Клиническая и специальная психология
2013. Том 2. № 3
ISSN: 2304-0394 (online)
Яркий старт: когнитивный тренинг для детей
Аннотация
Авторы выделяют несколько процессов, лежащих в основе когнитивного развития. Данные процессы могут являться основой для когнитивного и метакогнитивного подходов к раннему образованию. К таким процессам относятся: повышение эффективности обработки; расширение рабочей памяти; автоматизация когнитивных процессов (снижение потребности в объеме рабочей памяти); иерархическая структуризация понятий (концептов), образование и контроль процессов внимания, способствующих сбору информации. Дальнейшие потребности включают в себя доступ к стадии конкретных операций, развитие внутренней мотивации и метакогнитивной осведомленности. Исходя из этих предположений, авторы представляют набор принципов для развития программ раннего когнитивного тренинга, обобщая концепцию стадий развития Пиаже, культурно-исторический подход Выготского, концепцию структурной когнитивной модифицируемости и опосредованного эмпирического обучения, а так же транзакционный подход к человеческим способностям Хейвуда. Результатом является тренинг Яркий старт, состоящий из систематизированной теоретической базы, опосредующего стиля преподавания, восьми когнитивных/метакогнитивных учебных единиц, когнитивно-опосредованной системы поведенческого управления и программы вовлечения родителя. Учебные единицы направлены на следующие сферы: саморегуляция, количественные отношения, сравнение, выбор ролей, классификации, последовательности и паттерны, отличительные особенности и трансформации. Тренинг детально описан. Исследования эффективности Яркого Старта выявили позитивные и длительные эффекты на показатели IQ, внутренней мотивации, способности детей с особыми потребностями к академической успеваемости в обычных классах, когнитивному развитию как таковому, а так же последующие школьные достижения у широкого круга детей, включающего в себя детей с интеллектуальными трудностями, а так же расстройствами развития, социо-экономическое неблагополучие, расстройства слухо-, речевой- и языковых функций, а так же на культурные различия.
Общая информация
Ключевые слова: когнитивное развитие, метакогнитивный подход, раннее обучение, нарушения развития, эмоциональная неустойчивость, мотивационное развитие, среда когнитивного развития
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Хейвуд К.Х., Брукс П. Яркий старт: когнитивный тренинг для детей [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2013_n3/64007 (дата обращения: 23.11.2024)
Литература
- Aubret, J. & Blanchard, S. (1991). L'évaluation des compétences d'un lecteur [Assessment of reading competence]. Issy les Moulineaux (France): EAP.
- Bentolila, A. (1989). ARTHUR. Un atelier pour maîtriser la lecture [ARTHUR. A workshop for mastering reading]. Geneva: Nathan/Retz.
- Butera, G. D., & Haywood, H. C. (1995). Cognitive education of young children with autism: An application of Bright Start. In E. Schopler & G. Mesibov (Eds.), learning and cognition in autism, 269-289. New York: Plenum Press.
- Butera, G. & Haywood, H. C. (1992). A cognitive approach to the education of children with autism. Focus on Autistic Behavior. 6 (6), 1-14.
- Campione, J. C., Brown, A. L., & Ferrara, R. A. (1982). Mental retardation and intelligence. In R. J. Sternberg (Ed.), Handbook of human intelligence, 392-490. Cambridge, MA: Cambridge University Press.
- Cèbe, S. & Paour, J.-L. (2000). Effects of cognitive education in kindergarten on learning to read in the primary grades. Journal of Cognitive Education and Psychology [online], 1, 177-200. (http://www.iacep.coged.org/)
- 7. Cole, K.N., Dale, P.S., Mills, P.E., & Jenkins, J.R. (1993). Interaction between early intervention curricula and student characteristics. Exceptional Children, 60, 17- 28.
- Dale, P.S. & Cole, K.N. (1988). Comparison of academic and cognitive programs for young handicapped children. Exceptional Children, 54, 439-447.
- Feuerstein, R. & Rand, Y. (1974). Mediated learning experience: An outline of the proximal etiology for differential development of cognitive functions. International Understanding, 9/10, 7-37.
