Образование одаренных детей и молодежи: государственная политика США

1073

Аннотация

В статье прослеживается история развития и становления системы работы с одаренными детьми в США. Описывается современное состояние этой системы, проанализированы ее достоинства и недостатки. Отмечается, что США являются лидером по количеству и разнообразию практик, направленных на идентификацию, развитие и поддержку одаренных детей. В этой стране перспективные учащиеся получают стипендии, имеют возможность посещать дополнительные занятия, участвовать в летних школах, проходить углубленный или ускоренный курс обучения. Здесь разработаны многочисленные программы поддержки одаренных детей, начиная от создания научных клубов и обществ и заканчивая психологическим консультированием и сопровождением учащихся. В то же время выделяется тот факт, что представители Департамента образования США и других организаций выражают озабоченность положением дел в области работы с одаренными детьми. Это связано, прежде всего, с отсутствием единой государственной программы поиска и поддержки талантливой молодежи, что приводит к несогласованности в работе служб как внутри одного штата, так и между штатами.

Общая информация

Ключевые слова: одаренность, развитие и поддержка одаренных, реформа образования

Рубрика издания: Психология одаренности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Рогожкина И.Б. Образование одаренных детей и молодежи: государственная политика США // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 4. С. 15–18.

Полный текст

 

В США всегда поощрялся индивидуализм, а мерилом успешности человека считались его личные достижения. Неудивительно, что именно эта страна стала лидером по количеству и разнообразию практик, направленных на идентификацию, развитие и поддержку одаренных детей. История программ для одаренных и талантливых детей в США насчитывает более 100 лет. Одна из первых была принята в 1870 году в штате Миссури, когда учащиеся некоторых школ получили возможность пройти ускоренный курс обучения. Этому примеру последовали несколько школ в Массачусетсе и Нью-Джерси.

Появление в начале ХХ века первых тестов, измеряющих уровень интеллекта, стимулировало дальнейшее развитие и интерес к программам для одаренных детей. По всей стране создавались специальные классы и школы для детей с высоким уровнем интеллекта. Одаренные учащиеся получали стипендии и принимали участие в разнообразных внешкольных мероприятиях, направленных на развитие их способностей.

В 20-30-е годы прошлого века во время Великой депрессии интерес к изучению и развитию одаренности несколько стих, многие программы были закрыты ввиду недостатка финансирования. Однако после II Мировой войны исследования одаренности вышли на новый виток развития. Возникло несколько теорий о природе интеллекта. Поль Витти основал журнал «Одаренный ребенок», в котором обсуждались новые подходы к идентификации одаренности.

Успешный запуск советского спутника в 1957 году еще больше подстегнул исследования в области одаренности. Самые разные структуры, начиная с департамента образования и заканчивая научными лабораториями, были вовлечены в процесс создания и усовершенствования программ для одаренных детей. Государственная политика была направлена на поиск «лучших из лучших» - учащихся, которые в будущем могли бы стать гордостью страны, лидерами в области науки и инноваций. Особое внимание уделялось предметам STEM (Science, Technology, Engineering and Math) - математике, биологии, химии, физике, а также компьютерным технологиям и инженерным наукам [4]. Достижения в этих областях означали возможность для США закрепить статус мирового лидера по использованию высоких технологий и разработке инноваций. В 1958 году был принят Национальный закон об образовании (National Defense Education Act), предусматривающий финансирование служб профессиональной ориентации одаренных детей и гранты от Фонда Кар­неги и Форда для талантливых учащихся.

Большое влияние на развитие программ для одаренных имел доклад Национальной комиссии, сделанный для президента Рейга­на в 1983 году и посвященный теме успешности в области образования [1]. Здесь была опубликована неутешительная статистика низких достижений американских учащихся в области естественных наук и математики, говорилось о недостатках преподавания в американских школах, непродуманном учебном плане и плохой организации учебного процесса. После публикации доклада была предпринята большая работа по усовершенствованию программ для одаренных детей. В результате во всех штатах были введены законы, правила или методические рекомендации, касающиеся идентификации и поддержки талантливых учащихся.

Сегодня в США насчитывается около трех миллионов одаренных детей, многие из них получают стипендии, имеют возможность посещать дополнительные курсы и обучаться по специальным программам [5]. Однако представители Департамента образования США, Национальной ассоциации для одаренных детей и других организаций, как и 30 лет назад, выражают озабоченность по поводу системы работы с этой категорией детей [2]. Тревога связана, прежде всего, с отсутствием единой государственной программы поиска и поддержки талантливой молодежи. В результате, все решения по вопросам, связанным с обучением одаренных детей, принимаются в штатах и на местном уровне. Различия в политике приводят к несогласованности в работе служб как внутри одного штата, так и между ними. Во многих из них до сих пор не введены единые требования, касающиеся обучения одаренных детей, в силу чего местные образовательные учреждения вынуждены самостоятельно определять наилучшие способы работы с талантливыми учащимися.

