Коррекция когнитивных и эмоционально-личностных процессов у пожилых лиц немедикаментозным способом (методом формирования и активаций артифициальных стабильных функциональных связей мозга)

378

Аннотация

Актуальность исследования связана с увеличением в популяции числа лиц пожилого и старческого возраста, страдающих деменцией и тревожно-депрессивными расстройствами, а также с необходимостью поиска эффективных способов коррекции психологического состояния у лиц пожилого возраста. Целью исследования являлось изучение когнитивных и эмоционально-личностных процессов у лиц пожилого возраста при воздействии методом формирования и активаций артифициальных стабильных функциональных связей мозга человека. Было обследовано 134 человека 65–75 лет (69,12±7,64 лет) с умеренными когнитивными нарушениями. Для оценки кратковременной памяти использовался Двойной тест (Л.С. Мучник, В.И. Смирнов, 1969), внимания ― корректурная проба (В.Н. Сысоев, 2007). Эмоциональное состояние оценивалось с помощью Личностной шкалы проявлений тревоги Дж. Тейлор (Т.А. Немчин, 1983), Опросника уровня агрессивности Басса–Дарки (А.А. Хван и др., 2005), Шкалы самооценки депрессии В. Зунга (Т.И. Балашова, 1990) и Опросника иерархической структуры актуальных страхов личности (Ю.В. Щербатых, 1998). Для изучения особенностей личности применялся Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ, Л.Н. Собчик, 2000). Показано, что пожилые лица c умеренными когнитивными нарушениями, наряду со снижением оперативной памяти и внимания, характеризуются высоким уровнем тревоги, страха и внутриличностной напряженностью. Установлены статистически значимые взаимосвязи памяти с тревогой, агрессией и показателями личностных шкал СМИЛ: Невротический сверхконтроль, Пессимистичность, Эмоциональная лабильность, Импульсивность, Ригидность, Тревожность, Индивидуалистичность и Социальная интроверсия. Из общей группы пожилых лиц с умеренными когнитивными нарушениями были выделены 34 человека для проведения курса коррекции когнитивных и эмоционально-личностных процессов. После воздействия методом артифициальных стабильных функциональных связей (10 сеансов) наблюдалось повышение показателей объема кратковременной памяти и внимания, снижение уровня тревоги, страха и личностной напряженности. Обнаружено уменьшение количества статистически значимых взаимосвязей кратковременной памяти с обидой, враждебностью и общей агрессией. Полученные данные свидетельствуют о необходимости коррекции когнитивных функций, эмоционального состояния и личности даже при умеренных нарушениях психологического состояния для профилактики ранней деменции и повышения личностной адаптации у пожилых лиц.

Общая информация

Ключевые слова: пожилые лица, когнитивные функции, эмоции, личность, артифициальные стабильные функциональные связи мозга

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2021100408

Получена: 22.03.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Резникова Т.Н., Селиверстова Н.А., Чихачёв И.В. Коррекция когнитивных и эмоционально-личностных процессов у пожилых лиц немедикаментозным способом (методом формирования и активаций артифициальных стабильных функциональных связей мозга) [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 4. С. 162–184. DOI: 10.17759/cpse.2021100408

Полный текст

 

Введение

В настоящее время изучение психологических процессов у лиц пожилого возраста проводится в разных направлениях. Кроме исследований самих когнитивных функций, эмоциональных процессов, личности, характера нарушений и степени их выраженности, изучаются соотношения различных психологических процессов с показателями функционирования разных систем организма (сердечно­сосудистой, эндокринной, нервной). В нейропсихологическом плане все высшие психические функции рассматриваются как функциональные системы [21]. Однако соотношение разных психологических процессов между собой в их структурной организации мало изучено. Вместе с тем известно, что от особенностей системных взаимоотношений высших психологических функций зависит характер функционирования всей психической деятельности и общего функционального состояния человека, что важно для понимания нежелательного развития патопсихологических процессов. В этом плане особый интерес представляют исследования когнитивных и эмоциональных процессов человека в условиях начальных патологических изменений, т.е. на доклинических стадиях, когда лечебно-восстановительные методы помогают оптимизировать его психологическое состояние, которое тесно связано со всеми функциональными системами организма. В современной клинической литературе подчеркивается важность взаимовлияния когнитивных и эмоциональных процессов у пожилых лиц [1; 4; 6] при развитии патологии. Однако специальных психологических исследований в области взаимоотношений когнитивных и эмоциональных процессов, особенно при развитии таких видов расстройств, как деменция и депрессия, недостаточно.

