Профессиональный экзамен: оценка квалификации педагога на соответствие требованиям профессионального стандарта

1069

Аннотация

Статья посвящена проблеме применения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – профессиональный стандарт педагога) в практике измерения квалификации учителей, а также развития их профессиональных качеств. Представлены зарубежный опыт учета требований профессиональных стандартов в процедурах оценки квалификации педагогических работников, в том числе подходы к организации квалификационных экзаменов для педагогов в разных странах. Рассматриваются вопросы разработки критериев оценки качества педагогического труда, способствующих, развитию профессионализма педагога, а также диагностике формирования образовательных результатов у обучающихся. Сформулированы основные положения модели профессионального экзамена для педагогических работников как формы оценки квалификации педагогических работников на соответствие требованиям профессионального стандарта педагога, принятые экспертами профессионально-общественного обсуждения в 2015 году.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт, дифференцированные уровни квалификации, профессиональный экзамен, оценка квалификации

Рубрика издания: Педагогическое образование

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210208

Для цитаты: Минюрова С.А., Леонова О.И. Профессиональный экзамен: оценка квалификации педагога на соответствие требованиям профессионального стандарта // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 2. С. 66–75. DOI: 10.17759/pse.2016210208

Литература

  1. Грачева Е.Ю. Лучкина Т.В. Роль центра педагогического образования в профессиональной деятельности начинающего учителя в Германии // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. №1 (13). С. 139–143.
  2. Жегин П.А. От ученика к учителю: анализ механизмов вхождения в педагогическую профессию в ведущих образовательных системах // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 6 (25). С. 194–197.
  3. Забродин Ю.М., Гаязова Л.А. Стандарт профессиональной деятельности педагога: проблемы общественно-профессионального обсуждения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62423.shtml (дата обращения: 27.04.2016)
  4. Забродин Ю.М., Сергоманов П.А., Гаязова Л.А., Леонова О.И. Построение системы дифференциации уровней квалификации Профессионального стандарта педагога // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 5. С. 65–76. doi:10.17759/pse.2015200506
  5. Забродин Ю.М., Ямбург Е.А., Гаязова Л.А. О разработке профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (пояснительная записка к профессиональному стандарту) // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2013. № 2. С. 5–21.
  6. Забродин Ю.М., Ямбург Е.А., Гаязова Л.А. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2014. Т. 4. № 1. С. 20–39.
  7. Компетентностная модель современного педагога / Учебно-методическое пособие // О.В. Акулова, Е.С. Заир-Бек, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 158 с.
  8. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» (утв. Правительством РФ 28.05.2014 N 3241п-П8) [Электронный ресурс] // Портал сопровождения проектов модернизации педагогического образования. URL: http://педагогическоеобразование.рф/documents/show/48 (дата обращения: 27.04.2016)
  9. Пискунова Е. В. Японский опыт оценки профессиональной компетентности учителя // Учитель в школе. 2009. № 6. С. 118–124.
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» // Собрание законодательства Российской Федерации”, 28.01.2013, № 4, ст. 293.
  11. Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты. Банк Документов. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/ 129 (дата обращения: 27.04.2016).
  12. Семенова Ю.И. Профессиональная педагогическая подготовка учителей во Франции // Высшее образование в России. 2009. №10. С. 126–132.
  13. Соловьева Т.О. Модели профессионального экзамена в России и за рубежом [Электронный ресурс] // Науковедение. 2015. Т. 7. № 5 URL: http: naukovedenie.ru/PDF/65PVN515.pdf (дата обращения:16.01.2016). DOI: 10.15862/65PVN515
  14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http:// минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 27.04.2016).
  15. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Профессиональный экзамен как компонент многоканального «входа» в педагогическую профессию [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15406 (дата обращения: 04.05.2016.
  16. Wang A., Coleman A., Coley J., Phelps P. Preparing Teachers Around the World. Princeton, 2003. 44 p.

Информация об авторах

Минюрова Светлана Алигарьевна, доктор психологических наук, профессор, ректор, заведующая кафедрой общей психологии Института психологии, Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия, e-mail: minyurova@uspu.ru

Леонова Олеся Игоревна, кандидат психологических наук, ведущий аналитик сектора развития квалификаций и профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров, «Московский государственный психолого-педагогический университет», исполнительный директор ФПО России, член президиума ФПО России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9916-3947, e-mail: olesya_leonova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3516
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1069
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0