Психологическая наука и образование
2021. Том 26. № 1. С. 27–40
doi:10.17759/pse.2021260101
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Взаимосвязь использования цифровых устройств и эмоционально-личностного развития современных дошкольников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: дошкольный возраст, цифровые устройства, эмоционально-личностная сфера, эмоциональное развитие, социальные навыки, просоциальное поведение, агрессивное поведение, экранное время, контент
Рубрика издания: Психология образования
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260101
Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фунда- ментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-29-14088.
Для цитаты: Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Чичинина Е.А., Алмазова О.В. Взаимосвязь использования цифровых устройств и эмоционально-личностного развития современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 1. С. 27–40. DOI: 10.17759/pse.2021260101
Литература
- Батенова Ю.В. Особенности развития коммуникативной сферы дошкольника в современной социокультурной ситуации (с учетом активного приобщения к информационно- коммуникационным технологиям) // Азимут научных исследований: педагогика и психология.2017.Том 6.№ 3 (20).С.288—292.
- Войскунский А.Е. Интернет — новая область исследований в психологической науке // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ.Выпуск 1.М.: Смысл, 2002.C.82—101.
- Денисенкова Н.С., Красило Т.А. Развитие дошкольников в эпоху цифровойсоциализации // Современное дошкольное образование.2019.№ 6 (96).С.50—57.DOI:10.24411/1997-9657-2019-10058
- Детский рунет 2019.Отраслевой доклад [Электронный ресурс].URL: https:// internetinstitute.ru/wp-content/uploads/2020/03/ ChildRunet-2019-26032020.pdf (дата обращения: 25.06.2020).
- Ежегодный доклад «Дети.Медиапотребление.2017» [Электронный ресурс].URL: http://momri.org/ portfolio/ezhegodnyj-doklad-deti-mediapotreblenie-2017/ (дата обращения: 25.06.2020).
- Карабанова О.А., Молчанов С.В. Риски негативного воздействия информационной продукции на психическое развитие и поведение детей и подростков // Национальный психологический журнал.2018.№ 3 (31).С.37— 46.
- Курочкина В.Е. Влияние медиапродукции, содержащей сцены агрессии и насилия, на формирование девиантного поведения подростков // Экопсихологические исследования — 6: экология детства и психология устойчивого развития.2020.№ 6.
- Ларионова Л.И., Горбунова А.Ю. Сравнительное исследование интеллектуального развития детей дошкольного возраста в условиях цифровой среды // Экопсихологические исследования — 6: экология детства и психология устойчивого развития.2020.№ 6.
- Максимова Л.А. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами виртуальной образовательной среды // Педагогическое образование в России.2013.№ 4.С.108—112.
- Прихожан А.М. Влияние электронной информационной среды на развитие личности детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон.науч.журн.2010.№ 1(9).URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 25.06.2020).
- Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая) // Культурно-историческая психология.2019.Том 15.№ 3.С.117—124.DOI:10.17759/chp.2019150312
- Смирнова Е.О., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. Виртуальная реальность в раннем и дошкольном детстве // Психологическая наука и образование.2018.Том 23.№ 3.C.42—53.DOI:10.17759/pse.2018230304
- Смирнова Е.О., Смирнова С.Ю., Шеина Е.Г. Родительские стратегии в использовании детьми цифровых технологий // Современная зарубежная психология.2019.Том 8.№ 4.С.79—87.DOI:10.17759/jmfp
- Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество.2018.Том 9.№ 3.С.71—80.DOI:10.17759/sps.2018090308
- Солдатова Г.У., Вишнева А.Е. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия.2019.Том 27.№ 3.С.97—118.DOI:10.17759/ cpp.2019270307
- Солдатова Г.У., Теславская О.И. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Национальный психологический журнал.2019.№ 4(36).С.12—27.DOI:10.11621/npj.2019.0402
- Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста // Нижегородское образование.2015.№ 3.С.78—84.
- Спирина А.В. Особенности влияния просмотра видео и телепередач с элементами насилия на психологическое здоровье детей дошкольного возраста // Здоровье и образование в XXI веке.2017.Том 19.№ 6.С.164—167.