Особый интерес представляют пожилые лица с умеренными когнитивными нарушениями (УКН), т.е. с начальными признаками снижения когнитивных процессов. Следует отметить, что проблема старения населения актуальна во всем мире, что подчеркивает необходимость решения медицинских, психологических, социальных, экономических задач [7; 16; 29; 30]. Психологическое направление работы в контексте этой проблемы имеет первостепенное значение не только в диагностическом плане, но и в лечебно-восстановительных и реабилитационных целях, а также для поддержания здоровья и улучшения качества жизни пожилых людей [2; 3; 8; 26]. Для лиц данной категории, уже имеющих комплекс хронических заболеваний, особенно важны немедикаментозные способы восстановления нарушенных психологических функций, такие, как метод биологической обратной связи, магнитотерапия и др. Одним из таких способов является метод формирования и активации артифициальных стабильных функциональных связей (АСФС) мозга человека, который показал свою эффективность при разной органической и функциональной патологии [9; 10; 12; 19]. Основная теоретическая концепция АСФС состоит в том, что в условиях активации подкорковых структур формируется комплекс внутримозговых стабильных функциональных связей, который имеет канал для внешнего воздействия заданной частоты и обусловлен взаимодействием структур и систем интрацентральной регуляции мозга. Считается, что в основе АСФС лежат матрицы долгосрочной памяти, прочно фиксирующие частоту подаваемого импульса. С помощью активаций АСФС можно регулировать режимы работы мозга в заданном направлении, используя импульсную стимуляцию и оптимизируя тем самым функциональное состояние мозга и психическую деятельность человека [12]. В этом отношении представляет интерес малоизученная возможность коррекции начальных психологических нарушений у пожилых лиц с УКН данным способом.

Целью настоящей работы являлось изучение когнитивных и эмоционально­личностных процессов у лиц пожилого возраста с УКН при воздействии методом АСФС. Можно предположить, что коррекция методом АСФС, построенная с использованием сенсорных импульсных воздействий заданной частоты, будет способствовать восстановлению у пожилых лиц когнитивных функций и эмоционально-личностных процессов, актуальное состояние которых характеризуется умеренными нарушениями.

Материалы и методы

Выборка. В исследовании приняли участие 134 человека в возрасте от 60 до 75 лет (69,12±7,64 лет), из них 26 мужчин и 108 женщин. Обследуемую группу составили люди, проходившие медицинское исследование в клинике ИМЧ РАН в связи с ухудшением памяти (спонтанное и периодическое забывание ФИО, названий предметов, целенаправленных действий и др.). Группу составили преимущественно лица женского пола, на момент обследования — неработающие пенсионеры, которые старались вести активный образ жизни (занимались рукоделием, посещали кружки культурного досуга, спортивно-тренажерные залы и т.д.), а также принимали участие в уходе за внуками и их воспитании.

Методики. Психологическое обследование включало в себя беседу, наблюдение и комплекс психологических методик. Ниже приведены методики, которые использовались для оценки когнитивных процессов.

1.    Краткая шкала оценки психического статуса (Mini-Mental State Examination, MMSE). Методика была создана в 1975 году M.F. Folstein и др. [28] в качестве скринингового инструмента выявления деменции. Методика предназначена для оценки когнитивных функций человека: ориентации в месте и времени, кратковременной памяти, устного счета, внимания, речи, восприятия, узнавания, способности к письму, чтению, рисованию, восприятию логических конструкций, выполнению последовательных действий. Шкала не была адаптирована на российской выборке, однако широкий опыт ее применения в научно­исследовательской и клинической деятельности в качестве инструмента скрининга когнитивных нарушений позволил включить ее в клинические рекомендации Министерства здравоохранения РФ [15; 18]. Результаты методики описываются интегральным баллом: 29-30 баллов — нет нарушений, 28 баллов — легкие когнитивные нарушения, 25-27 баллов — умеренные когнитивные нарушения, 20-24 баллов — легкая деменция, 10-19 баллов — умеренная деменция, менее 10 баллов — тяжелая деменция.

2.    Двойной тест для исследования кратковременной памяти, разработанный Л.С. Мучником и В.М. Смирновым в 1969 году [5]. Методика включает четыре показателя:

•    Непосредственная память (НП) — оценка способности испытуемого к «механическому» запоминанию;

•     Оперативная память (ОП) — описывает способность испытуемого использовать память в процессах сознательной целенаправленной деятельности;

•     Соотношение ОП/НП — количественная оценка резервных возможностей памяти;

•     Индекс кратковременной памяти (ИКП) — интегральная количественная оценка возможностей памяти испытуемого.

Нормативными значениями показателей считаются: ОП — 4-6,3 балла; НП — 6-8 баллов; соотношение ОП/НП — 0,6-0,86 баллов; ИКП — 6,27-11,29 баллов [5].

3.    Корректурная проба (вариант с кольцами Ландольта) [17], предложенная Б. Бурдоном в 1895 году. Методика применяется для оценки различных параметров внимания, утомляемости, упражняемости, темпа психомоторной деятельности, работоспособности, пропускной способности зрительного анализатора. Результаты выполнения методики оцениваются показателями: 1) n — количество ошибок; t — время выполнения пробы; Sn — пропускная способность зрительного анализатора. Нормативные значения t соответствуют 189-279 секундам; n — 5-23 ошибок, Sn — 0,9-1 бит/с [17].

Для оценки эмоционального состояния использовались следующие методики.

4.    Личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлор (Taylor's Manifest Anxiety Scale), созданная Джанет Тейлор на основе утверждений, отобранных из опросника MMPI [31], в адаптации Т.А. Немчина 1983 года. Шкала предназначена для измерения проявлений тревожности. Результаты описываются общей шкалой, позволяющей оценить выраженность тревоги: 40-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги; 25-39 баллов — высокий уровень тревоги; 15-24 балла — средний уровень с тенденцией к высокому; 5-14 баллов — средний уровень с тенденцией к низкому; 0-4 балла — низкий уровень тревоги.

