По итогам II Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей: Коррекция нарушений интеллектуального развития у детей в современном образовании»

768

Аннотация

В статье рассказывается о работе конференции «Коррекция нарушений интеллектуального развития у детей в современном образовании», которая прошла 5 – 6 марта в Московском государственном университете психологии и образования. Кратко освещается содержание пленарных и наиболее интересных секционных докладов, в обсуждении которых участвовали педагоги, психологи, исследователи из разных регионов России, Украины и Белоруссии.

Общая информация

Ключевые слова: психолого-педагогическая коррекция, задержка психического развития, умственная отсталость, генетические нарушения, специальное образование, инклюзивное образование

Рубрика издания: Хроника

Тип материала: отчет о событии

Для цитаты: Басилова Т.А., Белопольская Н.Л. По итогам II Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей: Коррекция нарушений интеллектуального развития у детей в современном образовании» [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2013_n3/64026 (дата обращения: 05.10.2024)

Полный текст

С 5 по 6 марта 2013 года в Московском городском психолого-педагогическом университете прошла II Всероссийская научно-практическая конференция «Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей», посвященная коррекции нарушений интеллектуального развития у детей. Организаторами конференции выступили Департамент образования Москвы и кафедра специальной психологии факультета клинической и специальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета.

В работе конференции приняли участие более 150 ученых и практиков из разных регионов РФ, работающих в сфере образования, охраны здоровья детей, семейного воспитания, социального обеспечения; представители негосударственных образовательных и общественных организаций, докторанты, аспиранты, магистранты и студенты. Участниками конференции были преподаватели и научные сотрудники Московского городского психолого­педагогического университета, других высших учебных заведений, научных, образовательных, социальных и медицинских центров Москвы и Московской области, Иркутска, Нижнего Новгорода, Петрозаводска, Рязани, Санкт-Петербурга, Саратова, Тулы и других городов. В конференции также приняли участие известные ученые из Белоруссии и Украины.

Целью конференции было развитие сотрудничества специалистов разного профиля, разных сфер помощи детям с ОВЗ (медицина, социальная защита и образование) в проведении научных исследований и разработке приемов и методов коррекции нарушений интеллектуально развития у детей в специальном и инклюзивном образовании.

Особое внимание на конференции было уделено комплексному клинико-психолого-педагогическому сопровождению детей с нарушениями интеллектуального развития в специальном и инклюзивном образовании. В рамках конференции были организованы доклады, выступления и дискуссии на пленарном, секционных заседаниях и круглом столе.

Конференцию открыла проректор МГППУ по науке Е. Н. Задорина, которая приветствовал участников и отметила высокую актуальность тематики конференции для современного образования. На пленарном заседании были заслушаны доклады пяти ведущих специалистов нашей страны в области диагностики и коррекции нарушений развития у детей и подростков.

В первом пленарном докладе академика РАО В. И. Лубовского подчеркивалось слабость теоретических подходов к диагностике уровня интеллектуального развития детей и общий дефицит освещения этой проблемы в современных учебниках по психодиагностике, высокий процент диагностических ошибок в существующей практике работы ПМПК и по-прежнему существующая неопределенность роли психолога в диагностике.

В докладе профессора кафедры специальной психологии МГППУ Н. Л. Белопольской были показаны неопределенность критериев нормативного развития и нечеткость определения нижней границы «нормы». Выступающая указала на неправомерность выводов об образовательных потребностях ребенка до тех пор, пока с ним не проведены обучающие мероприятия. В докладе подчеркнута необходимость включения «социальной составляющей» в содержание психологического исследования, недопустимость ориентации исключительно на успешность выполнения заданий традиционных для дефектологической диагностики, но недостаточно информативных для общей оценки развития современного ребенка. Обозначена первоочередная значимость осмысления и решения задач психокоррекции, которые принципиально отличаются от задач детской психотерапии; систематизированы условия эффективной психокоррекции (системный комплексный характер и учет общей структуры нарушенного развития, постановка адекватных целей и задач, подбор адекватных методов и методик, соблюдение оптимальных сроков коррекционной работы и способов оценки ее эффективности) и типичные ошибки специалистов (завышенный объем требований, опора на механическое заучивание, приказание ребенку «больше заниматься», недоучет характеристик его самосознания).

