были исключены, как недостаточно репрезентативная группа, 33 юноши. Низкая представленность юношей в собранной выборке может быть объяснена спецификой самого приложения — психологические тесты с небольшой обратной связью по факту прохождения. Вероятно, данный тип развлекательного контента не является для юношей достаточно привлекательным.
Методики.
Шкала проблемного использования Интернета — Generalized Problematic Internet Use Scale 2 (GPIUS2), разработана Caplan S.E., перевод и модификация А.А. Герасимовой и А.Б. Холмогоровой — включает 15 утверждений, каждое из которых относится к одному из пяти факторов проблемного использования интернета: 1) предпочтение онлайн-общения; 2) регуляция настроения; 3) когнитивная поглощенность; 4) компульсивное использование; 5) негативные последствия [Герасимова, 2018].
Краткий опросник Большой пятерки — Ten Item Personality Measure (TIPI), разработан Gosling S.D., адаптирован Т.В. Корниловой и М.А. Чумаковой. Методика представляет собой список из 10 пар прилагательных (по две пары на каждый фактор); испытуемый должен оценить степень своего согласия с каждым из утверждений в контексте их описательности («Я считаю себя...») по семибалльной шкале [Корнилова, 2016].
Трехфакторная краткая версия опросника перфекционизма Н.Г. Гаранян и А.Б. Холмогоровой. Состоит из 18 утверждений, каждое из которых относится к одной из трех подшкал: 1) озабоченность оценками со стороны других; 2) высокие стандарты деятельности; 3) негативное селектирование и жизнь в режиме сравнения. Первая шкала тестирует социально-предписанный перфекционизм или стремление соответствовать ожиданиям других людей, которые представляются непомерно высокими; вторая — Я-адресованный перфекционизм или стремление соответствовать собственным высоким стандратам, третья — перфекционистский когнитивный стиль или постоянную фиксацию мыслей и переживаний на ошибках и собственном несовершенстве, неблагоприятных сравнениях с достижениями других людей. Я-адресованный перфекционизм относится к наименее деструктивным аспектам перфекционизма, в отличие от двух других (социально предписанного и перфекционистского когнитивного стиля), тесно связанных с показателями эмоционального неблагополучия. Также подсчитывается суммарный балл [Гаранян, 2018].
Шкала гиперсензитивного нарциссизма (HSNS), разработана H.M. Hendin, J.M. Cheek (1997), находится в процессе адаптации в русскоязычной популяции.
Шкала удовлетворенности жизнью — Satisfaction with Life Scale (SWLS), создана E. Diener с соавторами, адаптирован Я.А. Ледовой с соавторами. Шкала состоит из пяти утверждений, оцениваемых по семибальной шкале Ликерта. Более высокий балл свидетельствует о большей субъективной удовлетворенности жизнью. Утверждения касаются, в основном, социально-психологических аспектов удовлетворенности текущей жизненной ситуацией [Ледовая, 2015].
Индекс общего хорошего самочувствия ВОЗ-5 — WHO-5, создан Bech P., русская версия разработана Всемирной организацией здравоохранения для оценки субъективного психологического благополучия индивида. Опросник состоит из пяти утверждений, касающихся эмоционально-психологического состояния и самочувствия за последние 2 недели. Методика находится в свободном доступе [ВОЗ. Индекс общего].
Опросник выраженности психопатологической симптоматики — Simptom check list-90-Revised (SCL-90-R), разработан Derogatis L. с соавторами; адаптация Н.В. Тарабриной. Состоит из 90 вопросов, каждый из которых относится к одной из девяти шкал: соматизация (SOM), обсессивно-компульсивное расстройство (OC), интерперсональная чувствительность (INT), депрессия (DEP), тревога (ANX), враждебность (HOS), фобическая тревога (PHOB), параноидное мышление (PAR), психотизм (PSY). При обработке подсчитываются дополнительно три интегративных показателя: общий индекс тяжести (GSI), общее число утвердительных ответов (PST), индекс симптоматического дистресса (PSDI) [Тарабрина, 2001].
Обработка данных происходила в среде разработки RStudoi (версия R 3.6.0) и включала корреляционный анализ, множественный регрессионный анализ с применением соответствующих пакетов.
Результаты
Корреляционный анализ показателей психологического благополучия, психопатологической симптоматики и проблемного использования Интернета представлен в табл. 1.
Как видно из таблицы, имеют место связи умеренной и слабой силы. Эмоционально-физическое и социально-психологическое благополучие демонстрируют отрицательные взаимосвязи с проблемным использованием Интернета. Наибольшей силы взаимосвязи отмечаются у субшкалы «Предпочтение онлайн-общения» и общего балла проблемного использования Интернета.