5.    Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки (Buss-Durkee Hostility Inventory, BDHI) [25]. Русскоязычная версия опросника была адаптирована и стандартизирована А.А. Хваном и др. в 2005 году [20]. Методика предназначена для выявления уровня агрессивности респондентов; включает две основные шкалы Враждебность (нормативные значения: 3-9 баллов) и Общая агрессия (17-25 баллов) а также субшкалы: Физическая агрессия (4-6 баллов), Вербальная агрессия (4-5 баллов), Негативизм (2-3 балла), Чувство вины (4-5 баллов), Косвенная агрессия (4-5 баллов), Раздражение (4-6 баллов), Обида (4-5 баллов), Подозрительность (4-6 баллов).

6.    Шкала самооценки депрессии В. Зунга (Self-Rating Depression Scale) [34]. Русскоязычная версия шкалы была адаптирована Т.И. Балашовой в отделении наркологии НИИ им. В.М. Бехтерева [11]. Методика позволяет оценить выраженность депрессии человека; результаты оцениваются по общей шкале выраженности депрессии: 25-49 баллов — нормальное состояние; 50-59 баллов — легкая депрессия; 60-69 баллов — умеренная депрессия; 70 баллов и выше — тяжелая депрессия.

7.    Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности (ИСАС), разработанный Ю.В. Щербатых и Е.И. Ивлевой [23]. Опросник позволяет определить интенсивность страхов, а также наличие (или отсутствие) фобий. Результаты представлены общей шкалой выраженности страха (нормативные значения: 101­104 балла).

8.    Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ), адаптированный и стандартизированный Л.Н. Собчик [14]. Методика предназначена для изучения личностных особенностей человека. Методика включает субшкалы: 1 — Невротический сверхконтроль; 2 — Пессимистичность;  3 — Эмоциональная лабильность; 4 — Импульсивность; 5 — Мужественность/

Женственность; 6 — Ригидность; 7 — Тревожность; 8 — Индивидуалистичность; 9 — Оптимистичность; 0 — Социальная интроверсия. Нормативные значения по каждой субшкале соответствуют 30-70 T-баллам) [14].

Процедура исследования. С 2015 по 2020 годы нами проводились психологические исследования и курсы коррекции с помощью метода АСФС у пожилых лиц с умеренными когнитивными нарушениями на базе ИМЧ РАН г. Санкт-Петербурга. Исследование проводилось в два этапа.

Первый этап: психологическое исследование. Задачами первого этапа были: 1) выявление особенностей состояния когнитивных и эмоционально-личностных процессов у лиц пожилого возраста, имеющих умеренные психологические нарушения; 2) выявления характера взаимоотношений между показателями когнитивных, эмоциональных и личностных процессов для более глубокого понимания структуры психологических нарушений. Исследование проводилось добровольно, с письменного согласия лиц, принимавших участие. При первом визите проводились беседа, анализ медицинской документации, краткая оценка психического статуса по шкале MMSE, исследование памяти и внимания с помощью Двойного теста и Корректурной пробы. Длительность первого визита составляла 50­60 минут. Целью первого визита был отбор лиц в исследуемую группу. Критерии включения в группу: а) возраст 60-75 лет (пожилой возраст согласно критериям Всемирной организации здравоохранения); б) не ниже 25 баллов (умеренные когнитивные нарушения) по Краткой шкале оценки психического статуса (MMSE); в) наличие жалоб на нарушение памяти (забывание имен, названий, дат и т.п.), не приводящих к социальной и бытовой дезадаптации.

Критерии исключения из группы: а) возраст моложе 60 лет и старше 75 лет; б) легкая деменция (20-24 балла) по шкале MMSE; в) выраженные трудности при выполнении методик на исследование памяти и внимания:чрезмерная отвлекаемость, забывание инструкции, неспособность выполнить методику до конца; отказ или негативизм по отношению к исследованию; г) неспособность самостоятельно обслуживать себя в быту.

Пожилые лица с УКН приглашались на второй визит для продолжения исследования. Пожилые лица с УКН приходили через одну неделю для заполнения Личностной шкалы проявлений тревоги Дж. Тейлор, Опросника уровня агрессивности Басса-Дарки, Шкалы самооценки депрессии, Опросника иерархической структуры актуальных страхов личности и опросника СМИЛ. Длительность второй встречи составляла от 60 до 90 минут. На третьей встрече проводилась консультация по результатам психологического исследования и при необходимости и согласии обсуждались возможности коррекции методом АСФС (40-60 минут). Исключение из группы коррекции проводилось на основании невозможности посещать коррекционные мероприятия.

Второй этап: проведение коррекции с помощью метода АСФС. Задачей второго этапа исследования стало выявление возможностей восстановления когнитивных, эмоциональных и личностных процессов у пожилых лиц при воздействии методом АСФС. Из общего количества обследованных лиц (N=134) методом случайной выборки были отобраны 34 человека (все женщины в возрасте 65-75 лет), которым был проведен курс воздействия методом формирования и активаций АСФС в ИМЧ РАН. Все участницы заполняли информированное согласие на психологическое исследование и коррекцию методом АСФС, одобренное этической комиссией ИМЧ РАН. Использовался неинвазивный вариант метода формирования и активаций АСФС, основанный на сенсорных импульсных воздействиях заданной частоты.

