Взаимосвязь использования цифровых устройств и эмоционально-личностного развития современных дошкольников

1585

Аннотация

Обращается внимание на то, что новая социальная ситуация развития детей дошкольного возраста, связанная с их повсеместной вовлеченностью в использование электронных информационных устройств с раннего возраста, становится крайне важной темой, требующей анализа взаимосвязанности включенности детей дошкольного возраста в цифровую среду и их развития в эмоционально-личностной сфере.Представлен анализ 65 исследований, проведенных в период с 2010 по 2020 гг., посвященных влиянию контента и «экранного времени» на эмоционально-личностное развитие современных дошкольников.Показано, что несоответствующий возрасту контент значимо связан с повышением уровня агрессивного и понижением уровня просоциального поведения.В то время как соответствующий возрасту качественный образовательный контент может способствовать развитию просоциального поведения и социальных навыков.Кроме того, показано, что длительное «экранное время» может увеличивать уровень агрессивного поведения и уменьшать уровень развития просоциального поведения, социальных навыков и познавательных аспектов эмоционально-личностного развития.

Общая информация

Ключевые слова: дошкольный возраст, цифровые устройства, эмоционально-личностная сфера, эмоциональное развитие, социальные навыки, просоциальное поведение, агрессивное поведение, экранное время, контент

Рубрика издания: Психология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260101

Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фунда- ментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-29-14088.

Для цитаты: Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Чичинина Е.А., Алмазова О.В. Взаимосвязь использования цифровых устройств и эмоционально-личностного развития современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 1. С. 27–40. DOI: 10.17759/pse.2021260101

