Экспериментальное исследование особенностей мотивационного развития современных дошкольников 5, 6 и 7 лет

1819

Аннотация

Статья посвящена экспериментальному исследованию особенностей мотивационного развития детей старшего дошкольного возраста. Выявлены различия в иерархической структуре мотивационной сферы детей 5, 6 и 7 лет по параметру доминирования одного из исследуемых мотивов (игровой, широкий познавательный и познавательно-учебный). Показано, что современные дошкольники 6 и 7 лет характеризуются слабовыраженной «внутренней позицией школьника».

Общая информация

Ключевые слова: внутренняя позиция школьника, игровой мотив, широкий познавательный мотив, психологическая готовность к школе, старший дошкольный возраст, мотивация

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Назаренко В.В. Экспериментальное исследование особенностей мотивационного развития современных дошкольников 5, 6 и 7 лет // Психологическая наука и образование. 2006. Том 11. № 3. С. 26–35.

Полный текст

 Проблема психологической готовности ребенка к школе в настоящее время очень актуальна. Снижение возраста начала обучения в школе до 6 лет в 80-е гг. XX в. привело к тому, что многие дети, поступавшие в школу, оказались к ней психологически не готовы, что проявилось в проблемах, связанных с обучением шестилеток. По данным наблюдений даже не все 7-летние дети оказываются готовыми к школьному обучению. А именно не готовые к школе дети чаще всего бывают невнимательны на уроке, выпадают из общей работы класса и нередко становятся отстающими [9].

Проблема психологической готовности к школе исследовалась в отечественной психологии в работах Л.И. Божович [1], Д.Б. Эльконина [16, 17], Е.Е. Кравцовой [9, 10], Н.И. Гуткиной [5, 6], Н.В. Нижегородце­вой, В.Д. Шадрикова [13] и др.

Готовность к школе определяется Н.И. Гут­киной как «необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников» [6, с. 17].

Исследователями и практиками отмечается, что важным является уровень не только интеллектуального, но и личностного развития ребенка, в частности развития его мотивационной сферы.

Мотивационный компонент готовности к школе исследовался в работах Л.И. Божо­вич, Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной, Т.А. Нежновой, Н.И. Гуткиной и других.

В исследованиях Л.И. Божович [1, 2, 4] было показано, что к концу старшего дошкольного возраста у ребенка впервые формируется «внутренняя позиция» - целостное отношение ребенка к окружающей действительности и к самому себе. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте - перестает удовлетворять ребенка. Воображаемого участия в жизни взрослых становится недостаточно, и у детей 6-7 лет появляется стремление занять новое, реально более взрослое, положение в жизни и осуществлять связанную с этим серьезную, социально значимую деятельность. В условиях всеобщего школьного обучения это реализуется в стремлении стать школьником.

У детей, поступающих в школу, на определенном уровне развития находятся познавательные интересы. Эти две группы мотивов учения (социальные и познавательные) обеспечивают добросовестное и ответственное отношение первоклассников к учебе. Наблюдения Л.И. Божович за школьниками, которые с самого начала обучения с удовольствием и без существенных усилий добросовестно выполняли свои учебные обязанности, показало, что для них положение школьника является очень значимым и эмоционально привлекательным. Кроме того, привлекательными для них также являются новые обязанности школьников - детям больше хочется делать то, к чему их обязывает школа, чем то, что не связано со школой.

Мотивы учения Л.И. Божович понимает широко: это «то, ради чего учится ребенок... то, что побуждает его учиться» [3, с. 62]. Она выделяет две группы мотивов учения:

1)    широкие социальные мотивы учения, которые связаны с отношениями школьника к окружающей его социальной действительности;

2)  учебные интересы - мотивы, «связанные с самой учебной деятельностью, с ее содержанием и процессом выполнения» [4, с. 54]. Это непосредственный интерес к той деятельности, которую дети выполняют, и к тем знаниям, которые получают в школе.