Курс воздействия методом АСФС состоял из сеанса формирования АСФС и последующих 10 сеансов активаций АСФС (каждый сеанс включал 6 серий фотостимуляций заданной частоты), которые проводились 2-3 раза в неделю. Весь курс проводился в течение трех недель [9; 10; 12]. Фотостимуляции подавались с помощью «тренажера функциональной активности мозга ТММ Мираж». Во время сеансов пожилые лица находились в комфортной позе, лежа, с закрытыми глазами. До формирования АСФС и после курса воздействия данным способом проводилось психологическое обследование.

Обработка результатов исследования осуществлялась с помощью программы STATISTICA v. 10.0. Для оценки динамики психологических показателей использовался критерий Вилкоксона. Определение взаимосвязей между показателями осуществлялось с помощью непараметрического коэффициента корреляции Спирмена [22].

Результаты исследования

Результаты исследования связи когнитивных функций с параметрами эмоционально-личностной сферы у пожилых лиц (первый этап, N=134). Когнитивные функции по данным MMSE (27,5±0,4 балла, норма —     29-30) характеризовались умеренными нарушениями. По результатам выполнения

Корректурной пробы усредненные значения пропускной способности зрительного анализатора (Sn=0,74±0,06 бит/с, норма — 0,9-1 бит/с) и время выполнения теста (t=325±30 сек., норма — 189-279 сек.) оказались ниже, а количество допускаемых ошибок (n=43±5, норма —  5-23 ошибок) — выше нормативных значений.

Непосредственная память по данным Двойного теста (НП=4,85±0,31, норма — 6-8 баллов) была умеренно снижена, а оперативная память (ОП=2,74±0,22, норма — 4-6,3 баллов) и индекс кратковременной памяти (ИКП=4,3±0,5, норма — 6,27-11,9 баллов) — значительно снижены. Таким образом, патопсихологические исследования подтверждают начальные признаки снижения кратковременной памяти и внимания по сравнению с нормативными значениями, среди которых наиболее значимыми оказались показатели ОП, ИКП и пропускной способности зрительного анализатора.

Далее проводилось изучение (табл. 1) особенностей эмоционально-личностной сферы у данной группы пациентов. Суммарная тревога по шкале Дж. Тейлор превышала нормативные значения. Определялся высокий уровень страха по ИСАС. Вместе с тем во время беседы никто из обследованных лиц жалоб на переживание страха не предъявлял. Депрессивных тенденций не отмечалось.

Таблица 1

Усредненные показатели эмоционально-личностных методик (N=134)

Личностные методики

Показатели методики

Среднее ± ст. отклонение

Нормативные значения

Личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлор

Суммарная тревога

21,41±7,72

0-14

Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности (ИСАС)

Интегральный показатель страха

110,95±41,58

101-104

Шкала самооценки депрессии Зунга

Депрессия

37,90±7,58

25-49

Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки

Общая агрессия

11,5±3,24

17-25

Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки

Враждебность

5,72±3,18

3-9

 

Усредненные показатели общей агрессии и враждебности по опроснику уровня агрессивности Басса-Дарки оказались в пределах нормы. Вместе с тем выявились повышенные значения по шкале Чувства вины у 38% лиц. Следует отметить высокую вариабельность показателей, свидетельствующую о выраженных индивидуальных различиях в проявлении агрессии у обследованных лиц.

По данным СМИЛ в профиле личности отмечалось умеренно выраженное повышение показателей по 1-й (Невротический сверхконтроль), 2-й (Пессимистичность)

Рис. 1. Отрицательные корреляции между показателями когнитивных функций и эмоционального состояния (N=134; p<0,05)

 

и 8-й (Индивидуалистичность) шкалам. В целом, актуальное психическое состояние обследуемой группы пожилых лиц с УКН по данным усредненного профиля СМИЛ характеризовалось повышенным вниманием к состоянию своего здоровья, пессимистической оценкой перспектив, склонностью к раздумьям, инертностью в принятии решений, самокритичностью, неуверенностью в своих возможностях, а также приверженностью к общепринятым нормам поведения и сдержанностью в проявлении эмоций.

Для более полного понимания картины актуального психологического состояния обследованного контингента лиц был проведен корреляционный анализ показателей когнитивной и эмоционально-личностной сфер. Наибольшее количество достоверных корреляционных взаимосвязей было выявлено между показателями кратковременной памяти по Двойному тесту и личностными шкалами СМИЛ (рис. 1).

