Психологическая наука и образование
2017. Том 22. № 5. С. 5–13
doi:10.17759/pse.2017220501
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Профессиональная приверженность и профессиональный маргинализм педагогов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональная приверженность, профессиональная лояльность, профессиональный маргинализм, профессиональная идентичность, диагностика профессиональной приверженности
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220501
Для цитаты: Калашников А.И., Минюрова С.А. Профессиональная приверженность и профессиональный маргинализм педагогов // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 5. С. 5–13. DOI: 10.17759/pse.2017220501
Полный текст
Введение
Изучение отношения педагога к своей профессии является на сегодняшний день той проблемой, внимание к которой определяется, с одной стороны, требованиями профессионального стандарта, а с другой стороны, вопросами, связанными с содержанием такого рода отношения — мотивацией в профессиональной сфере, профессиональным развитием, профессиональными ценностями и т д Выполнение трудовых действий, освоение необходимых знаний и умений, заданных профессиональными стандартами, предполагает формирование отношения работника к профессии в своем профессиональном становлении и непосредственно в трудовой деятельности, которое может быть наполнено различным содержанием в качестве одного из вариантов такого содержания выступают процессы, связанные с профессиональной идентификацией, профессиональной идентичностью, приверженностью к профессии и т п , что позволяет работнику осознать принадлежность к профессии, принять профессиональные цели и ценности, усвоить основные требования профессии к человеку, построить путь своего профессионального развития и т п
Другой вариант содержания такого отношения может предполагать потерю профессиональной идентичности, снижение мотивации к осуществлению профессиональной деятельности и и пр. Подобные проявления характерны для профессионального маргинализма, специфику которого в отечественной науке описывают ряд исследователей . Е . П . Ермолаева пишет, что профессиональный марги- нализм является личностной позицией непричастности и ментальной непринадлежности к общественно-приемлемой для данной профессии профессиональной морали и отнесения себя к морали другой среды, профессиональной или внепрофессиональной [2, с . 52] . Другие исследования показывают, что маргина- лизм в профессиональной среде проявляется в непринятии ценностей организации и потере чувства принадлежности к профессии [7, с. 4], в ощущении непричастности к выполняемой профессиональной роли, самоотрицании в профессии, потере личностной значимости профессии [1, с . 49] и т . п .
Все это может привести к снижению качества и эффективности выполняемой профессиональной деятельности, а, возможно, и к разрушению неприемлемых профессиональных ценностей, потере значимости профессии в общественном сознании, подмене общественно значимых профессиональных целей узколичностными
исследования показывают, что сотрудники с разной степенью профессиональной идентичности проявляют различные сочетания ведущих тенденций (по Л . Н . Собчик), например, маргинальные профессионалы имеют их дисгармоничное сочетание [7, с . 8]; установлена зависимость уровня развития профессиональных деструкций у педагогов от степени вовлеченности в профессию и степени удовлетворенности профессиональной деятельностью [8, с . 271]; показано, что чертами маргинального сознания могут выступать псевдопрофессиональный эгоцентризм, псевдопатриотическая демагогия, воинствующий маргинализм [2, с . 55] .
Как отмечают исследователи, профессиональный маргинализм в России носит не локальный характер, как в стабильных обществах (из-за противоречивой роли лишь некоторых категорий профессионалов в микроструктуре профессии), а тотальный характер (в силу неразвитости социально-правовой организации макроструктуры профессии) Особенно выпукло профессиональный марги- нализм проявляется в диапазоне социально значимых профессий . В сферах образования, здравоохранения, государственной службы, где пробуксовывает механизм регуляции экономических, социально-правовых отношений, наблюдается сокращение контингента ментально-идентичных профессионалов вследствие их перетекания в другие, более соответствующие их понятиям о достойном образе жизни структуры . Доминирование профессионального маргинализма в общественном сознании может выступать как фактор социальной опасности, разрушающий социально значимые профессиональные структуры и отношения Педагог, врач, государственный служащий, формально относящиеся к собственной профессии, становятся потенциальными источником социального
М . Б . Перфильева, 2011; Г . A . Стародубцева, 2012; Я . В . Берлизева, 2013; Е . Л . Трофимова,
> В . Ю . Бондаренко, 2014 и др . ) .