- Feuerstein, R., Rand, Y., & Hoffman, M. B. (1979). Dynamic assessment of learning potential. Baltimore, MD: University Park Press.
- Feuerstein, R., Rand, Y., Hoffman, M. B., & Miller, R. (1980). Instrumental Enrichment. Baltimore, MD: University Park Press.
- Feuerstein, R., Feuerstein, R. S., Falik, L., & Rand, Y. (2006). Creating and enhancing cognitive modifiability: The Feuerstein Instrumental Enrichment program. Jerusalem: ICELP Publications.
- Gibson, E. J. (1969). Priinciples of perceptual learning and development. Englewood, NJ: Prentice-Hall.
- Groenendaal, H. J. (1987). Taalvaardigheid bij kleuters [Language deficiency in preschoolers]. Kind en Adolescent, 8 (1), 1-14.
- Haywood, H. C. (1986, December). Le développement de l'intelligence et de la cognition: Une interprétation transactionnelle [A transactional perspective on the development of intelligence and cognition]. Paper presented at a conference entitled Aides Psychologiques du Développement Cognitif. Aix-en-Provence (France): University of Provence.
- Haywood, H.C. (l987). The mental age deficit: explanation and treatment. Uppsala Journal of Medical Science, Supplement 44, 191 203.
- Haywood, H. C. (1989). Multidimensional treatment of mental retardation (Edgar A. Doll Award address). Psychology in Mental Retardation and Developmental Disabilities, 15 (1), 1-10.
- Haywood, H. C. (1992). The strange and wonderful symbiosis of motivation and cognition. International Journal of Cognitive Education and Mediated Learning, 2 (3), 186-197.
- Haywood, H. C. (1998, May). Mental retardation: The view from a transactional perspective, or changing what we can. Invited address, Second European Conference on Psychological Theory and Research in Mental Retardation, Aix- en-Provence (France).
- Haywood, H. C. (2006). A transactional perspective on mental retardation. In H. N. Switzky (Ed.), Mental retardation, personality, and motivational systems. (International Review of Research in Mental Retardation, Vol. 31), pp. 289-314. New York and Amsterdam: Elsevier/Academic Press.
- Haywood, H. C. (2007). New concepts of intelligence are needed: New methods of assessment will be required. In D. Washburn (Ed.), Primate perspectives on behavior and cognition, pp. 125-134. Washington, DC: American Psychological Association.
- Haywood, H. C. (2010). Cognitive education: A transactional metacognitive perspective. Journal of Cognitive Education and Psychology, 9, 21-35.
- Haywood, H. C. (in press). What is cognitive education? The view from 30,000 feet. Journal of Cognitive Education and Psychology.
- Haywood, H. C., & Burke, W. P. (1977). Development of individual differences in intrinsic motivation. In I. C. Uzgiris & F. Weizman (Eds.), The structuring of experience, 235-263. New York: Plenum.
- Haywood, H. C., Brooks, P. H., & Burns, M. S. (1986). Stimulating cognitive development at developmental level: A tested, non-remedial preschool curriculum for preschoolers and older retarded children. In M. Schwebel & C. A.
- Maher (Eds.), Facilitating cognitive development: Principles, practices, and programs, 127-147. New York: Haworth Press. Also published in SpeciaServices in the Schools, 1986, 2 (3).
- Haywood, H. C. & Lidz, C. S. (2007). Dynamic assessment in practice: Clinical and educational applications. New York: Cambridge University Press.
- Haywood, H. C., Meyers, C. E., & Switzky, H. N. (1982). Mental retardation. In M. R. Rosenzweig & L. W. Porter (Eds.), Annual Review of Psychology, 33, 309-342.Palo Alto, CA: Annual Reviews, Inc.
- Haywood, H. C. & Switzky, H. N. (1992). Ability and modifiability: What, how, and how much? In J. S. Carlson (Ed.), Cognition and educational practice: An international perspective, 25-85. Greenwich, CT: JAI Press.
- Haywood, H. C., Tzuriel, D., & Vaught, S. (1992). Psychoeducational assessment from a transactional perspective. In H. C. Haywood & D. Tzuriel (Eds.), Interactive assessment, 38-63. New York: Springer.