Как видно из рис. 1, показатели кратковременной памяти имеют множественные отрицательные взаимосвязи со шкалами СМИЛ (r=-0,242--0,313) и отдельными показателями разных видов агрессии по опроснику Басса-Дарки (r=-0,209--0,237), а также отрицательные взаимосвязи оперативной памяти и индекса кратковременной памяти с показателями тревоги по шкале Дж. Тейлор (r=-0,218--0,225). По корректурной пробе отмечалась взаимосвязь только с показателями по 8-й шкале СМИЛ (r=-0,276). Таким образом, корреляционный анализ выявил многочисленные взаимосвязи между показателями когнитивной и эмоционально-личностной сферы. Вместе с тем психологическое состояние обследованной группы пожилых лиц с УКН характеризовалось снижением оперативной памяти и внимания, а также повышением страха и тревоги. Кроме того, в опубликованных ранее работах у пожилых лиц с УКН наблюдалась неустойчивость функционального состояния мозга [10], поэтому для данного контингента был необходим вариант коррекции, который может восстанавливать одновременно и функциональное состояние мозга, и психологические функции, даже при умеренных нарушениях, что важно для снижения риска развития ранней деменции. В связи с этим пожилым лицам с УКН (34 человека), которые статистически не отличались по всем психологическим показателям от основной группы, проводился курс немедикаментозной коррекции методом формирования и активации АСФС.

Результаты исследования динамики состояния когнитивной и эмоционально-личностной сферы у пожилых лиц после проведения курса воздействия методом АСФС (второй этап, N=34). До и после курса воздействия методом АСФС было проведено психологическое обследование для оценки динамики психологического состояния участников курса коррекции. После курса АСФС уменьшилось время выполнения корректурной пробы и увеличилась пропускная способность зрительного анализатора; по Двойному тесту произошло увеличение объема оперативной памяти и индекса кратковременной памяти (табл. 2).

Таблица 2

Усредненные значения результатов по Двойному тесту и Корректурной пробе
до и после воздействия методом АСФС (N=34, p<0,05)

Когнитивные тесты

Показатели

До АСФС

После АСФС

Различия по критерию Вилкоксона

M±S

M±S

Корректурная

Время

354,25±92,63

276,83±81,87

Т=2,36, p=0,018

выполнения

проба

Пропускная способность

0,80±0,19

1,18±0,49

Т=2,84, p=0,004

 

Оперативная

2,52±0,76

5,39±1,21

Т=3,17, p=0,001

 

память

Двойной тест

Индекс кратковременной

3,81±1,40

5,19±1,18

Т=3,01, p=0,002

 

После воздействия методом АСФС у лиц (70,5%) с исходно высоким уровнем суммарной тревоги отмечалось снижение всех видов тревоги: Соматическая тревога (Т=2,19, p=0,027), Невротическая тревога (Т=4,01, p=0,001), Социальная тревога (Т=3,86, p=0,027) (рис. 2), а у лиц с нормативным уровнем тревоги (29,5%) — сохранение исходных показателей. Наряду с этим, у обследуемых лиц наблюдалось снижение выраженности страха по методике ИСАС (Т=2,12, p=0,033) и показателей депрессии по шкале Зунга (Т=2,69, p=0,007).


Рис. 2. Динамика выраженности тревоги по шкале Тейлор до и после воздействия методом АСФС (N=34)

Примечания. * — достоверное отличие по критерию Вилкоксона (p<0,05). А — соматическая тревога, Б — невротическая, В — социальная.

 

В динамике актуального психологического состояния в группе пожилых лиц с УКН наблюдалось достоверное снижение показателей по 2-й (Пессимистичность; Т=3,14, p=0,002), 4-й (Импульсивность; Т=2,32, p=0,019) и 7-й (Тревожность; Т=2,96, p=0,003) шкалам СМИЛ (рис. 3).


Рис. 3. Усредненный профиль личности СМИЛ до и после воздействия методом АСФС (N=34)

Примечание. — достоверное отличие по критерию Вилкоксона (p<0,05). Опросник СМИЛ: 1                                                                — Невротический сверхконтроль, 2   — Пессимистичность, 3                                       — Эмоциональная лабильность,

 

4 — Импульсивность, 6 — Ригидность, 7 — Тревожность, 8 — Индивидуалистичность, 0 — Социальная интроверсия.

 

До и после воздействия методом АСФС был проведен сравнительный анализ корреляционных связей между когнитивными показателями (оперативной и непосредственной памятью по данным Двойного теста) и данными эмоционально­личностных тестов. Оказалось, что выявленные значимые отрицательные взаимосвязи когнитивных функций с показателями агрессии по опроснику Басса-Дарки нивелируются после коррекционного воздействия (табл. 3).

Таблица 3

Взаимосвязи между показателями кратковременной памяти и показателями агрессии до и после воздействия методом АСФС (N=34)

 

Двойной тест

Опросник Басса-Дарки

ДоАСФС

После АСФС

Непосредственная память

Обида

r=-0,543, p=0,002

-

Враждебность

r=-0,457, p=0,010

-

 

Обида

r=-0,389, p=0,031

-

Оперативная память

Общая агрессия

r=-0,397, p=0,030

-

 

Враждебность

r=-0,433, p=0,015

-

 

До проведения коррекции методом формирования и активации АСФС взаимосвязи между показателями внимания по Корректурной пробе и показателями шкал СМИЛ отсутствовали. После воздействия методом АСФС наблюдалось появление положительных статистически значимых взаимосвязей между временем выполнения корректурной пробы и показателями 1-й (Невротический сверхконтроль: r=0,4, p=0,040), 3-й (Эмоциональная лабильность: r=0,55, p=0,003), 6-й (Ригидность: r=0,39, p=0,040) и 8-й (Индивидуалистичность: r=0,52: p=0,010) шкал СМИЛ, а также отрицательных взаимосвязей с подозрительностью (r=-0,39, p=0,050) по опроснику Басса-Дарки. Также отмечались отрицательные взаимосвязи пропускной способности зрительного анализатора с 1-й (r=-0,41,p=0,030), 3-й (r=-0,59, p=0,002) и 8-й (r=-0,43,p=0,020) шкалами СМИЛ.