В конце 40-х - начале 50-х гг. ХХ в. Л.И. Божович с сотрудниками были проведены экспериментальные исследования мотивов учения у детей старшего дошкольного возраста. В процессе беседы авторы задавали детям как прямые, так и косвенные вопросы о школе и учении. Были проведены беседы с 21 дошкольником в возрасте от 6 до 7 лет. В процессе бесед стало ясно, что все дети, за исключением одного мальчика, очень хотят пойти в школу и начать учиться. Материалы показали, что дети старше 6 лет уже не удовлетворяются только дошкольной деятельностью. Что же привлекает их в школьной жизни? У большинства детей на первом месте стоит именно желание учиться, а поступление в школу является средством осуществления этого желания. Другие мотивы - сменить обстановку, получить школьные принадлежности - занимают подчиненное положение.

Материал бесед с дошкольниками свидетельствовал о том, что дети старше 6 лет стремились прежде всего к учению, как к новой серьезной и содержательной деятельности, и к школе именно потому, что со школой связано учение.

Результаты экспериментальных игр в школу показали, что у детей 4-5 лет интерес к школьной деятельности вообще отсутствовал. В игре шестилеток обнаруживалось большое пристрастие к внешним моментам школьной жизни и учения; само учение хотя уже и занимало важное место в игре, но еще было мало развернуто и недостаточно насыщено реальным школьным содержанием. В играх семилеток, еще не поступивших в школу, особенно четко выделились следующие характерные моменты. Учениками хотели быть все, а учителем - никто; урок занимал центральное место и был наполнен типичным учебным содержанием. Во время «занятий» дети внимательно и с увлечением писали, считали, при этом они игнорировали «звонок», обозначавший начало перемены. Иногда игра почти сливалась с занятием; в процессе «урока» ребята-«ученики» очень внимательно и с явным удовольствием слушали «учительницу», а в перерыве («дома») готовили «уроки».

На основании проведенного эксперимента авторы сделали вывод, что ведущим мотивом поступления в школу у детей старшего дошкольного возраста является само учение как серьезная, содержательная деятельность, приводящая к определенному результату, важному как для самого ребенка, так и для окружающих его взрослых [4].

Интерес к изучению мотивационной сферы старшего дошкольника возобновился в конце 70-х гг. ХХ в. в связи с решением вопроса о переходе на школьное обучение с 6 лет. Был проведен ряд сравнительных исследований готовности к школе детей 6 и 7 лет. Т.А. Нежновой [12] исследовались особенности отношения к школе и учению 6- и 7-летних первоклассников с целью определения меры ориентированности детей этих возрастных групп на содержательно-учебные и формально-внешние моменты школьной действительности. С помощью метода беседы были получены следующие результаты.

Свое стремление в школу 6-7-летние ученики мотивировали преимущественно внешними и посторонними по отношению к учению причинами (беседы проводились в подготовительном и I классах школы). В обеих возрастных группах собственно учебные мотивировки были представлены в значительно меньшей мере. Если шести­летки, отвечая на вопрос о том, как они готовились к школе, по большей части в своих высказываниях касались формальной, внешней стороны подготовки к школе, то 7-летние дети отмечали именно ее содержательную сторону. Уроки грамоты и счета в большей мере привлекали семилеток по сравнению с шестилетками, тогда как для шестилеток наиболее привлекательными в школе оказались виды деятельности дошкольного типа (рисование, пение, ритмика, физкультура, труд) и внеучебные моменты. Школьные интересы 6-летних учеников преимущественно лежали вне школьно­учебного содержания. Школьные интересы 7-летних первоклассников распределились поровну между школьно-учебными и другими видами занятий. Таким образом, было показано, что с точки зрения мотивации 6-летние дети являются «дошкольниками», даже если они уже начали учиться в школе.

Социальная ситуация развития современных российских старших дошкольников существенно изменилась по сравнению с 50-70ми гг. прошлого века. Как отмечает Н.И. Гуткина [6], ситуация приобрела ряд следующих особенностей:

дети всё меньше играют в традиционные игры;

традиционные игры (сюжетно-ролевые, с правилами, развивающие) вытесняются компьютерными играми и просмотром телепередач;

родители стремятся начать систематическое обучение ребенка как можно раньше, причем кроме группы дошкольной гимназии ребенок может посещать еще спортивные секции, различные кружки;

к моменту поступления в школу большинство детей психологически не готовы к школьному обучению, хотя многие из них посещали группы подготовки к школе, где обычно педагоги делают упор не на развитие детей, а на обучение их навыкам счета, чтения и письма.

