Яркий старт: когнитивный тренинг для детей

1024

Аннотация

Авторы выделяют несколько процессов, лежащих в основе когнитивного развития. Данные процессы могут являться основой для когнитивного и метакогнитивного подходов к раннему образованию. К таким процессам относятся: повышение эффективности обработки; расширение рабочей памяти; автоматизация когнитивных процессов (снижение потребности в объеме рабочей памяти); иерархическая структуризация понятий (концептов), образование и контроль процессов внимания, способствующих сбору информации. Дальнейшие потребности включают в себя доступ к стадии конкретных операций, развитие внутренней мотивации и метакогнитивной осведомленности. Исходя из этих предположений, авторы представляют набор принципов для развития программ раннего когнитивного тренинга, обобщая концепцию стадий развития Пиаже, культурно-исторический подход Выготского, концепцию структурной когнитивной модифицируемости и опосредованного эмпирического обучения, а так же транзакционный подход к человеческим способностям Хейвуда. Результатом является тренинг Яркий старт, состоящий из систематизированной теоретической базы, опосредующего стиля преподавания, восьми когнитивных/метакогнитивных учебных единиц, когнитивно-опосредованной системы поведенческого управления и программы вовлечения родителя. Учебные единицы направлены на следующие сферы: саморегуляция, количественные отношения, сравнение, выбор ролей, классификации, последовательности и паттерны, отличительные особенности и трансформации. Тренинг детально описан. Исследования эффективности Яркого Старта выявили позитивные и длительные эффекты на показатели IQ, внутренней мотивации, способности детей с особыми потребностями к академической успеваемости в обычных классах, когнитивному развитию как таковому, а так же последующие школьные достижения у широкого круга детей, включающего в себя детей с интеллектуальными трудностями, а так же расстройствами развития, социо-экономическое неблагополучие, расстройства слухо-, речевой- и языковых функций, а так же на культурные различия.

Общая информация

Ключевые слова: когнитивное развитие, метакогнитивный подход, раннее обучение, нарушения развития, эмоциональная неустойчивость, мотивационное развитие, среда когнитивного развития

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Хейвуд К.Х., Брукс П. Яркий старт: когнитивный тренинг для детей [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2013_n3/64007 (дата обращения: 23.11.2024)