Для изучения коррекционного воздействия в регуляции адаптивных нейропсихологических перестроек в структуре личности у пожилых лиц с УКН проводился корреляционный анализ между показателями страха, тревоги и личностными показателями. До воздействия методом АСФС наблюдались положительные взаимосвязи страха по ИСАС и шкалами СМИЛ, то есть при повышении страха у пожилых лиц с УКН могут усиливаться такие черты личности, как ригидность и тревожность. После воздействия методом АСФС происходила утрата связей между показателями страха, шкалами СМИЛ и тревогой (табл. 4).

Таблица 4

Взаимосвязи между показателями страха и эмоционально-личностной сферы
до и после воздействия методом АСФС

 

Страх (по ИСАС)

личностные методики

показатели

ДоАСФС

После АСФС

 

 

Ригидность

r=0,371, p=0,039

СМИЛ

Тревожность

r=0,41, p=0,023

 

Оптимистичность

r=0,386, p=0,031

 

Соматическая тревога

r=0,526, p=0,002

Личностная шкала

Невротическая тревога

r=0,551, p=0,001

проявлений тревоги Дж. Тейлор

Социальная тревога

r=0,561, p=0,001

 

Суммарная тревога

r=0,639, p<0,001

 

 

Обсуждение результатов

У пожилых лиц с УКН в исходном состоянии в эмоционально-личностной сфере оказались повышены тревога, страх и чувство вины на фоне внутриличностной напряженности и нестабильности эмоционального состояния. Полученные результаты согласуются с литературными данными о возможных психологических нарушениях в пожилом возрасте [4; 27; 29; 32] и подтверждаются в данной работе проведенным корреляционным анализом, который выявил многочисленные отрицательные взаимосвязи памяти и внимания с показателями эмоционально­личностных тестов, что расширяет представления о взаимосвязях когнитивных функций, эмоциональных процессов и личности у пожилых лиц с УКН.

Выявлена положительная динамика интеллектуально-мнестических функций (памяти и внимания) и эмоционально-личностной сферы у лиц пожилого возраста с УКН после короткого курса воздействия методом АСФС. Известные работы подтверждают, что с помощью ритмической низкочастотной фотостимуляции могут восстанавливаться когнитивные и двигательные функции у больных фотостимуляций в повышении объема памяти у здоровых людей и улучшении мнестических функций у больных [32; 33]. Исследование студентов также показало эффективность воздействия фотостимуляций зеленым светом с частотой 10 Гц на процессы запоминания и воспроизведения информации [24]. Ранее было показано, что после воздействия методом АСФС, основанном на частотных стимуляциях, происходит оптимизация психофизиологического состояния у больных рассеянным склерозом и у пожилых лиц с УКН [9; 10]. Однако исследований по восстановлению психического состояния с помощью психофизиологических методов, основанных на импульсных стимуляциях заданной частоты, у пожилых лиц с УКН недостаточно. Вместе с тем существует потребность в таких методах, так как возможности проведения коррекционных мероприятий для лиц пожилого возраста могут быть ограничены.

Анализ результатов текущего исследования также показал, что после курса воздействия методом АСФС наблюдалась утрата связей между когнитивными функциями и агрессивными проявлениями, а также страхом и показателями личности на фоне оптимизации психической деятельности (по данным психологического исследования) у лиц пожилого возраста с УКН. Подобное разобщение взаимосвязей между оперативной, непосредственной памятью и показателями агрессии может свидетельствовать о положительных механизмах коррекционного воздействия. Отсутствие взаимосвязей между вниманием и эмоционально-личностными показателями в исходном состоянии пожилых лиц с УКН может свидетельствовать о психологическом дефекте в виде рассогласования когнитивной и эмоционально-личностной составляющих психологической сферы. После воздействия методом АСФС происходит достоверное снижение времени выполнения корректурной пробы и повышение пропускной способности зрительного анализатора, сопровождающиеся снижением личностной напряженности по данным СМИЛ. Полученные результаты свидетельствуют об оптимизации психологического состояния и согласованности внимания и эмоционально-личностных процессов, что подтверждается корреляционным анализом, проведенным после воздействия методом АСФС.

Таким образом, у пожилых лиц с УКН после воздействия методом АСФС происходили положительные изменения показателей шкал СМИЛ (пессимистичности, импульсивности и тревожности), снижение уровня тревоги по шкале Дж. Тейлор, исходно высокого уровня страха, а также показателя депрессии по шкале В. Зунга. Следует отметить, что в улучшении самочувствия пациентов играла роль не только положительная динамика показателей, но и их внутренняя перестройка, т.е. структурные изменения психологического состояния. Представляет интерес характер изменений взаимоотношений эмоционально-личностных показателей с когнитивными параметрами. Исходно по-разному взаимосвязанные агрессия, тревога и страх после курса АСФС теряют некоторые взаимосвязи с кратковременной памятью и вниманием, что свидетельствует об отчетливом разобщении когнитивных и эмоционально-личностных процессов.

