Креативность и управляющие функции: обзор зарубежных дифференциально-психологических исследований

305

Аннотация

Статья представляет обзор зарубежных исследований последнего десятилетия, посвященный взаимосвязи управляющих функций (УФ) и творческих способностей в дифференциально-психологической перспективе. Рассмотрены такие УФ как обновление, торможение, переключение. Ключевые исследовательские вопросы здесь касаются непосредственного вклада УФ в творческие способности, а также их опосредующей роли во взаимосвязи творческих способностей и интеллекта. Центральное место отведено исследованиям, выполненным с применением метода моделирования структурными уравнениями. Раскрываются следующие темы: на взрослых популяциях 1) соотношение УФ и дивергентной продуктивности, 2) соотношение УФ и конвергентной продуктивности (на материале малых творческих (инсайтных) задач и задач на отдаленное ассоциирование); а также 3) специфика соотношения УФ и творческих способностей в детском и подростковом возрасте. Рассматриваются теоретические контексты обсуждения полученных результатов для дивергентной и конвергентной продуктивности. Обозначаются методические проблемы в измерении УФ и творческих способностей. Подчеркивается прикладное значение описываемых результатов.

Общая информация

Ключевые слова: креативность, творчество, управляющие функции, когнитивный контроль, интеллект

Рубрика издания: Общая психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100404

Финансирование. Статья подготовлена в соответствии с госзаданием Министерства образования и науки РФ № 0138-2021-0009.

Благодарности. Автор выражает благодарность И.Ю. Владимирову, Д.В. Люсину и Ф.Н. Маркину за ценные замечания, высказанные в ходе обсуждения рукописи статьи.

Получена: 15.11.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Белова С.С. Креативность и управляющие функции: обзор зарубежных дифференциально-психологических исследований [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 4. С. 44–54. DOI: 10.17759/jmfp.2021100404

