Профессиональная приверженность и профессиональный маргинализм педагогов

1564

Аннотация

Рассматривается отношение педагога к своей профессии. Отмечается, что оно выражается как в профессиональной приверженности, так и в профессиональном маргинализме, доминирование которого может деструктивно сказываться на развитии учащегося и личности педагога. Поднимаются вопросы, связанные с содержанием личностной позиции маргинала и степенью распространения маргинализма среди педагогов, выделение которого предполагалось в ходе изучения профессиональной приверженности. В исследовании использовался «Опросник профессиональной приверженности», который заполняли 80 педагогов средних общеобразовательных учреждений Свердловской области в возрасте от 21 до 62 лет, со стажем до 39 лет. Обработка результатов показала, что в отдельный фактор объединились переменные, отражающие отрицательное эмоциональное отношение к профессии и нежелание уходить из нее. Отмечается, что доля дисперсии фактора составила 12,5%, а факторные нагрузки распределились в диапазоне от 0,41 до 0,84. Полученные результаты показывают, что содержание профессионального маргинализма педагогов включает неудовлетворенность работой, чувство неприязни к профессии и нежелание покидать профессию.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональная приверженность, профессиональная лояльность, профессиональный маргинализм, профессиональная идентичность, диагностика профессиональной приверженности

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220501

Для цитаты: Калашников А.И., Минюрова С.А. Профессиональная приверженность и профессиональный маргинализм педагогов // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 5. С. 5–13. DOI: 10.17759/pse.2017220501

Полный текст

 
 

Введение

Изучение отношения педагога к своей профессии является на сегодняшний день той проблемой, внимание к которой определяется, с одной стороны, требованиями профессионального стандарта, а с другой стороны, вопросами, связанными с содержанием такого рода отношения — мотивацией в профессиональной сфере, профессиональным развитием, профессиональными ценностями и т д Выполнение трудовых действий, освоение необходимых знаний и умений, заданных профессиональными стандартами, предполагает формирование отношения работника к профессии в своем профессиональном становлении и непосредственно в трудовой деятельности, которое может быть наполнено различным содержанием в качестве одного из вариантов такого содержания выступают процессы, связанные с профессиональной идентификацией, профессиональной идентичностью, приверженностью к профессии и т п , что позволяет работнику осознать принадлежность к профессии, принять профессиональные цели и ценности, усвоить основные требования профессии к человеку, построить путь своего профессионального развития и т п

Другой вариант содержания такого отношения может предполагать потерю профессиональной идентичности, снижение мотивации к осуществлению профессиональной деятельности и и пр. Подобные проявления характерны для профессионального маргинализма, специфику которого в отечественной науке описывают ряд исследователей . Е . П . Ермо­лаева пишет, что профессиональный марги- нализм является личностной позицией непричастности и ментальной непринадлежности к общественно-приемлемой для данной профессии профессиональной морали и отнесения себя к морали другой среды, профессиональной или внепрофессиональной [2, с . 52] . Другие исследования показывают, что маргина- лизм в профессиональной среде проявляется в непринятии ценностей организации и потере чувства принадлежности к профессии [7, с. 4], в ощущении непричастности к выполняемой профессиональной роли, самоотрицании в профессии, потере личностной значимости профессии [1, с . 49] и т . п .

Все это может привести к снижению качества и эффективности выполняемой профессиональной деятельности, а, возможно, и к разрушению неприемлемых профессиональных ценностей, потере значимости профессии в общественном сознании, подмене общественно значимых профессиональных целей узколичностными

исследования показывают, что сотрудники с разной степенью профессиональной идентичности проявляют различные сочетания ведущих тенденций (по Л . Н . Собчик), например, маргинальные профессионалы имеют их дисгармоничное сочетание [7, с . 8]; установлена зависимость уровня развития профессиональных деструкций у педагогов от степени вовлеченности в профессию и степени удовлетворенности профессиональной деятельностью [8, с . 271]; показано, что чертами маргинального сознания могут выступать псевдопрофессиональный эгоцентризм, псевдопатриотическая демагогия, воинствующий маргинализм [2, с . 55] .

Как отмечают исследователи, профессиональный маргинализм в России носит не локальный характер, как в стабильных обществах (из-за противоречивой роли лишь некоторых категорий профессионалов в микроструктуре профессии), а тотальный характер (в силу неразвитости социально-правовой организации макроструктуры профессии) Особенно выпукло профессиональный марги- нализм проявляется в диапазоне социально значимых профессий . В сферах образования, здравоохранения, государственной службы, где пробуксовывает механизм регуляции экономических, социально-правовых отношений, наблюдается сокращение контингента ментально-идентичных профессионалов вследствие их перетекания в другие, более соответствующие их понятиям о достойном образе жизни структуры . Доминирование профессионального маргинализма в общественном сознании может выступать как фактор социальной опасности, разрушающий социально значимые профессиональные структуры и отношения Педагог, врач, государственный служащий, формально относящиеся к собственной профессии, становятся потенциальными источником социального 

М . Б . Перфильева, 2011; Г . A . Стародубцева, 2012; Я . В . Берлизева, 2013; Е . Л . Трофимова,

 

 В . Ю . Бондаренко, 2014 и др . ) .