Можно предположить, что в структурной организации высших психических функций складываются разные по устойчивости и знаку взаимоотношения психологических процессов. Сенсорные импульсные воздействия влияют на характер перестроек высших психических функций. При определенных режимах воздействия по методу формирования и активации АСФС можно оценить положительные структурные изменения в психологической деятельности, связанные с улучшением общего состояния, что важно в лечебно-реабилитационных мероприятиях.

Заключение

В группе обследованных пожилых лиц, наряду с умеренными когнитивными нарушениями (памяти, внимания), выявлены умеренно выраженные расстройства в эмоционально-личностной сфере в виде тревоги, страха, повышения чувства вины.

Корреляционный анализ показателей когнитивных, эмоциональных и личностных процессов свидетельствует об их взаимосвязях, которые могут указывать на возможные риски развития психических расстройств в виде деменции и депрессии при неблагоприятных условиях.

Опыт использования метода АСФС для коррекции пожилых лиц с УКН показал, что после короткого курса воздействия (10 сеансов фотостимуляций заданной частоты) происходит одновременное восстановление памяти и внимания и оптимизация эмоционально-личностных процессов: уменьшение тревоги, страха и снижение личностной напряженности.

Полученные данные о коррекционных возможностях метода АСФС у пожилых лиц с УКН расширяют представление о влиянии психофизиологических факторов на психологическое состояние у обследованного контингента и предполагают использование данного метода в лечебно-коррекционных и реабилитационных целях. Мы понимаем, что наше исследование имеет определенные ограничения. Данную работу следует рассматривать как начальный этап профилактического направления в медицинской психологии, которую в дальнейшем планируется расширить за счет увеличения выборки группы коррекции, изучения гендерного аспекта, с использованием большего числа контролируемых переменных и регрессионного дизайна исследования.

 

