Что смешивает смешанное обучение?

3112

Аннотация

В фокусе внимания автора публикации находится смешанное обучение (blended learning), получившее широкое распространение в системе высшего и общего образования и понимаемое обычно как сочетание дистанционного и очного обучения. Рассматриваются основные модели смешанного обучения на уровне общего образования (K-12), оценка их преимуществ и недостатков, изменение существующей модели педагогической деятельности и требований к педагогу. Представлен обзор современных исследований оценки эффективности смешанного обучения по отношению к дистанционному и традиционно-очному образованию. Показана роль смешанного обучения как «гибридной» образовательной инновации. Делается вывод о том, что смешанное обучение объединяет прошлое и будущее в образовании.

Общая информация

Ключевые слова: смешанное обучение, дистанционное обучение, образовательные инновации, информационные технологии в образовании, качество обучения, педагогическая деятельность, образовательная политика, развитие образования

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230301

Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ

Для цитаты: Марголис А.А. Что смешивает смешанное обучение? // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 3. С. 5–19. DOI: 10.17759/pse.2018230301

Фрагмент статьи

За последние 10—15 лет смешанное обучение (blended learning) (понимаемое обычно как сочетание дистанционного и традиционно-очного обучения) не только получило значительное распространение в системе общего и высшего образования, стремительно захватывая новые секторы инклюзивного, дополнительного и корпоративного обучения, но и превратилось в один из самых многообещающих трендов развития, с которым многие эксперты связывают будущее самой системы образования в 21-м веке. Так, например, по мнению президента Пенсильванского Университета Дж.Р. Янга (США), соединение дистанционного и очного обучения является единственной величайшей и до конца не осознанной тенденцией развития современного образования.