Профессиональная приверженность может пониматься как психологическое отношение индивида к профессии, которое основывается на идентификации, включенности, эмоциональном отношении к профессии, осознании потерь, связанных с уходом из профессии, чувстве долга перед профессией

[10], а так имеет значение для решения вопроса о том, остаться или уйти из профессии [9, с 6] Выполненный нами теоретический анализ показал, что профессиональную приверженность можно рассматривать как состояние преданности, верности, возникшее

, на основе идентификации себя с профессией, отражающее стойкое, неизменное и правдивое отношение, включающее в себя готов-

i ность принимать обязательства и полностью (эмоционально и интеллектуально) отдавать себя профессии или профессиональному делу В качестве компонентов приверженности

 могут выступать: аффективность (эмоциональное отношение к профессии), устойчивость (твердое убеждение в принятии целей и ценностей, длительное пребывание в профессии, желание остаться в профессии), профессиональная активность (полная отдача себя профессии, желание работать, готовность и, стремление к профессиональному самосовершенствованию, желание прикладывать усилия по отношению к профессии), профессиональная нормативность (профессиональная честность, законность, выполнение взятых на себя обязательств), профессиональная идентификация (самокатегоризация, валентность идентификации, интериоризация профессиональных характеристик) [6, с 39]

Нами выполнено эмпирическое исследование, которое позволило обнаружить проявления, характеризующие поляризацию феноменов профессиональной приверженности и профессионального маргинализма педагогов .

Материалы и методы исследования

Участники исследования. В исследовании приняли участие 80 женщин — педагогов средних общеобразовательных организаций Свердловской области в возрасте от 21 до 62 лет (средний возраст 35 лет), со стажем от 1 месяца до 39 лет (средний стаж работы — 11, 5 лет) .

Процедура исследования. Исследование проводилось при помощи методики «Опросник профессиональной приверженности» [5] . Дополнительно в исследование были включены следующие утверждения, которые не вошли в основную версию опросника: «Я стараюсь не упоминать, что работаю учителем»; «Я не упускаю возможности уйти домой пораньше»; «Я продолжаю работать в этой профессии потому, что уходить мне не выгодно — другая профессия не сможет обеспечить мне то, что я имею здесь»; «Это довольно затратно для меня менять свою профессию сейчас», «Я стараюсь не упоминать, что работаю педагогом»; «В последнее время я чувствую легкую неприязнь к профессии педагога», «Для меня самое серьезное последствие ухода из профессии — необходимость поиска другой организации и рабочего места»; «Я стараюсь не упоминать, что работаю учителем» . Педагогам предлагалось указать пол, возраст, стаж работы и оценить удовлетворенность профессией педагога по шкале Лайкерта от 1 до 7, (где 1 — полностью не удовлетворен, 7 — полностью удовлетворен) . Диапазон значений по шкале составил от 3 до 7 баллов (среднее значение — 5,8), что определило субъективную удовлетворенность профессией

Статистическая обработка данных проводилась с использованием программы Statistica 7. 0 . , в частности, применялись корреляционный анализ и эксплораторный факторный анализ на основе метода главных компонент и вращения варимакс

Гипотезы. Предполагалось объединение переменных опросника, в совокупности отражающих проявления профессионального маргинализма Ожидалось, что данные этой группы переменных будут отрицательно коррелировать с субъективной удовлетворенностью профессией, профессиональной приверженностью в целом и такими компонентами профессиональной приверженности, как «профессиональная аффективность» и «профессиональная активность» При этом ожидалось, что профессиональный маргина- лизм не будет иметь значимой корреляционной связи с возрастом и стажем

Эксплораторный факторный анализ с использованием метода главных компонент и вращением варимакс показал, что профессиональная приверженность, измеряемая опросником, включает три относительно независимых компонента:

1) профессиональная аффективность (эмоциональная привязанность, удовлетворенность, чувство гордости от нахождения в профессии, разделение и принятие профессиональных целей и ценностей);

2) профессиональная стабильность (осознание сложности ухода из профессии из-за профессиональных вложений и затрат, чувство профессионального долга);

3) профессиональная активность (полная отдача себя профессии, готовность отдавать время и прикладывать усилия по отношению к профессии)

Общая доля дисперсии объяснила 59,9% выборки Проверка надежности по внутренней согласованности показала, что коэффициент а Кронбаха составил 0,86, 0,79 и 0,77 соответственно [5, с . 163] .

