Клиническая и специальная психология
2012. Том 1. № 4
ISSN: 2304-0394 (online)
Пилотажное исследование функциональности, достижений и факторов личности у старших дошкольников с типичным и атипичным развитием
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: функциональность, факторы личности, компетентность, психология дошкольника, типичное развитие, задержка психического развития, умственная отсталость
Рубрика издания: Методы и методики
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Дугина О.В., Егоров А.В., Казаков А.М., Казьмин А.М., Фирсова Л.В. Пилотажное исследование функциональности, достижений и факторов личности у старших дошкольников с типичным и атипичным развитием [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. Том 1. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2012_n4/57320 (дата обращения: 21.11.2024)
Полный текст
В практике инклюзивного дошкольного образования перед педагогами часто стоит задача оценки образовательного потенциала и определения индивидуальноличностных особенностей ребенка. Среди современных мировых тенденций, способствующих решению этой задачи, можно выделить исследования развития так называемых исполнительных функций у детей дошкольного возраста [9]. Под исполнительными функциями подразумевается адаптивное целенаправленное поведение, позволяющее субъекту преодолевать автоматические реакции и мысли [15], [16]. В состав исполнительных функций включают процессы, реализуемые при непосредственном участии префронтальной коры: программирование, контроль за действиями и эмоциями, рабочая память, управление вниманием, ориентация в ситуации, в том числе - с участием речи, гибкость.
Сущность явлений и процессов, соответствующих термину «исполнительные функции», подразумевается также в содержании понятий «воля», «регуляция», «программирование и контроль» [5], «управление» [1], «функциональность» [4].
Для оценки развития у ребенка исполнительных функций разработаны и внедряются экспериментальные [6], [7], [8], [10], [12], [13], [14] и опросные [11] методики.
В данной работе авторами используется термин «функциональность», являющийся одним основных понятий теории процессуального анализа [4]. С позиций этой теории, функциональность - это качество управления психическими процессами, обеспечивающее целенаправленность, адекватность ситуации, вариативность, в том числе опосредованность речью, участие воображения, для адекватного выполнения деятельности, в которую вовлечен субъект.
Целью настоящего исследования было выяснение прикладного значения оценки функциональности у старших дошкольников с типичным развитием, задержкой психического развития и умственной отсталостью в детских садах.
Дизайн эксперимента
В рамках эксперимента проводился опрос воспитателей для оценки функциональности, компетентностей и выраженности факторов личности детей, регулярно посещающих детский сад. Обследовались дети с типичным развитием, задержкой психического развития и умственной отсталостью. Эксперимент состоял из двух частей: а) изучение связи уровня функциональности типично развивающихся детей с уровнем сформированности индивидуальноориентированных и социально-ориентированных компетентностей и выраженностью факторов личности; б) сравнительное изучение функциональности, индивидуально-ориентированных и социально-ориентированных компетентностей, выраженности факторов личности у детей с типичным развитием, задержкой психического развития и умственной отсталостью.
Испытуемые
В число испытуемых вошло 44 ребенка с типичным развитием, 18 детей с задержкой психического развития и 7 детей с умственной отсталостью, посещающих детские сады города Москвы (таблица 1). Среди причин задержки психического развития у детей были установлены следующие: органическое поражение ЦНС (N=12), смешанный генез (N=6).
Среди 7 детей с умственной отсталостью 2 были с синдром Дауна, 5 - с неуточненной умственной отсталостью. Для второй части эксперимента из числа обследованных типично развивающихся детей были отобраны те, возраст которых соответствовал возрастному диапазону детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью.
Таблица 1. Состав групп испытуемых
группа |
пол |
количество |
|
возраст |
|
|
|
|
|
Среднее |
Мин. |
Макс. |
СО |
Дети с типичным |
Д |
16 |
77,7 |
70 |
83 |
4 |
развитием-1 |
м |
28 |
75 |
68 |
81 |
3,8 |
Дети с типичным |
Д |
10 |
80,4 |
77 |
83 |
1,6 |
развитием-2 |
м |
8 |
79,5 |
78 |
81 |
1,0 |
Дети с задержкой психического |
Д |
7 |
85,4 |
79 |
90 |
4,3 |
развития |
м |
11 |
84,4 |
76 |
89 |
4,1 |
Дети с умственной |
Д |
4 |
84.8 |
78 |
92 |
5.6 |
отсталостью |
м |
3 |
Процедура
Оценка функциональности, достижений и факторов личности проводилась во второй половине учебного года постоянными воспитателями. Использовались компьютерные версии приведенных ниже методик.
