Мотивация обучения как аспект самоопределения личности на этапе ее допрофессионального развития

696

Аннотация

В статье проведен анализ проблемы повышения мотивации учения старшеклассников. На основе ключевых положений теории ценностей, теории самоопределения и позитивной психологии проанализированы процессы, стимулирующие или подрывающие мотивацию учения старшеклассников. Приводятся результаты исследования, проведенного в школах Бостона (США), в котором старшеклассники были зачислены в программу обучения на рабочем месте «Школа-работа». Было выявлено, что поддержка учителем автономии учеников вносит существенный вклад в академическую успеваемость. Содействие позитивной ориентации на будущее было признано важным компонентом эффективности образовательной программы. Сравнительные результаты исследования связи уровня заботы педагога, автономной мотивации и положительных эмоций во время обучения среди старшеклассников Германии и США показали, что учителя, оказывающие такую поддержку, дают старшеклассникам возможность выбора и принятия самостоятельных решений, способствуют формированию положительной автономной мотивации учения.

Общая информация

Ключевые слова: мотивация, мотивация обучения, самоопределение, дополнительное профессиональное обучение, профессиональное самоопределение

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080205

Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений

Для цитаты: Егоренко Т.А. Мотивация обучения как аспект самоопределения личности на этапе ее допрофессионального развития [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 2. С. 49–55. DOI: 10.17759/jmfp.2019080205

