Проблемы взаимосвязи школьной вовлеченности и академических достижений у современных подростков

604

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме школьной вовлеченности как предиктора высокой академической успеваемости. На материале зарубежных исследований анализируются факторы, поддерживающие и ослабляющие эту вовлеченность. Особенностью исследования является анализ возрастной специфики вовлеченности, находящейся в стадии становления, и внимание к сложностям подростков Поколения Z, особенно уязвимых в ситуации эпидемии коронавируса из-за высокой личностной тревожности. Рассмотрены два ведущих подхода к школьной вовлеченности: Северо-Американская модель Фредрикc (Fredricks) и др. (2004) и Европейский подход Шауфели (Schaufeli) и др. (2002). Выявлена недостаточная изученность когнитивного аспекта вовлеченности в плане развития осознанной саморегуляции и жизнестойкости, выступающих ресурсами преодоления трудностей в учебе и стресса. Предложена авторская теоретическая модель, взаимосвязи школьной вовлеченности и академической успеваемости с факторами, поддерживающими вовлеченность и мешающими ее проявлению. Модель позволит изучить специфику причинно-следственных связей между исследуемыми конструктами, проанализировать возрастной аспект становления вовлеченности, предложить прогностические модели эффектов школьной вовлеченности в предсказании академических достижений.

Общая информация

Ключевые слова: школьная вовлеченность, учебная деятельность, академическая успешность, предикторы академической успешности, поколение Z

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090407

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта 20-18-00470 «Саморегуляция и школьная вовлеченность как психологические ресурсы академической успешности: лонгитюдное исследование».

Тематический сетевой сборник: Психологические ресурсы личности и вызовы современности, Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений

Для цитаты: Бондаренко И.Н., Ишмуратова Ю.А., Цыганов И.Ю. Проблемы взаимосвязи школьной вовлеченности и академических достижений у современных подростков [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 4. С. 77–88. DOI: 10.17759/jmfp.2020090407