Методы
Поведенческий профиль ребенка (Казьмин А.М., 2012) - неопубликованная опросная методика, состоящая из 14 субшкал. В данной статье приведены результаты измерений по субшкале «Функциональность». В эту субшкалу (таблица 2) вошли вопросы, направленные на оценку выраженности таких свойств, как устойчивость целенаправленной деятельности, инициативность, эффективность оперативной (рабочей) памяти при обеспечении диалогового общения и слушания читаемых книг, самостоятельность и успешность в типичных видах деятельности: в процессе самообслуживания, в игре, в познавательной активности.
При предварительной апробации методики на 90 дошкольниках с типичным развитием вопросы субшкалы «функциональность» показали высокую внутреннюю согласованность: Альфа Кронбаха=0,86.
Таблица 2. Содержание субшкалы «функциональность» методики «Поведенческий профиль ребенка»
Шкала оценки образовательных компетентностей дошкольников рассчитана на заполнение воспитателями, содержит 35 компетенций, разделенных на 6 групп [2], [3]. В настоящем исследовании использовались данные, полученные по субшкалам «индивидуально-ориентированные компетенции» и «социальноориентированные компетенции».
M5-PS - пятифакторный опросник личности для дошкольников [17].
Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи программы «Statistica 8,0».
Результаты
Изучение связей между уровнем функциональности, сформированностью индивидуально-ориентированных и социально-ориентированных компетенций, выраженностью факторов личности у типично развивающихся детей
Дети с типичным развитием (N=44) были разделены на 3 группы: дети с низкой функциональностью (значение функциональности менее SD: ниже среднего) - группа 1; дети со средней функциональностью (значение функциональности вокруг среднего: от -SD до + SD) - группа 2; дети с высокой функциональностью (значение функциональности более SD: выше среднего) - группа 3 (рис.1, таблица 3).
Таблица 3. Группы типично развивающихся детей: с низкой, средней и высокой функциональностью
* СО - стандартное отклонение
Применение статистической методики Mann-Whitney U-test выявило достоверные различия по уровню сформированности индивидуально- и социальноориентированных компетентностей, а также по выраженности некоторых факторов личности (открытость новому опыту, добросовестность, экстраверсия) между группами детей 1, 2 и 3. Значения показателей компетентности детей и перечисленных выше факторов личности возрастали с увеличением уровня функциональности (рис. 2 и 3, таблица 4).
Рис. 2. Зависимость сформированности индивидуально- и социальноориентированных компетентностей от функциональности у старших дошкольников с типичным развитием.
Рис 3. Зависимость значений факторов личности от функциональности у старших дошкольников с типичным развитием
Таблица 4. Результаты сравнения сформированности индивидуально- и социальноориентированных компетентностей и значений факторов личности в группах типично развивающихся детей с низкой, средней и высокой функциональностью (Mann-Whitney U-test)
Сравнительное изучение функциональности, достижений и факторов личности у старших дошкольников с типичным развитием, задержкой психического развития и умственной отсталостью
Сравнение функциональности, достижений и факторов личности у старших дошкольников с типичным развитием (N=18), задержкой психического развития (N=18) и умственной отсталостью (N=6) проводилось при помощи Mann-Whitney U- test.
Значимые отличия между всеми группами (таблица 5) были выявлены по параметрам «функциональность» (рис.4), «индивидуально-ориентированная компетентность», «социально-ориентированная компетентность» (рис.5), «открытость новому опыту», «экстраверсия» (рис.6).
Таблица 5. Результаты сравнения (Mann-Whitney U-test) функциональности, сформированности индивидуально- и социально-ориентированных компетентностей, значений факторов личности в группах типично развивающихся детей (ТР), с задержкой психического развития (ЗПР), с умственной отсталостью (УО)
параметры |
сравниваемые группы детей |
||
тр-зпр |
зпр-уо |
тр-уо |
|
функциональность |
р=0,03 |
р=0,01 |
р=0,001 |
индивидуально-ориентированная компетентность |
р=0,0003 |
р=0,001 |
р=0,0002 |
социально-ориентированная компетентность |
р=0,002 |
р=0,0004 |
р=0,00002 |
нейротизм |
р=0,14 |
р=0,42 |
р=0,7 |
открытость новому опыту |
р=0,001 |
р=0,0009 |
р=0,0005 |
доброжелательность |
р=0,13 |
р=0,64 |
р=0?28 |
добросовестность |
р=0,054 |
р=0,005 |
р=0,002 |
экстраверсия |
р=0,02 |
р=0,01 |
р=0,001 |
Рис 5. Сравнение сформированности индивидуально- и социально-ориентированных компетентностей функциональности у старших дошкольников в группах с типичным развитием (ТР), с задержкой психического развития (ЗПР), с умственной отсталостью (УО).
