Выявление уровня социализации у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

3776

Аннотация

В статье описано исследование, направленное на выявление уровня социализации детей с РАС. В нем приняли участие 117 детей с РАС 5–7-летнего возраста и их родители. Оценка уровня социализации детей с РАС осуществлялась с использованием методики «Шкала адаптивного поведения Вайнленд». Приведено подробное описание методики и процедуры проведения исследования. В ходе исследования определено, что большинство детей с РАС имеют низкий уровень социализации, проявляющийся в невозможности адекватно взаимодействовать, сотрудничать с другими людьми в процессе игры и повседневной жизни. Вместе с тем были выделены три группы обследуемых: с низким, средним и высоким уровнем социализации. В ходе анализа данных исследования удалось сравнить уровень сформированности социальных навыков в этих группах. Выделены и описаны особенности социальных навыков у детей с РАС с низким, средним и высоким уровнем социализации. Обоснована необходимость разработки программы психолого-педагогической коррекции, направленной на формирование социальных навыков у детей с РАС.

Общая информация

Ключевые слова: социализация, социальные навыки, уровень социализации, расстройства аутистического спектра

Рубрика издания: Клиническая и специальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210303

Тематический сетевой сборник: Технологии сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра

Для цитаты: Хаустов А.В., Шмелева Е.В. Выявление уровня социализации у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 3. С. 16–24. DOI: 10.17759/pse.2016210303

Полный текст

Расстройства аутистического спектра относят к первазивным нарушениям, которые охватывают все сферы развития ребенка. Основные трудности, характерные для детей с РАС, – нарушения коммуникации, социального взаимодействия и поведения [6]. Эти недостатки препятствуют развитию таких детей, их социализации и обучению в образовательных организациях. Даже при благоприятных вариантах расстройства, когда наблюдается интеллектуальная «сохранность» ребенка, отмечаются трудности его социализации и социальной адаптации [1].

Проблема социализации связана с нарушениями формирования социальных навыков у детей с РАС. Исследования в области проблем аутизма показывают, что социальные навыки у таких детей не формируются естественным путем. Для этого необходимо специальное целенаправленное обучение. Для определения эффективных путей решения данной проблемы и разработки программы психолого-педагогической коррекции было проведено исследование в области социализации детей с РАС, позволившее выявить их специфические особенности и уровень сформированности социальных навыков.

Целью данного исследования является оценка уровня социализации у детей 5–7 лет с РАС для дальнейшей разработки программы психолого-педагогической коррекции, направленной на формирование их социальных навыков. Описание обследуемых. В ходе исследования были опрошены родители или близкие родственники 117 детей с РАС. В опросе приняли участие родные детей 6–7 лет. Среди них были 13 девочек и 104 мальчика. Такое количественное расхождение по полу среди испытуемых часто встречается в исследованиях особенностей людей с РАС. На конференции Международного общества исследований аутизма в 2013 г. эксперты предоставили статистические данные по распространенности заболевания среди девочек и мальчиков. Было отмечено, что на четырех мальчиков с аутизмом приходиться всего одна девочка. По другим данным, число мальчиков превышает число девочек в 10 раз и более [3].

Описание методики исследования. Шкала адаптивного поведения Вайнленд (S. Sparrow, D. Balla, & D. Cicchetti. Vineland Adaptive Behavior Scales (VABS). American Guidance Service, Inc., 1984.) – одна из распространенных западных методик, направленных на оценку уровня сформированности адаптивного поведения. Шкала адаптивного поведения Вайнленд – это результат пересмотра Вайнленд Шкалы социальной зрелости, созданной в 1935 г. Эдгаром Доллом (Vineland Social Maturity Scales by Edgar A. Doll).

Данная методика раскрывает термин «адаптивное поведение» как функционирование индивида, обеспечивающее его взаимодействие с другими. Шкала Вайнленд применяется как для оценки уровня адаптации, так и для планирования коррекционного воздействия и мониторинга его эффективности. Используемая методика представляет собой полуструктурированное интервью, в процессе которого на вопросы интервьюера отвечают респонденты – родители или люди из ближайшего окружения ребенка. Шкала адаптивного поведения предназначена для обследования лиц любого возраста с различным уровнем развития.

Данная методика включает шкалы, позволяющие оценить развитие ребенка по следующим областям:

  • коммуникация;
  • социализация;
  • повседневные житейские навыки;
  • моторные навыки.

Отдельно выделена шкала «дезадаптивное поведение» – для оценки уровня дезадаптации ребенка [2].