Таблица 1
Корреляционные связи показателей проблемного использования Интернета, психологического благополучия и психопатологической симптоматики по критерию Спирмена
|
Показатели |
Субшкалы GPIUS3 |
|||||
|
Предпочтение онлайн-общения |
Регуляция настроения |
Когнитивная поглощенность |
Компульсивное использование |
Негативные последствия |
Суммарный балл |
|
|
Эмоционально-физическое благополучие (WHO5) |
||||||
|
Суммарный балл |
-0,362** |
-0,187** |
-0,229** |
-0,130** |
-0,169** |
-0,339** |
|
Социально-психологическое благополучие (SWLS) |
||||||
|
Суммарный балл |
-0,320** |
-0,169** |
-0,195** |
-0,133** |
-0,256** |
-0,306** |
|
Психопатологическая симптоматика (SCL-90R) |
||||||
|
Соматизация |
0,106* |
0,034 |
0,054 |
0,047 |
0,087 |
0,095* |
|
Обсессивно-компульсивные расстройства |
0,185** |
0,138** |
0,206** |
0,211** |
0,286** |
0,302** |
|
Интерперсональная чувствительность |
0,229** |
0,180** |
0,177** |
0,183** |
0,220** |
0,304** |
|
Депрессия |
0,210** |
0,220** |
0,167** |
0,188** |
0,187** |
0,297** |
|
Тревожность |
0,145** |
0,116* |
0,122* |
0,120* |
0,105* |
0,190** |
|
Враждебность |
0,114* |
0,088 |
0,181** |
0,195** |
0,133** |
0,214** |
|
Фобическая тревожность |
0,253** |
0,167** |
0,147** |
0,111* |
0,181** |
0,264** |
|
Паранойяльные симптомы |
0,110* |
0,068 |
0,157** |
0,135** |
0,180** |
0,188** |
|
Психотизм |
0,157** |
0,080 |
0,147** |
0,124** |
0,159** |
0,195** |
|
Общий индекс тяжести |
0,212** |
0,163** |
0,183** |
0,169** |
0,190** |
0,278** |
|
Общее число утвердительных ответов |
0,176** |
0,099* |
0,116* |
0,101* |
0,171** |
0,191** |
|
Наличие симптоматического дистресса |
0,194** |
0,170** |
0,192** |
0,195** |
0,163** |
0,285** |
Примечание: «*» — корреляция значима на уровне р <0,05, «**» — корреляция значима на уровне р <0,01.
Среди показателей психопатологической симптоматики наибольшей силы взаимосвязи с общим показателем проблемного использования Интернета оказались у шкал — обсессивно-компульсивные расстройства, интерперсональная чувствительность и депрессия.
Корреляционный анализ личностных факторов и показателей проблемного использования Интернета также обнаруживает слабые и умеренные связи (табл. 2).
Таблица 2
Корреляционные связи показателей проблемного использования Интернета и личностных черт по критерию Спирмена
|
Показатели |
Субшкалы GPIUS3 |
|||||
|
Предпочтение онлайн-общения |
Регуляция настроения |
Когнитивная поглощенность |
Компульсивное использование |
Негативные последствия |
Суммарный балл |
|
|
Гиперсензитивный нарциссизм |
||||||
|
Суммарный балл |
0,199** |
0,217** |
0,302** |
0,264** |
0,270** |
0,368** |
|
Большая пятерка |
||||||
|
Экстраверсия |
-0,270** |
-0,122* |
0,035 |
-0,055 |
0,017 |
-0,131** |
|
Согласие |
-0,119* |
-0,039 |
-0,010 |
-0,072 |
-0,133** |
-0,099* |
|
Добросовестность |
-0,185** |
-0,147** |
-0,160** |
-0,285** |
-0,228** |
-0,304** |
|
Эмоциональная стабильность |
-0,099* |
-0,115* |
-0,169** |
-0,110* |
-0,088 |
-0,191** |
|
Открытость опыту |
-0,234** |
-0,061 |
-0,090 |
-0,082 |
-0,049 |
-0,164** |
|
Перфекционизм |
||||||
|
Оценка других |
0,233** |
0,223** |
0,218** |
0,201** |
0,115* |
0,299** |
|
Высокие стандарты |
-0,083 |
0,033 |
-0,032 |
-0,018 |
-0,013 |
-0,040 |
|
Негативное селек- тирование |
0,289** |
0,233** |
0,205** |
0,226** |
0,208** |
0,350** |
|
Суммарный балл |
0,215** |
0,230** |
0,194** |
0,192** |
0,135** |
0,291** |
Примечание: «*» — корреляция значима на уровне р <0,05, «**» — корреляция значима на уровне р <0,01.