- American Academy of Pediatrics, Council on Communications and Media.Media and young minds // Pediatrics.2016.Vol.138(5) P.e20162591.DOI:10.1542/peds.2016-2591
- Anderson D., Huston A., Schmitt K., Linebarger D., Wright J. Early childhood television viewing and adolescent behavior // Monographs of the Society for Research in Child Development.2001.Vol.66(1).P. 1—147.DOI:10.1111/1540-5834.00120
- Bandura A., Ross D., Ross S. Imitation of film-mediated aggressive models // Journal of Abnormal and Social Psychology.1963.Vol.66.P.3—11.DOI:10.1037/h0048687
- Bar-on M.E. The effects of television on child health: Implications and recommendations // Archives of Disease in Childhood.2000.Vol.83.P.289—292.DOI:10.1136/adc.83.4.289
- Boyatzis C., Matillo G., Nesbitt K. Effects of the ‘Mighty Morphin Power Rangers’ on children’s aggression with peers // Child Study Journal.1995.Vol. 25 (1).P.45—55.
- Brito R., Dias P. Technologies and children up to 8 years old: what changes in one year? // Observatorio.2019.Vol.13(2).P.68—86.DOI:10.15847/ obsOBS13220191366
- Christakis D., Garrison M., Herrenkohl T. Modifying media content for preschool children: a randomized controlled trial // Pediatrics.2013.Vol.131(3) P.431— 438.DOI:10.1542/peds.2012-1493
- Christakis D., Gillkerson J., Richards J. Audible television and decreased adult words, infant vocalizations, and conversational turns: a population-based study // Arch Pediatr Adolesc Med.2009.Vol.163 (6).P.554—558.DOI:10.1001/ archpediatrics.2009.61
- Comstock G., Scharrer E. The contribution of meta-analysis to the controversy over television violence and aggression // Media violence and children / In D.A. Gentile (Ed.).Westport, CT: Ablex, 2003
- Conners-Burrow Edge N., McKelvey L., Fussell J. Social Outcomes Associated With Media Viewing Habits of Low-Income Preschool Children // Early education and Development.2011.Vol.22(2).P.256—273.DOI :10.1080/10409289.2011.550844
- Dalope K.A., Woods L.J. Digital Media Use in Families // Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America.2018.Vol.27(2).P.145—158.DOI:10.1016/j.chc.2017.11.001
- Griffiths L., Dowda M., Dezateux C. Associations between sport and screen-entertainment with mental health problems in 5-year-old children // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity.2010.Vol.7 (30).DOI:10.1186/1479-5868-7-30
- Hinkley T., Brown H., Carson V., Teychenne M. Cross sectional associations of screen time and outdoor play with social skills in preschool children // PLoS ONE.2018.Vol.13(4).P.e0193700.DOI:10.1371/journal.pone.0193700
- Hinkley T., Verbestel V., Ahrens W., Lissner L., Molnár D., Moreno L.A. De Bourdeaudhuij I.Early Childhood Electronic Media Use as a Predictor of Poorer Well-being // JAMA Pediatrics.2014.Vol.168 (5).P. 485—492.DOI:10.1001/jamapediatrics.2014.94
- Huesmann L.R., Miller L.S. Long-Term Effects of Repeated Exposure to Media Violence in Childhood // Aggressive Behavior.1994.P.153—186.DOI:10.1007/978-1-4757-9116-7_7
- Huesmann L.R., Moise-Titus J., Podolski C.-L., Eron L.D. Longitudinal relations between children’s exposure to TV violence and their aggressive and violent behavior in young adulthood: 1977—1992 // Developmental Psychology.2003.Vol.39 (2).P.201— 221.DOI:10.1037/0012-1649.39.2.201
- Hyun Ah Seo, Hui Young Chun, Seung Hwa Jwa, Mi Hyun Choi. Relationship between young children’s habitual computer use and influencing variables on socio-emotional development // Early Child Development and Care.2011.Vol.181(2).P.245—265.DOI:10.1080/ 03004430.2011.536644
- Isikoglu Erdogan N., Johnson J.E., Dong P.I., Qiu Z. Do parents prefer digital play? Examination of parental preferences and beliefs in four nations // Early Childhood Education Journal.2019.Vol.47.P.131— 142.DOI:10.1007/s10643-018-0901-2
- Kirkorian H.L., Pempek T.A., Murphy L.A. The impact of background television on parent-child interaction // Child Development.2009.Vol.80 (5).P. 1350—1359.DOI:10.1111/j.1467-8624.2009.01337.x
- Kirkorian H.L., Wartella E.A., Anderson D.R. Media and young children’s learning // Future of Children.2008.Vol.18(1).P.39—61.DOI:10.1353/foc.0.0002
- Kostyrka-Allchorne K., Cooper N.R., Simpson A. The relationship between television exposure and children’s cognition and behaviour: A systematic review // Developmental Review.2017.Vol.44.P.19— 58.DOI:10.1016/j.dr.2016.12.002
- Kühhirt M., Klein M. Parental education, television exposure, and children’s early cognitive, language and behavioral development // Social Science Research.2019.DOI:10.1016/j.ssresearch.2019.102391
- Kulikova T.I., Maliy D.V. The correlation between a passion for computer games and the school performance of younger schoolchildren // Psychology in Russia: State of the Art.2015.Vol.8(3).P.124— 136.