Шкала «коммуникация» оценивает уровень следующих групп навыков:

  • рецептивные навыки (например, умение воспринимать и понимать услышанное, выполнять инструкцию);
  • экспрессивные навыки (например, вербально просить желаемое);
  • письменные навыки (умение читать и писать).

Шкала «повседневные житейские навыки» содержит такие субшкалы, как:

  • личные навыки (например, умение соблюдать личную гигиену, умение пользоваться столовыми приборами, навыки одевания);
  • домашние навыки (например, уборка игрушек, одежды);
  • общественные навыки (например, соблюдение безопасности на улице).

Шкала «социализация» включает в себя оценку социальных навыков:

  • межличностного взаимодействия (например, умение выражать эмоции, подражать действиям других, устанавливать контакт с другими);
  • игры, времяпрепровождения (например, навыки использования игрового материала по назначению, умение делиться игрушками, принимать участие в совместном времяпрепровождении с другими);
  • сотрудничества (например, следовать общепринятым правилам поведения в общественных местах, умение контролировать собственное поведение в контексте ситуации).

Шкала «моторные навыки» оценивает уровень грубой и мелкой моторики.

Шкала проявлений дезадаптивного поведения состоит из описания поведенческих паттернов, которые доставляют неудобства либо самому ребенку, либо окружающим (например, сосет большой палец, избегает смотреть в глаза, умышленно портит чужое имущество).

Каждый вопрос оценивается по трехбалльной шкале (от 0 до 2-х балов):

2 балла ставится в том случае, если действие совершается регулярно и успешно в повседневных ситуациях, или если в прошлом ребенок выполнял это действие успешно, но сейчас «перерос», и в его выполнении уже нет потребности;

1 баллом оценивается навык в том случае, когда данное умение начинает появляться у ребенка или действие выполняется успешно, но не регулярно, а также когда ребенок выполняет действие не полностью. Для некоторых вопросов оценка в 1 балл неприменима, например, при оценке навыков письма или умения соблюдать общепринятые правила;

0 баллов ставится тогда, когда ребенок очень редко или никогда не выполняет то или иное действие.

Для оценки уровня социализации детей с РАС мы использовали шкалу социализации, состоящую из трех субшкал: межличностного взаимодействия, игры и времяпрепровождения, навыков сотрудничества.

Субшкала «межличностное взаимодействие» включает оценку умений адекватно выражать эмоции, имитировать действия другого человека, устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками в социально приемлемых формах, устанавливать дружеские взаимоотношения с другими людьми. Приведем примеры некоторых вопросов, позволяющих оценить навыки детей данной группы:

- «Имитирует простые движения взрослых?» (например, хлопанье);

- «Смеется или улыбается в ответ на положительные высказывания?» (например, позитивно реагирует на высказывание «Молодец!»);

- «Обращается по имени по крайней мере к двум знакомым?» (также сюда входят обращения к родным, такие как «Мама», «Папа»);

- «Замечает в самом себе и называет чувства радости, печали, страха и гнева?» (может вербализировать эти чувства, говоря: «Я рад», «Я боюсь» и т. п.).

В субшкалу «игра и времяпрепровождение» входят навыки игры, в том числе умение вступать в простые социальные игры, адекватно взаимодействовать в ходе игры, делиться игровым материалом, следовать правилам игры, использовать игровой материал по назначению, а также умение самостоятельно организовывать свободное время. Шкала содержит следующие вопросы:

- «Делится игрушками по собственной инициативе?» (может поделиться игрушкой по просьбе друга или сам предлагает что-то из своих вещей);

- «Следует правилам в простых играх без напоминания?» (например, не заглядывать в чужие карты или молчать в игре в прятки);

- «Играет в настольные игры по установленным правилам?» (например, «домино»).

Субшкала «сотрудничество» позволяет оценить уровень умения следовать общественным правилам и нормам, контролировать собственное поведение в рамках общепринятых норм. Примеры вопросов:

- «Говорит: “Пожалуйста”, когда просит о чем-нибудь?»;

- «Извиняется за неумышленные ошибки?» (например, когда нечаянно наступил другому на ногу);

- «Придерживается общественных правил?» (например, правил, запрещающих мусорить, воровать, причинять вред другим, разрушать чужое имущество);

- «Не разговаривает с пищей во рту?»;

- «Отвечает соответствующий образом, когда его представляют незнакомым?» (называет имя, говорит: «Рад знакомству» и т. п.);

- «Заканчивает разговор вежливо, корректно?» (например, «До встречи», «Приятно было познакомиться»).