Шкала добросовестности демонстрирует отрицательную умеренной силы взаимосвязь с суммарным баллом проблемного использования Интернета. Гиперсензитивный нарциссизм, а также шкалы соответствующие наиболее деструктивным аспектам перфекционизма — социально предписанному перфекционизму (важность оценки со стороны других) и перфекционисткому когнитивному стилю (негативное селектирование и неблагоприятные сравнения себя с другими) — обнаружили отрицательные средней и слабой силы взаимосвязи с проблемным использованием Интернета.
Регрессионный анализ для суммарного балла шкалы проблемного использования Интернета GPIUS3 выделил ряд предикторов, позволяющих описать 28% дисперсии (R2=0,278; p<0,01; 95% доверительный интервал — [0,20; 0,34]) зависимой переменной «проблемное использование Интернета» (табл. 3).
Таблица 3
Предикторы проблемного использования Интернета GPIUS3: регрессионная модель
|
Предиктор |
b |
b 95% CI [LL, UL] |
beta |
beta 95% CI [LL, UL] |
|
Свободный член |
30,16** |
[18,77; 41,54] |
|
|
|
Добросовестность |
-0,85** |
[-1,28; -0,41] |
-0,17 |
[-0,26; -0,08] |
|
Социально-психологическое благополучие |
-0,35** |
[-0,55; -0,15] |
-0,16 |
[-0,25; -0,07] |
|
Фобическая тревожность |
1,75* |
[0,35; 3,15] |
0,11 |
[0,02; 0,20] |
|
Негативное селектирование |
0,53* |
[0,10; 0,97] |
0,12 |
[0,02; 0,22] |
|
Гиперсензитивный нарциссизм |
0,76** |
[0,53; 0,99] |
0,28 |
[0,20; 0,37] |
Примечание: b — нестандартизованный коэфициент регрессии; beta — стандартизованный коэффициент регрессии; LL и UL — верхний и нижний уровни доверительного интервала; «*» — корреляция значима на уровне р <0,05; «**» — корреляция значима на уровне р <0,01.
В модель вошли переменные с отрицательным знаком: добросовестность из черт Большой пятерки и социально-психологическое благополучие. Т. е. чем выше значения по данным показателям, тем ниже суммарный балл шкалы проблемного использования интернета.
Оставшиеся переменные модели имеют положительный знак, и при возрастании значений фобической тревожности, перфекционисткого когнитивного стиля (негативного селектирования и частоты неблагоприятных сравнений) и гиперсензитивного нарциссизма увеличивается суммарный балл проблемного использования Интернета.
Обсуждение
Полученные результаты позволяют говорить о подтверждении первой гипотезы исследования об отрицательной взаимосвязи проблемного использования Интернета с психическим благополучием и положительной — с различными психопатологическими симптомами среди девушек подросткового и юношеского возраста. Данные согласуются как с нашим предыдущим исследованием на сбалансированной выборке юношей и девушек того же возраста, так и с исследованиями других авторов, связывающих проблемное использования Интернета со снижением психического благополучия и ростом выраженности психопатологических симптомов [Герасимова, 2018; Ho, 2014; Wu, 2016].
Наиболее сильная отрицательная взаимосвязь показателей психологического благополучия с субшкалой «Предпочтение онлайн-общения» позволяет интерпретировать механизм неблагоприятного влияния чрезмерной вовлеченности в интернет-общение как трудности непосредственного контакта и его избегание, что соотносится с полученными ранее данными о связи предпочтения виртуальной коммуникации с повышенной социальной тревожностью [Холмогорова А.Б, 2015]. Это проливает свет на данные о пользе Интернета для социализации подростков, противоречащие основному числу исследований [Przybylski, 2017].
Положительное влияние действительно может иметь место при соблюдении баланса каналов коммуникации и отсутствии тревожного избегания непосредственного контакта.
Данная интерпретация может быть подтверждена наличием в числе предикторов проблемного использования Интернета фобической тревоги, симптомы которой характерны и для социальной фобии. При построении регрессионной модели для каждой отдельной субшкалы опросника проблемного использования Интернета фобическая тревога оказалась значимым предиктором только для субшкалы предпочтения онлайн-общения. Недостаточная социальная компетентность и следующее за ней избегание согласуются с когнитивно-бихевиоральной моделью С. Каплана для пользователей с проблемным использованием Интернета, а также с упомянутыми выше данными о связи предпочтения виртуального общения подростками и молодежью с повышенной социальной тревожностью [Caplan, 2005].
