Проблема психолого-педагогической адаптации детей к образовательному пространству

1079

Аннотация

В статье приводятся исследования турецких и румынских психологов о факторах, влияющих на психолого-педагогическую адаптацию учащихся к школе и ее ступеням. Школьная адаптация рассматривается как сложный и многоплановый процесс, на который оказывают влияние разные сферы жизни. Авторы исследований из Турции рассматривают преимущественно факторы, влияющие на адаптацию дошкольников к начальной ступени образования. Румынские исследователи рассматривают трудности психолого-педагогической адаптации к старшей школе среди учащихся сельских образовательных учреждений в сравнении со сверстниками, получающими образование в городе. Ключевые слова: адаптация, психолого-педагогическая адаптация, начальная школа, старшая школа, образование в Турции, сельские школы, трудности адаптации

Общая информация

Ключевые слова: адаптация, психолого-педагогическая адаптация, начальная школа, старшая школа, образование в Турции, сельские школы, трудности адаптации

Рубрика издания: Психология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050306

Для цитаты: Егоренко Т.А., Безрукавный О.С. Проблема психолого-педагогической адаптации детей к образовательному пространству [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 3. С. 59–65. DOI: 10.17759/jmfp.2016050306

Литература

  1. Новгородцева А.П. Переживание подростками «чувства взрослости» [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2006. № 2. С. 39–54. URL: https://psyjournals.ru/files/1461/psyedu_2006_n2_Novgorodtseva.pdf (дата обращения: 01.11.2016).
  2. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Издат. Центр «Академия», 2000. 184 с.
  3. Хломов К.Д. Социальные риски в контексте индивидуальных жизненных траекторий современных подростков [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 2. С. 109–125. doi:10.17759/sps.2016070208
  4. Цукерман Г.А. Десяти–двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 17–31. URL: http://library.by/portalus/modules/psychology/readme.php?subaction=showfull&id=1107591835&archive=1120045907&start_from=&ucat=& (дата обращения: 01.11.2016).
  5. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 1992. № 3. С. 7–13. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1992/923/923007.htm (дата обращения: 02.06.2016).
  6. Adaptive social behavior inventory [Электронный ресурс] / Baydar N. [et al.] // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2007. № 81. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S18770428130344126 (дата обращения: 09.06.2016).
  7. Adjustment Behaviors of Children Who Start School / Unuvar P. [et al.] // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. № 47. doi:10.1016/j.sbspro.2012.06.951
  8. Akçinar В. The Predictors of School Adaptation in Early Childhood Procedia // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2013. № 93. doi:10.1016/j.sbspro.2013.09.338
  9. Arnett J.J. Emerging Adulthood: A Theory of Development From the Late Teens Through the Twenties. American Psychologist // American Psychologist. Vol. 55. № 5. P. 469–480. doi:10.1037/0003-066X.55.5.469
  10. Cristescu M.S. Educational Adaptation and Success of The Rural Environment Pupils in High School // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. № 191. doi:10.1016/j.sbspro.2015.04.507
  11. Elkind D. School and Family in the Postmodern World [Электронный ресурс] // The Phi Delta Kappa International. 1995. Vol. 77. № 1. P. 8–14. URL: http://www.jstor.org/stable/20405475 (дата обращения: 07.06.2016).
  12. Gurland S.T., Grolnick W.S. Perceived threat, controlling parenting, and children's achievement orientations // Motivation & Emotion. 2005. Vol. 29. № 2. doi:10.1007/s11031-005-7956-2
  13. Haynes N.M., Ben-Avie M., Ensign J. How social and emotional development add up: Getting results in math and science education [Электронный ресурс]. New York: Teachers College Press, 2003. 209 p. URL: http://dlia.ir/Scientific/e_book/Science/Mathematics/QA_1_43_General_/006585.pdf (дата обращения: 03.06.2016).
  14. Kildan O., Berat A. Evaluation of the Adaptation of 66–72 Month Old Children to Primary Schools in Turkey // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. № 116. doi:10.1016/j.sbspro.2014.01.585
  15. Miroiu A. Învăţământul românesc de azi. Studiu de Diagnoză. Iaşi: Editura Polirom, 1998. 195 p.
  16. Morrow V. Understanding Children and Childhood [Электронный ресурс]: 2nd ed. Lismore: Centre for Children and Young People. 2011. 35 p. (Centre for Children and Young People Background Briefing Series. № 1). URL: http://epubs.scu.edu.au/cgi/viewcontent.cgi?article=1027&context=ccyp_pubs  (дата обращения: 01.06.2016).
  17. Prout A. The Future of Childhood: Towards the Interdisciplinary Study of Children. London: Routledge, 2005. 167 p.

Информация об авторах

Егоренко Татьяна Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент, заведующая кафедрой педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2934-5657, e-mail: egorenkota@mgppu.ru

Безрукавный Олег Сергеевич, преподаватель, кафедры школьной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: vuda1987@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3183
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1079
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1