Литература

  1. Allen I.E., Seama J. Class Differences [Электронный ресурс]: Online Education in the United States. Newburyport, MA: Babson Survey Research Group; Sloan Consortium, 2010. 30 p. URL: https://files. eric.ed.gov/fulltext/ED529952.pdf (дата обращения: 18.05.2018).
  2. Benard B. Resiliency: What We Have Learned. San Francisco, Calif: WestEd, 2004. 148 p.
  3. Bergmann J., Sams A. Flipped learning: gateway to student engagement. Moorabbin, Victoria : Hawker Brownlow, 2015. 169 p.
  4. Bishop J.L., Verleger M.A. The flipped classroom: A survey of the research // ASEE National Conference Proceedings, Atlanta, GA. 2013. Vol. 30. № 9. P. 1—18.
  5. Blended Learning 101 [Электронный ресурс]: Handbook / College for Certain. [Oakland, CA]: ASPIRE Public Schools, 2010. 70 p. URL: http://www. blendmylearning.com/wp-content/uploads/et_temp/ aspire-blended-learning-handbook-2013.pdf (дата обращения: 18.05.2018).
  6. Blended learning implementation guide 2.0 / Bailey J. [et al.] // Navigating the Digital Shift: Implementation Strategies for Blended and Online Learning / John Bailey, Carri Schneider, Tom Vander Ark. [S.l.]: Digital Learning Now, 2013. P. 15—78.
  7. Christensen H.C., Horn M., Staker H. Is K-12 Blended Learning Disruptive? [Электронный ресурс]: An Introduction to the Theory of Hybrids. [Lexington, MA]: Clayton Christensen Institute for Disruptive Information, 2013. 48 p. URL: https://files.eric.ed.gov/ fulltext/ED566878.pdf (дата обращения: 18.05.2018).
  8. Clark R. Reconsidering research on learning from media // Review of educational research. 1983. Vol. 5. № 4. P. 449—454.
  9. Cuban L. Computers Meet Classroom: Classroom Wins // Teachers College Record. 1993. Vol. 95. № 2. P. 185—210.
  10. Cuban L. Oversold and Underused: Computers in the Classrooms. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2001. 250 p.
  11. Encyclopedia of Distance Learning / Eds. P. Rogers [et al.]. Hershey; New York: Information Science Reference, 2009. 2612 p.
  12. Evaluation of Evidence — based Practices in Online Education [Электронный ресурс]: A Meta-Analysis and Review of Online Learning Studies / B. Means [et al.]. Washington, D.C.: US Department of Education, 2010. 94p. URL: https://www2.ed.gov/rschstat/eval/ tech/evidence-based-practices/finalreport.pdf (дата обращения: 18.05.2018).
  13. Fullan M., Donnelly K. Alive in the Swamp: Assessing Digital Innovations in Education. London: Nesta, 2013. 40 p.
  14. Gates B. Teachers need real feedback [Электронный ресурс]: [Video] // TED. URL: https:// www.ted.com/talks/bill_gates_teachers_need_real_ feedback (дата обращения: 18.05.2018).
  15. Graham C. Blended Learning Systems: Definition, Current Trends, and Future Directions // The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs / Curtis J. Bonk, Charles R. Graham. San Francisco: Pfeiffer, 2006. P. 3—26.
  16. Greaves T. Revolutionizing Education through Technology: The Project RED roadmap for transformation. Eugene, Or.: International Society for Technology in Education, 2012. 114 p.
  17. Halverson R., Smith A. How Technologies Have (and Have Not) Changed Teaching and Learning in Schools // Journal of Computing in Teacher Education. 2009. Vol. 26. № 2. P. 48—53.
  18. Higgins S., Xiao Z., Katsipataki M. The Impact of educational Technology on Learning: A Summary for the Education Endowment Foundation: Full report. [S. l.]: School of Education; Durham University, 2012. 52 p.
  19. ISTE [Электронный ресурс] / International Society for Technology in Education. URL: https://www.iste.org/ (дата обращения: 18.05.2018).
  20. Khan Academy [Электронный ресурс]. 2011. URL: https://www.khanacademy.org (дата обращения: 18.05.2018).
  21. Khan S. Let’s use video to reinvent education [Электронный ресурс]: [Video] // TED. 2011. URL: http://www.ted.com/talks/salman_khan_let_s_use_ video_to_reinvent_education (дата обращения: 18.05.2018).
  22. Larry Cuban on School Reform and Classroom Practice [Электронный ресурс]. URL: https:// larrycuban.wordpress.com/ (дата обращения: 18.05.2018).
  23. McNeil B.J. A metaanalysis of interactive video instruction: A ten-year review of achievement effects. Ann Arbor: University of Idaho, 1989. 137 p.
  24. National Education Association [Электронный ресурс]: Great Public Schools for Every Student. URL: www.nea.org (дата обращения: 18.05.2018).
  25. Reimaging Teaching in a Blended Classroom [Электронный ресурс]: Working paper // TNTP: Reimagine Teaching. 2014. 18 p. URL: https://tntp. org/assets/documents/TNTP_Blended_Learning_ WorkingPaper_2014.pdf (дата обращения: 18.05.2018).
  26. Rogers E. Diffusion of Innovations. Fourth Edition. New York: The Free Press, 2010. 518 p.
  27. Rooney J.E. Blending learning opportunities to enhance educational programming and meetings // Association Management. 2003. Vol. 55. № 5. P. 26—32.
  28. Russell T.L. The no significant difference phenomenon: A comparative research annotated bibliography on technology for distance education: As reported in 355 research reports, summaries and papers. North Carolina State University. [S.l.] : IDECC, [2001]. 119 p.
  29. Staker H., Horn M. Classifying K-12 Blended Learning [Электронный ресурс]. [San Mateo, CA]: Innosight Institute, 2012. 22 p. URL: https://eric. ed.gov/?id=ED535180 (дата обращения: 18.05.2018).
  30. Students, Computers and Learning: Making the Connection: Making the Connection / OECD. Paris: PISA; OECD Publishing, 2015. 204 p. doi:10.1787/9789264239555-en
  31. The rise of K-12 blended learning [Электронный ресурс]: Profiles of emerging models / H. Staker [et al]. [San Mateo, CA]: Innosight institute, 2011. 184 p. URL: https://www.christenseninstitute.org/wp-content/ uploads/2013/04/The-rise-of-K-12-blended-learning. emerging-models.pdf (дата обращения: 18.05.2018).
  32. Thompson C. How Khan Academy is changing the rules of education [Электронный ресурс] // Wired Magazine. 2011. Vol. 126. P. 1—5. URL: http:// resources.rosettastone.com/CDN/us/pdfs/K-12/Wired_ KhanAcademy.pdf (дата обращения: 18.05.2018).
  33. What makes a difference? A practical analysis of research on the effectiveness of distance education / Zhao Y. [et al.] // Teacher College Record. 2005. Vol. 107. № 8. P. 1836—1884. doi:10.1111/j.1467-9620.2005.00544.x
  34. Young J.R. «Hybrid» teaching seeks to end the divide between traditional and online instruction // Chronicle Of Higher Education. 2002. Vol. 48. № 28. P. 33—34.

Информация об авторах

Марголис Аркадий Аронович, кандидат психологических наук, доцент, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122, e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3083
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 3112
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0