Корреляционный анализ по Спирмену (p < 0,01) показал, что профессиональная стабильность положительно связана с возрастом (r= 0,37; p<0,01) и стажем работы (r= 0,48; p<0,01), профессиональная аффек- тивность положительно связана с субъективной удовлетворенностью профессией (r= 0,42; p<0,01) и отрицательно — с намерением уйти из профессии (r= -0,29; p<0,01), а профессиональная активность положительно связана со стажем (r= 0,37; p<0,01), возрастом (r= 0,31; p<0,01) и отрицательно — с намерением уйти из профессии (r= -0,35; p<0,01) [3, с . 33] .

При попытке выделить четырехфак­торную структуру было обнаружено, что в отдельный фактор объединяются переменные, которые отражают, с одной стороны, неудовлетворенность профессией и чувство легкой неприязни к профессии, а с другой стороны, понимание того, что уходить из профессии не выгодно и затратно, при этом самое серьезное последствие ухода из профессии связано с поиском другой организации и рабочего места Этот фактор был обозначен нами как «Профессиональный маргинализм» (табл 1)

Таблица 1

 
Факторная структура компонентов профессиональной приверженности

утверждение

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

Фактор 4

1

2

3

4

5

Профессиональная аффективность

Я горжусь тем, что работаю педагогом

0,758

0,038

0,092

0,097

В основном я чувствую неудовлетворенность работой педагогом

-0,530

0,540

-0,296

0,012

Мне нравится говорить о своей профессии с другими людьми

0,739

-0,044

-0,078

0,308

Я чувствую привязанность к профессии педагога

0,728

-0,047

0,301

0,260

Я нахожу, что мои профессиональные цели и ценности очень схожи с личными

0,723

0,018

0,227

0,087

Я чувствую, что для меня это наиболее подходящая профессия

0,677

-0,299

0,232

0,291

Для меня важно быть педагогом

0,542

0,114

0,360

0,347

Профессиональный маргинализм

В основном я чувствую неудовлетворенность работой педагогом

-0,530

0,540

-0,296

0,012

Я продолжаю работать в этой профессии потому, что уходить мне не выгодно — другая профессия не сможет обеспечить мне то, что я имею здесь

0,185

0,743

-0,123

0,081

Это довольно затратно для меня менять свою профессию сейчас

-0,111

0,836

0,045

0,059

Я стараюсь НЕ упоминать, что работаю педагогом

-0,352

0,542

-0,042

-0,424

В последнее время я чувствую легкую неприязнь к профессии педагога

-0,262

0,440

-0,121

0,332

Для меня самое серьезное последствие ухода из профессии — необходимость поиска другой организации и рабочего места

0,125

0,506

-0,340

-0,046

Я НЕ упускаю возможности уйти домой пораньше

-0,063

0,408

-0,608

-0,117

Профессиональная активность

Я готов(а) отдавать свое время учительской профессии

0,377

-0,090

0,640

0,050

Я готов(а) работать сверхурочно в рамках профессии педагога

-0,037

-0,010

0,768

0,215

Несмотря на большой объем работы, я готов(а) отдавать себя профессии педагога

0,383

0,007

0,783

0,104

Я чувствую, что полностью отдаю себя профессии педагога

0,225

-0,010

0,593

-0,141

Я НЕ упускаю возможности уйти домой пораньше

-0,063

0,408

-0,608

-0,117

Профессиональная стабильность

Я слишком много чего отдал профессии учителя, чтобы менять профессию сейчас

0,226

0,033

0,231

0,740

Даже если бы я хотел, мне было бы трудно уйти из этой профессии прямо сейчас

0,238

-0,017

-0,062

0,802

Я много чем обязан профессии педагога

0,124

0,191

0,150

0,700

Сейчас я НЕ чувствую себя в праве покинуть эту профессию, даже если бы мне это было выгодно

0,210

-0,095

0,190

0,648

Я стараюсь НЕ упоминать, что работаю учителем

-0,351

0,542

-0,042

-0,424

Доля дисперсии (%)

18,9

12,5

14,5

13,9

 
Примечание. Факторные нагрузки больше 0,40 и меньше -0,40 выделены подчеркиванием.