- Linebarger D.L., Vaala S.E. Screen media and language development in infants and toddlers: An ecological perspective // Developmental Review.2010.Vol.30 (2).P.176—202.DOI:10.1016/j.dr.2010.03.006
- McDool E., Powell P., Roberts J., Taylor K. The internet and children’s psychological wellbeing // Journal of Health Economics.2019.DOI:10.1016/j.jhealeco.2019.102274
- Mistry K.B., Minkovitz C.S., Strobino D.M., Borzekowski D. Children’s Television Exposure and Behavioral and Social Outcomes at 5.5 Years: Does Timing of Exposure Matter? // Pediatrics.2007.Vol. 120 (4).P.762—769.DOI:10.1542/peds.2006- 3573
- Ostrov J.M., Gentile D.A., Crick N.R. Media Exposure, Aggression and Prosocial Behavior During Early Childhood: A Longitudinal Study // Social Development.2006.Vol.15(4).P.612—627.DOI:10.1111/j.1467-9507.2006.00360.x
- Özmert E., Toyran M., Yurdakök K. Behavioral Correlates of Television Viewing in Primary School Children Evaluated by the Child Behavior Checklist // Archives of Pediatrics & Adolescent Medicine.2002.Vol. 156 (9).P.910—914.DOI:10.1001/ archpedi.156.9.910
- Pagani L.S., Lévesque-Seck F., Fitzpatrick C. Prospective associations between televiewing at toddlerhood and later self-reported social impairment at middle school in a Canadian longitudinal cohort born in 1997/1998 // Psychological Medicine.2016.Vol.46 (16).P.3329—3337.DOI:10.1017/ s0033291716001689=63=PPX123
- Paik H., Comstock G. The Effects of television violence on antisocial behavior: a meta-analysis // Communication Research.1994.Vol.21 (4).P.516— 546.DOI:10.1177/009365094021004004
- Parkes A., Sweeting H., Wight D., Henderson M. Do television and electronic games predict children’s psychosocial adjustment? Longitudinal research using the UK Millennium Cohort Study // Archives of Disease in Childhood.2013.Vol.98 (5).P.341—348.DOI:10.1136/archdischild-2011-301508
- Peebles A., Bonus J.A., Mares M.-L. Questions + answers + agency: Interactive touchscreens and Children’s learning from a socio-emotional TV story // Computers in Human Behavior.2018.DOI:10.1016/j.chb.2018.03.039
- Przybylski A.K., Weinstein N. Digital Screen Time Limits and Young Children’s Psychological Well- Being: Evidence From a Population-Based Study // Child Development.2017.Vol.90 (1).P.56—65.DOI:10.1111/cdev.13007
- Puchkova E.B., Sukhovershina Yu.V., Temnova L.V. A study of Generation Z’s involvement in virtual reality // Psychology in Russia: State of the Art.2017.Vol.10 (4).P.134—143.
