Профессиональная приверженность и профессиональный маргинализм педагогов

1465

Аннотация

Рассматривается отношение педагога к своей профессии. Отмечается, что оно выражается как в профессиональной приверженности, так и в профессиональном маргинализме, доминирование которого может деструктивно сказываться на развитии учащегося и личности педагога. Поднимаются вопросы, связанные с содержанием личностной позиции маргинала и степенью распространения маргинализма среди педагогов, выделение которого предполагалось в ходе изучения профессиональной приверженности. В исследовании использовался «Опросник профессиональной приверженности», который заполняли 80 педагогов средних общеобразовательных учреждений Свердловской области в возрасте от 21 до 62 лет, со стажем до 39 лет. Обработка результатов показала, что в отдельный фактор объединились переменные, отражающие отрицательное эмоциональное отношение к профессии и нежелание уходить из нее. Отмечается, что доля дисперсии фактора составила 12,5%, а факторные нагрузки распределились в диапазоне от 0,41 до 0,84. Полученные результаты показывают, что содержание профессионального маргинализма педагогов включает неудовлетворенность работой, чувство неприязни к профессии и нежелание покидать профессию.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональная приверженность, профессиональная лояльность, профессиональный маргинализм, профессиональная идентичность, диагностика профессиональной приверженности

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220501

Для цитаты: Калашников А.И., Минюрова С.А. Профессиональная приверженность и профессиональный маргинализм педагогов // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 5. С. 5–13. DOI: 10.17759/pse.2017220501

Фрагмент статьи

Изучение отношения педагога к своей профессии является на сегодняшний день той проблемой, внимание к которой определяется, с одной стороны, требованиями профессионального стандарта, а с другой стороны, вопросами, связанными с содержанием такого рода отношения — мотивацией в профессиональной сфере, профессиональным развитием, профессиональными ценностями и т. д.

Литература

  1. Дементий Л.И. Проблемы профессиональной идентичности и маргинальности в ситуации сознательной смены профессии // Известия Алтайского государственного университета. Серия: «Педагогика и психология». 2009. № 2. С. 48—53.
  2. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4. С. 51—59.
  3. Калашников А.И. О динамике профессиональной приверженности школьных учителей // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2016. № 1. С. 30—34.
  4. Минюрова С.А. Профессиональный маргинализм в сфере высшего образования // Психологические проблемы развития и существования человека в современном мире / Под, ред. С.А. Минюровой. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2004. С. 128—134.
  5. Минюрова С.А. Калашников А.И. Опросник профессиональной приверженности // Вопросы психологии. 2017. № 1. С. 159—166.
  6. Минюрова С.А., Калашников А.И. Разработка методики диагностики профессиональной приверженности: определение содержания феномена // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 5. С. 35—41.
  7. Чарина Е.В., Алексеенко М.О. Личностные особенности и проявления профессионального маргинализма [Электронный ресурс] // Материалы X международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы психологии» (г. Краснодар, 5 мая 2016 г.). Краснодар: НИЦ «Априори», 2016. С. 1—8. URL: http://www.apriorinauka.ru/electronic-arc/Aktualnye-voprosy-psihologii/ id/222 (дата обращения: 07.04.2017).
  8. Усачева И.А. Экспериментальное исследование профессиональных деструкций педагога // Вестник Университета (Государственный университет управления). Раздел IV. Педагогика, психология, социология, философия. 2014. № 3. С. 271—273.
  9. Bagraim J. The Dimensionality of professional commitment // SA Journal of Industrial Psychology. 2003. Vol. 29(2). Р. 6—9. doi: 10.4102/sajip.v29i2.104
  10. Meyer J. et al. Commitment to organizations and occupations: extension and test of a three component conceptualization // Journal of Applied Psychology. 1993. Vol. 78 (4). Р. 538—551. doi: 10.1037/0021-9010.78.4.538

Информация об авторах

Калашников Александр Игоревич, старший преподователь, кафедрытобщей психологии, Уральский государственный педагогический университет, ФГБОУ ВО УрГПУ, Екатеринбург, Россия, e-mail: a.i.kalashnikov@mail.ru

Минюрова Светлана Алигарьевна, доктор психологических наук, профессор, ректор, заведующая кафедрой общей психологии Института психологии, Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия, e-mail: minyurova@uspu.ru