Профессиональная приверженность может пониматься как психологическое отношение индивида к профессии, которое основывается на идентификации, включенности, эмоциональном отношении к профессии, осознании потерь, связанных с уходом из профессии, чувстве долга перед профессией
> [10], а так имеет значение для решения вопроса о том, остаться или уйти из профессии [9, с 6] Выполненный нами теоретический анализ показал, что профессиональную приверженность можно рассматривать как состояние преданности, верности, возникшее
, на основе идентификации себя с профессией, отражающее стойкое, неизменное и правдивое отношение, включающее в себя готов-
i ность принимать обязательства и полностью (эмоционально и интеллектуально) отдавать себя профессии или профессиональному делу В качестве компонентов приверженности
> могут выступать: аффективность (эмоциональное отношение к профессии), устойчивость (твердое убеждение в принятии целей и ценностей, длительное пребывание в профессии, желание остаться в профессии), профессиональная активность (полная отдача себя профессии, желание работать, готовность и, стремление к профессиональному самосовершенствованию, желание прикладывать усилия по отношению к профессии), профессиональная нормативность (профессиональная честность, законность, выполнение взятых на себя обязательств), профессиональная идентификация (самокатегоризация, валентность идентификации, интериоризация профессиональных характеристик) [6, с 39]
Нами выполнено эмпирическое исследование, которое позволило обнаружить проявления, характеризующие поляризацию феноменов профессиональной приверженности и профессионального маргинализма педагогов .
Материалы и методы исследования
Участники исследования. В исследовании приняли участие 80 женщин — педагогов средних общеобразовательных организаций Свердловской области в возрасте от 21 до 62 лет (средний возраст 35 лет), со стажем от 1 месяца до 39 лет (средний стаж работы — 11, 5 лет) .
Процедура исследования. Исследование проводилось при помощи методики «Опросник профессиональной приверженности» [5] . Дополнительно в исследование были включены следующие утверждения, которые не вошли в основную версию опросника: «Я стараюсь не упоминать, что работаю учителем»; «Я не упускаю возможности уйти домой пораньше»; «Я продолжаю работать в этой профессии потому, что уходить мне не выгодно — другая профессия не сможет обеспечить мне то, что я имею здесь»; «Это довольно затратно для меня менять свою профессию сейчас», «Я стараюсь не упоминать, что работаю педагогом»; «В последнее время я чувствую легкую неприязнь к профессии педагога», «Для меня самое серьезное последствие ухода из профессии — необходимость поиска другой организации и рабочего места»; «Я стараюсь не упоминать, что работаю учителем» . Педагогам предлагалось указать пол, возраст, стаж работы и оценить удовлетворенность профессией педагога по шкале Лайкерта от 1 до 7, (где 1 — полностью не удовлетворен, 7 — полностью удовлетворен) . Диапазон значений по шкале составил от 3 до 7 баллов (среднее значение — 5,8), что определило субъективную удовлетворенность профессией
Статистическая обработка данных проводилась с использованием программы Statistica 7. 0 . , в частности, применялись корреляционный анализ и эксплораторный факторный анализ на основе метода главных компонент и вращения варимакс
Гипотезы. Предполагалось объединение переменных опросника, в совокупности отражающих проявления профессионального маргинализма Ожидалось, что данные этой группы переменных будут отрицательно коррелировать с субъективной удовлетворенностью профессией, профессиональной приверженностью в целом и такими компонентами профессиональной приверженности, как «профессиональная аффективность» и «профессиональная активность» При этом ожидалось, что профессиональный маргина- лизм не будет иметь значимой корреляционной связи с возрастом и стажем
Эксплораторный факторный анализ с использованием метода главных компонент и вращением варимакс показал, что профессиональная приверженность, измеряемая опросником, включает три относительно независимых компонента:
1) профессиональная аффективность (эмоциональная привязанность, удовлетворенность, чувство гордости от нахождения в профессии, разделение и принятие профессиональных целей и ценностей);
2) профессиональная стабильность (осознание сложности ухода из профессии из-за профессиональных вложений и затрат, чувство профессионального долга);
3) профессиональная активность (полная отдача себя профессии, готовность отдавать время и прикладывать усилия по отношению к профессии)
Общая доля дисперсии объяснила 59,9% выборки Проверка надежности по внутренней согласованности показала, что коэффициент а Кронбаха составил 0,86, 0,79 и 0,77 соответственно [5, с . 163] .