В исследовании Е.О. Смирновой и О.В. Гударевой [15] показаны особенности игровой деятельности современных дошкольников. На основании результатов наблюдений за игрой детей они делают вывод, что уровень развития игры у современных дошкольников значительно ниже, чем у их сверстников середины прошлого века.

В связи с указанными выше чертами современной социальной ситуации развития детей старшего дошкольного возраста встает вопрос об особенностях развития их мотивационной сферы на современном этапе. Как отразились происшедшие изменения социальной ситуации развития на моти­вационной сфере дошкольников, мало изучено. Нет статистических данных о том, как влияет современная система воспитания и обучения на формирование мотивационной готовности к школе, какова иерархия различных мотивов в мотивационной сфере современных старших дошкольников.

Исследования мотивационной готовности современных первоклассников к школе показывают, что в начале обучения в школе внутренняя позиция школьника выражена лишь у небольшого числа детей [8]. Это означает, что социальные мотивы учения недостаточно сформированы. Насколько выражен познавательный компонент учебной мотивации у детей в данном возрасте, также следует изучить.

Цель представленного в статье исследования - выявление иерархии различных мотивов в мотивационной сфере детей 5, 6 и 7 лет. В качестве изучаемых мотивов были выбраны игровой, широкий познавательный и познавательно-учебный.

Широкий познавательный мотив здесь понимается как интерес к новым сведениям, фактам, явлениям окружающего мира, как любознательность.

Познавательно-учебный мотив - это стремление к приобретению конкретных знаний, умений, навыков.

Методика Н.И. Гуткиной «Игрушки -
книжки - цифры»

В основе методики «Игрушки - книжки - цифры» [7] лежит методика Н.И. Гуткиной «Сказка» [5, 6]. Работа по этой методике проводится следующим образом.

В комнату, где на столе выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает ребенка и предлагает ему послушать сказку «Почему зайцы зимой белые шубки носят». На самом интересном месте чтение прерывается, и ребенку задают вопрос: «Что тебе сейчас больше хочется - дослушать сказку до конца или поиграть с теми игрушками на столе?» Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать сказку, дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. На основании результатов методики можно сделать вывод о доминировании познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка. Методика «Сказка» на этом заканчивается. А в методике «Игрушки - книжки - цифры» ребенку предлагается осуществить еще несколько выборов занятий при столкновении игрового, широкого познавательного и познавательно-учебного мотивов. При этом доминированию игрового мотива в мотивационной сфере соответствует выбор ребенком игры с игрушками, выставленными на столе (см. методику «Сказка»); доминированию широкого познавательного мотива - выбор ребенком слушания рассказа про планеты из книжки «Астрономия в картинках» [11], а доминированию познавательно-учебного мотива соответствует выбор ребенком изучения римских цифр.

Методика Н.И. Гуткиной «Внутренняя
позиция школьника»

Для выявления у детей 6-7 лет «внутренней позиции школьника» как показателя мотивационной готовности к школе применялась методика Н.И. Гуткиной «Внутренняя позиция школьника» [5, 6]. Методика представляет собой экспериментальную беседу (опросник).

В ходе беседы, проводимой отдельно с каждым ребенком, испытуемому предлагается ответить на 12 вопросов.

Методика имеет стандартизированную обработку результатов. Ответы на ключевые вопросы оцениваются по трехбалльной шкале: 3 балла - «внутренняя позиция школьника» сформирована, 2 балла - «внутренняя позиция школьника» находится в стадии формирования, 1 балл - «внутренняя позиция школьника» отсутствует.

Испытуемые

Выборка испытуемых состояла из 90 детей 5-летнего возраста, 95 детей 6-летнего возраста и 80 детей 7-летнего возраста. Всего в эксперименте приняло участие 265 ребят.

Для того чтобы как можно точнее определить возрастные различия между группами испытуемых, был выбран следующий возрастной диапазон испытуемых:

5-летние дети: от 5 лет 0 мес. до 5 лет 5 мес.;

6-летние дети: от 5 лет 11 мес. до 6 лет 4 мес.;

7-летние дети: от 6 лет 11 мес. до 7 лет 4 мес.

