Психологическое содержание и факторы возникновения кризиса профессионального развития у студентов вуза*

2775

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования психологического содержания «кризиса профессионального развития» и факторов его возникновения у студентов СПбГУ (53 студента третьего курса факультета психологии). Выделенный предмет работы рассматривается в контексте задач возрастного развития в ранней взрослости и изучается с помощью специально созданной анкеты кризисных переживаний. Сравниваются группы студентов с выраженными и невыраженными кризисными переживаниями. Выявлены личностные факторы, позволяющие студентам успешно справляться с такого рода кризисом. Показано, что факторы профессионального выбора и обучения, такие как обдуманный выбор профессии, самореализация в процессе обучения в вузе, наличие профессионального плана получения дополнительного образования уменьшают интенсивность переживания профессионального кризиса студентов.

Общая информация

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект №10-06-00490 а.

Ключевые слова: период вхождения во взрослость, профессиональный кризис, задачи развития, профессиональная идентичность, кризисные переживания, отношение к профессиональному будущему, личностные ресурсы

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Манукян В.Р. Психологическое содержание и факторы возникновения кризиса профессионального развития у студентов вуза // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 4. С. 109–117.

Литература

  1. Афоньшина И. В., Яцунова Е. Б. Изучение син­дрома эмоционального выгорания у студентов на разных ступенях обучения // Психология челове­ка в современном мире. Т. 4 / Под ред. А. Л. Жу­равлева, Е. А. Сергиенко, В. В. Знакова, О. И. Алек­сандрова. М., 2009.
  2. Белокрылова Г. М. Профессиональное станов­ление студентов-психологов. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1997.
  3. Ганзен В. А., Головей Л. А. К системному опи­санию онтогенеза человека // Психология разви­тия. СПб., 2001.
  4. Гиниатулина Е. И. Сформированность профес­сиональной идентичности и послевузовская про­фессиональная адаптация психологов // Психо­логический журнал. 2009. Т. 30. № 2.
  5. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы професси­онального становления личности // Психологиче­ский журнал. 1997. № 6.
  6. Кочнева Л. В. Развитие профессионального самосознания студентов вузов. Автореф. дисс…. канд. психол. наук. М., 2009.
  7. Красило Д. А. Ориентирующий образ настав­ника в период вхождения во взрослость // Пси­хологическая наука и образование. 2006. № 1.
  8. Лисовский В. Т. Советское студенчество: Со­циологические очерки. М., 1990.
  9. Мещерякова И. А., Иванова А. В. Проблемное поле и переживания студентов // Психологиче­ская наука и образование. 2004. № 2.
  10. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Профори­ентация. Учебное пособие для вузов. М., 2007.
  11. Родыгина У. С. Психологические особенно­сти профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование. 2007. № 4.
  12. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека: развитие субъективной ре­альности в онтогенезе. М., 2000.
  13. Слободчиков И. М. Переживание одино­чества в контексте проблем психологической адаптации студентов психолого-педагогических вузов // Психологическая наука и образование. 2005. № 4.
  14. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррек­ции. М., 2008.
  15. Шихи Г. Возрастные кризисы – ступени лич­ностного роста. СПб., 1999.
  16. Юнг К. Г. Проблемы души нашего време­ни. М., 1996.

Информация об авторах

Манукян Виктория Робертовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4200-8935, e-mail: v.manukjan@spbu.ru