 Результаты и их интерпретация

Сопоставляя данные эмпирического исследования и теоретического анализа можно говорить о том, что были найдены проявления профессионального маргинализма, доля которого составила 12,5% от общей выборки участников исследования общая доля дисперсии по всем компонентам составила 59,8% выборки Проверка надежности по внутренней согласованности показала, что коэффициент а Кронбаха составил 0,81 в целом, 0,86 — для профессиональной аф- фективности, 0,78 — для профессиональной стабильности, 0,78 — для профессиональной активности и 0,75 — для профессионального маргинализма, что показывает хорошую внутреннюю согласованность всех компонентов приверженности

Дальнейший анализ показал, что наблюдаются статистически значимые связи (r-критерий ранговой корреляции Спирмена): профессиональный маргинализм отрицательно коррелирует с общей профессиональной приверженностью, (r = -0,47; p<0,01), профессиональной аффективностью (r = -0,39; p<0,01), профессиональной активностью (r = -0,53; p<0,01), субъективной удовлетворенностью профессией (r = -0,47; p<0,01) и не имеет значимых связей с возрастом, стажем работы и профессиональной стабильностью (табл 2)

Исследование показало, что доля профессионального маргинализма среди педагогов составила 12,5% от общего их количества . Профессиональный маргинализм может проявляться в недоброжелательном отношении к профессии, ощущении неудовлетворенности работой по профессии, где педагог, полагая, что другая профессия не сможет обеспечить его тем же, не стремится уходить из профессии, считая, что это не выгодно и затратно Укрепление личностной позиции маргинала сопровождается субъективной неудовлетворенностью профессией, потерей чувства гордости и привязанности к профессии, отделением личных целей и ценностей от профессиональных, снижением личностной значимости в профессии и готовности отдавать свое время и прикладывать усилия по отношению к профессии Проявление профессионального маргинализма, по результатам нашего исследования, не зависит от возраста, стажа, не связано с количеством вложений в профессию и чувством профессионального долга . Полученные результаты подтвердили выдвинутые гипотезы

выводы

По результатам исследования мы можем говорить, что приверженность профессии и профессиональный маргинализм — противоположные явления и имеют отрицательную взаимосвязь по таким компонентам профессиональной приверженности, как профессиональная аффективность и профессиональная активность Содержание профессионального маргинализма педагогов включает в себя неудовлетворенность работой педагогом, чувство легкой неприязни к профессии, нежелание покидать профессию и понимание того, что уход из профессии невыгоден и сопровождается определенными затратами . Было выявлено, что профессиональный маргинализм может проявляться вне зависимости от возраста и стажа работы

Литература

  1. Дементий Л.И. Проблемы профессиональной идентичности и маргинальности в ситуации сознательной смены профессии // Известия Алтайского государственного университета. Серия: «Педагогика и психология». 2009. № 2. С. 48—53.
  2. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4. С. 51—59.
  3. Калашников А.И. О динамике профессиональной приверженности школьных учителей // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2016. № 1. С. 30—34.
  4. Минюрова С.А. Профессиональный маргинализм в сфере высшего образования // Психологические проблемы развития и существования человека в современном мире / Под, ред. С.А. Минюровой. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2004. С. 128—134.
  5. Минюрова С.А. Калашников А.И. Опросник профессиональной приверженности // Вопросы психологии. 2017. № 1. С. 159—166.
  6. Минюрова С.А., Калашников А.И. Разработка методики диагностики профессиональной приверженности: определение содержания феномена // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 5. С. 35—41.
  7. Чарина Е.В., Алексеенко М.О. Личностные особенности и проявления профессионального маргинализма [Электронный ресурс] // Материалы X международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы психологии» (г. Краснодар, 5 мая 2016 г.). Краснодар: НИЦ «Априори», 2016. С. 1—8. URL: http://www.apriorinauka.ru/electronic-arc/Aktualnye-voprosy-psihologii/ id/222 (дата обращения: 07.04.2017).
  8. Усачева И.А. Экспериментальное исследование профессиональных деструкций педагога // Вестник Университета (Государственный университет управления). Раздел IV. Педагогика, психология, социология, философия. 2014. № 3. С. 271—273.
  9. Bagraim J. The Dimensionality of professional commitment // SA Journal of Industrial Psychology. 2003. Vol. 29(2). Р. 6—9. doi: 10.4102/sajip.v29i2.104
  10. Meyer J. et al. Commitment to organizations and occupations: extension and test of a three component conceptualization // Journal of Applied Psychology. 1993. Vol. 78 (4). Р. 538—551. doi: 10.1037/0021-9010.78.4.538

Информация об авторах

Калашников Александр Игоревич, старший преподователь, кафедрытобщей психологии, Уральский государственный педагогический университет, ФГБОУ ВО УрГПУ, Екатеринбург, Россия, e-mail: a.i.kalashnikov@mail.ru

Минюрова Светлана Алигарьевна, доктор психологических наук, профессор, ректор, заведующая кафедрой общей психологии Института психологии, Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия, e-mail: minyurova@uspu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2733
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1564
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0