Исследование проводилось на базе 12 детских садов Москвы.

С испытуемыми 5-летнего возраста по методике «Внутренняя позиция школьника» не работали.

Результаты исследования

1.    Иерархия игрового, широкого познавательного и познавательно-учебного мотивов в мотивационной сфере детей 5, 6 и 7 лет.

Проведенное нами исследование позволило выявить следующие варианты иерархии игрового, широкого познавательного и познавательно-учебного мотивов в моти­вационной сфере детей 5, 6 и 7 лет:

•    игровой мотив доминирует над широким познавательным и познавательно­учебным;

•    широкий познавательный мотив доминирует над игровым и познавательно-учебным;

•    познавательно-учебный мотив доминирует над широким познавательным и игровым. Результаты исследования представлены в табл. 1.

Данная таблица показывает, что у 5-летних детей одинаково часто встречается доминирование игрового и широкого познавательного мотивов (40 % и 40 %), а познавательно-учебный мотив является доминирующим только у 20 % этого возраста.

У 6-летних детей превалирует доминирование широкого познавательного мотива (44 %); очень близкое значение имеет познавательно-учебный мотив (39 %), а игровой мотив является доминирующим только у 17 % детей данной возрастной группы.

В группе 7-летних детей наиболее часто встречается доминирование познавательно-учебного мотива (61%). Примерно у трети обследованных семилеток (29%) доминирует широкий познавательный мотив. Доминирование игрового мотива встречается только у 10 % детей данной возрастной группы.

Динамика доминирования различных мотивов в трех изучаемых возрастах показана на диаграммах 1,2 и 3.

Как показывает диаграмма 1, игровой мотив у большинства испытуемых не доминирует ни в одном из изучаемых возрастов. Максимально он выражен у детей 5-летнего возраста (40%). В 6-летнем возрасте число детей с доминирующим игровым мотивом снижается по сравнению с 5-летним возрастом более чем в 2 раза (17% 6-летних детей). К 7-летнему возрасту частота доминирования игрового мотива продолжает снижаться (10% 7-летних детей).

Но следует заметить, что в эксперименте актуализировался слабый игровой мотив: выставленный на столе набор игрушек не позволяет детям развернуть интересную игру. Если бы в эксперименте актуализировался сильный игровой мотив, то, вероятно, процент детей, выбравших игровую деятельность, возрос. При этом у довольно большого числа испытуемых 5-летнего возраста (40%) даже в данных условиях игровой мотив оказался доминирующим. Это свидетельствует о том, что в 

 

 

Таблица 1

Доминирование игрового, широкого познавательного и познавательно-учебного мотивов в мотивационной сфере детей 5, 6 и 7 лет

Возраст детей

Доминирующий мотив

Игровой мотив

Широкий познавательный мотив

Познавательно­учебный мотив

5 лет

36 человек (40%)

36 человек (40%)

18 человек (20%)

6 лет

16 человек (17%)

42 человека (44%)

37 человек (39%)

7 лет

8 человек (10%)

23 человека (29%)

49 человек (61%)

Примечание. Количество детей 5 лет — 90 человек, 6 лет — 95 человек, 7 лет — 80 человек

 

возрасте 5 лет у многих детей широкие познавательные и познавательно-учебные мотивы выражены слабее, чем игровые.

Диаграмма 2 показывает, что широкий познавательный мотив у большинства детей также не доминирует ни в одном из изучаемых возрастов. Максимально его доминирование выражено в 6-летнем возрасте (44% детей), практически на том же уровне — в 5-летнем возрасте (40%), меньше — в 7-летнем возрасте (29%). Скорее всего, уменьшение числа детей с преобладанием широкого познавательного мотива к 7 годам можно объяснить за счет увеличения в этом возрасте числа детей с доминирующим познавательно-учебным мотивом (см. диаграмму 3).

