Консультативная психология и психотерапия
2023. Том 31. № 1. С. 127–135
doi:10.17759/cpp.2023310106
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
III Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Ф.Е. Василюка «Консультативная психология: традиции и новации»
Аннотация
Представлен обзор работы III Международной конференции по консультативной психологии и психотерапии памяти Ф.Е. Василюка «Консультативная психология: традиции и новации» (11—12 ноября 2022 года, Москва).
Общая информация
Ключевые слова: конференция, понимающая психотерапия, психотерапия, консультативная психология
Рубрика издания: События и даты
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2023310106
Получена: 25.01.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Молостова А.Н. III Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Ф.Е. Василюка «Консультативная психология: традиции и новации» // Консультативная психология и психотерапия. 2023. Том 31. № 1. С. 127–135. DOI: 10.17759/cpp.2023310106
Полный текст
В ноябре 2022 г. в Московском государственном психолого–педагогическом университете произошло важное для отечественной консультативной психологии и психотерапии событие — III международная конференция, посвященная памяти Федора Ефимовича Василюка, «Консультативная психология: традиции и новации». Конференция была организована сотрудниками факультета консультативной и клинической психологии МГППУ и центра дистанционного образования «Психодемия». Традиционно на конференции поднимались вопросы современного развития консультативной психологии, ее научно–практических и методологических проблем, организационных, правовых, этических и др. аспектов работы психологов и психотерапевтов. Приоритетным содержательным направлением данной конференции стало современное состояние и условия подготовки специалистов.
В приветственном слове ректор МГППУ проф. А.А. Марголис подчеркнул особое значение создания факультета психологического консультирования как исключительно авангардного направления подготовки психологов–консультантов в нашей стране, а также выдающийся вклад Ф.Е. Василюка в методологию отечественной науки и консультативной практики.
О развитии школы консультативной психологии Ф.Е. Василюка говорила в своем докладе «Школа консультативной психологии Ф.Е. Василюка: какая психология нужна психотерапии?» кандидат психол. наук, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии МГППУ, научный руководитель магистерской программы «Консультативная психология» Т.Д. Карягина. Татьяна Дмитриевна осмысляет большой путь, пройденный с момента образования факультета, созданного в традициях культурно–исторической психологии, где система подготовки социалистов строится в русле реализации триединства принципов: наука — образование — практика. Автор обращается к предельным ценностям психотерапевтической практики, без понимания которых невозможно построение психотерапевтической школы. Для Ф.Е. Василюка такая предельная ценность — целостность человека и его бытия в мире. Сознание, практика и культура — это вклад культурно–исторической психологии, которую развивал Ф.Е. Василюк, говоря об особом психотехническом познании человеческих феноменов. Такой способ познания лежит в основании школы понимающей психотерапии Ф.Е. Василюка и продолжает реализовываться его учениками в настоящее время.
О необходимости осмысления системы ценностно–смысловых координат психолога–консультанта, столкнувшегося с ситуацией шока понимания и потери ориентации, говорил в своем докладе «Шок понимания — 2022: оптика экзистенциального антрополога» доктор психол. наук, академик РАО, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова А.Г. Асмолов. Психологу–консультанту необходимо быть социальным антропологом, осуществляющим помощь в идентификации кризисов расчеловечивания: утраты смысла (В. Франкл), превращения зла в социальную норму («банальность зла» Х. Арендт), «моральной слепоты» (З. Бауман), «травмы взаимонепонимания» (В.А. Петровский). Специалисту важно ориентироваться в рисках нашего времени: риске генерализации иррациональных социальных стереотипов и подверженности «фейковому импринтингу» (вера в созданную пропагандой картину мира), доминирования оппозиции «свои–чужие» и распространения этноцентризма и этнофаворитизма. Необходимо понимать жизнь как театр метафор, а человека как сложную многомерную реальность, работать с мнимой ситуацией развития как источником превращения невозможного в возможное (Л.С. Выготский). Такую практику развивал Ф.Е. Василюк наряду с другими мастерами «создания воображаемых реальностей» — А.У. Харашем и А.А. Пузыреем.