Литература

  1. Батенова Ю.В. Особенности развития коммуникативной сферы дошкольника в современной социокультурной ситуации (с учетом активного приобщения к информационно- коммуникационным технологиям) // Азимут научных исследований: педагогика и психология.2017.Том 6.№ 3 (20).С.288—292.
  2. Войскунский А.Е. Интернет — новая область исследований в психологической науке // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ.Выпуск 1.М.: Смысл, 2002.C.82—101.
  3. Денисенкова Н.С., Красило Т.А. Развитие дошкольников в эпоху цифровойсоциализации // Современное дошкольное образование.2019.№ 6 (96).С.50—57.DOI:10.24411/1997-9657-2019-10058
  4. Детский рунет 2019.Отраслевой доклад [Электронный ресурс].URL: https:// internetinstitute.ru/wp-content/uploads/2020/03/ ChildRunet-2019-26032020.pdf (дата обращения: 25.06.2020).
  5. Ежегодный доклад «Дети.Медиапотребление.2017» [Электронный ресурс].URL: http://momri.org/ portfolio/ezhegodnyj-doklad-deti-mediapotreblenie-2017/ (дата обращения: 25.06.2020).
  6. Карабанова О.А., Молчанов С.В. Риски негативного воздействия информационной продукции на психическое развитие и поведение детей и подростков // Национальный психологический журнал.2018.№ 3 (31).С.37— 46.
  7. Курочкина В.Е. Влияние медиапродукции, содержащей сцены агрессии и насилия, на формирование девиантного поведения подростков // Экопсихологические исследования — 6: экология детства и психология устойчивого развития.2020.№ 6.
  8. Ларионова Л.И., Горбунова А.Ю. Сравнительное исследование интеллектуального развития детей дошкольного возраста в условиях цифровой среды // Экопсихологические исследования — 6: экология детства и психология устойчивого развития.2020.№ 6.
  9. Максимова Л.А. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами виртуальной образовательной среды // Педагогическое образование в России.2013.№ 4.С.108—112.
  10. Прихожан А.М. Влияние электронной информационной среды на развитие личности детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон.науч.журн.2010.№ 1(9).URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 25.06.2020).
  11. Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая) // Культурно-историческая психология.2019.Том 15.№ 3.С.117—124.DOI:10.17759/chp.2019150312
  12. Смирнова Е.О., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. Виртуальная реальность в раннем и дошкольном детстве // Психологическая наука и образование.2018.Том 23.№ 3.C.42—53.DOI:10.17759/pse.2018230304
  13. Смирнова Е.О., Смирнова С.Ю., Шеина Е.Г. Родительские стратегии в использовании детьми цифровых технологий // Современная зарубежная психология.2019.Том 8.№ 4.С.79—87.DOI:10.17759/jmfp
  14. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество.2018.Том 9.№ 3.С.71—80.DOI:10.17759/sps.2018090308
  15. Солдатова Г.У., Вишнева А.Е. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия.2019.Том 27.№ 3.С.97—118.DOI:10.17759/ cpp.2019270307
  16. Солдатова Г.У., Теславская О.И. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Национальный психологический журнал.2019.№ 4(36).С.12—27.DOI:10.11621/npj.2019.0402
  17. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста // Нижегородское образование.2015.№ 3.С.78—84.
  18. Спирина А.В. Особенности влияния просмотра видео и телепередач с элементами насилия на психологическое здоровье детей дошкольного возраста // Здоровье и образование в XXI веке.2017.Том 19.№ 6.С.164—167.
  19. American Academy of Pediatrics, Council on Communications and Media.Media and young minds // Pediatrics.2016.Vol.138(5) P.e20162591.DOI:10.1542/peds.2016-2591
  20. Anderson D., Huston A., Schmitt K., Linebarger D., Wright J. Early childhood television viewing and adolescent behavior // Monographs of the Society for Research in Child Development.2001.Vol.66(1).P. 1—147.DOI:10.1111/1540-5834.00120
  21. Bandura A., Ross D., Ross S. Imitation of film-mediated aggressive models // Journal of Abnormal and Social Psychology.1963.Vol.66.P.3—11.DOI:10.1037/h0048687
  22. Bar-on M.E. The effects of television on child health: Implications and recommendations // Archives of Disease in Childhood.2000.Vol.83.P.289—292.DOI:10.1136/adc.83.4.289
  23. Boyatzis C., Matillo G., Nesbitt K. Effects of the ‘Mighty Morphin Power Rangers’ on children’s aggression with peers // Child Study Journal.1995.Vol. 25 (1).P.45—55.
  24. Brito R., Dias P. Technologies and children up to 8 years old: what changes in one year? // Observatorio.2019.Vol.13(2).P.68—86.DOI:10.15847/ obsOBS13220191366
  25. Christakis D., Garrison M., Herrenkohl T. Modifying media content for preschool children: a randomized controlled trial // Pediatrics.2013.Vol.131(3) P.431— 438.DOI:10.1542/peds.2012-1493
  26. Christakis D., Gillkerson J., Richards J. Audible television and decreased adult words, infant vocalizations, and conversational turns: a population-based study // Arch Pediatr Adolesc Med.2009.Vol.163 (6).P.554—558.DOI:10.1001/ archpediatrics.2009.61
  27. Comstock G., Scharrer E. The contribution of meta-analysis to the controversy over television violence and aggression // Media violence and children / In D.A. Gentile (Ed.).Westport, CT: Ablex, 2003
