Выявление уровня социализации у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

3525

Аннотация

В статье описано исследование, направленное на выявление уровня социализации детей с РАС. В нем приняли участие 117 детей с РАС 5–7-летнего возраста и их родители. Оценка уровня социализации детей с РАС осуществлялась с использованием методики «Шкала адаптивного поведения Вайнленд». Приведено подробное описание методики и процедуры проведения исследования. В ходе исследования определено, что большинство детей с РАС имеют низкий уровень социализации, проявляющийся в невозможности адекватно взаимодействовать, сотрудничать с другими людьми в процессе игры и повседневной жизни. Вместе с тем были выделены три группы обследуемых: с низким, средним и высоким уровнем социализации. В ходе анализа данных исследования удалось сравнить уровень сформированности социальных навыков в этих группах. Выделены и описаны особенности социальных навыков у детей с РАС с низким, средним и высоким уровнем социализации. Обоснована необходимость разработки программы психолого-педагогической коррекции, направленной на формирование социальных навыков у детей с РАС.

Общая информация

Ключевые слова: социализация, социальные навыки, уровень социализации, расстройства аутистического спектра

Рубрика издания: Клиническая и специальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210303

Тематический сетевой сборник: Технологии сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра

Для цитаты: Хаустов А.В., Шмелева Е.В. Выявление уровня социализации у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 3. С. 16–24. DOI: 10.17759/pse.2016210303

Фрагмент статьи

Проблема социализации связана с нарушениями формирования социальных навыков у детей с РАС. Исследования в области проблем аутизма показывают, что социальные навыки у таких детей не формируются естественным путем.

Литература

  1. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина; под общ. ред. Н.Я. Семаго. М.: МГППУ, 2012. 80 с.
  2. Сайфутдинова Л.Р. Использование шкалы Вайнленд при диагностике больных аутизмом и син- дромом Аспергера // Аутизм и нарушения развития. 2003. № 2. С. 51–57.
  3. Ширли С. Ванг. Чем отличается аутизм у дево- чек от аутизма у мальчиков [Электронный ресурс]// Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход». URL: http://outfund.ru/chem-otli- chaetsya-autizm-u-devochek-ot-autizma-u-malchikov/ (дата обращения: 20.08.2016).
  4. Шорикова Д.Ю., Зверева Н.В. Оценка соци- альной адаптации: дети с синдромом детского ау- тизма [Электронный ресурс] // Медицинская пси- хология в России: электронный научный журнал. 2010. № 1. URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_ global/2010_1_2/nomer/nomer05.php (дата обраще- ния: 22.07.2015).
  5. Sparrow S., Balla D., Cicchetti D. Vineland Adaptive Behavior Scales (VABS) // Journal of Educational Measurement. 1986. Vol. 23. № 4. P. 389–391.
  6. Wing L. Childhood autism and social class: a ques- tion of selection? // British Journal of Psychiatry. 1980. № 137. P. 410–417.

Информация об авторах

Хаустов Артур Валерьевич, кандидат педагогических наук, директор, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9634-9295, e-mail: arch2@mail.ru

Шмелева Елена Владиславовна, педагог-психолог Федерального рескрсного центра по орагнизации комплексного сопровожденияя детей с РАС, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4412-7890, e-mail: Len4a90@mail.ru