Экзистенциальные проблемы консультирования взрослых были подняты в докладе доктора психол. наук, профессора кафедры психологии образования Института педагогики и психологии МПГУ Е.Е. Сапоговой «Экзистенциальный бэкграунд консультирования взрослых». Елена Евгеньевна рассматривает глобальные причин обращения за психологической помощью — осознание неопределенности, усиление экзистенциальной неуверенности и др. В таких условиях на первый план выходят смысловые аспекты экзистенциального существования, а консультирование превращается в со–творческий процесс, акценты которого лежат в области глубинного вопрошания. Подобное вопрошание обращено к экзистенциальному бэкграунду человека и способствует его «распутыванию», приведению к ясности. Консультант выступает медиатором между субъектом и культурой, помогая формированию нового взгляда на систему отношений «Я–Мир». Инструментом экзистенциально ориентированного консультирования становится смысловая структура самого консультанта: распутывая чужой опыт консультант вносит в него свою структуру смыслов, таким образом осуществляя процесс взаимообмена и со–творчества.
В докладе профессора Н.В. Клюевой, доктора психол. наук, зав. кафедрой консультационной психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова «Концептуальный, образовательный и организационный контексты психологического консультирования» был представлен опыт работы ярославского профессионального сообщества психологов. Автор говорит о задачах, возникающих перед сообществом в условиях переживания человеком культурной травмы. Психотерапия перестает быть исключительно кабинетной, она становится социальной практикой, практикой работы с большими социальными группами. Такую работу осуществляет ярославское психологическое сообщество, организуя группы психологической поддержки, сеть психологической поддержки в ВУЗах, работу на «горячих линиях» и др. Важной задачей сообщества профессионалов остается осмысление концептуальных оснований консультирования: понимание Другого как уникального субъекта, развитие психотехнической методологии и построение научно обоснованных практик консультирования. Образовательная среда является неотъемлемой частью развития профессионального сообщества. В ЯрГУ реализуется многоуровневая система подготовки консультантов, в основу которой заложен ряд принципов: обнаружение точек живой бытийности в ситуации «здесь и сейчас», создание ситуации выбора в обучении и др. Сообщество реализует систему сопровождения профессионального и личностного развития психолога–консультанта в регионе. В его задачи входят различные аспекты организационно–управленческого контекста: этическая регуляция, создание сети психологической поддержки, формирование просвещенного клиента и др.
О значении мультикультурной компетентности (МК) специалиста говорилось в докладе кандидата психол. наук, зав. лабораторией Консультативной психологии и психотерапии «Психодемия» Н.В. Кисельниковой «Мультикультурная компетентность в работе психолога–консультанта: обнаруживая слепые пятна». Проблема МК компетентности становится особенно актуальной в настоящее время в связи с эмиграцией, мобильностью населения. Межкультурные различия связаны не только с этнической принадлежностью, но и с другими видами неравенства. МК выступает особым фильтром, оптикой, которая делает консультанта чувствительным к своеобразному опыту людей, отличающегося от его собственного. Модель МК включает убеждения и установки специалиста, знания о социальном контексте клиента, его ценностях и убеждениях, навыки работы с культурно–отличающимся клиентом. В нашей стране образованию в области МК не придается должного значения. При этом исследования показывают, что психологи, компетентные в области межкультурных различий, демонстрируют большую эффективность, а клиенты в этом случае более удовлетворены терапией.
По окончании пленарного заседания конференция продолжилась в режиме знакомства со стендовыми докладами. В ряде докладов поднимались вопросы работы с детско–родительской проблематикой: докладах В.А. Меренкова об уровнях родительской ориентировки относительно ребенка с НР, Р.А. Туревской о моделях консультировании детей в клинической практике, Д.А. Булидорова и Е.В. Куфтяк о подходах к пониманию родительских сценариев. Традиционно авторы представляли подходы, способы, техники работы: в докладе А.Ю. Шмигановской о применении арт–терапии в дистанционном формате, О.А. Сагалаковой, Д.В. Труевцева и О.В. Жирновой о стратегиях вмешательства при слуховых галлюцинациях и др.
В рамках круглого стола «Психотерапевтическое образование в России: 30 лет спустя» центральными стали вопросы изменения в подготовке психологов–практиков за последние десятилетия в связи с социальными изменениями, изменениями в законодательстве и др., проблемы реализации образовательных программ в государственных учреждениях, изменения в образе выпускника образовательных программ, а также перспективы психотерапевтического образования в нашей стране.