  28. Conners-Burrow Edge N., McKelvey L., Fussell J. Social Outcomes Associated With Media Viewing Habits of Low-Income Preschool Children // Early education and Development.2011.Vol.22(2).P.256—273.DOI :10.1080/10409289.2011.550844
  29. Dalope K.A., Woods L.J. Digital Media Use in Families // Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America.2018.Vol.27(2).P.145—158.DOI:10.1016/j.chc.2017.11.001
  30. Griffiths L., Dowda M., Dezateux C. Associations between sport and screen-entertainment with mental health problems in 5-year-old children // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity.2010.Vol.7 (30).DOI:10.1186/1479-5868-7-30
  31. Hinkley T., Brown H., Carson V., Teychenne M. Cross sectional associations of screen time and outdoor play with social skills in preschool children // PLoS ONE.2018.Vol.13(4).P.e0193700.DOI:10.1371/journal.pone.0193700
  32. Hinkley T., Verbestel V., Ahrens W., Lissner L., Molnár D., Moreno L.A. De Bourdeaudhuij I.Early Childhood Electronic Media Use as a Predictor of Poorer Well-being // JAMA Pediatrics.2014.Vol.168 (5).P. 485—492.DOI:10.1001/jamapediatrics.2014.94
  33. Huesmann L.R., Miller L.S. Long-Term Effects of Repeated Exposure to Media Violence in Childhood // Aggressive Behavior.1994.P.153—186.DOI:10.1007/978-1-4757-9116-7_7
  34. Huesmann L.R., Moise-Titus J., Podolski C.-L., Eron L.D. Longitudinal relations between children’s exposure to TV violence and their aggressive and violent behavior in young adulthood: 1977—1992 // Developmental Psychology.2003.Vol.39 (2).P.201— 221.DOI:10.1037/0012-1649.39.2.201
  35. Hyun Ah Seo, Hui Young Chun, Seung Hwa Jwa, Mi Hyun Choi. Relationship between young children’s habitual computer use and influencing variables on socio-emotional development // Early Child Development and Care.2011.Vol.181(2).P.245—265.DOI:10.1080/ 03004430.2011.536644
  36. Isikoglu Erdogan N., Johnson J.E., Dong P.I., Qiu Z. Do parents prefer digital play? Examination of parental preferences and beliefs in four nations // Early Childhood Education Journal.2019.Vol.47.P.131— 142.DOI:10.1007/s10643-018-0901-2
  37. Kirkorian H.L., Pempek T.A., Murphy L.A. The impact of background television on parent-child interaction // Child Development.2009.Vol.80 (5).P. 1350—1359.DOI:10.1111/j.1467-8624.2009.01337.x
  38. Kirkorian H.L., Wartella E.A., Anderson D.R. Media and young children’s learning // Future of Children.2008.Vol.18(1).P.39—61.DOI:10.1353/foc.0.0002
  39. Kostyrka-Allchorne K., Cooper N.R., Simpson A. The relationship between television exposure and children’s cognition and behaviour: A systematic review // Developmental Review.2017.Vol.44.P.19— 58.DOI:10.1016/j.dr.2016.12.002
  40. Kühhirt M., Klein M. Parental education, television exposure, and children’s early cognitive, language and behavioral development // Social Science Research.2019.DOI:10.1016/j.ssresearch.2019.102391
  41. Kulikova T.I., Maliy D.V. The correlation between a passion for computer games and the school performance of younger schoolchildren // Psychology in Russia: State of the Art.2015.Vol.8(3).P.124— 136.
  42. Linebarger D.L., Vaala S.E. Screen media and language development in infants and toddlers: An ecological perspective // Developmental Review.2010.Vol.30 (2).P.176—202.DOI:10.1016/j.dr.2010.03.006
  43. McDool E., Powell P., Roberts J., Taylor K. The internet and children’s psychological wellbeing // Journal of Health Economics.2019.DOI:10.1016/j.jhealeco.2019.102274
  44. Mistry K.B., Minkovitz C.S., Strobino D.M., Borzekowski D. Children’s Television Exposure and Behavioral and Social Outcomes at 5.5 Years: Does Timing of Exposure Matter? // Pediatrics.2007.Vol. 120 (4).P.762—769.DOI:10.1542/peds.2006- 3573
  45. Ostrov J.M., Gentile D.A., Crick N.R. Media Exposure, Aggression and Prosocial Behavior During Early Childhood: A Longitudinal Study // Social Development.2006.Vol.15(4).P.612—627.DOI:10.1111/j.1467-9507.2006.00360.x
  46. Özmert E., Toyran M., Yurdakök K. Behavioral Correlates of Television Viewing in Primary School Children Evaluated by the Child Behavior Checklist // Archives of Pediatrics & Adolescent Medicine.2002.Vol. 156 (9).P.910—914.DOI:10.1001/ archpedi.156.9.910
  47. Pagani L.S., Lévesque-Seck F., Fitzpatrick C. Prospective associations between televiewing at toddlerhood and later self-reported social impairment at middle school in a Canadian longitudinal cohort born in 1997/1998 // Psychological Medicine.2016.Vol.46 (16).P.3329—3337.DOI:10.1017/ s0033291716001689=63=PPX123
  48. Paik H., Comstock G. The Effects of television violence on antisocial behavior: a meta-analysis // Communication Research.1994.Vol.21 (4).P.516— 546.DOI:10.1177/009365094021004004
  49. Parkes A., Sweeting H., Wight D., Henderson M. Do television and electronic games predict children’s psychosocial adjustment? Longitudinal research using the UK Millennium Cohort Study // Archives of Disease in Childhood.2013.Vol.98 (5).P.341—348.DOI:10.1136/archdischild-2011-301508
  50. Peebles A., Bonus J.A., Mares M.-L. Questions + answers + agency: Interactive touchscreens and Children’s learning from a socio-emotional TV story // Computers in Human Behavior.2018.DOI:10.1016/j.chb.2018.03.039