Корреляционный анализ по Спирмену (p < 0,01) показал, что профессиональная стабильность положительно связана с возрастом (r= 0,37; p<0,01) и стажем работы (r= 0,48; p<0,01), профессиональная аффек- тивность положительно связана с субъективной удовлетворенностью профессией (r= 0,42; p<0,01) и отрицательно — с намерением уйти из профессии (r= -0,29; p<0,01), а профессиональная активность положительно связана со стажем (r= 0,37; p<0,01), возрастом (r= 0,31; p<0,01) и отрицательно — с намерением уйти из профессии (r= -0,35; p<0,01) [3, с . 33] .
При попытке выделить четырехфакторную структуру было обнаружено, что в отдельный фактор объединяются переменные, которые отражают, с одной стороны, неудовлетворенность профессией и чувство легкой неприязни к профессии, а с другой стороны, понимание того, что уходить из профессии не выгодно и затратно, при этом самое серьезное последствие ухода из профессии связано с поиском другой организации и рабочего места Этот фактор был обозначен нами как «Профессиональный маргинализм» (табл 1)
Таблица 1
утверждение |
Фактор 1 |
Фактор 2 |
Фактор 3 |
Фактор 4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Профессиональная аффективность |
||||
Я горжусь тем, что работаю педагогом |
0,758 |
0,038 |
0,092 |
0,097 |
В основном я чувствую неудовлетворенность работой педагогом |
-0,530 |
0,540 |
-0,296 |
0,012 |
Мне нравится говорить о своей профессии с другими людьми |
0,739 |
-0,044 |
-0,078 |
0,308 |
Я чувствую привязанность к профессии педагога |
0,728 |
-0,047 |
0,301 |
0,260 |
Я нахожу, что мои профессиональные цели и ценности очень схожи с личными |
0,723 |
0,018 |
0,227 |
0,087 |
Я чувствую, что для меня это наиболее подходящая профессия |
0,677 |
-0,299 |
0,232 |
0,291 |
Для меня важно быть педагогом |
0,542 |
0,114 |
0,360 |
0,347 |
Профессиональный маргинализм |
||||
В основном я чувствую неудовлетворенность работой педагогом |
-0,530 |
0,540 |
-0,296 |
0,012 |
Я продолжаю работать в этой профессии потому, что уходить мне не выгодно — другая профессия не сможет обеспечить мне то, что я имею здесь |
0,185 |
0,743 |
-0,123 |
0,081 |
Это довольно затратно для меня менять свою профессию сейчас |
-0,111 |
0,836 |
0,045 |
0,059 |
Я стараюсь НЕ упоминать, что работаю педагогом |
-0,352 |
0,542 |
-0,042 |
-0,424 |
В последнее время я чувствую легкую неприязнь к профессии педагога |
-0,262 |
0,440 |
-0,121 |
0,332 |
Для меня самое серьезное последствие ухода из профессии — необходимость поиска другой организации и рабочего места |
0,125 |
0,506 |
-0,340 |
-0,046 |
Я НЕ упускаю возможности уйти домой пораньше |
-0,063 |
0,408 |
-0,608 |
-0,117 |
Профессиональная активность |
||||
Я готов(а) отдавать свое время учительской профессии |
0,377 |
-0,090 |
0,640 |
0,050 |
Я готов(а) работать сверхурочно в рамках профессии педагога |
-0,037 |
-0,010 |
0,768 |
0,215 |
Несмотря на большой объем работы, я готов(а) отдавать себя профессии педагога |
0,383 |
0,007 |
0,783 |
0,104 |
Я чувствую, что полностью отдаю себя профессии педагога |
0,225 |
-0,010 |
0,593 |
-0,141 |
Я НЕ упускаю возможности уйти домой пораньше |
-0,063 |
0,408 |
-0,608 |
-0,117 |
Профессиональная стабильность |
||||
Я слишком много чего отдал профессии учителя, чтобы менять профессию сейчас |
0,226 |
0,033 |
0,231 |
0,740 |
Даже если бы я хотел, мне было бы трудно уйти из этой профессии прямо сейчас |
0,238 |
-0,017 |
-0,062 |
0,802 |
Я много чем обязан профессии педагога |
0,124 |
0,191 |
0,150 |
0,700 |
Сейчас я НЕ чувствую себя в праве покинуть эту профессию, даже если бы мне это было выгодно |
0,210 |
-0,095 |
0,190 |
0,648 |
Я стараюсь НЕ упоминать, что работаю учителем |
-0,351 |
0,542 |
-0,042 |
-0,424 |
Доля дисперсии (%) |
18,9 |
12,5 |
14,5 |
13,9 |
Результаты и их интерпретация
Сопоставляя данные эмпирического исследования и теоретического анализа можно говорить о том, что были найдены проявления профессионального маргинализма, доля которого составила 12,5% от общей выборки участников исследования общая доля дисперсии по всем компонентам составила 59,8% выборки Проверка надежности по внутренней согласованности показала, что коэффициент а Кронбаха составил 0,81 в целом, 0,86 — для профессиональной аф- фективности, 0,78 — для профессиональной стабильности, 0,78 — для профессиональной активности и 0,75 — для профессионального маргинализма, что показывает хорошую внутреннюю согласованность всех компонентов приверженности