Модератором обсуждения выступила Е.Л. Михайлова (директор Института групповой и семейной психотерапии, президент Ассоциации психодрамы (Россия). В качестве спикеров были приглашены: Н.Б. Кедрова (супервизор, ведущий тренер Московского Гештальт института), Е.В. Шерягина (доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии МГППУ, преподаватель и супервизор в подходе «Понимающая психотерапия»), А.Я. Варга (член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов, член Международной ассоциации семейных терапевтов (IFTA) и руководитель академического совета МП «ССТ» (НИУ ВШЭ), М.А. Гулина (психоаналитик, член IPA: Международной Психоаналитической Ассоциации; Британского Психологического Общества и Британского Психоаналитического Общества).
Все спикеры говорили о существенном развитии подготовки специалистов: появлении клинических баз, профессиональной литературы, развитии практики обучения и поддержки специалистов в супервизорских и интервизорских группах, появлении профессиональных ассоциаций и научных исследований практики и др. Психотерапевтическая практика все больше входит в обыденную жизнь человека, стигматизации в связи с прохождением психотерапии становится все меньше. Спикеры отмечали роль интернет–технологий в развитии образовательных программ.
Вопрос продвижения психолога и психологических услуг в соцсетях оказался одним из самых проблематичных. Разнообразные формы самопрезентации в соц. сетях, технологии самопомощи посредством ботов и др. — все это меняет культурный образ психолога. Изменения происходят в этических стандартах, в том числе, в стандартах психологического исследования. В целом, массовость предоставления психологических услуг на просторах интернета является опасной тенденцией, влияет на репутацию специалистов, наряду с ситуацией коммерциализация психотерапевтической деятельности.
Спикеры отмечали существенный сдвиг в осознании студентами и слушателями необходимости программ общего психологического образования, в целом, потребность в постоянном саморазвитии и самообразовании.
Касательно организации психотерапевтической подготовки в образовательных гос. учреждениях, все спикеры отмечали трудность реализации таких программ в связи с необходимостью соблюдения гос. стандартов. Психотерапевтическое образование требует индивидуализированной подготовки, включающей дидактическую психотерапию, работу супервизором, что невозможно осуществить в больших учебных группах.
В отношении перспектив развития психотерапевтического образовывания и психотерапии в целом спикеры отмечали взаимосвязь развития практики терапии и развития общественных процессов в нашей стране, невозможности отделения одного от другого. Несмотря на трудности нашего времени, спикеры говорили о надежде на развитие консультирования и психотерапии, о необходимости расширения сфер практической работы психолога — в больницах, тюрьмах и др. Для этого необходимо создание профессионального сообщества, структуры психологической помощи, которая регулирует деятельность и защищает не только клиента, но и самого психолога.
По традиции, первый день конференции завершился вечером памяти Федора Ефимовича Василюка, в котором приняли участие его друзья, коллеги, ученики, сотрудники, студенты и преподаватели факультета ПК и Университета.
Ведущий вечера, доцент факультета консультативной и клинической психологии МГППУ А.И. Сосланд, вспоминал Федора Ефимовича как выдающегося создателя оригинальных концептов, сделавшего чрезвычайно много для их воплощения в жизнь, одновременно как отзывчивого товарища, способного на душевное сочувствие и практическую помощь.
А.Б. Фенько (в 2000 гг. аспирантка, сотрудник факультета и директор Московского психотерапевтического журнала), говорила о его исключительной способности создавать не только теории, которые становятся все более актуальными в настоящее время, но и институты, каким в том числе был Московский психотерапевтический журнал.
Об особой важности для Федора Ефимовича создания факультета ПК, школы понимающей психотерапии говорила его однокурсница и коллега Е.А. Мазур.
Зав кафедрой детской и семейной психотерапии факультета профессор Е.В. Филиппова характеризовала Федора Ефимовича как человека, обладавшего гармоничной противоречивостью: с одной стороны — игрового и азартного, с другой — серьезного и ответственного, неудобного для руководства, но проявлявшего искреннюю заботу и поддержку в самые трудные минуты жизни.
