В практике инклюзивного дошкольного образования перед педагогами часто стоит задача оценки образовательного потенциала и определения индивидуальноличностных особенностей ребенка. Среди современных мировых тенденций, способствующих решению этой задачи, можно выделить исследования развития так называемых исполнительных функций у детей дошкольного возраста [Garon, 2008]. Под исполнительными функциями подразумевается адаптивное целенаправленное поведение, позволяющее субъекту преодолевать автоматические реакции и мысли [Lezak], [Mesulam]. В состав исполнительных функций включают процессы, реализуемые при непосредственном участии префронтальной коры: программирование, контроль за действиями и эмоциями, рабочая память, управление вниманием, ориентация в ситуации, в том числе - с участием речи, гибкость.
Сущность явлений и процессов, соответствующих термину «исполнительные функции», подразумевается также в содержании понятий «воля», «регуляция», «программирование и контроль» [Лурия, 1973], «управление» [Голдберг], «функциональность» [Казьмин].
Для оценки развития у ребенка исполнительных функций разработаны и внедряются экспериментальные [Diamon ], [Espy], [Frye], [Gerstadt], [Hughes], [Hughes, а], [Kochanska] и опросные [Gioia] методики.
В данной работе авторами используется термин «функциональность», являющийся одним основных понятий теории процессуального анализа [Казьмин]. С позиций этой теории, функциональность - это качество управления психическими процессами, обеспечивающее целенаправленность, адекватность ситуации, вариативность, в том числе опосредованность речью, участие воображения, для адекватного выполнения деятельности, в которую вовлечен субъект.
Целью настоящего исследования было выяснение прикладного значения оценки функциональности у старших дошкольников с типичным развитием, задержкой психического развития и умственной отсталостью в детских садах.
Дизайн эксперимента
В рамках эксперимента проводился опрос воспитателей для оценки функциональности, компетентностей и выраженности факторов личности детей, регулярно посещающих детский сад. Обследовались дети с типичным развитием, задержкой психического развития и умственной отсталостью. Эксперимент состоял из двух частей: а) изучение связи уровня функциональности типично развивающихся детей с уровнем сформированности индивидуальноориентированных и социально-ориентированных компетентностей и выраженностью факторов личности; б) сравнительное изучение функциональности, индивидуально-ориентированных и социально-ориентированных компетентностей, выраженности факторов личности у детей с типичным развитием, задержкой психического развития и умственной отсталостью.
Испытуемые
В число испытуемых вошло 44 ребенка с типичным развитием, 18 детей с задержкой психического развития и 7 детей с умственной отсталостью, посещающих детские сады города Москвы (таблица 1). Среди причин задержки психического развития у детей были установлены следующие: органическое поражение ЦНС (N=12), смешанный генез (N=6).
Среди 7 детей с умственной отсталостью 2 были с синдром Дауна, 5 - с неуточненной умственной отсталостью. Для второй части эксперимента из числа обследованных типично развивающихся детей были отобраны те, возраст которых соответствовал возрастному диапазону детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью.
Таблица 1. Состав групп испытуемых
|
группа |
пол |
количество |
|
возраст |
|
|
|
|
|
|
Среднее |
Мин. |
Макс. |
СО |
|
Дети с типичным |
Д |
16 |
77,7 |
70 |
83 |
4 |
|
развитием-1 |
м |
28 |
75 |
68 |
81 |
3,8 |
|
Дети с типичным |
Д |
10 |
80,4 |
77 |
83 |
1,6 |
|
развитием-2 |
м |
8 |
79,5 |
78 |
81 |
1,0 |
|
Дети с задержкой психического |
Д |
7 |
85,4 |
79 |
90 |
4,3 |
|
развития |
м |
11 |
84,4 |
76 |
89 |
4,1 |
|
Дети с умственной |
Д |
4 |
84.8 |
78 |
92 |
5.6 |
|
отсталостью |
м |
3 |
||||
Процедура
Оценка функциональности, достижений и факторов личности проводилась во второй половине учебного года постоянными воспитателями. Использовались компьютерные версии приведенных ниже методик.
Методы
Поведенческий профиль ребенка (Казьмин А.М., 2012) - неопубликованная опросная методика, состоящая из 14 субшкал. В данной статье приведены результаты измерений по субшкале «Функциональность». В эту субшкалу (таблица 2) вошли вопросы, направленные на оценку выраженности таких свойств, как устойчивость целенаправленной деятельности, инициативность, эффективность оперативной (рабочей) памяти при обеспечении диалогового общения и слушания читаемых книг, самостоятельность и успешность в типичных видах деятельности: в процессе самообслуживания, в игре, в познавательной активности.
При предварительной апробации методики на 90 дошкольниках с типичным развитием вопросы субшкалы «функциональность» показали высокую внутреннюю согласованность: Альфа Кронбаха=0,86.
Таблица 2. Содержание субшкалы «функциональность» методики «Поведенческий профиль ребенка»