В докладе доктора психологических наук Е. Л. Инденбаум (Восточно­Сибирская государственная академия образования, Иркутск) была освещена проблема обучения детей с различными формами интеллектуальной недостаточности в условиях инклюзивного образования. Ссылаясь на достаточно длительный опыт наблюдений за обучением детей с легкой формой умственной отсталости в инклюзивном образовании, она показала, что даже в относительно референтной среде такие ученики плохо принимаются одноклассниками. В экспериментальной «инклюзивной» школе достижение относительно достаточной толерантности соучеников к детям с психическим недоразвитием сопровождается ростом общей интолерантности подростков. Отмечена также недостаточная готовность педагогов к работе с детьми, имеющими ОВЗ и значимость фундаментального дефектологического образования для полноценной помощи.

Доктор медицинских наук Ю. С. Шевченко (Российская медицинская академия постдипломного образования, Москва) в своем докладе показал, что многоуровневость симптоматики нарушений развития предполагает соответствующую многоуровневость лечебно-коррекционного воздействия. На метаболическом уровне нарушения должна использоваться медикаментозная коррекция, на нейрофизиологическом - нейропсихологическая, на синдромальном - комплексная психолого-педагогическая, на поведенческом - бихевиоральная и другие виды психотерапии. На высшем, личностном уровне предлагается авторская интегративная семейно-групповая методика интенсивно-экспрессивной психотерапии и психокоррекции.

Пленарный доклад доктора биологических наук Н. Л. Горбаческой был посвящен современным генетическим методам диагностики причин нарушенного развития. На материале экспериментальных исследований с использованием новейших высоких технологий было показано, что геномные перестройки определяются у 46-88 % детей и подростков с разными видами нарушений. Одним из достижений такой диагностики является выявление синдрома умственной отсталости, сцепленной с ломкой хромосомой Х (синдром Мартина-Белл). Частота этого синдрома среди детей с умственной отсталостью - 4%. В настоящее время понятен патогенез этого заболевания, налажена его надежная диагностика, имеется ряд препаратов, позволяющих смягчить аутистические проявления и улучшить социальное функционирование этих детей. При выявлении мутации гена этого заболевания возможно прогнозировать риск рождения детей с синдромом ломкой хромосомы Х в данной семье. Во всем мире создаются базы данных пациентов с нарушениями психического (в том числе интеллектуального) развития, которым проведено полное исследование генома. Понимание истинной причины интеллектуальной недостаточности и социальной неадекватности через определение генетической аномалии дает возможность осуществлять поиск корректной патогенетической терапии.

Дальнейшая работа Конференции проводилась по двум секциям.

Первая секция была посвящена научно-исследовательскому подходу к диагностике и коррекции нарушений интеллектуального развития. Новый методический подход к оценке механизмов формирования внушаемого поведения умственно отсталых подростков и юношей был представлен в докладе Т. И. Кузьминой. Нейрофизиологические механизмы социальных затруднений мальчиков с синдромом ломкой Х-хромосомы рассматривались К. К. Данилиной. Тематика изучения оценки умственно отсталыми детьми будущих перспектив и объективного состояния таких перспектив прозвучала в докладах О. В. Шашкиной, выявившей ранее не описанный феномен «потери перспектив» по мере взросления умственно отсталого ребенка, и А. М. Щербаковой, обратившей внимание на особую уязвимость группы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рассматривалась и относительно популярная в последние годы проблема отношения матери к ребенку с ОВЗ, в данном случае - с ДЦП, осложненной умственной отсталостью (Е. А. Стешенко).