  51. Przybylski A.K., Weinstein N. Digital Screen Time Limits and Young Children’s Psychological Well- Being: Evidence From a Population-Based Study // Child Development.2017.Vol.90 (1).P.56—65.DOI:10.1111/cdev.13007
  52. Puchkova E.B., Sukhovershina Yu.V., Temnova L.V. A study of Generation Z’s involvement in virtual reality // Psychology in Russia: State of the Art.2017.Vol.10 (4).P.134—143.
  53. Radesky J.S., Christakis D.A. Increased Screen Time // Pediatric Clinics of North America.2016.Vol. 63 (5).P.827—839.DOI:10.1016/j.pcl.2016.06.006
  54. Radesky J., Miller A.L., Rosenblum K.L., Appugliese D., Kaciroti N., Lumeng J.C. Maternal mobile device use during a structured parent-child interaction task // Acad Pediatr.2015.Vol.15 (2).P.238—244.DOI:10.1016/j.acap.2014.10.001
  55. Reich M.D. The Interplay of Media Violence Effects and Behaviorally Disordered Children and Adolescents: Guidelines for Practitioners // Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America.2018.Vol.27 (2).P.193—202.DOI:10.1016/j.chc.2017.11.006
  56. Rich M., Bickham D.S., Shrier L.A. Measuring Youth Media Exposure // American Behavioral Scientist.2015.Vol.59(14).P.1736—1754.DOI:10.1177/0002764215596558
  57. Rideout V. The Common Sense census: Media use by kids age zero to eight.San Francisco, CA: Common Sense Media, 2017.
  58. Rideout V., Katz V. Opportunity for all? Technology and learning in lower-income families // New York: The Joan Ganz Cooney Center at Sesame Workshop.2016.URL: http://www.joanganzcooneycenter.org/publication/ opportunity-for-all-technology-and-learning-in-lower-income-families/ (дата обращения: 29.06.2020).
  59. Saleme P., Pang B., Dietrich T., Parkinson J. Prosocial digital games for youth: A systematic review of interventions // Computers in Human Behavior Report.2020.Vol.2(100039).DOI:10.1016/j.chbr.2020.100039
  60. Schmidt M.E., Pempek T., Kirkorian H.L., Frankenfield A.L., Anderson D.R. The Effects of Background Television on the Toy Play Behavior of Very Young Children // Child Development.2008.Vol.79 (4).P.1137—1151.DOI:10.1111/j.1467-8624.2008.01180.x
  61. Schutte N.S., Malouff J.M., Post-Gorden J.C., Rodasta A.L. Effects of playing video games on children’s aggressive and other behaviors // Journal of Applied Social Psychology.1988.Vol.18.P.454—460.DOI:10.1111/j.1559-1816.1988.tb00028.x
  62. Shaheen S. How child’s play impacts executive function--related behaviors // Appl Neuropsychol Child.2014.Vol.3 (3).P.182—187.DOI:10.1080/21622965.2013.839612
  63. Shiue I. Duration of daily TV/screen watching with cardiovascular, respiratory, mental and psychiatric health: Scottish Health Survey, 2012—2013 // International Journal of Cardiology.2015.Vol.186.P. 241—246.DOI:10.1016/j.ijcard.2015.03.259
  64. Skalická , Wold Hygen B., Stenseng F., Kårstad S.B., Wichstrøm L. Screen time and the development of emotion understanding from age 4 to age 8: A community study // British Journal of Developmental Psychology.2019.DOI:10.1111/ bjdp.12283
  65. Sprafkin J.N., Rubinstein A. A field correlational study of children’s television viewing habits and prosocial behavior // Journal of Broadcasting.1979.Vol. 23.P. 265—276.DOI:10.1080/08838157909363938
  66. Thakkar R.R., Garrison M.M., Christakis D.A. A systematic review for the effects of television viewing by infants and preschoolers // Pediatrics.2006.Vol. 118 (5).P.2025—2031.DOI:10.1542/peds.2006- 1307
  67. Twenge J.M., Campbell W.K. Associations between screen time and lower psychological well-being among children and adolescents: Evidence from a population-based study.Pmedr.2018.DOI:10.1016/j.pmedr.2018.10.003
  68. Wiegman O., Kuttschreuter M., Baarda B. A longitudinal study of the effects of television viewing on aggressive and prosocial behaviors // British Journal of Social Psychology.1992.Vol.31.P.147—164.DOI:10.1111/j.2044-8309.1992.tb00961.x
  69. Wood W., Wong F.Y., Chachere J.G. Effects of media violence on viewers’ aggression in unconstrained social interaction // Psychol Bull.1999.Vol.109.P. 371—383.DOI:10.1037/0033-2909.109.3.371
  70. Wright J.C., Huston A.C., Murphy K.C., St Peters M., Piñon M., Scantlin R., Kotler J.The relations of early television viewing to school readiness and vocabulary of children from low-income families: The early window project // Child Development.2001.Vol.2.P.1347— 1366.DOI:10.1111/1467-8624.t01-1-00352

Информация об авторах

Веракса Александр Николаевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), заместитель директора, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7187-6080, e-mail: veraksa@yandex.ru

Бухаленкова Дарья Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), научный сотрудник, лаборатория психологии детства и цифровой социализации, Психологический институт РАО (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4523-1051, e-mail: d.bukhalenkova@inbox.ru

Чичинина Елена Алексеевна, младший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7220-9781, e-mail: alchichini@gmail.com

Алмазова Ольга Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8852-4076, e-mail: almaz.arg@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2585
В прошлом месяце: 39
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1585
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 0