Структура Службы практической психологии в системе Департамента образования Москвы

436

Аннотация

В статье описывается модель деятельности службы практической психологии образования Москвы, которая обеспечивает разноуровневую психологическую помощь. Эта служба состоит из двух основных структурных элементов – 1) образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и 2) педагогов-психологов, работающих в образовательных учреждениях различного типа. Для более эффективного решения актуальных вопросов деятельности службы в 2000 году был создан научно-методический совет по психологии, который занимается вопросами стратегического планирования и координации деятельности службы. В статье также обсуждается деятельность психолого-медико-социальных центров и комплексная программа развития службы практической психологии.

Общая информация

Ключевые слова: психолого-педагогическая помощь, психолого-медико-социальный центр, научно-методический совет, психологическая служба

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Для цитаты: Зиновьева М.В. Структура Службы практической психологии в системе Департамента образования Москвы // Психологическая наука и образование. 2003. Том 8. № 1.

Полный текст

За последние годы в Службе практической психологии образования Москвы произошли существенные изменения, которые способствовали созданию уникальной модели деятельности Службы, обеспечивающую разноуровневую психологическую помощь всем субъектам образовательного пространства.
Служба практической психологии в системе психологической поддержки образования Москвы состоит из двух основных структурных элементов — образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (психолого-медико-социальные центры помощи детям и подросткам), и педагогов-психологов, работающих непосредственно в образовательных учреждениях различного типа (государственные общеобразовательные школы, негосударственные общеобразовательные школы, специальные школы, учреждения дополнительного образования, дошкольные образовательные учреждения).
Для более эффективного решения актуальных вопросов деятельности Службы в 2000 г. был создан научно-методический совет по психологии, который занимается вопросами стратегического планирования и координации деятельности Службы. В компетенцию этого органа входит формирование и контроль за выполнением программы развития Службы в столичном регионе. Научно-методический совет объединяет деятельность всех звеньев Службы (психологические службы различных видов и типов образовательных учреждений, психолого-медико-педагогические консилиумы, профильные лаборатории и подразделения окружных учебно-методических центров, вузов, ИПК, органы управления образованием), что позволяет оперативно развернуть систему оказания психологической помощи всем субъектам образовательного пространства.
Помимо создания «вертикали» в городе Москве организованы «горизонтальные» способы профессионального взаимодействия педагогов-психологов, которые осуществляются через различные формы профессиональной деятельности.
Одной из наиболее динамично развивающихся структур психологической помощи является система психолого-медико-социальных центров. В настоящее время и Москве существует 33 психолого-медико-социальных центра при Департаменте образования, предоставляющих квалифицированную комплексную помощь населению — детям, подросткам и их родителям, работникам образования, сотрудникам органон социальной защиты и др.
Структурные подразделения психолого-медико-социальных центров, обеспечивающие реализацию программ помощи населению, соответствуют ориентации центра на определенные виды помощи. Например, в городе работает Центр психолого-медико-социального сопровождения детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию, Центр сопровождения для детей с аутистическими проявлениями, Центр оказания экстренной психологической помощи.
Возрастающие требования к деятельности как педагогов-психологов, так и Службы в целом выявили ряд актуальных проблем развития Службы в условиях модернизации столичного образования:
Требуют дополнительного внимания вопросы нормативно-правового обеспечения профессиональных гарантий и льгот. На сегодняшний день психологи социально не защищены, и связи с чем мы имеем большую текучесть кадров. В штатном расписали многих образовательных учреждений отсутствует ставка педагога-психолога. Так, руководители ДОУ до сих пор ежегодно обосновывают необходимость педагога-психолога в своем учреждении, умеют обосновать, им выделят ставку, не сумеют — дети, родители и педагоги данного учреждения остается без психологической помощи и поддержки. Ограниченность информации, отсутствие единого информационного пространства становятся тормозом в развитии Службы, и, конечно, препятствием в оказании помощи ребенку.

Для решения вышеперечисленных проблем Департаментом образования города отрабатывается модель управления психологической службой, предусматривающая взаимодействие управленческих структур высшей школы и практических психологов.
Чтобы Служба практической психологии в системе Департамента образования Москвы активно развивалась как целостная система, разработана комплексная программа ее развития, включающая в себя следующие направления по обеспечению деятельности Службы:
нормативно-правовое;
научно-методическое;
информационное;
кадровое;
материально-техническое и финансовое.

Информация об авторах

Зиновьева Мария Владимировна, кандидат психологических наук, Руководитель Агентства научно-методического обеспечения, руководитель Центра научно-методического обеспечения, доцент кафедры психологии развития, руководитель центра «Университетский детский центр», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), член редколлегии журнала "Психологическая наука и образование", начальник Управления научно-методического обеспечения службы практической психологии образования города Москвы, Москва, Россия, e-mail: praktpsy@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1799
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 436
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0