Психологический анализ проблемы маргинализма, прокрастинации, выученной беспомощности как барьеров личностно-профессионального развития человека

1097

Аннотация

Представлен психологический анализ маргинализма и прокрастинации как барьеров, препятствующих личностно-профессиональному развитию человека. Авторы считают, что решение проблемы личностного и профессионального развития современного человека требует постановки ряда взаимосвязанных теоретических, экспериментальных и практических задач. Одной из основных является необходимость изучения психологических барьеров — тех негативных явлений, которые влияют на индивидуальное и общественное сознание. Основной признак маргинальности профессионального сознания и самосознания — инверсия ценностей и смыслов, желание иметь блага не путем реализации своей уникальности как личности и профессионала, а получать их незаслуженно наиболее коротким путем. Склонность человека к постоянному откладыванию намеченных действий и важных дел — прокрастинация — обусловливает искажение самодетерминации в личностном и профессиональном самоопределении. Основным психологическим фактором проявления маргинализма и прокрастинации специалиста является возникновение в детском возрасте и закрепление в учебном процессе школы и вуза различных форм личностной (выученной) беспомощности. Важным ресурсом предотвращения и коррекции выученной беспомощности, маргинализма и прокрастинации является благоприятная воспитательно-образовательная среда в семье, школе, вузе, других социальных институтах.

Общая информация

Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие, профессиональное самоопределение, концепция, выученная беспомощность, маргинальное сознание, прокрастинация

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250308

Для цитаты: Митина Л.М., Митин Г.В. Психологический анализ проблемы маргинализма, прокрастинации, выученной беспомощности как барьеров личностно-профессионального развития человека // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 3. С. 90–100. DOI: 10.17759/pse.2020250308

Фрагмент статьи

Речь пойдет о маргинализации профессионального сознания и самосознания, а также прокрастинации как факторе, стимулирующем искажения самодетерминации в личностном и профессиональном развитии (самоопределении, самовыражении, самореализации) человека. Проблема маргинализации сознания изучается главным образом в социальной психологии.

