Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ

6370

Аннотация

В статье обсуждаются проблемы современного педагогического образования в РФ и возможные пути их решения. Выделяются три группы основных проблем: проблемы педагогического образования, определяемые состоянием профессии педагога (низкий социальный престиж, отсутствие эффективной системы профессиональной ориентации, одноканальный характер маршрутов подготовки будущего педагога), проблемы собственно самого педагогического образования (отсутствие связи действующих ФГОС ВО по УГСН «Образование и педагогические науки» с требованиями Про-фессионального стандарта педагога, недостаточная практическая подго¬товка выпускников педагогических программ, дефицит исследовательской компоненты в ОПОП), проблемы «входа» выпускников в профессиональную деятельность (низкий процент трудоустройства, отсутствие программ постдипломного образования и сопровождения молодых педагогов, отсутствие системы независимой оценки полученной квалификации). В статье обсуждается возможность комплексных мер, направленных на решение указанных проблем и обсуждавшихся в рамках рабочей группы Министерства образования и науки РФ по модернизации педагогического образования.

Общая информация

Ключевые слова: педагогическое образование, модернизация, профессиональный стандарт, практическая подготовка, независимая оценка квалификации

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 3. С. 41–57.

Фрагмент статьи

Завершение перехода системы общего образования в РФ на новые федеральные го­сударственные образовательные стандарты (ФГОС), разработка и утверждение ФГОС до­школьного образования, развитие дополни­тельного образования задают систему прин­ципиально новых требований к компетенци­ям современного педагога. Совокупность та­ких требований отражена в Стандарте профессиональной деятельности педагога [6].

Литература

  1. Каспржак А.Г.  Институциональные тупики российской системы подготовки учителей // Во­просы образования. 2013. № 4. C. 261–282.
  2. Коновалова И.В. Организация системы пост­дипломного образования психологов в Евро­пе и Соединенных Штатах Америки [Электрон­ный ресурс] // Психологическая наука и образо­вание PSIEDU.ru. 2010. №5. URL: http://psyedu. ru/journal/2010/5/Konovalova.phtml (дата обраще­ния: 09.10.2014).
  3. Поручение Президента России по вопро­сам повышения качества высшего образова­ния Пр-1148, п.2 от 22 мая 2014. URL: http://www. kremlin.ru/assignments/21112 (дата обращения: 09.10.2014).
  4.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 788 «Об утвержде­нии и введении в действие федерального госу­дарственного образовательного стандарта выс­шего профессионального образования по на­правлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) “ба­калавр”) (с изменениями от 31 мая 2011 г.)» [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgos/5/20111207163943.pdf (дата об­ращения: 09.10.2014).
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. N 35 «Об утверждении и введении в действие федерального государ­ственного образовательного стандарта высше­го профессионального образования по направ­лению подготовки 050100 Педагогическое об­разование (квалификация (степень) “магистр”)» [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgos/34/20110325144241.pdf (дата об­ращения: 09.10.2014).

Информация об авторах

Марголис Аркадий Аронович, кандидат психологических наук, доцент, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122, e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 7337
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 6370
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 6