Взаимодействие значимого взрослого с ребенком раннего возраста в России и Вьетнаме

612

Аннотация

В статье рассматриваются особенности взаимодействия ребенка со значимым взрослым (родителем, воспитателем) в социокультурном контексте психического развития ребенка с учетом социо-демографических особенностей России и Вьетнама. Обсуждаются результаты современных исследований нейрокогнитивного развития детей во взаимосвязи с детско- родительским взаимодействием детей раннего возраста. Представлены результаты пилотного исследования кросс-культурной инвариантности взаимодействия со значимым взрослым детей раннего возраста в России и Вьетнаме. Показаны результаты серии интервью со специалистами дошкольных учреждений в России и Вьетнаме. Выборка пилотажного исследования составила 74 человека (72 женщины, 2 мужчин), возраст от 32 до 54 лет (M=43,04; SD=6,61). Из них российские участники (10 городов) — 42 человека (40 женщин и 2 мужчин) в возрасте от 32 до 50 лет (M=40,19; SD=6,28) и вьетнамские участники (1 город) — 32 человека (32 женщины) в возрасте от 38 до 54 лет (M=46,67; SD=5,12). Интервью проводились на основе разработанного авторами опросника, состоящего из 21 открытого вопроса, сгруппированных по 3 блокам: «Что, где и как развивать у ребенка?»; «С помощью чего развиваем?»; «Кто развивает?». Сравнительный анализ результатов интервью специалистов дошкольных учреждений в России и Вьетнаме не выявил значимых различий между группами, что свидетельствует о том, что превалирует единство в подходах к развитию и обучению детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения.

Общая информация

Ключевые слова: ранний возраст, значимый взрослый, взаимодействие ребенка со взрослым, совместная деятельность

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240605

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ВАОН в рамках научного проекта № 19-513- 92001.

Для цитаты: Галасюк И.Н., Шинина Т.В., Шведовская А.А., Морозова И.Г., Ефремова Е.В., Нгуен Т.Х., Нгуен Т.Л. Взаимодействие значимого взрослого с ребенком раннего возраста в России и Вьетнаме // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 6. С. 47–62. DOI: 10.17759/pse.2019240605