Ольга Владимировна Филипповская вспоминала о подготовке последней книги Федора Ефимовича «Понимающая психотерапия как психотехническая система», вышедшей в 2022 году. Она осуществлялась параллельно с подготовкой диссертации и должна была стать результатом воплощения идей, связанных с созданием школы понимающей психотерапии, которую он «создавал, выращивал». Одна из цитат Федора Ефимовича из рабочих записей: «Общая психология должна ассимилировать психотерапию, расширить свои границы так, чтобы психотерапия оказалась внутри, но при этом должен произойти процесс методологической аккомодации, сама она должна измениться под влиянием этой новой части, а именно, она должна стать участной».
Ученица Ф.Е. Василюка, супервизор и преподаватель в направлении «понимающая психотерапия» Ю.В. Щукина поделилась своим образом учителя — это образ золотостарателя, который верит, что золото есть, в человеке есть сокровенная истина, которую нужно понять, и есть азарт, перед встречей с этой истиной. Нужно лишь терпение, чтобы увидеть истину в человеке.
Об особом даре Федора Ефимовича как организатора говорила ученица Федора Ефимовича, преподаватель и супервизор в подходе «Понимающая психотерапия», Е.В. Шерягина. Он умел решать сложные задачи, не пасуя перед трудностями взаимодействия со сложными в общении студентами, умело их мотивируя учиться, не пренебрегая при этом ценностью человека как личности, уважением к свободе.
Многие другие тепло говорили о своих встречах с Федором Ефимовичем, о его умении вдохновлять и поддерживать, его таланте ученого и практика, невероятной продуктивности и включенности в самые разные проекты, процессы и судьбы людей.
Второй день конференции был посвящен мастер–классам от ведущих отечественных специалистов в области психологического консультирования и психотерапии.
Ряд мастер–классов касался актуальной кризисной ситуации и возможностям работы в ней: «Логотерапия в трудные времена» (С.Б. Яблонская), «Эффективная кризисная консультация. ОРКТ–техники работы «единственной встречей» (А.С. Хегай), «Психологическая помощь детям в кризисных ситуациях» (А.Л. Венгер), «Психотехника терпения в трудных жизненных ситуациях» (Е.В. Шерягина, О.В. Шведовский, Т.Д. Карягина).
Проблемным ситуациям в работе психолога–практика и возможностям их преодоления были посвящены мастер–классы: «Особенности принятия психологами и психотерапевтами этических решений в экстремальном контексте» (Ю.В. Захарова, В.В. Федоряк), «Дропауты в психотерапии: стратегии уменьшения досрочного прекращения работы с психологом» (В.А. Богомолов), «Критические ситуации профессиональной жизни консультанта. Взгляд супервизора» (Ю.В. Щукина), «Балинтовская группа как инструмент профессионального роста психотерапевта и психолога–консультанта» (Д.А. Шипотько).
Традиционно в мастер–классах происходило знакомство с методами и направлениями психотерапии: реляционной школой психоанализа (А.В. Левчук), интермодальной терапией экспрессивными искусствами (В.В. Сидорова), методами музыкальной терапии (А. Черепанова), наррадрамой в работе с семьей (Кс. Ю. Ильинская), схема–терапией в работе с самооценкой (А.В. Романовская), фокусинг–ориентированной терапией (ведущая М.В. Ветлужских), техниками шкалирования в ОРКТ–подходе (Е.В. Лаврова, Е.А. Куминская). Были представлены авторские психологические методы — в мастер–классе О.В. Шведовского «От замысла к смыслу. От слов — к делу» и способы работы — в мастер–классе А. Геласимовой, Кс. Ивановой «Что можно успеть за 5 бесплатных сессий в ситуации насилия».
Так 2 дня конференции стали насыщенным профессиональным событием, проблематизирующим вызовы текущего времени — «времени культурной травмы, неопределенности, потери ориентиров», ставшим пространством для их осмысления и поиска возможностей преодоления – во взаимодействии с коллегами, в развитии образовательных программ, в создании новых методов и инструментов, опоре на традиции и обращении к новациям консультативной психологии. Особую актуальность в текущей ситуации приобретает подход Федора Ефимовича Василюка не только с точки зрения осмысления и развития «умной практики», но и в качестве практики помощи и самопомощи человеку в невозможной ситуации.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1656
В прошлом месяце: 163
В текущем месяце: 53
Скачиваний
Всего: 151
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2