Литература

  1. Aubret, J. & Blanchard, S. (1991). L'évaluation des compétences d'un lecteur [Assessment of reading competence].  Issy les Moulineaux (France):  EAP.
  2. Bentolila, A. (1989). ARTHUR.  Un atelier pour maîtriser la lecture [ARTHUR. A workshop for mastering reading].  Geneva:  Nathan/Retz.
  3. Butera, G. D., & Haywood, H. C. (1995). Cognitive education of young children with autism: An application of Bright Start. In E. Schopler & G. Mesibov (Eds.), learning and cognition in  autism, 269-289.  New York:  Plenum Press.
  4. Butera, G. & Haywood, H. C. (1992). A cognitive approach to the education of children with autism. Focus on Autistic Behavior. 6 (6), 1-14.
  5. Campione, J. C., Brown, A. L., & Ferrara, R. A. (1982).  Mental retardation and intelligence. In R. J. Sternberg (Ed.), Handbook of human intelligence, 392-490.     Cambridge, MA:  Cambridge University Press.
  6. Cèbe, S. & Paour, J.-L. (2000).  Effects of cognitive education in kindergarten on learning to read in the primary grades.  Journal of Cognitive Education and Psychology [online], 1, 177-200.  (http://www.iacep.coged.org/)
  7. 7.   Cole, K.N., Dale, P.S., Mills, P.E., & Jenkins, J.R. (1993). Interaction between early intervention curricula and student characteristics. Exceptional Children, 60, 17-  28.
  8. Dale, P.S. & Cole, K.N. (1988). Comparison of academic and cognitive programs for young handicapped children.  Exceptional Children, 54, 439-447.
  9. Feuerstein, R. & Rand, Y. (1974). Mediated learning experience: An outline of the proximal etiology for differential development of cognitive functions. International Understanding, 9/10, 7-37.
  10. Feuerstein, R., Rand, Y., & Hoffman, M. B. (1979). Dynamic assessment of learning potential.  Baltimore, MD:  University Park Press.
  11. Feuerstein, R., Rand, Y., Hoffman, M. B., & Miller, R. (1980).  Instrumental Enrichment. Baltimore, MD:  University Park Press.
  12. Feuerstein, R., Feuerstein, R. S., Falik, L., & Rand, Y. (2006).  Creating and enhancing cognitive modifiability:  The Feuerstein Instrumental Enrichment program. Jerusalem:  ICELP Publications.
  13. Gibson, E. J. (1969).  Priinciples of perceptual learning and development.  Englewood, NJ:  Prentice-Hall.
  14. Groenendaal, H. J. (1987). Taalvaardigheid bij kleuters [Language deficiency in preschoolers].  Kind en Adolescent, 8 (1), 1-14.
  15. Haywood, H. C. (1986, December). Le développement de l'intelligence et de la cognition:   Une interprétation transactionnelle [A transactional perspective on the development of intelligence and cognition].  Paper presented at a conference entitled Aides Psychologiques du Développement Cognitif.  Aix-en-Provence (France): University of Provence.
  16. Haywood, H.C. (l987). The mental age deficit: explanation and treatment. Uppsala Journal of Medical Science, Supplement 44, 191 203.
  17. Haywood, H. C. (1989).  Multidimensional treatment of mental retardation (Edgar A. Doll Award address).  Psychology in Mental Retardation and Developmental             Disabilities, 15 (1), 1-10.
  18. Haywood, H. C. (1992). The strange and wonderful symbiosis of motivation and cognition.  International Journal of Cognitive Education and Mediated Learning, 2 (3), 186-197.
  19. Haywood, H. C. (1998, May). Mental retardation: The view from a transactional perspective, or changing what we can.  Invited address, Second European Conference on Psychological Theory and Research in Mental Retardation, Aix-  en-Provence (France).
  20. Haywood, H. C. (2006).  A transactional perspective on mental retardation.  In H. N. Switzky (Ed.), Mental retardation, personality, and motivational systems. (International Review of Research in Mental Retardation, Vol. 31), pp. 289-314. New York and Amsterdam:  Elsevier/Academic Press.
  21. Haywood, H. C. (2007).  New concepts of intelligence are needed:  New methods of assessment will be required.  In D. Washburn (Ed.), Primate perspectives on behavior and cognition,  pp. 125-134.  Washington, DC:  American Psychological Association.
  22. Haywood, H. C. (2010).  Cognitive education:  A transactional metacognitive perspective.  Journal of Cognitive Education and Psychology, 9, 21-35.
  23. Haywood, H. C. (in press).  What is cognitive education?  The view from 30,000 feet. Journal of Cognitive Education and Psychology.
  24. Haywood, H. C., & Burke, W. P. (1977). Development of individual differences in intrinsic motivation. In I. C. Uzgiris & F. Weizman (Eds.), The structuring of experience, 235-263. New York: Plenum.
  25. Haywood, H. C., Brooks, P. H., & Burns, M. S. (1986). Stimulating cognitive development at developmental level:  A tested, non-remedial preschool curriculum for preschoolers and older retarded children.  In M. Schwebel & C. A.
  26. Maher (Eds.), Facilitating cognitive development:  Principles, practices, and programs, 127-147.  New York:  Haworth Press.  Also published in SpeciaServices in the Schools, 1986, 2 (3).