Литература

  1. Кутузова Д. Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального выгорания педагога-психолога: Дис. … канд. психол. наук. Москва, 2006. 213 с.
  2. Легостаева Е.С., Оконечникова Л.В., Денисова Д.С. Жизнестойкость, самооценка и мотивация как личностные факторы успешности обучения старшеклассников // Педагогическое образование в России. 2019. № 8. С. 149–156. DOI:10.26170/po19-08-19
  3. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / Т.Ю. Иванова [и др.] // Организационная психология. 2018. Т. 8. № 1. С. 85–121. URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/2018-8-1/218051322.html (дата обращения: 28.07.2020).
  4. Affective Teacher–Student Relationships and Students' Engagement and Achievement: A Meta-Analytic Update and Test of the Mediating Role of Engagement / D.L. Roorda [et al.] // School Psychology Review. 2017. Vol. 46. № 3. P. 239–261. DOI:10.17105/SPR-2017-0035.V46-3
  5. AlrashidiO., Phan H., Ngu B. Academic engagement: an overview of its definitions, dimensions, and major conceptualisations // International Education Studies. 2016. Vol. 9. № 12. P. 41–52. DOI:10.5539/ies.v9n12p41
  6. Audas R., Willms J.D. Engagement and dropping out of school: A life-course perspective [Электронный ресурс]. Hull, Québec: Human Resources Development Canada, 2002. 62 p. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.466.7579&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 28.07.2020).
  7. Baker J.A. Contributions of teacher-child relationships to positive adjustment during elementary school // Journal of School Psychology. 2006. Vol. 44. № 3. P. 211–229. DOI:10.1016/j.jsp.2006.02.002
  8. Bakker A., Demerouti E. Job demands–resources theory // Wellbeing: A Complete Reference Guide, 2014. Vol. 3. Part 2. P. 37–64. DOI:10.1002/9781118539415.wbwell019
  9. Bergin C., Bergin D. Attachment in the classroom // Educational Psychology Review, 2009. Vol. 21. № 2. P. 141–170. DOI:10.1007/s10648-009-9104-0
  10. Burnout and engagement in university students: a cross-national study / W. Schaufeli [et al.] // Journal Cross Cultur Psychol. 2002. Vol. 33. № 5. P. 464–481. DOI:10.1177/0022022102033005003
  11. Castellano M., Stringfield S., Stone J. Secondary Career and Technical Education and Comprehensive School Reform: Implications for Research and Practice [Электронный ресурс] // Review of Educational Research. 2003. Vol. 73. № 2. P. 231–272. URL: https://www.jstor.org/stable/3516092 (дата обращения: 28.07.2020).
  12. Cleary T.J., Zimmerman B.J. A Cyclical Self-Regulatory Account of Student Engagement: Theoretical Foundations and Applications // Handbook of Research on Student Engagement / Ed. S.L. Christenson. MA, Boston: Springer, 2012. P. 237–257. DOI:10.1007/978-1-4614-2018-7_11
  13. Conner J.O., Pope D.C. Not just robo-students: Why full engagement matters and how schools can promote it // Journal of Youth and Adolescence. 2013. Vol. 42. № 9. P. 1426–1442.
  14. CsikszentmihalyiM. Happiness, flow, and economic equality // American Psychologist. 2000. Vol. 55. № 10. P. 1163–1164. DOI:10.1037/0003-066X.55.10.1163
  15. Engagement and disaffection in the classroom: Part of a larger motivational dynamic? / E. Skinner [et al.] // Journal of Educational Psychology, 2008. Vol. 100. № 4. P. 765–781. DOI:10.1037/a0012840
  16. Finn J.D., Rock D.A. Academic success among students at risk for school failure // Journal of applied psychology. 1997. Vol. 82. № 2. P. 221–234. DOI:10.1037/0021-9010.82.2.221
  17. Fredricks J., Reschly A., Christenson S. Handbook of student engagement interventions: working with disengaged students. London; San Diego: Academic Press, 2019. 410 p.
  18. Fredricks J.A., Blumenfeld P.C., Paris A.H. School engagement: Potential of the concept, state of the evidence // Review of educational research. 2004. Vol. 74. № 1. P. 59–109. DOI:10.3102/00346543074001059
  19. Handbook of research on student engagement / Eds. S.L. Christenson, A.L. Reschly, C. Wylie. New York: Springer Science & Business Media, 2012. 840 p.
  20. Kobasa S.C., Maddi S.R., Kahn S. Hardiness and health: a prospective study // Journal of personality and social psychology. 1982. Vol. 42. № 1. P. 168–177. DOI:10.1037/0022-3514.42.1.168
  21. Mohr K.J., Mohr E. Understanding Generation Z Students to Promote a Contemporary Learning Environment // Journal on Empowering Teaching Excellence. 2017. Vol. 1. № 1. P. 84–94. DOI:10.15142/T3M05T
  22. Newmann F.M. Student engagement and achievement in American secondary schools. New York: Teachers College Press, 1992. 243 p.