Диаграмма 3 иллюстрирует тот факт, что процент детей с доминированием познавательно-учебного мотива постепенно возрастает от 5-летнего к 7-летнему возрасту. Если у 5-летних детей познавательно­учебный мотив доминирует только в 20% случаев, то к 6-летнему возрасту число детей с таким доминированием возрастает почти в 2 раза (39%), а в 7-летнем возрасте познавательно-учебный мотив преобладает уже у большинства детей (61%).

Результаты нашего исследования показывают, что к 7 годам у большинства детей познавательно-учебный мотив начинает доминировать над игровым и широким познавательным. Процент детей 7-летнего возраста с доминирующей игровой мотивацией невелик. Если возраст 7 лет рас-

 

 

 

сматривать как границу между дошкольным и младшим школьным возрастами, то полученные в эксперименте данные соответствуют принятым в отечественной психологии характеристикам мотивационной сферы ребенка этого возраста.

Достоверность полученных результатов проверялась с помощью статистического критерия Стьюдента для процентов [14].

Как показывает табл. 2, получены статистически достоверные различия на высоком уровне значимости (0,1 %) между группой 5-летних детей и остальными группами испытуемых по показателю «доминирование игрового мотива». По сравнению с 6-летними и 7-летними детьми дети 5 лет значительно чаще предпочитают игровые виды деятельности познавательным. Также выявлены статистически достоверные различия на достаточно высоком уровне значимости (1% и 0,1%) по показателю «доминирование познавательно-учебного мотива» между всеми тремя группами испытуемых. Среди детей 5 лет число детей с хорошо выраженным познавательно-учебным мотивом существенно меньше, чем среди детей 6 и тем более 7 лет. Статистические данные подтверждают эмпириче-

Таблица 2

Статистические различия по критерию Стьюдента для % между детьми 5, 6 и 7 лет по иерархическому строению их мотивационной сферы

Сопоставляемые группы детей

Достоверность различий по доминированию одного из мотивов

Доминирование игрового мотива (табл. 1, диаграмма 1)

Доминирование широкого познавательного мотива (табл. 1, диаграмма 2)

Доминирование познавательно­учебного мотива (табл. 1, диаграмма 3)

5 лет и 6 лет

Различия достоверны на уровне значимости 0,1%

Различия недостоверны даже на уровне значимости 5%

Различия достоверны на уровне значимости 1%

6 лет и 7 лет

Различия недостоверны даже на уровне значимости 5%

Различия достоверны на уровне значимости 5%

Различия достоверны на уровне значимости 1%

5 лет и 7 лет

Различия достоверны на уровне значимости 0,1%

Различия недостоверны даже на уровне значимости 5%

Различия достоверны на уровне значимости 0,1%


ские результаты, показывающие возрастающую тенденцию по доминированию познавательно-учебного мотива от 5 к 7 годам.

Все три возрастные группы детей изучались в рамках детского сада, т.е. существенное увеличение группы испытуемых с доминированием познавательно-учебного мотива в 7-летнем возрасте не могло быть связано с поступлением ребенка в школу. В связи с этим можно достаточно уверенно говорить о том, что полученные в исследовании особенности иерархического строения мотивационной сферы в каждом из исследуемых возрастов могут рассматриваться как возрастные характеристики.

2.   Выраженность «внутренней позиции школьника» у детей 6 и 7 лет.

Результаты исследования «внутренней позиции школьника» у 6-летних и 7-летних детей представлены в табл. 3.

Проведенное исследование показало, что «внутренняя позиция школьника» выражена достаточно хорошо только у небольшого числа детей 6-летнего (7%) и 7-летнего (16%) возраста. У большинства детей 6 лет (69%) и больше чем у половины детей 7 лет (57%) «внутренняя позиция школьника» вообще отсутствует. Полученные данные свидетельствуют о том, что социальные мотивы учения у современных старших дошкольников развиты слабо.

Между группами 6-летних и 7-летних испытуемых нет статистически достоверных различий по выраженности «внутренней позиции школьника» (использовался критерий Стьюдента для процента).