Литература

  1. Adolescents with different profiles of scientific versus artistic creativity: Similarity and difference in cognitive control / X. Zhang [et al.] // Thinking Skills and Creativity. 2020. Vol. 37. 10 p. DOI:10.1016/j.tsc.2020.100688
  2. Bai X., Yao H. Differences in cognitive inhibition between persons with high and low creativity: Evidences from behavioral and physiological studies // Acta Psychologica Sinica. 2018. Vol. 50. № 11. P. 1197–1211. DOI:10.3724/SP.J.1041.2018.01197
  3. Benedek M., Könen T., Neubauer A.C. Associative abilities underlying creativity // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2012b. Vol. 6. № 3. P. 273–281. DOI:10.1037/a0027059
  4. Chein J.M., Weisberg R.W. Working memory and insight in verbal problems: analysis of compound remote associates // Memory and Cognition. 2014. Vol. 42. № 1. P. 67–83. DOI:10.3758/s13421-013-0343-4
  5. Chuderski A. How well can storage capacity, executive control, and fluid reasoning explain insight problem solving // Intelligence. 2014. Vol. 46. P. 258–270. DOI:10.1016/j.intell.2014.07.010
  6. Chuderski A., Jastrzębski J. Much Ado About Aha: Insight Problem Solving Is Strongly Related to Working Memory Capacity and Reasoning Ability // Journal of Experimental Psychology: General. 2018. Vol. 147. № 2. P. 257–281. DOI:10.1037/xge0000378
  7. Cognitive abilities of street children: Low-SES Bolivian boys with and without experience of living in the street / S. Dahlman [et al.] // Child Neuropsychology. 2013. Vol. 19. P. 540–556. DOI:10.1080/09297049.2012.731499
  8. Creativity and the Stroop interference effect / S. Edl [et al.] // Personality and Individual Differences. 2014. Vol. 69. P. 38–42. DOI:10.1016/j.paid.2014.05.009
  9. DeCaro M. S. When does higher working memory capacity help or hinder insight problem solving? // Insight: On the Origins of New Ideas / Ed. F. Vallee-Tourangeau. New York, NY: Routledge, 2018. 26 p. DOI:10.4324/9781315268118-5
  10. Differential effects of cognitive inhibition and intelligence on creativity / M. Benedek [et al.] // Personality and Individual Differences. 2012. Vol. 53. № 4. P. 480–485. DOI:10.1016/J.PAID.2012.04.014
  11. Ellis D.M., Robison M.K., Brewer G.A. The Cognitive Underpinnings of Multiply-Constrained Problem Solving // Journal of Intelligence. 2021. Vol. 9. № 7. P. 1–25. DOI:10.3390/jintelligence9010007
  12. Filippetti V.A., Krumm G. A hierarchical model of cognitive flexibility in children: Extending the relationship between flexibility, creativity and academic achievement // Child Neuropsychology. 2020. Vol. 26. № 6. P. 770–800. DOI:10.1080/09297049.2019.1711034
  13. Fry C.E. Executive functions, creativity, and mental health in homeless young people: implications for housing outcome: diss. doctor of philosophy [Электронный ресурс]. Cardiff: Cardiff University, 2018. 344 p. URL: https://orca.cardiff.ac.uk/111664/ (дата обращения: 10.12.2021).
  14. Gilhooly K.J., Fioratou E. Executive functions in insight versus non-insight problem solving: An individual differences approach // Thinking & Reasoning. 2009. Vol. 15. № 4. P. 355–376. DOI:10.1080/13546780903178615
  15. High schizotypal individuals are more creative? The mediation roles of overinclusive thinking and cognitive inhibition / L. Wang [et al.] // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. Article ID 1766. 14 p. DOI:10.3389/fpsyg.2018.01766
  16. Himi S.A., Bühner M., Hilbert S. Advancing the understanding of the factor structure of executive functioning // Journal of Intelligence. 2021. Vol. 9. № 1. 14 p. DOI:10.3390/jintelligence9010016
  17. How Working Memory Provides Representational Change During Insight Problem Solving / S. Korovkin [et al.] // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. Article ID 1864. 14 p. DOI:10.3389/fpsyg.2018.01864
  18. Intelligence, creativity, and cognitive control: The common and differential involvement of executive functions in intelligence and creativity / M. Benedek [et al.] // Intelligence. 2014. Vol. 46. P. 73–83. DOI:10.1016/j.intell.2014.05.007
  19. Keeping Creativity under Control: Contributions of Attention Control and Fluid Intelligence to Divergent Thinking / E. Frith [et al.] // Creativity Research Journal. 2021. Vol. 33. № 2. P. 138–157. DOI:10.1080/10400419.2020.1855906
  20. Krumm G., Filippetti A., Gutierrez M. The contribution of Executive Functions to Creativity in Children: What is the role of Crystallized and Fluid Intelligence? // Thinking Skills and Creativity. 2018. Vol. 29. P. 185–195. DOI:10.1016/j.tsc.2018.07.006
  21. Lee C.S., Therriault D.J. The cognitive underpinnings of creative thought: A latent variable analysis exploring the roles of intelligence and working memory in three creative thinking processes // Intelligence. 2013. Vol. 41. № 5. P. 306–320. DOI:10.1016/j.intell.2013.04.008