Процедура проведения исследования. Оценка уровня социализации детей с РАС осуществлялась с использованием Шкалы адаптивного поведения Вайнленд [5]. Обследование начинается со сбора данных о навыках ребенка на основании интервью. В ходе интервью родителю или близкому взрослому ребенка задаются вопросы, каждый из которых позволяет оценить уровень сформированности того или иного функционального навыка.

Опрос респондентов начинается с вопросов, соответствующих календарному возрасту ребенка. Затем осуществляется обследование навыков, характерных для детей более младшего и более старшего возрастов.

После оценки всех умений по Шкале адаптивного поведения ведется подсчет и обработка результатов, заполнение формы отчета специалиста. Для подсчета сырых баллов суммируются все баллы по каждой субшкале. На основании этих данных выявляется уровень сформированности навыков в каждой сфере и определяется «возрастной эквивалент», т. е. соответствие развития ребенка усредненным показателям возрастной нормы. Затем осуществляется перевод сырых баллов в стандартные с помощью таблицы перевода баллов. Суммирование стандартных баллов позволяет оценить общий уровень адаптации ребенка. Результаты обследования отображаются графически в виде профиля развития ребенка, позволяющего сравнить полученные результаты с показателями среднестатистической возрастной нормы [4].

Таким образом, в процессе обследования выявляются умения и навыки ребенка, которые у него сформированы, формируются или отсутствуют.

Исследование проводилось на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков ГБОУ ВПО МГППУ.

Описание результатов исследования. Проведенное исследование позволило выявить количественные показатели социализации детей с РАС по трем субшкалам и представить их в графическом виде (рис.).

Результаты проведенного исследования показали, что у большинства детей с РАС, принявших участие в исследовании, отмечается низкий уровень социализации. 89 дошкольников из 117 имели низкий уровень сформированности навыков межличностного взаимодействия, что составляет около 76%. Умеренно нормативный показатель по данной субшкале обнаружился у 21 ребенка (18%), нормативный – у 6 детей (5%), умеренно высокий – ни у одного, высокий – у 1 ребенка (0,8%).

Дети с низким уровнем показателей по субшкале «межличностное взаимодействие» демонстрировали несформированность социальной реакции в ответ на действия близких людей, навыков моторной и вербальной имитации, социального взаимодействия и межличностных взаимоотношений.

Рис. Уровень социализации у детей с РАС по субшкалам

Дети, продемонстрировавшие средний уровень межличностного взаимодействия, показали сформированность социальной ответной реакции, навыков имитации, базовых навыков социального взаимодействия. Чаще всего они играли в компании знакомых детей, но делали это не всегда адекватно. Эти дети демонстрировали предпочтения во взаимоотношениях с конкретными сверстниками. Попытки взаимодействовать часто выражались в необычной форме. Некоторые из этих детей выражали эмоции и сообщали о них в той «эхолаличной» форме, которую слышали от взрослых: «Тебе весело», «Боишься» и т. п. В целом, навыки межличностного взаимодействия у детей этой группы были сформированы на уровне ниже возрастной нормы.

Ребенок, показавший высокий уровень сформированности навыков межличностного взаимодействия, с интересом проводил время в кругу знакомых сверстников (на прогулках, на праздниках и других мероприятиях), демонстрировал выраженные предпочтения в дружбе. При этом не всегда использовал общепринятые способы взаимодействия.

Низкий уровень навыков игры и времяпрепровождения отмечен у 71 ребенка из общего числа обследуемых (60%). Умеренно низкий уровень отмечался у 29 детей (24%), нормативный – у 16 (13%), умеренно высокие показатели – у 1 ребенка (0,8%), высокий уровень по данной субшкале не показал ни один из них.

Дети с низким уровнем умений по субшкале «игра и времяпрепровождение» часто не проявляли интереса к действиям других людей, не играли с игрушками в соответствии с их функциональным назначением, не принимали участие в играх со сверстниками, не делились игрушками по собственной инициативе или по просьбе другого человека. Они не следовали установленным правилам в подвижных играх с другими детьми, не способны были играть в настольные игры с правилами со взрослыми или детьми. Некоторые из них могли принимать участие в беспорядочной «беготне» со сверстниками, отбить или поймать кинутый ими мяч. Наиболее распространенный способ их времяпрепровождения заключался в самостоятельных предметно-манипулятивных действиях в стороне от других, иногда – в наблюдении за деятельностью детей, без попыток включиться в игровые действия.

Небольшой процент детей с РАС, продемонстрировавших средний уровень навыков игры и времяпрепровождения, показал умения использовать игровые материалы по назначению, участвовать в простых игровых взаимодействиях со сверстниками, играть в настольные игры со взрослыми, но не с ровесниками. Дети могли следовать правилам в простых структурированных подвижных играх с другими детьми, однако им требовались напоминания и подсказки взрослого. Они могли поделиться и/или попросить игрушки у сверстника, фрагментарно поучаствовать в несложной сюжетной игре.

