Исследовательская деятельность как механизм профессионального самоопределения подростков

939

Аннотация

Рассматривается проблема профессионального самоопределения современных подростков. Представлены данные пилотного исследования влияния занятий научно-исследовательской деятельностью подростков на выстраивание личной профессиональной перспективы. Работа проводилась с детьми, обучающимися на факультете научной подготовки учащихся Северо-Осетинского государственного педагогического института (70 че¬ловек в возрасте от 15 до 16 лет, из них 38 – лица женского пола и 32 – мужского). Дается описание специфики и условий обучения на данном факультете. Выдвигается предположение, что научно-исследовательская деятельность не только способствует развитию личности подростка, но и активизирует выстраивание личной профессиональной перспективы. В качестве методов исследования была использована методика личной профессиональной перспективы Н.С. Пряжникова и контент-анализ. Приводятся данные сравнительного анализа результатов исследования личной профессиональной перспективы подростков, занимающихся научно-исследовательской деятельностью и не занимающихся таковой. Делается вывод об эффективности применяемой модели работы с учащимися: помимо развития исследовательского интереса, происходит личностное развитие учащихся, повышающее поисковую активность самоопределяющихся подростков.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, личная профессиональная перспектива, модернизация образования, факторы профессионального самоопределения, научно-исследовательская деятельность подростков

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Павловец Г.Г. Исследовательская деятельность как механизм профессионального самоопределения подростков // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 4. С. 42–49.

Фрагмент статьи

«В теоретических исследованиях и образо­вательной практике, в законодательных до­кументах мы все чаще сталкиваемся с тер­минами, начинающимися с приставок «сам», «само», которые в интегративном виде харак­теризуют человека как субъекта собственно­го развития, то есть как субъекта сознания, деятельности, общения.

Различные аспекты саморазвития лично­сти (самоопределение, самореализация, са­мопознание, самооценка, самоактуализация) становятся целью деятельности общеобразо­вательной школы, входят в ряд нормативных требований к ней».

Литература

  1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно­историческое понимание развития человека. М., 2007.
  2. Душков Б. А., Королев А. В., Смирнов Б. А. Эн­циклопедический словарь. Психология труда, управления, инженерная психология и эргоно­мика. М., 2005.
  3. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992. № 3266-1.
  4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996.
  5. Маркова А. Э. Психология профессионализма. М., 1996.
  6. Приложение к приказу Минобразования Рос­сии от 11.02.2002 № 393.
  7. Концепция модернизации российского обра­зования на период до 2010 года // Российское об­разование. Федеральный портал edu.ru
  8. Пряжников Н. С. Профессиональное и лич­ностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996.
  9. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьни­ков: Методика продуктивного обучения. М., 2010.

Информация об авторах

Павловец Галина Григорьевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии развития психолого-педагогического факультета Северо-Осетинского государственного педагогического института, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2230
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 939
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0