Таким образом, современные дошкольники, как 6-летние, так и 7-летние, посещающие детские сады, характеризуются слабовыра- женной «внутренней позицией школьника». Возможно, это связано с тем, что современная система обучения детей в детском саду очень напоминает школьную, а потому у ребенка не возникает потребности пойти в школу для реализации своего желания учиться. Это препятствует становлению «внутренней позиции школьника», у большинства детей она не формируется в полной мере и не становится ярко выраженной к 7-летнему возрасту, как это было в середине ХХ в. (исследования школы Л.И. Божович). Современный старший дошкольник не стремится стать учеником, в детском саду он уже учится.

Выводы

1.   Исследование показало четкие различия в иерархической структуре мотиваци­онной сферы детей 5, 6 и 7 лет по параметру доминирования одного из исследуемых мотивов (игровой, широкий познавательный и познавательно-учебный).

•  В иерархической структуре мотиваци­онной сферы детей 5 лет одинаково часто встречается доминирование как игрового, так и широкого познавательного мотива (соответственно 40% и 40% испытуемых). Доля испытуемых 5-летнего возраста, у ко-

Таблица 3

Выраженность «внутренней позиции школьника» (ВПШ) у детей 6 и 7 лет

Возраст детей

Выраженность ВПШ

Сформирована

Отсутствует

В стадии формирования

6 лет

7 лет

7 человек (7%) 13 человек (16%)

65 человек (69%)

46 человек (57%)

23 человека (24%)

21 человек (26%)

Достоверность различия между группами (по критерию Стью­дента для процента)

Различия достоверны на уровне значимости 0,1%

Различия недостоверны даже на уровне значимости 5%

Различия достоверны на уровне значимости 0,1%

Примечание. Количество детей 6 лет — 95 человек, 7 лет — 80 человек.

торых наблюдается доминирование познавательно-учебного мотива, невелика (20%).

•    У детей 6-летнего возраста в иерархической структуре исследуемых мотивов чаще всего встречается доминирование широкого познавательного мотива (44% испытуемых), на втором месте — доминирование познавательно-учебного мотива (39%) и на третьем месте — доминирование игрового мотива (17%).

•    У детей 7-летнего возраста в иерархической структуре мотивационной сферы чаще всего встречается доминирование познавательно-учебного мотива (61% испытуемых ), на втором месте — доминирование широкого познавательного мотива (29%) и на третьем месте — доминирование игрового мотива (10%).

2.   В мотивационной сфере детей старшего дошкольного возраста наблюдается следующая динамика мотивов:

•    положительная динамика развития познавательно-учебного мотива;

•    отрицательная динамика развития игрового мотива;

•    почти отсутствует динамика развития широкого познавательного мотива.

3.    Полученные различия по иерархии мотивов в мотивационной сфере детей 5, 6 и 7 лет статистически достоверны на высоком уровне значимости, что позволяет говорить о возрастных различиях в строении мотивационной сферы, присущих каждому из перечисленных возрастов.

4.   Полученная в исследовании иерархия мотивов в мотивационной сфере 5-7-летних детей может рассматриваться как возрастная характеристика соответствующего возраста.

5.   Современные 6-летние и 7-летние дошкольники, посещающие детский сад, характеризуются слабовыраженной внутренней позицией школьника.

Отсутствие стремления стать учеником и пойти в школу скорее всего связано с тем, что сегодня старшие дошкольники фактически уже учатся в детском саду.

 

 
 

Литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972.
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Москва; Воронеж, 1995.
  4. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР. 1951. Вып. 36.
  5. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. М., 2002.
  6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб., 2004.
  7. Гуткина Н.И. Методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2006. № 3.
  8. Гуткина Н.И., Печенков В.В. Динамика учебной мотивации учащихся от первого ко второму классу // Вестник практической психологии образования. 2005. № 4 (5).
  9. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе. М., 1987.
  10. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
  11. Левин Б.Ю., Радлова Л.Н. Астрономия в картинках. М., 1988.
  12. Нежнова Т.А. Психологические различия в отношении к школе и учению у шести- и семилетних школьников в начале и конце первого года обучения // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.
  13. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2001.
  14. Плохинский Н.А. Биометрия. М., 1970.
  15. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. 2004. № 1.
  16. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.
  17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

Информация об авторах

Назаренко Вероника Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, факультет политических и социальных наук, Российский государственный социальный университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4651-2293, e-mail: veronikin@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3442
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1819
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0