  22. Marko M., Michalko D., Riečanský I. Remote associates test: An empirical proof of concept // Behavior Research Methods. 2019. Vol. 51. P. 2700–2711. DOI:10.3758/s13428-018-1131-7
  23. Necka E., Zak P., Grushka A. Insightful Imagery is Related to Working Memory Updating // Frontiers in Psychology. 2016. Vol. 7. Article ID 137. 11 p. DOI:10.3389/fpsyg.2016.00137
  24. Nusbaum E.C., Silvia P.J. Are intelligence and creativity really so different? Fluid intelligence, executive processes, and strategy use in divergent thinking // Intelligence. 2011. Vol. 39. № 1. P. 36–45. DOI:10.1016/j.intell.2010.11.002
  25. Pan X., Yu H. Different Effects of Cognitive Shifting and Intelligence on Creativity // Journal of Creative Behaviour. 2018. Vol. 52. № 3. P. 212–225. DOI:10.1002/jocb.144
  26. Paulewicz B., Chuderski A., Nęcka E. Insight problem solving, fluid intelligence, and executive control: A SEM approach // Proceedings of the 2nd European Cognitive Science Conference / Eds. S. Vosniadou, D. Kayser, A. Protopapas. Hove: Erlbaum, 2007. P. 586–591.
  27. Sampedro A., Peña, J. Executive functions mediate the association between bilingualism and creativity in preadolescents // Thinking Skills and Creativity. 2019. Vol. 34. Article ID 100605. 11 p. DOI:10.1016/j.tsc.2019.100605
  28. Serial order effect in divergent thinking in five-to six-year-olds: Individual differences as related to executive functions / H. Bai [et al.]. // Journal of Intelligence. 2021. Vol. 9. № 2. Article ID 20. 26 p. DOI:10.3390/jintelligence9020020
  29. The contribution of executive functions in predicting mathematical creativity in typical elementary school classes: A twofold role for updating / M. Stolte [et al.] // Journal of Intelligence. 2020. Vol. 8. № 2. Article ID 26. 20 p. DOI:10.3390/jintelligence8020026
  30. The Relationship between Intelligence and Divergent Thinking – A Meta-Analytic Update / A. Gerwig [et al.] // Journal of Intelligence. 2021. Vol. 9. № 2. Article ID 23. 28 p. DOI:10.3390/jintelligence9020023
  31. The roles of associative and executive processes in creative cognition / R.E. Beaty [et al.] // Memory & Cognition. 2014. Vol. 42. P. 1186–1197. DOI:10.3758/s13421-014-0428-8
  32. The Unity and Diversity of Executive Functions and Their Contributions to Complex “Frontal Lobe” Tasks: A Latent Variable Analysis / A. Miyake [et al.] // Cognitive Psychology. 2000. Vol. 41. № 1. P. 49–100. DOI:10.1006/cogp.1999.0734
  33. The Unity and Diversity of Executive Functions: A Systematic Review and Re-Analysis of Latent Variable Studies / J.E. Karr [et al.] // Psychological Bulletin. 2018. Vol. 144. № 11. P. 1147–1185. DOI:10.1037/bul0000160
  34. Tidikis V., Ash I.K. Greater Stroop effect predicts better performance on creative insight problems, but not on divergent thinking tasks [Электронный ресурс] // The International Journal of Creativity & Problem Solving. 2018. Vol. 28. № 2. P. 27–37. URL: https://www.researchgate.net/publication/329783254 (дата обращения: 10.12.2021).
  35. Which tasks measure what? Reflections on executive function development and a commentary on Podjarny, Kamawar, and Andrews (2017) / S. Morra [et al.] // Journal of Experimental Child Psychology. 2018. Vol. 167. P. 246–258. DOI:10.1016/J.JECP.2017.11.004
  36. Wu Y., Koutstaal W. Charting the contributions of cognitive flexibility to creativity: Self-guided transitions as a process-based index of creativity-related adaptivity // PLoS ONE. 2020. Vol. 15. № 6. 23 p. DOI:10.1371/journal.pone.0234473
  37. Zabelina D.L. Attention and Creativity // The Cambridge Handbook of the Neuroscience of Creativity / Eds. R. Jung, O. Vartanian. Cambridge: Cambridge University Press, 2018. P. 161–179. DOI:10.1017/9781316556238.010
  38. Zabelina D.L., Friedman N.P., Andrews-Hanna J. Unity and diversity of executive functions in creativity // Consciousness and Cognition. 2019. Vol. 68. P. 47–56. DOI:10.1016/j.concog.2018.12.005
  39. Zabelina D.L., Saporta A., Beeman M. Flexible or leaky attention in creative people? Distinct patterns of attention for different types of creative thinking // Memory & Cognition. 2016. Vol. 44. P. 488–498. DOI:10.3758/s13421-015-0569-4

Информация об авторах

Белова Софья Сергеевна, кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии и психофизиологии творчества, Институт психологии РАН (ФГБУН ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1710-2180, e-mail: sbelova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 765
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 305
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 0