Культурно-исторические основания содержания общего биологического образования

502

Аннотация

Анализируются положения культурно-исторической психологии, служащие теоретико-методологическим обоснованием практики общего биологического образования. Обращается внимание на то, что международный мониторинг образовательных достижений свидетельствует о низкой биологической грамотности российских школьников. Основную причину авторы видят в недостаточно продуманном отборе предметного содержания. В курсах основной школы оно преимущественно эмпирическое, сводится к изучению строения и функций организмов и их разнообразия, а в среднем звене обучения — теоретическое, но здесь понятия даются в готовом виде, недостаточно взаимосвязаны, часто сводятся к словарным определениям, что отрицательно сказывается на развитии познавательных и личностных возможностей обучающихся. В настоящее время общее биологическое образование реформируется, концентрическое построение предметного содержания заменяется линейным, что окончательно вытесняет теоретические понятия из курсов основной школы. Авторы видят решение проблемы в обновлении содержания общего биологического образования. В качестве методологической основы отбора содержания рассматривается системный подход, положения которого были реализованы Л.С. Выготским при построении предметной области культурно-исторической психологии. В качестве теоретической основы организации образовательного процесса определены идеи Л.С. Выготского о развивающем обучении и их дальнейшее развитие в общепсихологической и психолого-педагогической теории деятельности. Особое внимание уделено теории учебной деятельности, разработанной в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, их учеников и последователей. Представлена концепция содержания общего биологического образования и изложен опыт ее реализации.

Общая информация

Ключевые слова: общее образование, культурно-историческая психология, развивающее образование, системный подход, абстрактное и конкретное, историческое и логическое, биологическая теория

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250301

Для цитаты: Сухорукова Л.Н., Исаев Е.И. Культурно-исторические основания содержания общего биологического образования // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 3. С. 5–16. DOI: 10.17759/pse.2020250301

Фрагмент статьи

С 2000 года Россия принимает участие в международной программе PISA, оценивающей образовательные достижения школьников. Программа представляет собой мониторинговое исследование качества общего образования и проводится трехлетними циклами.

Литература

  1. Алешин А.И. Методические проблемы теоретического исследования в биологии.Горький: Волго-Вятское изд-во, 1973.183 с.
  2. Андреев И.Д. Теория как форма организации научного знания.М.: Наука,1979.302 с.
  3. Арсеньев А.С., Библер В.С., Кедров Б.М. Анализ развивающегося понятия.М.: Наука, 1967.440 с.
  4. Вахтомин Н.К. Генезис научного знания.М.: Наука,1973.285 с.
  5. Верзилин Н.М., Корсунская В.М.Общая методика преподавания биологии.М.: Просвещение, 1983.380 с.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.Т.1.М.: Педагогика, 1982.488 с.
  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.Т.4.М.: Педагогика, 1984.432 с.
  8. Гайсинович А.Е. Зарождение и развитие генетики.М.: Наука, 1988.422 с.
  9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.М., 1986.240 с.
  10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.М.: ИНТОР, 1996.544 с.
  11. Диалектика научного познания: очерки диалектической логики / Под ред.Е.К.Войшвилло, Д.П.Горского, И.С.Нарского.М.: Наука, 1978.480 с.
  12. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: очерки истории и теории.М.: Политиздат, 1974.271 с.
  13. Кедров Б.М. Проблемы логики и методологии науки.М.: Наука, 1990.346 с.
  14. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования.М.: Просвещение, 1991.160 с.
  15. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий.23.12.2011.URL: https://gtmarket/ru/laboratoriy/ basis/4369 (дата обращения: 18.02.2020).
  16. Лекторский В.А. Рациональность, критицизм и принципы либерализма (взаимосвязь социальной философии и эпистемологии Поппера) // Вопросы философии.1995.№ 10.С.27—36.
  17. Малиновский А.А. Значение общей теории систем в биологических науках // Системные исследования.Методологические проблемы.Ежегодник 1984.М.: Наука, 1984.С.83—115.
  18. Рубцов В.В. Культурно-историческая научная школа: проблемы, которые поставил Л.С.Выготский // Культурно-историческая психология.2016.Т.12.№ 3.С.4—14.DOI:10.17759/chp.2016120301.
  19. Рузавин Г.И. Научная теория: Логико- методологический анализ.М.: Мысль, 1978.244 с.
  20. Сухорукова Л.Н. Построение содержания общего биологического образования на основе принципов системности и историзма // Биология в школе.2019.№ 6.С.22—26.
  21. Сухорукова Л.Н., Матюшенко Е.Е. Построение теоретического содержания школьного биологического образования на исторической основе // Ярославский педагогический вестник.2012.№ 2.С.117—121.
  22. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология.5—6 классы.М.: Просвещение, 2018.123 с.
  23. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология.7 класс.М.: Просвещение, 2018.158 с.
  24. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В. Общая биология.10 класс.Профильный уровень.М.: Просвещение, 2010.223 с.
  25. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. Общая биология.11 класс.Базовый уровень.М.: Просвещение, 2019.127 с.
  26. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. Общая биология.11 класс.Профильный уровень.М.: Просвещение, 2010.207 с.
  27. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред.В.В.Давыдова.М.: Интор, 1994.128 с.
  28. Цукерман Г.А., Обухова О.Л., Рябинина Л.А., Шибанова Н.А. Введение исходных понятий: в поисках недостающих опор // Культурно- историческая психология.2017.Т.13.№ 4.С.4—14.DOI:10.17759/chp.2017130401.
  29. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.М.: Педагогика, 1989.560 с.

Информация об авторах

Сухорукова Людмила Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра биологии и методики обучения биологии естественно-географического факультета ЯГПУ, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», Ярославль, Россия, e-mail: suchorukovaLN@yandex.ru

Исаев Евгений Иванович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры педагогической психологии им. профессора В.А. Гуружапова факультета «Психология образования», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4652-5780, e-mail: eiisaev@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 860
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 502
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 5