Литература

  1. Achievement motivation among urban adolescents: Work hope, autonomy support, and achievement-related beliefs / M.E. Kenny [et al.] // Journal of Vocational Behavior. 2010. Vol. 77. № 2. P. 205–212. doi:10.1016/j.jvb.2010.02.005
  2. Career Decision Self-Efficacy of Transgender People: Pre-and Post-transition / lore m. dickey [et al.] // The Career DevelopmenT QuarTerly. 2016. Vol. 64. № 4. P. 360–372. doi:10.1002/cdq.12071
  3. Challenges to the career development of urban racial and ethnic minority youth: Implications for vocational intervention / M.G. Constantine [et al.] // Journal of Multicultural Counseling & Development Special Issue: Urban Adolescents, 1998. Vol. 26. № 2. P. 83−95. doi:10.1002/j.2161-1912.1998.tb00189.x
  4. Covington M.V. Goal theory, motivation, and school achievement: An integrative review // Annual Review of Psychology. 2000. Vol. 51. P. 171−200. doi:10.1146/annurev.psych.51.1.171
  5. Diemer M.A., Blustein D.L. Vocational hope and vocational identity: Urban adolescents' career development // Journal of Career Assessment. 2007. Vol. 15. № 1. P. 98−118. doi:10.1177/1069072706294528
  6. Eccles J.S., Noack P. Early Adolescents' Development of Academic Self-Concept and Intrinsic Task Value: The Role of Contextual Feedback // Journal of Research on Adolescence. 2015. Vol. 25. № 3. P. 459–473. doi:10.1111/jora.12140
  7. Fine M. Echoes of Bedford: A 20-year social psychology memoir on participatory action research hatched behind bars // American Psychologist. 2013. Vol. 68. № 8. P. 686–698. doi:10.1037/a0034359
  8. Hofer B.K. Addressing Challenges to Public Understanding of Science: Epistemic Cognition, Motivated Reasoning, and Conceptual Change // Educational Psychologist. 2014. Vol. 49. № 2. P. 123–138. doi:10.1080/00461520.2014.916216
  9. Hope and academic success in college / C.R. Snyder [et al.] // Journal of Educational Psychology. 2002. Vol. 94. № 4. P. 820−826. doi:10.1037/0022-0663.94.4.820
  10. Hughes K.L., Bailey T.L., Karp M.M. School-to-work: Making a difference in education // Phi Delta Kappan. 2002. Vol. 84. № 4. P. 272–279. doi:10.1177/003172170208400405
  11. Kozol J. Fire in the Ashes: Twenty-Five Years Among the Poorest Children in America. New York, NY, US: Crown Publishers, 2012. 404 p.
  12. Lapan R.T. Career development across the K-16 years: Bridging the present to satisfying and successful futures. Alexandria, VA, US: American Counseling Association, 2004. 380 p.
  13. Lapan R.T., Gysbers N.C., Yongmin Sun The Impact of More Fully Implemented Guidance Programs on the School Experiences of High School Students: A Statewide Evaluation Study // Journal of Counseling & Development. 2011. Vol. 75. № 4. P. 292–302. doi:10.1002/j.1556-6676.1997.tb02344.x
  14. Lapan R.T., Kardash C.M., Turner S. Empowering students to become self-regulated learners // Professional School Counseling. 2002. Vol. 5. № 4. P. 257−265.
  15. Ogbu J.U. Cultural boundaries and minority youth orientation toward work preparation // Adolescence and work: Influences of social structure, labor markets, and culture / Eds. D. Stern, D. Eichorn. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1989. P. 101−140.
  16. Perry J.C. School engagement among urban youth of color: Criterion pattern effects of vocational exploration and racial identity // Journal of Career Development. 2008. Vol. 34. № 4. P. 397−422. doi:10.1177/0894845308316293
  17. Ryan R.M., Bradshaw E.L. &Edward Deci // Intrisic and Extrisic Motiva-tions: Classic Definitions and New Directions. Comtempary Educational Psychology / Eds. R. Sternberg, W. Pickren. 2000. P. 391–411. doi: 10.1017/9781108290876.016
  18. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory. Basic psychological needs in motivation, development and wellness. New York, NY. 2017. 756 p.
  19. Ryan R.M., Deci E.L., Grolnick W.S. Autonomy, relatedness, and the self: Their relation to development and psychopathology // Developmental psychopathology Theory and methods, Vol. 1 / Eds. D. Cicchetti, D.J. Cohen. Oxford, England: John Wiley & Sons, 1995. P. 618–655.
  20. Setting the stage: Career development and the student engagement process / M.E. Kenny [et al.] // Journal of Counseling Psychology. 2006. Vol. 53. № 2. P. 272−279. doi:10.1037/0022-0167.53.2.272
  21. Snyder C.R. The past and possible futures of hope // Journal of Social & Clinical Psychology Special Issue: Classical Sources of Human Strength: A Psychological Analysis. 2000. Vol. 19. № 1. P. 11−28. doi:10.1521/jscp.2000.19.1.11
  22. Super D.E. A life-span, life-space approach to career development // Career choice and development: Applying contemporary theories to practice / Eds. D. Brown, L. Brooks. San Francisco, CA, US: Jossey-Bass, 1990. P. 197–261.
  23. The Psychology of Working Theory / R.D. Duffy [et al.] // Journal of Counseling Psychology. 2016. Vol. 63. № 2. P. 127–148. doi:10.1037/cou0000140
  24. The role of teachers’ care and self-determined motivation inworking with students in Germany and the United States / S. Bieg [et al.] // International Journal of Educational Research. 2013. Vol. 60. P. 27–37. doi:10.1016/j.ijer.2013.04.002
  25. Visher M.G., Bhandari R., Medrich E. High school career exploration programs: Do they work? [Электронный ресурс] // Phi Delta Kappan, 2004. Vol. 86. № 2. P. 135–138. URL: https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/003172170408600210 (дата обращения: 14.06.2019).
  26. Voelkl K.E. Measuring students' identification with school // Educational Psychological Measurement. 1996. Vol. 56. № 5. P. 760−770.
  27. Wentzel K.R. Student motivation in middle school: The role of perceived pedagogical caring // Journal of Educational Psychology. 1997. Vol. 89. № 3. P.411−419.
  28. Wentzel K.R. The contributions of social goal setting to children' school adjustment // Development of achievement motivation / J.S. Eccles, A. Wigfield (Eds.). New York: Elsevier, 2002. P. 222–241. doi:10.1016/B978-012750053-9/50011-5
  29. Wigfield A., Eccles J.S. Expectancy–value theory of achievement motivation // Contemporary Educational Psychology Special Issue: Motivation and the Educational Process. 2002. Vol. 25. № 1. P. 68−81. doi:10.1006/ceps.1999.1015

Информация об авторах

Егоренко Татьяна Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент, заведующая кафедрой педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2934-5657, e-mail: egorenkota@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1935
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 696
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1