Ребенок, продемонстрировавший умеренно высокие показатели по данной субшкале, с удовольствием принимал участие в игровой деятельности со сверстниками на игровой площадке, на детских праздниках. При этом чаще, чем дети среднего уровня, включался в процесс самостоятельно. Ему не составляло труда следовать правилам в простых подвижных играх. Он мог предложить простой сюжет для игры. В настольные игры играл со взрослыми, реже – со ровесниками. При этом требовалась помощь взрослого.

Самые низкие показатели наблюдались в результатах оценки уровня сформированности навыков сотрудничества – 92 ребенка (78%). Умеренно низкий уровень – у 18 детей с РАС (15%), умеренный – у 6 (5%), высокий у 1 ребенка (0,8%), умеренно высокий уровень не был отмечен ни у одного ребенка.

Дети с РАС с низким уровнем навыков сотрудничества в большинстве случаев не выполняли общественные правила. Для их соблюдения им было необходимо постоянное сопровождение взрослого, который регулярно подсказывал, что нужно делать в конкретной ситуации. Они здоровались и прощались даже со знакомыми людьми исключительно при помощи подсказки. При знакомстве либо игнорировали нового человека, либо выражали приветствие только с помощью взрослого.

Дети со средними показателями по субшкале «сотрудничество» соблюдали многие общественные правила (например, тишину в транспорте, не мусорили) механически, по привычке. Могли поздороваться и попрощаться со знакомым человеком, а при знакомстве называли свое имя. Они проявляли вежливость и с частичной подсказкой взрослого могли извиниться или попросить о чемто у сверстника или взрослого, используя слово «пожалуйста».

Один, из общего числа обследуемых, показал умеренно высокий уровень сформированности навыков сотрудничества. Он осознанно придерживался общепринятых правил в общественных местах, на занятиях, на детских площадках. Ребенок брал на себя инициативу при знакомстве со сверстниками, приветствовал, называл свое имя, предлагал игру. В общении со взрослыми проявлял тактичность, обращался на «Вы», соблюдал правила, установленные учителем. Он часто и без подсказок вежливо просил о чем-либо, реже – мог извиниться

Анализ результатов исследования. В ходе исследования выявлено, что у большинства детей с РАС отмечается низкий уровень социализации. Полученные данные позволили не только оценить количественные показатели, а также провести сравнение отдельных социальных навыков у групп детей с РАС с низким, средним и высоким уровнем сформированности этих навыков (табл. 1, 2, 3). В таблицах представлены отдельные социальные навыки, где сформированные навыки отмечены знаком «+», частично сформированные – «+/-», а несформированные – знаком «-».

Таблица 1 Сравнение навыков межличностного взаимодействия у трех групп обследуемых

Таблица 2 Сравнение навыков игры и времяпрепровождения у трех групп обследуемых

Таблица 3 Сравнение навыков сотрудничества у трех групп обследуемых

Видно, что у детей с низким уровнем социальных навыков были не сформированы базовые навыки взаимодействия с другими людьми. В целом, показатели уровня сформированности навыков взаимодействия у этих детей ниже показателей возрастной нормы.

Навыки у детей со средним уровнем, соответствующие показателям возрастной нормы, были либо не сформированы, либо не генерализированы и использовались с помощью или с подсказкой взрослого. Сформированные навыки по данной шкале у детей с высоким уровнем сформированности навыков межличностного взаимодействия, в целом, соответствовали возрастной норме. Но обследуемые использовали имеющиеся навыки шаблонно, стереотипно, не гибко.

Уровень сформированности навыков у группы детей с низкими показателями навыков игры был значительно ниже показателей возрастной нормы. Социальные навыки у этих детей, необходимые в игре со сверстниками, были практически не сформированы.

Дети со средними показателями не применяли свои умения регулярно. Чаще, включаясь в игровое взаимодействие с другими детьми, они нуждались в подсказке или полном сопровождении взрослого.

Многие умения и навыки у детей с высокими показателями по данной шкале, в целом, соответствовали их возрасту. Иногда эти дети нуждались в небольшой помощи взрослого в ходе настольных или сюжетных игр с другими детьми.

Навыки сотрудничества у детей с низким уровнем сформированности навыков сотрудничества были практически не сформированы. Показатели по этой субшкале значительно ниже их возрастной нормы.

Навыки у детей со средними показателями были ниже возрастной нормы. Чаще всего имеющиеся навыки были не генерализированы и для их использования детям часто нужна была помощь взрослого.