Регрессионный анализ позволил подтвердить вторую гипотезу исследования о значимом вкладе гиперсензитивного нарциссизма и перфекционизма в проблемное использование Интернета. Эти данные хорошо согласуются с другими исследованиями [Casale, 2016; Taymur, 2016] и свидетельствуют о том, что Сеть предоставляет возможности удовлетворения нарциссической потребности поиска одобрения в относительно безопасных для пользователя условиях виртуальной среды. Известно, что высокий уровень социального избегания и дистресса, страха негативной оценки характерен и для гиперсензитивного нарциссизма, и для перфекционизма, что соотносится с моделью проблемного использования Интернета С. Каплана [Caplan, 2005].
Вошедший в регрессионную модель проблемного использования Интернета компонент перфекционизма — негативное селектирование и жизнь в режиме сравнения оказывается также значимым предиктором и в моделях для субшкал — предпочтение online общения и регуляция настроения. То есть люди, склонные к негативному селектированию информации о себе, фиксации на собственном несовершенстве, неблагоприятных сравнениях с себя с другими людьми, могут чувствовать себя в Интернете безопаснее, избегая неприятные переживания, вызванные страхом ошибок и негативных оценок в непосредственных социальных контактах. В то же время здесь может работать и механизм порочного круга, так как перфекционистские самопрезентации, характерные для многих пользователей современных социальных сетей, могут повышать частоту неблагоприятных социальных сравнений, увеличивать фиксацию на собственном несовершенстве и страх близких контактов в процессе виртуальных коммуникаций, усиливая, в итоге, общее психологическое неблагополучие [Гаранян, 2014; Smith, 2018].
Вопреки выдвинутой гипотезе и данным других исследований о протективной роли адаптивных черт Большой пятерки, по данным нашего исследования, только одна из них — добросовестность — может рассматриваться как фактор-протектор проблемного использования Интернета. Можно предположить, что пользователь Интернета с достаточно выраженной добросовестностью способен удерживаться от неадаптивного увлечения сетевыми коммуникациями и сохранять баланс рабочих и развлекательных приоритетов. Это подтверждается и другими исследованиями [Durak, 2014; Kayiş, 2016].
Таким образом, данное исследование преимущественно согласуется с международным опытом изучения психологических факторов проблемного использовании Интернета. Однако, как отмечают многие авторы, при оценке взаимоотношений пользователя и Интернета, их последствий, необходимо учитывать закладываемый в использование Интернета личностный смысл и систему мотивов [Емелин, 2012; Demetrovics, 2016]. Если важным мотивом предпочтения виртуального контакта является избегание непосредственного контакта, страх перед ним и негативной оценкой окружающих, выраженная зависимость от их одобрения, то высок риск проблемного использования Интернета и возникновения проблем с психическим здоровьем.
Выводы
Проблемное использование Интернета отрицательно взаимосвязано с психологическим благополучием у девушек подросткового и юношеского возраста. Социально-психологическое благополучие является фактором-протектором проблемного использование Интернета. Такая личностная черта, как добросовестность, также предохраняет от риска возникновения проблемного использования Интернета.
Проблемное использование Интернета связано с целым рядом психопатологических симптомов, наиболее значимые связи отмечаются с симптомами депрессии, обсессивно-компульсивного расстройства и фобической тревоги. При этом фобическая симптоматика, включающая также симптомы, характерные для социальной фобии, является наиболее важным фактором риска возникновения проблемного использования Интернета у девушек подросткового и юношеского возраста.
Такие дезадаптивные черты, как гиперсензитивный нарциссизм и перфекционизм, являются предикторами проблемного использования Интернета у девушек подросткового и юношеского возраста. Среди разных параметров перфекционизма наиболее деструктивным оказался перфекционистский когнитивный стиль в форме негативного селектирования, фиксации на собственном несовершенстве и неблагоприятных сравнениях себя с другими людьми.
Выявленные факторы риска и факторы-протекторы задают мишени профилактики проблемного использования Интернета у подростков и молодежи: развитие социальных навыков и помощь в успешной интеграции в социальную среду; развенчание культа совершенства и успеха, поддержка самостоятельной, субъектной позиция, что дает относительную независимость от оценок окружающих; создание условий для формирования самоэффективности и чувства собственной ценности в конструктивной предметной деятельности и сотрудничестве с другими, а не преимущественно через поиск одобрения и признания в виртуальной среде.