Корпоративная система повышения квалификации педагогов образовательной организации в условиях внедрения профессионального стандарта педагога*

1470

Аннотация

Представлены методологические подходы к формированию корпоративной системы повышения квалификации педагогов образовательной организации в условиях внедрения профессионального стандарта педагога как основы для повышения конкурентоспособности образовательной организации. Отмечается, что ключевым этапом для формирования корпоратив- ной системы повышения квалификации педагогов является выявление проблемных компетентностных зон педагогического коллектива. Предлагается разработанная система выявления профессиональных затруднений педа- гогов, состоящая из четырех элементов: самодиагностика педагогов; про- фессиональный тренинг; психолого-педагогический диагностический тренинг; тренинг по построению корпоративной дорожной карты повышения квалификации педагогов. Рассматриваются вопросы разработки дорожной карты повышения квалификации педагогов на основании методологии «форсайт». Приводятся результаты анализа разнообразных форм повыше- ния квалификации педагогов, используемых в 46 региональных центрах повышения квалификации педагогов во всех федеральных округах РФ.

Общая информация

* Статья подготовлена в рамках научно-исследовательской работы «Разработка и реализация управленческого проекта “Организация и осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам на основе Профессионального стандарта <Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)>”», выполненной Московским институтом открытого образования по заказу Департамента образования г. Москвы.

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, повышение квалификации педагога, форсайт, профессиональные компетенции педагога

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210401

Для цитаты: Курнешова Л.Е., Дыдзинская Д.В., Тралкова Н.Б., Карма А.Е. Корпоративная система повышения квалификации педагогов образовательной организации в условиях внедрения профессионального стандарта педагога // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 4. С. 5–18. DOI: 10.17759/pse.2016210401

Фрагмент статьи

Утверждение профессионального стандарта педагога, появление концептуальных доку- ментов, формирующих стратегию развития педагогического образования в России с точки зрения законодательства, определяют необходимость изменения системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей. С другой стороны, современные социально-экономические, политические процессы предъявляют новые требования к тем задачам, которые должна решать образовательная система, прежде всего с точки зрения того, каких выпускников она должна готовить для успешной жизнедеятельности в современном мире и работы на современном рынке труда. Это создает объективную необходимость изменения трудовой деятельности педагога, требований к его квалификации и умениям.

Литература

  1. Афанасьев Г.Э. Что такое форсайт? Попытки определения [Электронный ресурс]. URL: http:// archive.is/SkFvT (дата обращения: 26.09.2015).
  2. Джемала М. Корпоративная «дорожная карта» – инновационный метод управления знаниями в кор- порации // Российский журнал менеджмента. 2008. Т. 6. № 4. С. 149–168.
  3. Забродин Ю.М., Гаязова Л.А. Стандарт профес- сиональной деятельности педагога: проблемы общественно-профессионального обсуждения // Электронный журнал «Психологическая наука и об- разование». 2013. № 3. С. 29–37.
  4. Курнешова Л.Е., Тралкова Н.Б., Карма А.Е., Дыдзинская Д.В., Волкова К.А. Корпоративная си- стема повышения профессиональной квалифика- ции педагогов в условиях реализации профессио- нального стандарта «Педагог» как средство повы- шения конкурентоспособности образовательной ор- ганизации: метод. пособие для руководителей об- разовательных  организаций,  школьных  кафедр  и методических объединений. М.: Изд-во ГАОУ ВО МИОО, 2015. 224 с.
  5. Пинская М.А., Ленская Е.А., Пономарева А.А., Брун И.В., Косарецкий С.Г., Савельева М.Б. Презентация «Российские учителя и директора школ в международном исследовании TALIS: ожи- даемые и неожиданные результаты» [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/video/152005937. html?p=65156 (дата обращения: 26.09.2016).
  6. Пинская М.А., Пономарева А.А., Косарецкий С.Г. Профессиональное развитие и подготовка учителей в России // Вопросы образования. 2016. № 2. С.  100–124.
  7. Собкин В.С., Адамчук Д.В.К вопросу о професси- ональном развитии педагога: повышение квалифи- кации и членство в педагогических сообществах // Вестник Тюменского государственного университе- та. Социально-экономические и правовые исследо- вания. 2015. Т. 1. № 2 (2). С. 20–40.
  8. Соколов А.В.Форсайт: взгляд в будущее // Форсайт. 2007. № 1 (1). С. 8–15.

Информация об авторах

Курнешова Лариса Евгеньевна, доктор педагогических наук, советник при ректорате, Московский институт открытого образования, Москва, Россия, e-mail: kurneshovale@mioo.ru

Дыдзинская Дарья Владимировна, кандидат политических наук, заместитель директора, Департамент развития профессионального образования и науки, НФПК – Национальный фонд подготовки кадров, Москва, Россия, e-mail: dydzinskaya@mail.ru

Тралкова Наталья Борисовна, доцент, кафедра информационных технологий и образовательной среды, Московский институт открытого образования, Москва, Россия, e-mail: ntralkova@mail.ru

Карма Альбина Евгеньевна, кандидат педагогических наук, директор центра консалтинга, проектирования и реализации образовательных продуктов, Московский институт открытого образования, e-mail: Karmaae@mioo.ru