Психологическая наука и образование
2011. Том 16. № 2. С. 46–55
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Роль динамических игрушек в развитии ребенка
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: динамические игрушки, подвижные игрушки, детское экспериментирование, виды динамических игрушек, уровень сложности движения, внутренняя и внешняя перцепция, чувство собственного движения, коррекционно-развивающая работа
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Абдулаева Е.А., Смирнова Е.О. Роль динамических игрушек в развитии ребенка // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 2. С. 46–55.
Фрагмент статьи
Специфические особенности динамических игрушек
В культуре разных народов во всех частях света можно встретить множество «подвижных» игрушек, которые отображают различные характерные виды движения – лазание, кувыркание, скатывание, вращение – живых существ и предметов. Образ действия таких игрушек в разных странах может быть очень схож, хотя их персонажи отличаются (например, медведь-верхолаз в России и тигрверхолаз в Индии). Поскольку данный класс игрушек отражает законы динамики, их можно назвать динамическими. Значительная их часть – это традиционные деревянные игрушки, которые сегодня обретают новую жизнь. Некоторые российские динамические игрушки (в основном богородские) широко известны за рубежом: кузнецы, клюющие курочки и др. В наши дни появляются новые игрушки, идея или принцип действия которых основаны на традиционной народной игрушке (клоун на перекладине, ныряющий кит, кугельбан подъемный, diabolo и многие другие).
Ключевая характеристика таких игрушек – непосредственный двигательный ответ игрушки на движение и действие человека. Динамические игрушки, с одной стороны, дают возможность почувствовать ребенку собственное движение и его результат, а с другой – отображают важнейшие физические закономерности окружающего предметного мира. В игре с ними возможно наблюдение и восприятие различных видов движения в концентрированном виде. Ребенок же может наблюдать и осваивать не только очевидные свойства, но также действие сил, которые в чистом виде недоступны наблюдению: силы инерции, силы трения, силы тяжести, скольжения. Кроме того, все эти явления связаны с действием гравитации, поскольку любое движение испытывает ее действие, соотносится с ней или ее преодолевает. Естественно, ребенок ее не видит, но по собственному опыту восприятия переживает ее действие. Динамические игрушки следует отличать, с одной стороны, от механических и электронных игрушек, а с другой – от игровых материалов и оборудования для развития движений.
<...>
Литература
- Айерс А. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. М., 2009.
- Бернштейн Н. А. О построении движения. М., 1947.
- Кениг К. Воспитание чувств и телесный опыт. М., 1999.
- Карягина Т. Д. Философские и научные контексты проблемы эмпатии // Консультативная психология и психотерапия. 2009. № 4.
- Косоногов В. Зеркальные нейроны: Краткий научный обзор. Ростов-н/Д, 2009.
- Максимова Е. В. Уровни общения. Причина возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н. А. Бернштейна. М., 2008.
- Рамачандран Р., Оберман Л. Разбитые зеркала: теория аутизма // В мире науки. 2007. № 3.
- Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2005.
- Смирнова E. O., Абдулаева Е. А. Условия становления пространственного образа Я в раннем возрасте // Культурно-историческая психология. 2009. № 3.
- Штайнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. М., 1993.
- Эльконин Б. Д. Опосредствование, действие, развитие. Ижевск, 2010.
- Steiger Eva, Ivan Kinderträme. Spielzeug aus zwei Jahrtausenden. München, 2004.
- Emmi Pickler. Lass mir Zeit: http://www.piklerhengstenberg.at/pdf/zeit.pdf.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3186
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 12
Скачиваний
Всего: 4063
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 6