Модернизация идей исследования аутизма и развития системы помощи людям с аутизмом в России: от региональной инициативы к глобализации решений

1051

Аннотация

Представлен опыт развития идей региональной инициативы исследований аутизма и становления академической системы помощи людям с аутизмом в России и за рубежом. Отмечается, что система помощи формировалась от родительской инициативы, которая способствовала разрешению ряда научно-исследовательских направлений и становлению академической системы подготовки профессиональных кадров для работы с детьми и взрослыми с РАС. Авторы представляют инновационную модель развития научных исследований аутизма и формирования системы постдипломного образования (Международный Институт Аутизма (МИА) и Международный Консорциум Институтов Аутизма (ICAI)) как одного из эффективных условий развития системы помощи людям с аутизмом. Представлены технология и содержание межведомственного сотрудничества отечественных и зарубежных исследователей и практиков для развития идей помощи людям с аутизмом. Подчеркивается, что результаты достижений реализуются в научно-исследовательских, образовательных и социальных проектах, способствующих развитию системы помощи людям с аутизмом.

Общая информация

Ключевые слова: аутизм, образование, сопровождение, постдипломное образование

Рубрика издания: Клиническая и специальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210315

Для цитаты: Черенева Е.А., Богдашина О.Б., Казанова М.Ф., Ли С. Модернизация идей исследования аутизма и развития системы помощи людям с аутизмом в России: от региональной инициативы к глобализации решений // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 3. С. 131–140. DOI: 10.17759/pse.2016210315

Фрагмент статьи

В  последние  годы  в  России  происходит бурное развитие организаций, центров, родительских ассоциаций и т. д.  по  аутизму. Но основные из них находятся в Москве, С.-Петербурге и некоторых других крупных городах России, в то время как в большинстве регионов имеются только родительские организации, объединяющие инициативных родителей в создании системы помощи детям и взрослым с аутизмом.

Литература

  1. Беляева О.Л., Лёвина Е.Ю., Мозякова Е.Ю., Реди Е.В., Гох А.Ф., Мамаева А.В. / Отв. ред. Е.А. Черенева Образование лиц с ограниченными возможно- стями здоровья: проблемы и решения современно- сти. Красноярск: КГПУ имени В.П. Астафьева, 2015. 130 с.
  2. Беляева О.Л., Философ М.Г., Черенёва Е.А., Юки- на Т.Л. Организация инклюзивного образования де- тей с расстройствами аутистического спектра. Крас- ноярск: КГПУ имени В.П. Астафьева, 2016. 127 с.
  3. Богдашина О., Черенёва Е.А., Шилов С.Н. Реализация дистанционного проекта постдипломного об- разования в вузе // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 4 (8). С. 100–103.
  4. Богдашина Ольга. Расстройства аутистического спектра: введение в аутизм. Красноярск: КГПУ име- ни В.П. Астафьева, 2012. 320 с.
  5. Богдашина О. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме. Красноярск: КГПУ имени В.П. Аста- фьева, 2014. 240 с.
  6. Вощенко   Н.Д.,   Иванчугова   С.С.,    Баланди- на Н.В., Патрина О.В., Ерошина К.А., Петровская М.А., Белоусова Н.С., Макарова О.П. Психолого- педагогические практики сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра: регио- нальный опыт / Отв. ред. Т.В. Фуряева, Е.А. Черенё- ва. Красноярск: КГПУ имени В.П. Астафьева, 2015. 150 с.
  7. Галочкина Т.Ю., Баранова И.О.,  Веретнова О.Д., Кузьмина Т.С., Грачева Л.И., Доронина И.Н. Психолого-педагогические технологии обучения детей с расстройствами аутистического спектра / Отв. ред. Е.А. Черенёва. Красноярск: КГПУ имени В.П. Астафьева, 2015. 180 с.
  8. Галочкина Т.Ю., Черенёва Е.А. Опыт внедре- ния и апробации ФГОС для обучающихся с РАС [Электронный ресурс] // Сибирский вестник спе- циального  образования.  2016.  №   1–2   (16–17). С. 52–55. URL: http://sibsedu.kspu.ru/upl/03-2016/ vestnik_1-2(16-17)_2016.pdf.pdf (дата обращения: 25.06.2016).
  9. Гох А.Ф. Становление и перспективы профес- сионального сообщества «Докса», Красноярский край [Электронный ресурс] // Сибирский вестник специального образования. 2016. №  1–2  (16–17). С. 60–63. URL: http://sibsedu.kspu.ru/upl/03-2016/ vestnik_1-2(16-17)_2016.pdf.pdf (дата обращения: 15.06.2016).
  10. Комплексное сопровождение лиц с рас- стройствами аутистического спектра: сб. научно- практических материалов VIII Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Е.А. Черенева. Красноярск: КГПУ имени В.П. Астафье- ва. 2015. 280 с.
  11. Мамаева А.В., Беляева О.Л.,  Пилипчевская Н.В., Петропавловская Н.В. Тьютор в современной школе: сопровождение особого ребенка / Отв. ред.Е.А. Черенева.  Красноярск:  КГПУ имени  В.П. Астафьева, 2015. 220 с.
  12. Черенёва Е.А. Развитие непрерывного обра- зования // Материалы IV Международной научно- практической конференции в рамках научно- образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития», посвя- щенного 80-летию КГПУ имени В.П. Астафьева. Организация и сдержание реализации онлайн- курса в системе постдипломного образования. Красноярск: КГПУ имени  В.П.  Астафьева,  2013. С.  267–270.

Информация об авторах

Черенева Елена Александровна, кандидат педагогических наук, Директор, Международный институт аутизма, доцент кафедры специальной психологии Красноярского государственного педагогического университета им.В.П. Астафьева, e-mail: elen_korn@bk.ru

Богдашина Ольга Борисовна, кандидат филологических наук, главный научный консультант, Международный институт аутизма, Почетный профессор, почетный доктор КГПУ им. В.П. Астафьева консультант Европейского института образования и психологии ребенка,, Великобритания, e-mail: 07.olga@gmail.com

Казанова Мануэл Фернандо, доктор медицинских наук, профессор, Центр лечения детских нервных болезней Университета Южной Каролины, медицинская школа Гринвилл при системе здравоохранения округа Гринвилл, Почетный профессор, почетный доктор КГПУ им. В.П. Астафьева., Гринвилл, США, e-mail: mcasanova@ghs.org

Ли Сяоли, профессор, Национальный институт аутизма, Пекин, Китай, e-mail: xiaoli@bnu.edu.cn