Рис. 6. Сравнение значений факторов личности (открытость новому опыту, добросовестность и экстраверсия) у старших дошкольников в группах: с типичным развитием (ТР), с задержкой психического развития (ЗПР), с умственной отсталостью (УО).
Заключение
В результате проведенного исследования удалось выяснить, что дети старшего дошкольного возраста с типичным развитием сильно разнятся по функциональности. Более функциональные дети оказались более успешными в формировании индивидуально- и социально-ориентированных компетентностей, а также были расценены воспитателями как более открытые к новому опыту, более добросовестные, более общительные и эмоциональные (высокий уровень экстраверсии).
Аналогичная закономерность была обнаружена при сравнении данных, полученных при обследовании детей примерно одинакового возраста с типичным развитием, задержкой психического развития и умственной отсталостью. Наиболее функциональными, успешными в достижениях, имеющими более высокие значения факторов личности «открытость новому опыту», «добросовестность», © 2012 Московский городской психолого-педагогический университет © 2012 Портал психологических изданий PsyJournals.ru
«экстраверсия» были типично развивающиеся дети. Наименьшие показатели по всем перечисленным измерениям имели дети с умственной отсталостью.
Данное исследование выполнено на небольшой выборке, поэтому результаты носят предварительный характер. Тем ни менее, мы считаем, что измерение функциональности имеет дифференциально-диагностическое значение и может оказаться полезным для педагогов детских садов при анализе и прогнозе успешности достижения детьми образовательных результатов.
Обнаруженная нами неожиданно высокая чувствительность использованной короткой субшкалы для измерения функциональности указывает на необходимость дальнейших исследований в этом направлении и подталкивает к совершенствованию соответствующего инструментария.
Литература
- Голдберг Э. Управляющий мозг. Лобные доли, лидерство и цивилизация. Смысл. 2003
- Егоров А. В., Захаренко Н. В., Казаков А. М., Казьмин А. М., Фирсова Л. В. Пилотажное исследование достижений, зрелости психофенотипа и эмоциональной адаптации дошкольников с типичным и атипичным развитием в инклюзивных группах// Клиническая и специальная психология. М., 2012.№2.
- Егоров А. В., Захаренко Н. В., Казьмин А. М., Фирсова Л. В. Личность и достижения дошкольников с типичным развитием и умственной отсталостью // Клиническая и специальная психология. М., 2012.№3.
- Казьмин А. М. Теория процессуального анализа. Публичная лекция 23.03.2011. https://www.youtube.com/watch?v=1jkBQ47VCKs
- Лурия А. Р. // Основы нейрпсихологии. М., 1973.
- Diamon A. (1991). Guidelines for the study of brain– behavior relationships during development. In H. Eisenberg (Ed.), Frontal lobe function and dysfunction (pp. 339–378). New York: New York University Press.
- Espy K. (1997). The shape school: Assessing executive function in preschool children. Developmental Neuropsychology, 13.
- Frye D., Zelazo P., & Palfai T. (1995). Theory of mind and rule-based reasoning. Cognitive Development, 10.
- Garon N., Bryson S.E., Smith I.M. (2008). Executive Function in Preschoolers: A Review Using an Integrative Framework. Psychological Bulletin Copyright 2008, Vol. 134, No. 1.
- Gerstadt C., Hong Y., & Diamond A. (1994). The relationship between cognition and action: Performance of children 31⁄2–7 years on a Strooplike day–night test. Cognition, 53.
- Gioia G.A., Espy K.A., & Isquith P. (2003). Behavior Rating Inventory of Executive Function (BRIEF-P). Odessa: Psychological Assessment Resources.
- Hughes C. (1998a). Executive function in preschoolers: Links with theory of mind and verbal ability. British Journal of Developmental Psychology, 16.
- Hughes C. (1998b). Finding your marbles: Does preschoolers’ strategic behavior predict later understanding of mind? Developmental Psychology, 34.
- Kochanska G., Murray K., Jacques T., Koenig A., & Vandeceest K. (1996). Inhibitory control in young children and its role in emerging internalization. Child Development, 67.
- Lezak M. (1995). Neuropsychological assessment(3rd ed.). New York: Oxford University Press.
- Mesulam M. M. (2002). The human frontal lobes: Transcending the default mode through contingent encoding. In D. Stuss & R. Knight (Eds.), Principles of frontal lobe function (pp. 8–30). New York: Oxford University Press.
- Scheck A. M., L. Malesky A., Cathy J., Grist L., McCord D. M. (2010). Personality in Preschool Children: Preliminary Psychometrics of the M5-PS Questionnaire, American Journal of Psychological Reseach, Volume 6, Number 1, 2010
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1989
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 638
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0