- Haywood, H. C. & Wachs, T. D. (1981). Intelligence, cognition, and individual differences. In M. J. Begab, H. C. Haywood, & H. Garber (Eds.), Psychosocial influences in retarded performance. Vol. 1, Issues and theories in development, 95-126. Baltimore, MD: University Park Press.
- Hunt, J. McV. (1963). Motivation inherent in information processing and action. In O. J. Harvey (Ed.), Motivation and social interaction, 35-94. New York: Ronald.
- Inizan, A. (1983). Le temps d'apprendre à lire [Time to learn to read]. Paris: Colin-Bourrelier.
- Lazar, I. & Darlington, R. (1982). Lasting effects of early education: A report from the consortium for longitudinal studies. Monographs of the Society for Research in Child Development, 47 (2-3, Serial No. 195).
- Mills, P.E., Dale, P.S., Cole, K.N., & Jenkins, J.R. (1995). Follow-up of children from academic and cognitive preschool curricula at age 9. Exceptional Children, 61, 378-391.
- Molina, S. & Vived, E. (2004). Improvement of cognitive functions in children with Down syndrome through the Bright Start program. Journal of Cognitive Education and Psychology (online), 4 (1), 65-8.
- Paour, J.-L. (1992). Induction of logic structures in the mentally retarded: An assessment and intervention instrument. In H. C. Haywood & D. Tzuriel (Eds.), Interactive assessment, pp. 119-166. New York: Springer-Verlag.
- Paour, J.-L., Cèbe, S., Lagarrigue, P., & Luiu, D. (1992). A partial evaluation of Bright Start with pupils at risk of school failure. The Thinking Teacher, 8, 1-7.
- Paour, J.-L., Cèbe, S., & Haywood, H. C. (2000). Learning to learn in preschool education. Journal of Cognitive Education and Psychology [online], 1, 3-25.
- Piaget, J. (1952). The origins of intelligence. New York: Norton.
- Piaget, J. (1960). The language and thought of the child. London: Routledge.
- Piaget, J. & Inhelder, B. (1969). The psychology of the child. New York: Basic Books.
- Price, M. A. (1992). Early cognitive education—and then what? The Thinking Teacher, 7 (2), 8-11.
- Samuels, M.., Fagan, J., MacKenzie, H., & Killip, S. M. (1988). Cognitive education for preschool children with severe learning difficulties. Final report. The Learning Centre, 3930 20th St., S. W., Calgary, Alta, T2T 4Z9, Canada.
- Samuels, M., Killip, S. M., MacKenzie, H., & Fagan, J. (1992). Evaluating preschool programs: The role of dynamic assessment. In H. C. Haywood & D. Tzuriel (Eds.), Interactive assessment, 251-271. New York: Springer.
- Tzuriel, D., Kaniel, S., Kanner, A., & Haywood, H. C. (1999). Effects of the Bright Start program in kindergarten on transfer and academic achievement. Early Childhood Research Quarterly, 14, (1), 111-141.
- Tzuriel, D., Kaniel, S., Zeliger, M., Friedman, A., & Haywood, H. C. (1998). Effects of the Bright Start program in kindergarten on use of mediation and children’s cognitive modifiability. Child Development and Care, 143, 1-20.
- Tzuriel, D., Haywood, H. C., & Mandel, R. (2005). Effects of the Sequence and Pattern unit of Bright Start on seriational and math problem solving among kindergarten children of Ethiopian immigrants to Israel. Journal of Cognitive Education and Psychology [online], 5, 1, 72-88.
- Vanden Wijngaert, R. (1991). Cognitive education with speech and language disordered children. The Thinking Teacher, 6 (3), 1-5.
- Vygotsky, L. S. (1929). The problem of the cultural development of the child. Journal of Genetic Psychology, 36, 415-434.
- Vygotsky, L. S. (1962). Thought and language. Cambridge, MA: MIT Press.
- Vygotsky, L. S. (1978). Mind in society: The development of higher psychological processes. Cambridge, MA: Harvard University Press.
- Warnez, J. (1991). Implementation of the CCYC in a therapeutic center. The Thinking Teacher, 6 (1), 7-9.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2395
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 1024
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0