  27. Haywood, H. C. & Lidz, C. S.  (2007).  Dynamic assessment in practice:  Clinical and educational applications.  New York:  Cambridge University Press.
  28. Haywood, H. C., Meyers, C. E., & Switzky, H. N. (1982). Mental retardation.  In M. R. Rosenzweig & L. W. Porter (Eds.), Annual Review of Psychology, 33, 309-342.Palo Alto, CA:  Annual Reviews, Inc.
  29. Haywood, H. C. & Switzky, H. N. (1992). Ability and modifiability:  What, how, and how much?  In J. S. Carlson (Ed.), Cognition and educational practice:  An international perspective, 25-85.  Greenwich, CT: JAI Press.
  30. Haywood, H. C., Tzuriel, D., & Vaught, S. (1992). Psychoeducational assessment from a transactional perspective. In H. C. Haywood & D. Tzuriel (Eds.), Interactive assessment, 38-63. New York: Springer.
  31. Haywood, H. C. & Wachs, T. D. (1981). Intelligence, cognition, and individual differences.  In M. J. Begab, H. C. Haywood, & H. Garber (Eds.), Psychosocial influences in retarded performance.  Vol. 1, Issues and theories in development, 95-126.  Baltimore, MD:  University Park Press.
  32. Hunt, J. McV. (1963). Motivation inherent in information processing and action.  In O. J. Harvey (Ed.), Motivation and social interaction, 35-94.  New York:  Ronald.
  33. Inizan, A. (1983). Le temps d'apprendre à lire [Time to learn to read].  Paris:  Colin-Bourrelier.
  34. Lazar, I. & Darlington, R. (1982). Lasting effects of early education:  A report from the consortium for longitudinal studies.  Monographs of the Society for Research in Child Development, 47 (2-3, Serial No. 195).
  35. Mills, P.E., Dale, P.S., Cole, K.N., & Jenkins, J.R. (1995). Follow-up of children from academic and cognitive preschool curricula at age 9.  Exceptional Children, 61, 378-391.
  36. Molina, S. & Vived, E. (2004). Improvement of cognitive functions in children with Down syndrome through the Bright Start program.  Journal of Cognitive Education and Psychology (online), 4 (1), 65-8.
  37. Paour, J.-L. (1992).  Induction of logic structures in the mentally retarded:  An assessment and intervention instrument.  In H. C. Haywood & D. Tzuriel (Eds.), Interactive assessment, pp. 119-166.  New York:  Springer-Verlag.
  38. Paour, J.-L., Cèbe, S., Lagarrigue, P., & Luiu, D. (1992). A partial evaluation of Bright Start with pupils at risk of school failure.  The Thinking Teacher, 8, 1-7.
  39. Paour, J.-L., Cèbe, S., & Haywood, H. C. (2000). Learning to learn in preschool education.  Journal of Cognitive Education and Psychology  [online], 1, 3-25.
  40. Piaget, J. (1952).  The origins of intelligence.  New York: Norton.
  41. Piaget, J. (1960). The language and thought of the child.  London:  Routledge.
  42. Piaget, J. & Inhelder, B. (1969). The psychology of the child.  New York:  Basic Books.
  43. Price, M. A. (1992). Early cognitive education—and then what?  The Thinking Teacher, 7 (2), 8-11.
  44. Samuels, M.., Fagan, J., MacKenzie, H., & Killip, S. M. (1988). Cognitive education for preschool children with severe learning difficulties.  Final report.  The Learning Centre,  3930 20th St., S. W., Calgary, Alta, T2T 4Z9, Canada.
  45. Samuels, M., Killip, S. M., MacKenzie, H., & Fagan, J. (1992). Evaluating preschool programs:  The role of dynamic assessment.  In H. C. Haywood & D. Tzuriel (Eds.), Interactive assessment, 251-271.  New York:  Springer.
  46. Tzuriel, D., Kaniel, S., Kanner, A., & Haywood, H. C. (1999). Effects of the Bright Start program in kindergarten on transfer and academic achievement.  Early Childhood Research Quarterly, 14, (1), 111-141.
  47. Tzuriel, D., Kaniel, S., Zeliger, M., Friedman, A., & Haywood, H. C. (1998). Effects of the Bright Start program in kindergarten on use of mediation and children’s cognitive modifiability.  Child Development and Care, 143, 1-20.
  48. Tzuriel, D., Haywood, H. C., & Mandel, R. (2005). Effects of the Sequence and Pattern unit of Bright Start on seriational and math problem solving among kindergarten children of Ethiopian immigrants to Israel. Journal of Cognitive Education and Psychology [online], 5, 1, 72-88.
  49. Vanden Wijngaert, R. (1991). Cognitive education with speech and language disordered children.  The Thinking Teacher, 6 (3), 1-5.
  50. Vygotsky, L. S. (1929).  The problem of the cultural development of the child.  Journal of Genetic Psychology, 36, 415-434.
  51. Vygotsky, L. S. (1962). Thought and language.  Cambridge, MA:  MIT Press.
  52. Vygotsky, L. S. (1978).  Mind in society:  The development of higher psychological processes.  Cambridge, MA: Harvard University Press.
  53. Warnez, J. (1991). Implementation of the CCYC in a therapeutic center.  The Thinking Teacher, 6 (1), 7-9.

Информация об авторах

Хейвуд Карл Х., PhD, заслуженный профессор, колледж Пибоди, университет Вандербилт, Нэшвилл, США, e-mail: carl.haywood@vanderbilt.edu

Брукс Пенелопа, PhD, заслуженный профессор, колледж Пибоди, университет Вандербилт, Нэшвилл, e-mail: penny.h.brooks@vanderbilt.edu

Метрики

Просмотров

Всего: 2395
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1024
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0