Таким образом, в настоящее время в США в области образования одаренных детей сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, американские школьники выглядят слабо в сравнении с учащимися других стран, особенно это верно в отношении естественнонаучных предметов и математики. Во многом такая ситуация вызвана отсутствием единого подхода к обучению и поддержке перспективных учащихся. С другой стороны, американская система вузовского образования до сих пор является одной из лучших в мире. Практически в любом крупном университете США одаренным студентам предлагаются программы повышенной сложности. Все студенты, начиная с первого курса, имеют возможность самостоятельно выбирать главные и сопутствующие учебные дисциплины, что предоставляет учащимся, у которых проявляются способности во многих областях деятельности, шанс больше узнать о тех или иных научных направлениях. Разработаны многочисленные программы поддержки одаренных студентов, начиная с системы менторства, создания клубов и почетных обществ и заканчивая психологическим консультированием и сопровождением учащихся.

 

Для одаренных школьников созданы возможности для ускоренного прохождения школьного курса и раннего зачисления в университет или колледж. Большое внимание уделяется адаптации учащихся к университетским требованиям.

Вероятно, главным достижением американской системы образования одаренных детей следует считать создание атмосферы, в которой поощряется стремление к знаниям, к реализации личного научного и творческого потенциала. Во время обучения по специальным программам у них формируются интеллектуальные и социальные связи как друг с другом, так и с более старшими людьми, что позволяет избежать чувства изолированности и непонимания, обусловленного различиями в способностях, интересах и системе ценностей одаренных и их окружения [6].

В ближайшем будущем в США, возможно, будет проведена реформа системы образования по предметам STEM. В сентябре 2010 г. администрация президента США и Президентский совет по науке и технологии подготовили доклад, в котором описали текущее состояние системы образования STEM в американских учебных заведениях и изложили свой проект реформы данной системы [3].

В этот номер журнала включены четыре работы, касающиеся обсуждаемой темы.

Первая из них - обзор упомянутого выше доклада о реформе в области обучения естественнонаучным предметам и математике.

Вторая - перевод другого, более общего доклада, посвященного описанию системы работы с одаренными детьми в США. В этом докладе содержится информация о состоянии программ развития и поддержки талантливых детей в США на 2008-2009 учебный год. В него включены сведения о методах выявления одаренности, системах финансирования и подготовки соответствующего персонала в 47 штатах.

В третьей работе описывается модель Talent Search, одна из наиболее популярных в Америке программ, направленных на идентификацию одаренности и развитие способностей.

И, наконец, еще одна, авторская статья, посвящена образовательным программам поддержки одаренной молодежи в университетах США. Хотелось бы надеяться, что в целом у читателя сложится достаточно полное представление о противоречивой и непоследовательной, но все же по-своему достаточно эффективной работе с одаренными детьми и молодежью в США.

Литература

  1. A Nation at Risk: The Imperative For Educational Reform // Report of American President Ronald Rea­gan’s National Commission on Excellence in Edu­cation. 1983. Электронная версия: http://www2.ed.gov/pubs/NatAtRisk/index.html
  2. State of the States in gifted education. National policy and practice data // A report by the Council of State Directors of Programs for the Gifted and the National Association for Gifted Children. 2008– 2009. Электронная версия: http://www.nagc.org/uploadedFiles/Information_and_Resources/State_of_the_States_2008-2009/2008-2009%20State%20of%20the%20States%20Report%20%28full%29.pdf
  3. Report to the President. Prepare and Inspire:K-12 education in Science, Technology, Engineer­ing, and Math (STEM) for America's future // President’s Council of Advisors on Science and technol­ogy. 2010. Электронная версия: http://www.white-house.gov/sites/default/files/microsites/ostp/pcast­stemed-report.pdf
  4. Preparing the next generation of STEM innovators. Identifying and developing our Nation’s human capi­tal // National Science Board. 2010. Электронная версия http://www.nsf.gov/nsb/publications/2010/nsb1033.pdf
  5. Lee S.-Y., Matthews M. S., Olszewski-Kubilius P. A National Picture of Talent Search and Talent Search Educational Programs // The Gifted Child Quarterly. 2008. № 52 (1).
  6. Swiatek M. A. The Talent Search Model: Past, Present, and Future // The Gifted Child Quarterly. 2007. № 51 (4).

Информация об авторах

Рогожкина Ирина Борисовна, научный сотрудник Ресурсного центра одаренности Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: snleo@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2467
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1073
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0