Литература

  1. Бурменская Г.В., Алмазова О.В., Карабанова О.А., Захарова Е.И., Долгих А.Г., Молчанов С.В., Садовникова Т.Ю. Эмоционально- смысловое отношение девушек к материнству // Консультативная психология и психотерапия. Том. 26. № 4. С. 46—64. doi:10.17759/cpp.2018260404.
  2. Галасюк И.Н. Семейная психология: методика «Оценка детско-родительского взаимодействия» (ecpi-2.0) / Под ред. И.Н. Галасюк, Т.В. Шининой. М.: Изд-во Юрайт, 2019. 223 c.
  3. Галасюк И.Н., Шинина Т.В. «Оценка детско- родительского взаимодействия» (ECPI). М.: ИТД Перспектива, 2017. 304 с.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Поведение ребенка в руках родителей. М.: АСТ, 2014. 124 с.
  5. Добрынина В.И., Колодина А.А., Ляховец А.С. Детство в современной России: теоретическое осмысление повседневной жизни // Вестник МГУКИ. 2013. № 1. С. 52—57.
  6. Дробышева Т.В., Романовская М.А. Типы профессионального взаимодействия современных российских нянь: социально-психологический анализ // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 3. С. 81—97. doi:10.17759/sps.2015060306
  7. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 199 с.
  8. Захарова Е.И. Условия становления негативного отношения современных женщин к материнской роли // Культурно-историческая психология. Том. 11. №. 1. С. 44—49. doi:10.17759/ chp.2015110106.
  9. Калина О.Г. Психологические последствия недостаточной представленности эмоционально позитивной мужской функции в семье и в образовательном пространстве // Психологическая наука и образование. 2008. Том. 13. № 4. С. 82—90.
  10. Карабанова О.А. Детско-родительские отношения и практика воспитания в семье: кросс- культурный аспект // Современная зарубежная психология. 2017. Том. 6. № 2. С. 15—26. doi:10.17759/jmfp.2017060202.
  11. Карабанова О.А. Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенка: от Л.С. Выготского к П.Я. Гальперину // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2012. № 4. С. 73—82.
  12. Кон И.С. Мальчик — отец мужчины. М: Время, 2009. 704 с.
  13. Кон И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Этнографическое обозрение. 2010. № 6. С. 99—114.
  14. Лаврова М.А., Токарская Л.В. Методики оценки раннего детско-родительского взаимодействия // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 2. С. 86—92. doi:10.17759/chp.2018140209.
  15. Лифинцева А.А., Холмогорова А.Б. Семейные факторы психосоматических расстройств у детей и подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 1. С. 70—83.
  16. Малер М.С., Пайн Ф., Бергман А. Психологическое рождение человеческого младенца: Симбиоз и индивидуация. М.: Когито- Центр, 2014. 413 с.
  17. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.
  18. Пьянкова Л.А., Никифоров Д.В. Готовность молодежи к брачно-семейным отношениям // Материалы Международных научно-практических мероприятий Общества Науки и Творчества «Новая наука и формирование культуры знаний современного человека» (г. Казань, январь 2018 г.) Москва, 2018. С. 303—308.
  19. Филиппова Г.Г., Абдуллина С.А. Формирование внутренней позиции родителя в онтогенезе // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 8. № 4. С. 142—152. doi:10.17759/psyedu.2016080414.
  20. Шведовская А.А. Игра как диагностическое средство в психологическом консультировании // Психологическая наука и образование. 2003. № 1. С. 23—43.
  21. Шведовская А.А. Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2006. № 1. С. 69—84.
  22. Шведовская А.А., Загвоздкина Т.Ю. Социально- экономический статус семьи и психическое развитие ребенка: зарубежный опыт исследования // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 65—76.
  23. Якупова В.А., Захарова Е.И. Особенности внутренней позиции матери у участниц программы ЭКО // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 1. С. 46—55. doi:10.17759/chp.2016120105.
  24. Adamson L.B., Bakeman R., Deckner D.F., Nelson P.B. From interactions to conversations: The development of joint engagement during early childhood // Child Development. № 3. P. 941—955.
  25. Ang R.P., Goh D.H. Authoritarian parenting style in Asian societies: A cluster-analytic investigation // Contemporary Family Therapy. № 1. P. 131— 153.
  26. Bennetts S.K., Mensah F.K., Green J., Hackworth N.J., Westrupp E.M.; Reilly S. Mothers’ Experiences of Parent-Reported and Video-Recorded Observational Assessments // Journal of Child and Family Studies. P. 3312—3326. doi:10.1007/s10826-017-026-1
  27. Brooks-Gunn J., Han W., Waldfogel J. Maternal employment and child outcomes in the first three years of life: the NICHD study of early child care // Child Development. № 4. P. 1052—1072.
  28. Callaghan B.L., Tottenham N. The neuro-environmental loop of plasticity: A cross-species analysis of parental effects on emotion circuitry development following typical and adverse caregiving // Neuropsychopharmacology. № 41 (1). P. 163— 176.
  29. Christakis E. The Dangers of Distracted Parenting [Электронный ресурс] // The Atlantic. 2018. URL: https://www.theatlantic.com/magazine/archive/2018/07/ the-dangers-of-distracted-parenting/561752/ (дата обращения: 03.02.2019).
  30. Diamond A. Executive functions // Annual Review of Psychology. Vol. 64. P. 135—168.
  31. Gregg P., Washbrook E., Propper C., Burgess S. The effects of a mother’s return to work decision on child development in the UK // The Economic Journal. 2005. Vol. 115. P. 48—80.
  32. Hartz K., Willford A. Child Negative Emotionality and Caregiver Sensitivity Across Context: Links with Children’s Kindergarten Behaviour Problems // Infants and Child Development. 2015. Vol. 24. P. 107—129. doi: 10.1002/icd.1887
  33. Helmke A., Hesse H.-G. Kindheit und Jugend in Asien // Handbuch Kindheits-und Jugendforschung. P. 479—514.
  34. Hunt P.C. An introduction to Vietnamese culture for rehabilitation service providers in the United States // Culture and Disability: Providing Culturally Competent Services. P. 203—223.
  35. Ispa J.M., Fine M.A., Halgunseth L.C., Harper S., Robinson J., Boyce L., Brady-Smith C. Maternal intrusiveness, maternal warmth, and mother-toddler relationship outcomes: Variations across low-income ethnic and acculturation groups // Child Development. Vol. 75. № 6. P. 1613—1631.
  36. Jambunathan S., Burts D., Pierce S. Comparisons of parenting attitudes among five ethnic groups in the United States // Journal of comparative family studies. №. 4. P. 395—406.
  37. Lim N. Cultural differences in emotion: differences in emotional arousal level between the East and the West // Integrative Medicine Research. № 2. P. 105—109.
  38. Lindquist K.A., Barrett L.F. Emotional complexity // Handbook of emotions. № 4. P. 513—530.
  39. Locke C. et al. Visiting Marriages and Remote Parenting: Changing Strategies of Rural—Urban Migrants to Hanoi, Vietnam // The Journal of Development Studies. Vol. 48. № 1. P. 10—25.
  40. Mestechkina T. Parenting in Vietnam. Parenting Across Cultures / Helaine Selin (ed.). The Netherlands: Springer Publishers, 2014. P. 47—57.
  41. Mortensen J.A., Barnett M.A. Teacher— Child Interactions in Infant/Toddler Child Care and Socioemotional Development // Early Education and Development. Vol. 26. P. 209—229.
  42. Parson T., Bales R. Family, socialization and interaction process. Glencoe, IL: Free Press, 1955. P. 23.
  43. Pinquart M., Silbereisen R.K., Körner A. Coping with family demands under difficult economic conditions: Associations with depressive symptoms // Swiss Journal of Psychology. Vol. 69. P. 53—63.
  44. Pratt M.E. Caregiver Responsiveness During Preschool Supports Cooperation in Kindergarten: Moderation by Children’s Early Compliance // Early Education and Development. Vol. 27. P. 421— 439. doi: 10.1080/10409289.2016.1090767
  45. Rindermann H., Quyen Sen Ngoc Hoang, Baumeister E.E. Cognitive ability, parenting and instruction in Vietnam and Germany // Intelligence. Vol. 41. № 5. P. 366—377.