Шкала оценки образовательных компетентностей дошкольников рассчитана на заполнение воспитателями, содержит 35 компетенций, разделенных на 6 групп [Егоров, 2012], [Егоров, 2012а]. В настоящем исследовании использовались данные, полученные по субшкалам «индивидуально-ориентированные компетенции» и «социальноориентированные компетенции».
M5-PS - пятифакторный опросник личности для дошкольников [Scheck].
Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи программы «Statistica 8,0».
Результаты
Изучение связей между уровнем функциональности, сформированностью индивидуально-ориентированных и социально-ориентированных компетенций, выраженностью факторов личности у типично развивающихся детей
Дети с типичным развитием (N=44) были разделены на 3 группы: дети с низкой функциональностью (значение функциональности менее SD: ниже среднего) - группа 1; дети со средней функциональностью (значение функциональности вокруг среднего: от -SD до + SD) - группа 2; дети с высокой функциональностью (значение функциональности более SD: выше среднего) - группа 3 (рис.1, таблица 3).
Таблица 3. Группы типично развивающихся детей: с низкой, средней и высокой функциональностью

* СО - стандартное отклонение

Применение статистической методики Mann-Whitney U-test выявило достоверные различия по уровню сформированности индивидуально- и социальноориентированных компетентностей, а также по выраженности некоторых факторов личности (открытость новому опыту, добросовестность, экстраверсия) между группами детей 1, 2 и 3. Значения показателей компетентности детей и перечисленных выше факторов личности возрастали с увеличением уровня функциональности (рис. 2 и 3, таблица 4).

Рис. 2. Зависимость сформированности индивидуально- и социальноориентированных компетентностей от функциональности у старших дошкольников с типичным развитием.

Рис 3. Зависимость значений факторов личности от функциональности у старших дошкольников с типичным развитием
Таблица 4. Результаты сравнения сформированности индивидуально- и социальноориентированных компетентностей и значений факторов личности в группах типично развивающихся детей с низкой, средней и высокой функциональностью (Mann-Whitney U-test)

Сравнительное изучение функциональности, достижений и факторов личности у старших дошкольников с типичным развитием, задержкой психического развития и умственной отсталостью
Сравнение функциональности, достижений и факторов личности у старших дошкольников с типичным развитием (N=18), задержкой психического развития (N=18) и умственной отсталостью (N=6) проводилось при помощи Mann-Whitney U- test.
Значимые отличия между всеми группами (таблица 5) были выявлены по параметрам «функциональность» (рис.4), «индивидуально-ориентированная компетентность», «социально-ориентированная компетентность» (рис.5), «открытость новому опыту», «экстраверсия» (рис.6).
Таблица 5. Результаты сравнения (Mann-Whitney U-test) функциональности, сформированности индивидуально- и социально-ориентированных компетентностей, значений факторов личности в группах типично развивающихся детей (ТР), с задержкой психического развития (ЗПР), с умственной отсталостью (УО)
|
параметры |
сравниваемые группы детей |
||
|
тр-зпр |
зпр-уо |
тр-уо |
|
|
функциональность |
р=0,03 |
р=0,01 |
р=0,001 |
|
индивидуально-ориентированная компетентность |
р=0,0003 |
р=0,001 |
р=0,0002 |
|
социально-ориентированная компетентность |
р=0,002 |
р=0,0004 |
р=0,00002 |
|
нейротизм |
р=0,14 |
р=0,42 |
р=0,7 |
|
открытость новому опыту |
р=0,001 |
р=0,0009 |
р=0,0005 |
|
доброжелательность |
р=0,13 |
р=0,64 |
р=0?28 |
|
добросовестность |
р=0,054 |
р=0,005 |
р=0,002 |
|
экстраверсия |
р=0,02 |
р=0,01 |
р=0,001 |


Рис 5. Сравнение сформированности индивидуально- и социально-ориентированных компетентностей функциональности у старших дошкольников в группах с типичным развитием (ТР), с задержкой психического развития (ЗПР), с умственной отсталостью (УО).

Рис. 6. Сравнение значений факторов личности (открытость новому опыту, добросовестность и экстраверсия) у старших дошкольников в группах: с типичным развитием (ТР), с задержкой психического развития (ЗПР), с умственной отсталостью (УО).
Заключение
В результате проведенного исследования удалось выяснить, что дети старшего дошкольного возраста с типичным развитием сильно разнятся по функциональности. Более функциональные дети оказались более успешными в формировании индивидуально- и социально-ориентированных компетентностей, а также были расценены воспитателями как более открытые к новому опыту, более добросовестные, более общительные и эмоциональные (высокий уровень экстраверсии).
Аналогичная закономерность была обнаружена при сравнении данных, полученных при обследовании детей примерно одинакового возраста с типичным развитием, задержкой психического развития и умственной отсталостью. Наиболее функциональными, успешными в достижениях, имеющими более высокие значения факторов личности «открытость новому опыту», «добросовестность», © 2012 Московский городской психолого-педагогический университет © 2012 Портал психологических изданий PsyJournals.ru
«экстраверсия» были типично развивающиеся дети. Наименьшие показатели по всем перечисленным измерениям имели дети с умственной отсталостью.
Данное исследование выполнено на небольшой выборке, поэтому результаты носят предварительный характер. Тем ни менее, мы считаем, что измерение функциональности имеет дифференциально-диагностическое значение и может оказаться полезным для педагогов детских садов при анализе и прогнозе успешности достижения детьми образовательных результатов.
Обнаруженная нами неожиданно высокая чувствительность использованной короткой субшкалы для измерения функциональности указывает на необходимость дальнейших исследований в этом направлении и подталкивает к совершенствованию соответствующего инструментария.