- Radesky J.S., Christakis D.A. Increased Screen Time // Pediatric Clinics of North America.2016.Vol. 63 (5).P.827—839.DOI:10.1016/j.pcl.2016.06.006
- Radesky J., Miller A.L., Rosenblum K.L., Appugliese D., Kaciroti N., Lumeng J.C. Maternal mobile device use during a structured parent-child interaction task // Acad Pediatr.2015.Vol.15 (2).P.238—244.DOI:10.1016/j.acap.2014.10.001
- Reich M.D. The Interplay of Media Violence Effects and Behaviorally Disordered Children and Adolescents: Guidelines for Practitioners // Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America.2018.Vol.27 (2).P.193—202.DOI:10.1016/j.chc.2017.11.006
- Rich M., Bickham D.S., Shrier L.A. Measuring Youth Media Exposure // American Behavioral Scientist.2015.Vol.59(14).P.1736—1754.DOI:10.1177/0002764215596558
- Rideout V. The Common Sense census: Media use by kids age zero to eight.San Francisco, CA: Common Sense Media, 2017.
- Rideout V., Katz V. Opportunity for all? Technology and learning in lower-income families // New York: The Joan Ganz Cooney Center at Sesame Workshop.2016.URL: http://www.joanganzcooneycenter.org/publication/ opportunity-for-all-technology-and-learning-in-lower-income-families/ (дата обращения: 29.06.2020).
- Saleme P., Pang B., Dietrich T., Parkinson J. Prosocial digital games for youth: A systematic review of interventions // Computers in Human Behavior Report.2020.Vol.2(100039).DOI:10.1016/j.chbr.2020.100039
- Schmidt M.E., Pempek T., Kirkorian H.L., Frankenfield A.L., Anderson D.R. The Effects of Background Television on the Toy Play Behavior of Very Young Children // Child Development.2008.Vol.79 (4).P.1137—1151.DOI:10.1111/j.1467-8624.2008.01180.x
- Schutte N.S., Malouff J.M., Post-Gorden J.C., Rodasta A.L. Effects of playing video games on children’s aggressive and other behaviors // Journal of Applied Social Psychology.1988.Vol.18.P.454—460.DOI:10.1111/j.1559-1816.1988.tb00028.x
- Shaheen S. How child’s play impacts executive function--related behaviors // Appl Neuropsychol Child.2014.Vol.3 (3).P.182—187.DOI:10.1080/21622965.2013.839612
- Shiue I. Duration of daily TV/screen watching with cardiovascular, respiratory, mental and psychiatric health: Scottish Health Survey, 2012—2013 // International Journal of Cardiology.2015.Vol.186.P. 241—246.DOI:10.1016/j.ijcard.2015.03.259
- Skalická , Wold Hygen B., Stenseng F., Kårstad S.B., Wichstrøm L. Screen time and the development of emotion understanding from age 4 to age 8: A community study // British Journal of Developmental Psychology.2019.DOI:10.1111/ bjdp.12283
- Sprafkin J.N., Rubinstein A. A field correlational study of children’s television viewing habits and prosocial behavior // Journal of Broadcasting.1979.Vol. 23.P. 265—276.DOI:10.1080/08838157909363938
- Thakkar R.R., Garrison M.M., Christakis D.A. A systematic review for the effects of television viewing by infants and preschoolers // Pediatrics.2006.Vol. 118 (5).P.2025—2031.DOI:10.1542/peds.2006- 1307
- Twenge J.M., Campbell W.K. Associations between screen time and lower psychological well-being among children and adolescents: Evidence from a population-based study.Pmedr.2018.DOI:10.1016/j.pmedr.2018.10.003
- Wiegman O., Kuttschreuter M., Baarda B. A longitudinal study of the effects of television viewing on aggressive and prosocial behaviors // British Journal of Social Psychology.1992.Vol.31.P.147—164.DOI:10.1111/j.2044-8309.1992.tb00961.x
- Wood W., Wong F.Y., Chachere J.G. Effects of media violence on viewers’ aggression in unconstrained social interaction // Psychol Bull.1999.Vol.109.P. 371—383.DOI:10.1037/0033-2909.109.3.371
- Wright J.C., Huston A.C., Murphy K.C., St Peters M., Piñon M., Scantlin R., Kotler J.The relations of early television viewing to school readiness and vocabulary of children from low-income families: The early window project // Child Development.2001.Vol.2.P.1347— 1366.DOI:10.1111/1467-8624.t01-1-00352
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2585
В прошлом месяце: 39
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 1585
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 0