Информация об авторах

Галасюк Ирина Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6333-8293, e-mail: igalas64@gmail.com

Шинина Татьяна Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5572-9104, e-mail: shininatv@mgppu.ru

Шведовская Анна Александровна, кандидат психологических наук, начальник управления информационными и издательскими проектами, доцент кафедры возрастной психологии имени Л.Ф. Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3154-4601, e-mail: anna.shvedovskaya@mgppu.ru

Морозова Инна Григорьевна, Ст. преподаватель кафедры психологии труда и служебной деятельности факультета психологии, ФГБОУ ВО РГСУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0880-097X, e-mail: inna.opinion@gmail.com

Ефремова Евгения Вадимовна, магистр в сфере нейронаук и образования Гарвардской Школы Образования Гарвардского Университета, младший научный сотрудник, Лаборатория Мозга и Нейрокогнитивных Исследований, ФГАОУ ВО УрФУ, Екатеринбург, Россия, e-mail: evgeniya.efremova@gmail.com

Нгуен Тханг Хоай, ректор, Национальный Педагогический Колледж Нячанга, Нячанг, Вьетнам, e-mail: thuanpq@sptwnt.edu.vn

Нгуен Туйет Лан, ректор, Национальный Педагогический Колледж Нячанга, Нячанг, Вьетнам, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2212-4779, e-mail: lannt06@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1715
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 612
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 9