Дальнейший анализ показал, что наблюдаются статистически значимые связи (r-критерий ранговой корреляции Спирмена): профессиональный маргинализм отрицательно коррелирует с общей профессиональной приверженностью, (r = -0,47; p<0,01), профессиональной аффективностью (r = -0,39; p<0,01), профессиональной активностью (r = -0,53; p<0,01), субъективной удовлетворенностью профессией (r = -0,47; p<0,01) и не имеет значимых связей с возрастом, стажем работы и профессиональной стабильностью (табл 2)
Исследование показало, что доля профессионального маргинализма среди педагогов составила 12,5% от общего их количества . Профессиональный маргинализм может проявляться в недоброжелательном отношении к профессии, ощущении неудовлетворенности работой по профессии, где педагог, полагая, что другая профессия не сможет обеспечить его тем же, не стремится уходить из профессии, считая, что это не выгодно и затратно Укрепление личностной позиции маргинала сопровождается субъективной неудовлетворенностью профессией, потерей чувства гордости и привязанности к профессии, отделением личных целей и ценностей от профессиональных, снижением личностной значимости в профессии и готовности отдавать свое время и прикладывать усилия по отношению к профессии Проявление профессионального маргинализма, по результатам нашего исследования, не зависит от возраста, стажа, не связано с количеством вложений в профессию и чувством профессионального долга . Полученные результаты подтвердили выдвинутые гипотезы
выводы
По результатам исследования мы можем говорить, что приверженность профессии и профессиональный маргинализм — противоположные явления и имеют отрицательную взаимосвязь по таким компонентам профессиональной приверженности, как профессиональная аффективность и профессиональная активность Содержание профессионального маргинализма педагогов включает в себя неудовлетворенность работой педагогом, чувство легкой неприязни к профессии, нежелание покидать профессию и понимание того, что уход из профессии невыгоден и сопровождается определенными затратами . Было выявлено, что профессиональный маргинализм может проявляться вне зависимости от возраста и стажа работы
Литература
- Дементий Л.И. Проблемы профессиональной идентичности и маргинальности в ситуации сознательной смены профессии // Известия Алтайского государственного университета. Серия: «Педагогика и психология». 2009. № 2. С. 48—53.
- Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4. С. 51—59.
- Калашников А.И. О динамике профессиональной приверженности школьных учителей // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2016. № 1. С. 30—34.
- Минюрова С.А. Профессиональный маргинализм в сфере высшего образования // Психологические проблемы развития и существования человека в современном мире / Под, ред. С.А. Минюровой. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2004. С. 128—134.
- Минюрова С.А. Калашников А.И. Опросник профессиональной приверженности // Вопросы психологии. 2017. № 1. С. 159—166.
- Минюрова С.А., Калашников А.И. Разработка методики диагностики профессиональной приверженности: определение содержания феномена // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 5. С. 35—41.
- Чарина Е.В., Алексеенко М.О. Личностные особенности и проявления профессионального маргинализма [Электронный ресурс] // Материалы X международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы психологии» (г. Краснодар, 5 мая 2016 г.). Краснодар: НИЦ «Априори», 2016. С. 1—8. URL: http://www.apriorinauka.ru/electronic-arc/Aktualnye-voprosy-psihologii/ id/222 (дата обращения: 07.04.2017).
- Усачева И.А. Экспериментальное исследование профессиональных деструкций педагога // Вестник Университета (Государственный университет управления). Раздел IV. Педагогика, психология, социология, философия. 2014. № 3. С. 271—273.
- Bagraim J. The Dimensionality of professional commitment // SA Journal of Industrial Psychology. 2003. Vol. 29(2). Р. 6—9. doi: 10.4102/sajip.v29i2.104
- Meyer J. et al. Commitment to organizations and occupations: extension and test of a three component conceptualization // Journal of Applied Psychology. 1993. Vol. 78 (4). Р. 538—551. doi: 10.1037/0021-9010.78.4.538
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2764
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 1574
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3