Психологическая наука и образование
2014. Том 19. № 3. С. 78–86
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Описание проекта модернизации педагогического образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: модернизация педагогического образования, подготовка педагогов, бакалавриат, магистратура, профессиональные компетенции
Рубрика издания: Педагогическое образование
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Сафронова М.А., Бысик Н.В. Описание проекта модернизации педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 3. С. 78–86.
Полный текст
Министерство образования и науки Российской Федерации реализует проект по разработке новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры с усилением практической и исследовательской направленности подготовки, в рамках проекта модернизации педагогического образования и Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг.
Программа модернизации педагогического образования 2014–2017 гг. 1
Цели программы:
– Радикально повысить качество студентов, получающих педагогическую подготовку.
– Изменить содержание и технологии педагогической подготовки так, чтобы обеспечить реализацию нового профессионального стандарта, новых стандартов школьного и дошкольного образования (практические компетенции, повышение уровня педагогов дошкольного и начального образования, карьернообразовательная перспектива для учителей).
– Повысить эффективность вузов, реализующих программы подготовки педагогов, и педагогических колледжей.
Ключевые элементы новой системы подготовки педагогов.
– Усиление развития практических компетенций на основе нового профессионального стандарта, в том числе через разработку на деятельностной основе новых курсов педагогической психологии, педагогики и методики преподавания, а также длительную практику и стажировку в школах-партнерах.
– Прикладной бакалавриат, реализуемый в сетевом взаимодействии организаций СПО и ВО.
– Квалификационный экзамен на основе нового профессионального стандарта, упрощающий вход в профессию и позволяющий оценивать качество подготовки.
– Широкий бакалавриат в педагогических вузах, предполагающий целенаправленную педагогическую подготовку лучших студентов.
– Подготовка педагогов на 3 и 4 курсе после двух курсов непедагогического бакалавриата.
– Магистратура для учителей-методистов и управленцев.
– Магистратура, обеспечивающая возможность быстрого входа в профессию людей без педагогического образования.
Этапы реализации программы.
2014–2015 гг.
– Реализация пилотных проектов в 17–25 вузах: отработка новых моделей и программ, подготовка носителей новой идеологии и технологий.
– Разработка новой системы распределения КЦП для подготовки педагогов, стимулирующей переход на новые модели и программы.
2016-2017 гг.
– Использование новой системы распределения КЦП для распространения новых моделей и технологий подготовки.
– Методическое сопровождение распространения новых моделей и технологий.
Результаты первого этапа программы.
Готовые к распространению модели подготовки педагогов, включающие пакеты основных образовательных программ, практические рекомендации по реализации, нормативные документы, программы повышения квалификации ППС.
– Не менее 20 вузов – носителей новых гибких моделей подготовки педагогов, которые могут стать центрами распространения новой идеологии и технологии. Они создадут ассоциацию педагогического образования.
Не менее 3000 студентов, участвующих в инновационной программе.
Не менее 2000 преподавателей, освоивших новые технологии и подходы.
Инструментарий для независимой оценки профессиональных компетенций в соответствии с требованиями профессионального стандарта.
Проект 1. Усиление практической направленности подготовки.
Задачи проекта.
1. Разработка и апробация основных образовательных программ педагогического бакалавриата в соответствии с новым стандартом профессиональной деятельности педагога
для повышения практичности подготовки будущих педагогов за счет механизма школьно-университетского партнерства, проведение специально организованной стажировки.
2. Разработка и апробация основных образовательных программ педагогического прикладного бакалавриата в соответствии с новым стандартом профессиональной деятельности педагога для повышения практической подготовки будущих педагогов за счет сетевого взаимодействия организаций СПО и ВО.
Проект 2. Вариативная подготовка педагогов
Задачи проекта.
1. Разработка и апробация программ широкого бакалавриата в педагогических вузах, предусматривающих целенаправленную подготовку к педагогической деятельности лучших и мотивированных студентов и подготовку «оставшихся» выпускников этих программ к другой профессиональной деятельности.
2. Разработка и апробация модели педагогической подготовки мотивированных студентов, закончивших два–три курса курса непедагогического бакалавриата.
Проект 3. Обеспечение системы образования специалистами высокой квалификации.
Задачи проекта.
1. Разработка и апробация программ исследовательской магистратуры для подготовки учителей-методистов.
2. Разработка и апробация программ прикладной магистратуры со встроенной долгосрочной практической стажировкой в образовательных организациях.
3. Разработка и апробация магистратуры по управлению образованием.
Участники (табл. 1, 2, 3).
По результатам открытых конкурсов, проведенных в апреле-июне 2014 г., были объявлены победители по следующим проектам в области модернизации педагогического образования.
Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций (шесть вузов);
Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций и предполагающей углубленную профессионально-ориентированную практику студентов (пять вузов);
Разработка и апробация новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика», предполагающих академическую мобильность студентов вузов в условиях сетевого взаимодействия (семь вузов);
Разработка и апробация новых модулей основных образовательных программ магистратуры по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика», предполагающих увеличение научно-исследовательской работы и практики студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней (два вуза).
Ожидаемые результаты проекта.
1. Повышение качества подготовки педагогических кадров:
– модернизированные программы подготовки педагогических кадров в вузах-участниках проекта;
– модернизированные программы подготовки педагогов в вузах-соисполнителей проектов;
– независимая оценка качества выпускников в вузах – участниках проекта;
– подготовленные команды ППС, готовые к модернизации остальных программ подготовки в этих вузах;
– доступ к разработанным модулям для всех вузов, готовящих педагогические кадры;
– программы повышения квалификации ППС в соответствии с новыми требованиями; - межрегиональные команды, готовые к участию в программах ФПК ППС других вузов (не участвующих проектах);
– предложения к обновлениям ФГОС в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога.
Таблица 1. Участники проекта.
Федеральный округ |
Субъект РФ |
Вузы (основные исполнители) |
Кол-во проектов |
Проекты* |
|||
ПБ |
АБ |
ПМ |
ИМ |
||||
Центральный федеральный округ |
Москва |
Московский городской психолого-педагогический университет |
3 |
1 |
|
1 |
1 |
Московский городской педагогический университет |
3 |
|
|
2 |
1 |
||
Московский педагогический государственный университет |
3 |
2 |
|
1 |
|
||
Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова |
2 |
1 |
1 |
|
|
||
Национальный исследовательский технологический университет “МИСиС” |
1 |
|
1 |
|
|
||
Северо-западный федеральный округ |
Санкт- Петербург |
Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена |
2 |
1 |
|
1 |
|
Архангельская область |
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова |
1 |
|
1 |
|
|
|
Приволжский федеральный округ |
Нижегородская область |
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина |
1 |
|
1 |
|
|
Республика Татарстан |
Казанский (Приволжский) федеральный университет |
3 |
1 |
2 |
|
|
|
Ульяновская область |
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова |
1 |
|
|
1 |
|
|
Сибирский федеральный округ |
Красноярский край |
Сибирский федеральный университет |
1 |
1 |
|
|
|
Новосибирская область |
Новосибирский государственный педагогический университет |
1 |
|
1 |
|
|
|
Южный федеральный округ |
Ростовская область |
Южный федеральный университет |
1 |
|
1 |
|
|
5 |
9 |
13 |
23 |
7 |
8 |
6 |
2 |
* ПБ - прикладной бакалавриат, АБ - академический бакалавриат, ПМ - профессиональная (педагогическая) магистратура, ИМ - исследовательская магистратура
Таблица 2. Вузы -соисполнители проекта
Исполнитель |
ВУЗ-соисполнитель |
Тип проекта |
Южный федеральный университет |
Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена* |
АБ |
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта |
АБ |
|
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова |
АБ |
|
Волгоградский государственный социально-педагогический университет |
АБ |
|
РИНХ (Педагогический институт) |
АБ |
|
Северо-Кавказский федеральный университет |
АБ |
|
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена |
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого |
ПМ |
Омский государственный педагогический университет |
ПМ |
|
Уральский государственный педагогический университет |
ПМ |
|
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова |
ПМ |
|
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина |
ПМ |
|
Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева |
ПМ |
|
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта |
ПБ |
|
Забайкальский государственный университет |
ПБ |
|
Томский государственный педагогический университет |
ПБ |
|
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого |
ПБ |
|
Южный федеральный университет |
ПБ |
|
Новосибирский государственный педагогический университет |
ПБ |
|
Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева |
ПБ |
|
Московский городской педагогический университет |
НИУ-ВШЭ |
ИМ |
Омский государственный педагогический университет |
ПМ |
|
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина |
ПМ |
Исполнитель |
ВУЗ-соисполнитель |
Тип проекта |
Казанский (Приволжский) федеральный университет |
Московский педагогический государственный университет |
АБ |
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы |
АБ |
|
Уральский государственный педагогический университет |
АБ |
|
Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева |
АБ |
|
Вятский государственный гуманитарный университет |
АБ |
|
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия |
АБ |
|
Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко |
АБ |
|
Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова |
АБ |
|
Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов |
АБ |
|
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма |
АБ |
|
Российский исламский институт |
АБ |
|
Института экономики, управления и права (г. Казань) |
АБ |
|
Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко |
ПБ |
|
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина |
Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена |
АБ |
Новосибирский государственный педагогический университет |
АБ |
|
Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова |
АБ |
|
Московский городской педагогический университет |
АБ |
|
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова |
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова |
АБ |
Владимирский государственный университет |
АБ |
|
Московский педагогический государственный университет |
ПБ |
|