Литература

  1. Бандурка А.М. Основы психологии и педагогики: Учебное пособие / А.М.Бандурка, В.А.Тюрина, Е.И. Федоренко.Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.250 с.
  2. Баширова Ю.Н. Структурно-содержательные особенности личностной беспомощности: особенности выбора диагностического инструментария // Санкт- Петербургский образовательный вестник.2018.№ 1—2 (17—18).С.76—80.
  3. Болотова А.К., Чеврениди А.А. Временной модус прокрастинации в ретроспективе: виды, предикторы и последствия // Культурно- историческая психология.2017.Т.13.№ 4.С.101— 108.DOI:10.17759/chp.2017130411
  4. Веденеева Е.В., Циринг Д.А. Структура мотивационного компонента личностной беспомощности на разных возрастных этапах // КПЖ.2011.№ 4.С.123—131.
  5. Волкова О.В. Компоненты и механизмы формирования выученной беспомощности у детей с ослабленным здоровьем: онтогенетический подход // Сибирское медицинское обозрение.2014.№ 4 (88).С.86—91.
  6. Воробьева В.В., Якиманская И.С. Психология лени: постановка проблемы.Оренбург.: Сфера, 2003.57 с.
  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.Т. 4.Детская психология.Проблема возраста.М.: Педагогика.1984.С.244—256.
  8. Гаранян Н.Г., Юдеева Т.Ю. Диагностика перфекционизма при расстройствах аффективного спектра: Mетодическое пособие.М.: МНИИ психиатрии, 2008.19 с.
  9. Горбунова А.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и прокрастинации // Материалы международного молодежного научного форума «Ломоносов—2010» (г.Москва, 12—15 апреля 2010 г.) / под ред.И.Алешковский, П.Костылев, А. Андреев и др.М.: МАКС Пресс, 2010.C.1—2.
  10. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров.2-е изд., перераб.и доп.Серия: Бакалавр.Базовый курс.М.: Издательство Юрайт, 2013.479 с.
  11. Дружилов С.А. Профессионально-деструктивная деятельность как проявление профессиональной маргинализации и депрофессионализации // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.2017.№ 2.С. 45—63.
  12. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал.2001.Т.22.№ 4.С.51—59.
  13. Зверева М.В., Ениколопов С.Н., Олейчик И.В. Прокрастинация и агрессия при психической патологии у лиц молодого возраста // Психологическая наука и образование.2015.Том 20.№ 2.С.70—77.DOI:10.17759/pse.2015200208
  14. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени.Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь.СПб.: Речь, 2010.352 с.
  15. Калашников А.И., Минюрова С.А. Профессиональная приверженность и профессиональный маргинализм педагогов // Психологическая наука и образование.2017.Том 22.№ 5.С.5—13.DOI:10.17759/pse.2017220501
  16. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика.М.: ПЕР СЭ, 2007.464 с.
  17. Кошелева Ю.П. Целевая направленность профессиональной идентичности обучающихся в вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета.Образование и педагогические науки.2017.№ 1 (770).С.36—46.
  18. Малкина-Пых И.Г. Виктимология.Психология поведения жертвы.М.: Эксмо, 2010.862 с.
  19. Митин Г.В. Профилактика и коррекция нарушений полисубъектного взаимодействия «преподаватель-студент» в условиях университетского образования // Взаимодействие на преподавателя и студента в условията на университетското образование: традиции и иновации.Сборник с научни доклади.Втора книга./ Под ред.Е.Рангеловой.Габрово (Болгария): «ЕКС- ПРЕС», 2018.С.197—200.
  20. Митина Л.М. Психология личностно- профессионального развития субъектов образования.М.; СПб.: Нестор-История, 2014.375 с.
  21. Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски.М.; СПб.: Нестор-История, 2018.456 с.
  22. Мохова С.Б., Неврюев А.Н. Психологические корреляты общей и академической прокрастинации у студентов // Вопросы психологии.2013.№ 1.С. 24—35.
  23. Некита А.Г., Маленко С.А. Архетипические истоки и институциональные стратегии трансформации социальных иерархий.Монография.Великий Новгород, 2009.298 с..
  24. Пичил Т. Не откладывай на завтра: краткий гид по борьбе с прокрастинацией / Пер.с англ.Сергея Филина.М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.155 с.
  25. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.М.: Высшая школа, 1984.174 с.
  26. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики) // Вопросы психологии.1986.№ 4.С.101—109.
  27. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия.2-е изд., испр.и доп.М.: Эксмо, 2005.672 с.
  28. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Нарциссизм, перфекционизм и депрессия // Московский психотерапевтический журнал.2004.№ 1.C.18— 35.
  29. Чернышева Н.А. Прокрастинация: актуальное состояние проблемы и перспективы изучения // Вестник ПГГПУ.Серия № 1.Психологические и педагогические науки.2016.№ 1.С.17—26.
  30. Аitken M.E. A personality profile of the college student procrastinator.Unpublished doctoral dissertation.University of Pittsburgh.1982 [Электронный ресурс] // APA.ORG: сайт Американской Психологической Ассоциации.URL: http://www.apa.org/pubs/index.aspx (дата обращения: 29.01.2013).
  31. Ashby J., Kottman T., Schoen E. Perfectionism and eating disorders reconsidered // J.Mental Health.1998.Vol.20.P.261—271.
  32. Burka J., Yuen L. Procrastination: Why you do it, what to do about it.Reading.MA: Addison-Wesley, 1983 [Электронный ресурс] // APA.ORG: сайт Американской Психологической Ассоциации.URL: http://www.apa.org/pubs/index.aspx (дата обращения: 29.01.2013).
  33. Burns D.D. The perfectionist’s script for self-defeat // Psychology Today.1980.November.P.34—52.
  34. Ellis A., Knaus W.J. Overcoming procrastination.New York: Signet Books, 1977.[Электронный ресурс] // APA.ORG: сайт Американской Психологической Ассоциации.URL: http://www.apa.org/pubs/index.aspx (дата обращения: 28.01.2013).
  35. Ferrari J.R. Psychometric validation of two procrastination inventories for adults: Arousal and avoidance measures // J.of Psychopathology and Behavioural Assessment.1992.Vol.14.№ 2.P.97— 110.
  36. Hewitt P.L., Flett G.L. The Multidimensional Perfectionism Scale: Development and validation // Canad.Psychol.1989.Vol.30.P.103—109.
  37. Janis I., Mann L. Decision Making.A Psychological Analysis of Conflict, Choice, and Commitment.New York: Thе Free Press.A division of Macmillan Inc., 1979.488 р.
  38. Lay C. At last, my research article on procrastination // J.of Research in Personality.Vol.20.1986.P.474—495.
  39. McCown W., Johnson J., Petzel T. Procrastination, a principal component analysis // Personality and Individual Differences.1989.Vol.10.P.197—202.
  40. Milgram N., Tenne R. Personality correlates of decisional and task avoidant procrastination // European Journal of Personality.2000.Vol.14.P.141—156.
  41. Mitin G.V. Professional Deformation of Teachers and Manifestations of Antisocial Forms of Pupils’ Behavior.New Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Sciences.05.2017.P.90—93.[Электронный ресурс] // Сайт Аcademia.edu URL: https://www.academia.edu/35578794/Professional_ Deformation_of_Teachers_and_Manifestations_ of_Antisocial_Forms_of_Pupils_Behavior (дата обращения: 15.12.2019).
  42. Maier S.F., Seligman M.E.P. Failure to escape traumatic shock // Journal of Experimental Psychology.74.P.1—9.
  43. Slaney R.B. et al.The Almost Perfect Scale — Revised // Measurement and Evaluation in Counseling and Development.2001.Vol.34.№ 3.P.130—145.
  44. Solomon L.J., Rothblum E.D. Academic procrastination: Frequency and cognitive-behavioral correlates // Journal of Counseling Psychology.1984.31 (4).P.503—509.
  45. Steel P. The nature of procrastination: A meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure // Psychological Bulletin.2007.133 (1).P.65—94.

Информация об авторах

Митина Лариса Максимовна, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8407-0978, e-mail: mitinalm@mail.ru

Митин Георгий Валерьевич, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3124-0352, e-mail: mitingv76@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1773
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1097
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 3