  23. Nota L., Soresi S., Zimmerman B.J. Self-regulation and academic achievement and resilience: A longitudinal study // International journal of educational research. 2004. Vol. 41. № 3. P. 198-215. DOI:10.1016/j.ijer.2005.07.001
  24. Ouweneel E., Le Blanc P.M., Schaufeli W.B. On being grateful and kind: Results of two randomized controlled trials on study-related emotions and academic engagement // The Journal of psychology. 2014. Vol. 148. № 1. P. 37–60. DOI:10.1080/00223980.2012.742854
  25. Patrick H., Ryan A.M., Kaplan A. Early adolescents' perceptions of the classroom social environment, motivational beliefs, and engagement // Journal of educational psychology. 2007. Vol. 99. № 1. P. 83–98. DOI:10.1037/0022-0663.99.1.83
  26. Reducing the risk: Schools as communities of support / G.G. Wehlage [et al.]. Philadelphia: The Falmer Press, Taylor & Francis Inc, 1989. 275 p.
  27. Revisiting the association between reading achievement and antisocial behavior: New evidence of an environmental explanation from a twin study / K.H. Trzesniewski [et al.] // Child development. 2006. Vol. 77. № 1. P. 72–88. DOI:10.1111/j.1467-8624.2006.00857.x
  28. Ripke M.N., Huston A.C., Casey D.M. Low-Income Children's Activity Participation as a Predictor of Psychosocial and Academic Outcomes in Middle Childhood and Adolescence // Cambridge studies in social and emotional development. Developmental contexts in middle childhood: Bridges to adolescence and adulthood / Eds. Huston A.C., Ripke M.N. Cambridge University Press, 2006. P. 260–282.
  29. Ripski M.B., Gregory A. Unfair, unsafe, and unwelcome: Do high school students' perceptions of unfairness, hostility, and victimization in school predict engagement and achievement? // Journal of School Violence. 2009. Vol. 8. № 4. P. 355–375. DOI:10.1080/15388220903132755
  30. Rothman D. A Tsunami of learners called Generation Z [Электронный ресурс]. 2016. 5 p. URL: https://mdle.net/journal/A_Tsunami_of_Learners_Called_Generation_Z.pdf (дата обращения: 28.07.2020).
  31. Seemiller C., Grace M. Generation Z goes to college. New York: John Wiley & Sons, 2016. 320 p.
  32. Setting the stage: Career development and the student engagement process / M.E. Kenny [et al.] // Journal of Counseling Psychology. 2006. Vol. 53. № 2. P. 272–279. DOI:10.1037/0022-0167.53.2.272
  33. Teacher-student support, effortful engagement, and achievement: A 3-year longitudinal study / J.N. Hughes [et al.] // Journal of educational psychology. 2008. Vol. 100. № 1. P. 1–14. DOI:10.1037/0022-0663.100.1.1
  34. Understanding student engagement with a contextual model / S. Lam [et al.] // Handbook of research on student engagement / Eds. S.L. Christenson, A.L. Reschly, C. Wylie. Boston, MA: Springer, 2012. P. 403–419.
  35. Vasalampi K., Salmela-Aro K., Nurmi J.E. Adolescents’ self-concordance, school engagement, and burnout predict their educational trajectories // European psychologist. 2009. Vol. 14. № 4. P. 332–341. DOI:10.1027/1016-9040.14.4.332
  36. Wang M., Deng X., Du X. Harsh parenting and academic achievement in Chinese adolescents: Potential mediating roles of effortful control and classroom engagement // Journal of School Psychology. 2018. № 67. P. 16–30. DOI:10.1016/j.jsp.2017.09.002
  37. Wang M.T., Holcombe R. Adolescents’ perceptions of school environment, engagement, and academic achievement in middle school // American educational research journal. 2010. Vol. 47. № 3. P. 633–662. DOI:10.3102/0002831209361209
  38. Wolters C., Taylor D.A. Self-regulated Learning Perspective on Student Engagement [Электронный ресурс] // Eds. S.L. Christenson, A.L. Reschly, C. Wylie. Boston, MA: Springer, 2012. P. 635–653. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-1-4614-2018-7_30 (дата обращения: 28.07.2020). DOI:https://doi.org/10.1007/978-1-4614-2018-7_30
  39. Yazzie-Mintz E. Leading for Engagement // Principal Leadership. 2010. Vol. 10. № 7. P. 54–58.

Информация об авторах

Бондаренко Ирина Николавена, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория психологии саморегуляции, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «Психологический институт РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5539-1027, e-mail: pondi@inbox.ru

Ишмуратова Юлия Алексеевна, научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «Психологический институт РАО»),, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7519-3148, e-mail: ishmuratova08@gmail.com

Цыганов Игорь Юрьевич, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1673-9091, e-mail: i4321@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 538
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 604
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0