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина |
ПБ |
|
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова |
Московский городской психолого-педагогический университет |
ПМ |
Московский городской педагогический университет |
ПМ |
|
Московский педагогический государственный университет |
Нет |
ПБ |
Нет |
ПБ |
|
Нет |
ПМ |
Исполнитель |
ВУЗ-соисполнитель |
Тип проекта |
Сибирский федеральный университет |
Лесосибирский педагогический институт филиал «Сибирский федеральный университет» |
ПБ |
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» |
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского |
АБ |
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого |
АБ |
|
Орловский государственный университет |
АБ |
|
Новосибирский государственный педагогический университет |
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина |
АБ |
Челябинский государственный педагогический университет |
АБ |
|
Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена |
АБ |
|
Московский педагогический государственный университет |
АБ |
|
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова |
Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова |
АБ |
Уральский государственный педагогический университет |
АБ |
|
Гуманитарный институт (филиал САФУ в г.Северодвинске) |
АБ |
|
Московский городской психологопедагогический университет |
Южный федеральный университет |
ИМ |
Волгоградский государственный социально-педагогический университет |
ИМ |
|
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева |
ИМ |
|
Бурятский государственный университет |
ИМ |
|
Казанский (Приволжский) федеральный университет |
ИМ |
|
Северо-Кавказский федеральный университет |
ИМ |
|
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева |
ПМ |
|
Волгоградский государственный социально-педагогический университет |
ПМ |
|
Уральский государственный педагогический университет |
ПМ |
|
Забайкальский государственный университет |
ПМ |
|
Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов |
ПБ |
|
Ставропольский государственный педагогический институт |
ПБ |
|
Омский государственный педагогический университет |
ПБ |
|
Бурятский государственный университет |
ПБ |
|
|
Всего |
70 |
Таблица 3. Перечень вузов-соисполнителей проекта
№ |
Вуз |
1 |
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта |
2 |
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы |
3 |
Бурятский государственный университет |
4 |
Владимирский государственный университет |
5 |
Волгоградский государственный социально-педагогический университет |
6 |
Вятский государственный гуманитарный университет |
7 |
Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко |
8 |
Гуманитарный институт (филиал САФУ в г.Северодвинске) |
9 |
Забайкальский государственный университет |
10 |
Института экономики, управления и права (г. Казань) |
11 |
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского |
12 |
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева |
13 |
Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева |
14 |
Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов |
15 |
НИУ-ВШЭ |
16 |
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого |
17 |
Омский государственный педагогический университет |
18 |
Орловский государственный университет |
19 |
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма |
20 |
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия |
21 |
РИНХ (Педагогический институт) |
22 |
Российский исламский институт |
23 |
Северо-Кавказский федеральный университет |
24 |
Ставропольский государственный педагогический институт |
25 |
Томский государственный педагогический университет |
26 |
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого |
27 |
Уральский государственный педагогический университет |
28 |
Челябинский государственный педагогический университет |
29 |
Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова |
2. В части проектов с усилением практической направленности подготовки предполагаются следующие результаты.
-- По итогам выполнения проектов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога, ФГОС общего образования будут модернизированы более 15 программ подготовки педагогических кадров по 3 направлениям УГСН «Образование и педагогические науки» (для 6 категорий педагогических работников) в 19 вузах 7 Федеральных округов РФ, созданы и апробированы более 50 современных учебных модулей усиленной практической (профессиональной) направленности на основе новой модели сетевого взаимодействия университетов с образовательными организациями, реализующими программы общего и специального профессионального образования.
-- Более 2000 студентов (будущих педагогов) пройдет обучение по новым модулям, созданным в ходе реализации проектов «Прикладного бакалавриата» и «Педагогической (профессиональной) магистратуры» с последующей независимой оценкой полученной ими квалификации (готовности к выполнению трудовых функций) в соответствии с профессиональными стандартами педагогических работников.
-- Более 2000 преподавателей и профессоров университетов, участвующих в реализации проектов пройдет внутривузовское и межвузовское (организованное Оператором проекта) повышение квалификации.
-- Создан портал «педагогическоеобразование.рф», который будет использован для обеспечения распространения и доступности созданных в ходе проекта новых учебных программ для других вузов РФ.
-- Будет обеспечено широкое сетевое взаимодействие вузов, реализующих программы подготовки педагогических кадров на основе академической мобильности студентов и ППС, и совместного использования разработанных образовательных модулей.
-- Будут разработаны и апробированы предложения к модернизации ФГОС ВО по УГСН «Образование и педагогические науки».
1. По материалам рабочей группы Министерства образования и науки Российской Федерации, презентации В.А. Болотова и материалам проекта модернизации педагогического образования.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2825
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 2401
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0