Одаренные старшеклассники: факторы риска и ресурсы развития

1074

Аннотация

Представлены результаты сложного по дизайну исследования факторов риска и ресурсов развития одаренных старшеклассников, реализованного в течение 1999–2011 гг., участниками которого стали две группы учащихся 10–11-х математических классов лицеев г. Костромы, демонстрирующих высокие достижения и регулярно участвующих в интеллектуальных соревнованиях (n = 38 и n = 25). Делается вывод о хорошей социально-психологической адаптированности одаренных. Показана важность для их развития равноправного общения со сверстниками. При исследовании со- владающего поведения, характеризующегося гибкостью, разнообразием, адекватностью ситуации и личностными особенностями, обсуждается вопрос о наличии специфических ресурсов одаренных старшеклассников. В качестве ресурсов рассматриваются высокий интеллект, креативность, наличие достижений и такие особенности личности одаренных, как доминантность, независимость, эмоциональная устойчивость, уверенность и ощущение самоэффективности.

Общая информация

Ключевые слова: совладающее поведение, факторы риска, ресурсы развития, одаренные старшеклассники

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Тематический сетевой сборник: Психологические ресурсы личности и вызовы современности

Для цитаты: Хазова С.А. Одаренные старшеклассники: факторы риска и ресурсы развития // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 4. С. 26–33.

Фрагмент статьи

«Способность эффективно действовать в неблагоприятных обстоятельствах является результатом противостояния жизненным вызовам. В зарубежной психологии развития всвязи с этим различают факторы риска и факторы защиты (ресурсы). Под факторами риска понимаются повышающие риск дезадаптации свойства и условия, несущие в себе потенциальную угрозу для развития детей [18]

Традиционным является разделение факторов риска на средовые(факторы окружения,например, низкий социально-экономический статус, и факторы отношений) и индивидуальные факторы риска, связанные с психологическими особенностями ребенка. К ним относятся трудный детский темперамент, негативный образ Я, сильное стремление к острым ощущениям (Sensation-Seeking) и т. д. [17; 18]. Однако будут ли действовать факторы риска в процессе развития, зависит от факторов защиты».

Литература

  1. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в пове­дении. М., 2001.
  2. Галигузова Л. Н. Проблема социальной изоля­ции детей // Вопросы психологии. 1996. № 3.
  3. Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология реф­лексии. М.-Ярославль, 2002.
  4. Кашницкий В. И. Коммуникативная компетент­ность как ресурс совладания со стрессом // Пси­хология совладающего поведения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред.: Е. А. Сергиенко, Т.Л . Крюкова. Кострома, 2007.
  5. Крюкова Т. Л. Психология совладающего пове­дения в разные периоды жизни. Дисс. … докт. психол. наук. Кострома, 2005.
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2005.
  7. Туник Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб., 2003.
  8. Учителю об одаренных детях / Под ред. В. П. Ле­бедевой, В. И. Панова. М., 1997.
  9. Хазова С. А. Совладающее поведение одарен­ных старшеклассников. Дисс. … канд. психол. наук. Кострома, 2002.
  10. Хазова С. А. Когнитивные ресурсы совлада­ющего поведения: эмпирические исследования.
  11. Хазова С. А., Гаранина К. В. Самореализация глазами одаренных школьников // Психология и практика: Сб. научн. статей / Под ред. Т. Л. Крю­ковой, С. А. Хазовой. Кострома, 2005.
  12. Щебланова Е. И. Неуспешные одаренные школьники. М., 2011.
  13. Юркевич В. С. Современные проблемы рабо­ты с одаренными детьми // Психологическая нау­ка и образование PSYEDU.ru. 2010. № 5.
  14. Frydenberg E., Lewis R. Adolescent Coping: the different ways in which boys and girls cope / Journal of Adolescence. 1991. № 14.
  15. Masten A. S., Reed M.-G. Resilience in deve­lopment. In: C. R. Snyder, S. J. Lopez (Eds.) Нand­book of positive psychology. Oxford, 2002.
  16. Medvedova L. Adaptive coping with stress and gender differences in early adolescence // Research Institute for Child. 1987. № 4.
  17. Scheithauer H., Petermann F. Zur Wirkungsweise von Risiko und Schuzfaktoren in der Entwiklung von Kindern und Jugentlichen // Kindheit und Ent­wicklung. 1999. № 8.
  18. Seiffge-Krenke I., Lohaus A. (Hrsg.). Stress und Stressbewältigung im Kindes- und Jügendalter. Göttingen, 2007.

Информация об авторах

Хазова Светлана Абдурахмановна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры специальной педагогики и психологии, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, e-mail: hazova_svetlana@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2824
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1074
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 6