На второй секции были представлены практико-ориентированные исследования, отражающие реальный опыт помощи детям с нарушениями интеллектуального развития. Это была методика организации уроков развития речи в СКОШ VIII вида в форме «деловых» сюжетно-ролевых игр, потенциально адаптируемых к конкретной ситуации жизни ребенка (С. В. Комарова). Сообщение Н. А. Меликсетян и И. В. Моисеевой было посвящено практике организации сотрудничества специалистов и родителей при решении вопросов определения содержания индивидуального образования глухих детей с дополнительными нарушениями, в том числе и с умственной отсталостью. М. В. Переверзевой был представлен новый диагностический инструментарий для педагогической оценки развития навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями. Определенный интерес имело описание характеристик игры младших школьников с умеренной и выраженной умственной отсталостью (О. А. Федосеева). Была презентирована программа МАКАТОН, используемая для развития речевых и коммуникативных способностей детей с ОВЗ и реализуемая в центре лечебной педагогики г. Москвы (А. А. Кибрик).

На круглом столе по теме «Проблемы инклюзивного образования детей с нарушениями интеллектуального развития после принятия нового Закона об образовании» обсуждались наиболее острые проблемы, связанные с неопределенностью показаний и противопоказаний для реализации включенного (инклюзивного) обучения, причем речь в большей мере шла об интеграции детей с тяжелыми формами умственной отсталости и нарушениями поведения. Педагоги-практики обеспокоены нарушением прав обучающихся с менее выраженной патологией, здоровье и жизнь которых подвергается опасности из-за несоблюдения «тяжелыми» детьми элементарных норм социализированного поведения. Не меньшую озабоченность вызывает явная и неявная тенденция к свертыванию системы специального образования и замены ее стихийной «инклюзией». Проф. Н. Л. Белопольская в своих комментариях сделала особый акцент на фундаментальности проблемы несоответствия запросов со стороны школы по отношению к возможностям детей как с ОВЗ, так и с нормативным и сверхнормативным развитием, и необходимости ее решения. Она напомнила, что инклюзивное образование детей с интеллектуальной недостаточностью фактически было всегда, поскольку почти в каждом классе обнаруживались хронически неуспевающие школьники. Более того, ребенок, живущий за пределами крупных городов, чаще всего будет в ситуации стихийной инклюзии и именно для таких случаев следует продумывать варианты оказания квалифицированной помощи, но не закрывать школы, где образование детей с нарушениями интеллектуального развития отлажено и способствует их социализации.

Ведущая круглого стола Е. Л. Инденбаум подчеркнула, что у родителя должна быть свобода выбора, но подняла вопрос о родительской и педагогической ответственности. В настоящее время права родителей трактуются расширительно, тогда как выбор в пользу инклюзивного образования, напротив, права ограничивает, поскольку его обеспечение требует значительных материальных, моральных и душевных затрат, но «обычная» школа их нести не может, а значит неявно отказывает ребенку в помощи. Говорилось также о необходимости лицензирования школ, берущихся за реализацию инклюзивного образования, с привлечением квалифицированных специалистов в этой области, необходимости контроля педагогических и материальных условий для его реализации (специалисты диагностико-коррекционных служб, помещения для занятий, мастерские для трудового обучения, кружки, позволяющие обеспечить переживание успеха во внеучебной деятельности и т.п.). В итоге участники круглого стола высказали предложение об усовершенствовании нормативно-правовой базы инклюзивного образования за счет разработки методических рекомендаций по показаниям и противопоказаниям для включения ребенка с нарушениями интеллектуального развития в школьную среду, что и было внесено в резолюцию конференции.

С материалами сборника тезисов докладов конференции можно ознакомиться на портале психологических журналов МГППУ.

Информация об авторах

Басилова Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой специальной психологии факультета клинической и специальной психологии, член редколлегии журнала "Психологическая наука и образование", Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1228-1359, e-mail: bassilova@yandex.ru

Белопольская Наталия Львовна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой клинической психологии, Московский институт психоанализа, Москва, Россия, e-mail: natalybelopolsky@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2248
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 768
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1