Литература

  1. Барыльник Ю.Б., Филиппова Н.В., Деева М.А. и др. Взаимосвязь когнитивных расстройств, не достигающих степени деменции, аффективной патологии
    и нарушений сна у пациентов в 55–65 лет // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Том. 6, № 4. С. 382–385.
  2.  Гурьева П.В. Восстановление двигательных и когнитивных функций у больных
    с дисциркуляторной энцефалопатией: дисс. канд.мед.наук. Иркутск, 2010.  148 с.
  3.  Дюсупова А.А., Дюсупов А.А., Дюсупов А.З. и др. Старение как явление психологическое и социальное // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014.
    № 23. С. 33–35.
  4.  Захаров В.В. Умеренные когнитивные расстройства. Диагностика и лечение // Русский медицинский журнал. 2006. Том 14. № 9 (261). С. 685–688.
  5.  Мучник Л.С., Смирнов В.М. Двойной тест для исследования кратковременной памяти. Психологический эксперимент в неврологической и психиатрической клинике / Под ред. И.М. Тонконогого. Л.: Медицина, 1969. 283 с.
  6.  Петрова А.Н. Особенности эмоциональной сферы у лиц пожилого возраста,
    с когнитивными нарушениями различной степени выраженности // Сборник статей по материалам всероссийского научно-исследовательского конкурса / под ред.
    А.Р. Халикова. Уфа: Научно-издательский центр «Вестник науки», 2019. С. 144–149.
  7.  Полищук Ю.И., Баранская И.В., Летникова З.В. Состояния смыслоутраты
    в позднем возрасте и их роль в формировании затяжных депрессивных реакций
    и дистимий // Социальная и клиническая психиатрия. 2002. Том 12. № 4. С. 10–13.
  8.  Раевский А.А., Осипова В.А. Нарушения эмоциональной сферы у пожилых пациентов с органическим расстройством головного мозга (обзор литературы) // Журнал профессиональной и клинической медицины. 2012. № 3. С. 121–125.
  9.  Резникова Т.Н., Селиверстова Н.А. О коррекции психического состояния немедикаментозным способом при рассеянном склерозе // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 1. С. 177–188. DOI: 10.17759/cpse. 2019080111
  10.  Резникова Т.Н., Селиверстова Н.А., Дик О.Е. и др. Оценка психофизиологического состояния у пожилых лиц с умеренными когнитивными нарушениями при сенсорных импульсных стимуляциях // Психическое здоровье. 2020. № 9. С. 12–18. DOI: 10.25557/2074-014X.2020.09.12-18
  11.  Рыбакова Т.Г., Балашова Т.Н. Клинико-психологическая характеристика
    и диагностика аффективных расстройств при алкоголизме: методические рекомендации. Л.: ЛНИПИ им. В.М. Бехтерева, 1987. 27 с.
  12.  Смирнов В.М., Бородкин Ю.С., Резникова Т.Н. Свойство мозга человека в условиях активации подкорковых структур формировать комплекс устойчивых внутримозговых функциональных связей (Диплом 101) // Научные открытия (Сборник кратких описаний). Вып. 1. М.; СПб.: 1999. С. 23–26.
  13.  Смулевич А.Б. Депрессии при соматических и психических заболеваниях.
    М.: Медицинское информационное агентство, 2003. 432 с.
  14.  Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. СПб.: Речь, 2002. 217 с.
  15.  Соловьева А.П., Горячев Д.В., Архипов В.В. Критерии оценки когнитивных нарушений в клинических исследованиях // Ведомости Научного центра экспертизы средств медицинского применения. 2018. Том 8. № 4, С. 218–230. DOI: 10.30895/1991-2919-2018-8-4-218-230
  16.  Стрижицкая О.Ю. Когнитивный резерв как детерминанта позитивного старения // Мир педагогики и психологии. 2019. № 1. С. 200–210.
  17.  Сысоев В.Н. Тест Ландольта диагностика работоспособности: методическое руководство издание 2-е. СПб.: ИМАТОН, 2007. 32 с.
  18.  Ткачёва О.Н., Яхно Н.Н., Незнанов Н.Г. и др. Клинические рекомендации «Когнитивные расстройства у лиц пожилого и старческого возраста» (утв. Минздравом России). М.: Министерство здравоохранения Российской Федерации, 2021. 272 с.
  19.  Федоряка Д.А. Особенности внутренней картины болезни у лиц с паническим расстройством: автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб, 2019. 25 с.
  20.  Хван А.А. Зайцев Ю.А., Кузнецова Ю.А. Опыт стандартизации опросника измерения агрессивных и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки // Психологическая диагностика. 2008. № 1. С. 35–58.
  21.  Хомская Е.Д. Нейропсихология. Учебник. М.: УМК «Психология», 2020. 416 с.
  22.  Шелехова Л.В. Математические методы в психологии и педагогике. В схемах
    и таблицах. СПб.: Лань, 2015. 224 с.
  23.  Щербатых Ю.В. Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. Воронеж: Истоки, 1998. 281 с.
  24.  Яценко М.В. Влияние цветовой фотостимуляции на эффективность запоминания // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2017. № 1. С. 131–139.
  25.  Buss A.H., Durkee A. An inventory for assessing different kinds of hostility // Journal of Consulting Psychology. 1957. № 21, pp. 343–349. DOI: 10.1037/h0046900
  26.  Ceïde M.E., Warhit A., Ayers E.I. et al. Apathy and the risk of predementia syndromes in community-dwelling older adults // The Journals of Gerontology: Series B. 2020. Vol. 75. № 7. P. 1443–1450. DOI: 10.1093/geronb/gbaa063
  27.  Ding Y.Y., Kuha J., Murphy M. Pathways from physical frailty to activity limitation in older people: Identifying moderators and mediators in the English Longitudinal Study of Ageing // Experimental Gerontology. 2017. Vol. 98. P. 169–176. DOI: 10.1016/j.exger. 2017.08.029
  28.  Folstein M., Folsten S., McHugh P. Mini-mental state: a practical method for grading the cognitive state of patients for the clinician // Journal of Psychiatry Research. 1975.
    Vol. 12. P. 189–198.
  29.  Hess T.M. Selective engagement of cognitive resources: Motivational Influences on older adults’ cognitive functioning // Perspectives on Psychological Science. 2014. Vol. 9.
    P. 388–407. DOI: 10.1177/1745691614527465
  30.  Sutin A.R., Stephan Y., Luchetti M. et al. Loneliness and risk of dementia // The Journals of Gerontology: Series B. 2020. Vol. 75. № 7. P. 1414–1422, DOI: 10.1093/geronb /gby112
  31.  Taylor J.A. A personality scale of manifest anxiety // The Journal of Abnormal and Social Psychology. 1953. Vol. 48. № 2. P. 285–290. DOI: 10.1037/h0056264
  32.  Williams J.H. Frequency-specific effect of flicker on recognition memory // Neurosciеnсe. 2001. Vol. 104. № 2. P. 283–286. DOI: 10.1016/S0306-4522(00)00579-0
  33.  Williams J.H., Ramaswamy D., Oulhaj A. 10 Hz flicker improves recognition memory in older people // BMC Neurosciеnсe. 2006. Vol. 7. № 21. P. 230–237. DOI: 10.1186/1471-2202-7-21
  34.  Zung W.W. A Self-Rating Depression Scale // Archives of General Psychiatry. 1965. Vol. 12. № 1. P. 63–70. DOI: 10.1001/archpsyc.1965.01720310065008

Информация об авторах

Резникова Татьяна Николаевна, доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник, ФГБУН Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН (ИМЧ РАН), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1923-6112, e-mail: tnreznikova@ihb.spb.ru

Селиверстова Наталья Алексеевна, кандидат психологических наук, научный сотрудник, ФГБУН Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН (ИМЧ РАН), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9333-0476, e-mail: seliverstova@ihb.spb.ru

Чихачёв Игорь Вадимович, аспирант, ФГБУН Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН (ИМЧ РАН), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2816-8708, e-mail: igor.chikhachev@ihb.spb.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1012
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 378
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 4