У детей с высокими показателями сформированности навыков сотрудничества показатели соответствовали их возрастной норме. Дети использовали их самостоятельно в рамках той или иной социальной ситуации.

Сравнительный анализ показывает, что у детей с низким уровнем социализации отмечается практически полное отсутствие социальных навыков. Такие дети не вступают в социальное взаимодействие, не принимают участие в игровой деятельности со сверстниками, не умеют придерживаться общепринятых правил поведения и т. д.

равил поведения и т. д. У детей со средними показателями уровень сформированности социальных навыков, в целом, ниже возрастных рамок. Но дети могли применять имеющиеся навыки в межличностном взаимодействии, в игровой деятельности, в ходе общения с другими детьми и взрослыми. Чаще всего в этом им была необходима помощь или подсказка взрослого.

Дети с высоким уровнем сформированности социальных навыков взаимодействовали с другими, вступали в игру с детьми, сотрудничали самостоятельно. Редко им нужна была подсказка взрослого. В целом, показатели соответствовали их возрастной норме.

Проведенное исследование позволило понять, что для детей с РАС с низким, средним и даже высоким уровнем социализации необходима разработка психолого-педагогической программы, направленной на формирование и генерализацию их социальных навыков.

Анализ результатов проведенного исследования позволил сделать следующие выводы.

1. У большинства детей с РАС отмечается низкий уровень социализации.

2. Уровень социализации у детей с РАС за висит от степени сформированности у них социальных навыков. У детей с низким уровнем социализации отмечается несформированность социальных навыков. Сформированными социальными навыками обладают дети с высоким уровнем социализации.

3. Социальные нарушения у детей с РАС проявляются в области межличностного взаимодействия, игры, времяпрепровождения и сотрудничества.

4. У детей с низким уровнем социализации не сформированы практически все социальные навыки, необходимые для социального взаимодействия, игры со сверстниками и сотрудничества. Уровень сформированности у них социальных навыков значительно ниже возрастных показателей.

5. У детей со средним уровнем социализации сформированные социальные навыки чаще всего не генерализированы. В ходе взаимодействия с другими, в игровой деятельности, в соблюдении общепринятых правил поведения им нужна подсказка или помощь взрослого. Показатели сформированности у них социальных навыков ниже возрастных.

6. У детей с высоким уровнем социализации социальные навыки – в рамках их возрастной нормы, сформированы практически полностью. Они включались во взаимодействие с другими, в игровую деятельность со сверстниками, соблюдали правила поведения практически самостоятельно. Реже в этом им была необходима небольшая подсказка взрослого.

7. Для детей с РАС с низкими, средними и высокими показателями уровня социализации необходима разработка психолого-педагогической программы, направленной на коррекцию и генерализацию их социальных навыков.

 

Литература

  1. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина; под общ. ред. Н.Я. Семаго. М.: МГППУ, 2012. 80 с.
  2. Сайфутдинова Л.Р. Использование шкалы Вайнленд при диагностике больных аутизмом и син- дромом Аспергера // Аутизм и нарушения развития. 2003. № 2. С. 51–57.
  3. Ширли С. Ванг. Чем отличается аутизм у дево- чек от аутизма у мальчиков [Электронный ресурс]// Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход». URL: http://outfund.ru/chem-otli- chaetsya-autizm-u-devochek-ot-autizma-u-malchikov/ (дата обращения: 20.08.2016).
  4. Шорикова Д.Ю., Зверева Н.В. Оценка соци- альной адаптации: дети с синдромом детского ау- тизма [Электронный ресурс] // Медицинская пси- хология в России: электронный научный журнал. 2010. № 1. URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_ global/2010_1_2/nomer/nomer05.php (дата обраще- ния: 22.07.2015).
  5. Sparrow S., Balla D., Cicchetti D. Vineland Adaptive Behavior Scales (VABS) // Journal of Educational Measurement. 1986. Vol. 23. № 4. P. 389–391.
  6. Wing L. Childhood autism and social class: a ques- tion of selection? // British Journal of Psychiatry. 1980. № 137. P. 410–417.

Информация об авторах

Хаустов Артур Валерьевич, кандидат педагогических наук, директор, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9634-9295, e-mail: arch2@mail.ru

Шмелева Елена Владиславовна, педагог-психолог Федерального рескрсного центра по орагнизации комплексного сопровожденияя детей с РАС, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4412-7890, e-mail: Len4a90@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6163
В прошлом месяце: 76
В текущем месяце: 38

Скачиваний

Всего: 3776
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 8