Психолого-педагогические исследования
2017. Том 9. № 3. С. 71–82
doi:10.17759/psyedu.2017090308
ISSN: 2587-6139 (online)
Оценка профессиональных компетенций педагогов-психологов на основе профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" как современный инструмент управления кадровым потенциалом
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональные компетенции, педагог-психолог, профессиональный стандарт, мониторинг оценки и самооценки компетенций, тест на психологические знания
Рубрика издания: Методология и технология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090308
Для цитаты: Олтаржевская Л.Е., Кривенко А.В., Курбанов Р.А. Оценка профессиональных компетенций педагогов-психологов на основе профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" как современный инструмент управления кадровым потенциалом [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 71–82. DOI: 10.17759/psyedu.2017090308
Полный текст
Утвержденный и вступивший в силу профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [3] позволяет четко структурировать профессиональную деятельность специалиста благодаря включенному в него описанию конкретных трудовых функций, осуществляемых субъектом в должности педагога-психолога.
Содержащиеся в профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (далее - профстандарт педагога-психолога) описания трудовых функций могут быть использованы в качестве критериев для оценки профессиональных компетенций специалиста, позволяют ставить и решать задачи по совершенствованию процессов управления кадровым потенциалом, помогают выявить возможности специалиста для профессиональной самореализации и профессионального роста. Работодатель получает инструмент, который дает ему возможность определять, какие навыки и какие знания необходимы специалисту, чтобы можно было требовать от сотрудника достижения конкретных результатов [4].
Специалист, в свою очередь, получает возможность оценить свой профессиональный уровень и принять решение о необходимости развивать профессиональные компетенции, повысить квалификационный уровень, пройти дополнительное профессиональное обучение.
В рамках апробации профстандарта педагога-психолога в Городском психологопедагогическом центре Департамента образования города Москвы (далее - ГППЦ) был проведен мониторинг оценки и самооценки соответствия компетенций педагога-психолога содержанию трудовых функций профессионального стандарта.
ГППЦ функционирует в соответствии с централизованной моделью организации психолого-педагогической помощи [2, с. 5] и является ключевым элементом системы оказания психолого-педагогической помощи на всех уровнях организации образования в городе Москве. В ГППЦ работают около 400 педагогов-психологов, которые оказывают психолого-педагогическую помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социализации, в том числе и детям с ОВЗ и детям-инвалидам.
Организация мониторинга
Мониторинг проводился в период с октября по ноябрь 2016 г.
В задачи мониторинга входило: апробация технологии и инструментария оценки соответствия компетенций педагога-психолога содержанию трудовых функций профстандарта, получение сведений о готовности педагогов-психологов осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями профстандарта, выявление потребности в профессиональном развитии специалистов, получение оснований для выработки решений по совершенствованию процессов управления кадровым потенциалом.
Мониторинг проводился в три этапа.
Первый этап включал в себя заполнение анкеты по самооценке. Анкета заполнялась специалистом заочно в онлайн режиме.
Второй этап заключался в выполнении специалистом тестового задания (очно в онлайн форме) и проверке его владения информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ) - заполнение анкеты и выполнение задания на составление презентации (очно).
Третий этап представлял собой очное собеседование с каждым педагогом- психологом, проводимое группой экспертов. Второй и третий этапы были совмещены во времени.
Инструментарий мониторинга
Для осуществления оценки и самооценки соответствия компетенций педагога- психолога содержанию трудовых функций были разработаны:
а) анкета по самооценке выполнения трудовых действий, владению необходимыми умениями и знаниями в соответствии с содержанием трудовых функций профессионального стандарта педагога-психолога;
б) тестовые задания на знания в области профессиональной деятельности педагога- психолога;
в) анкета и практическое задание на владение ИКТ;
г) процедура собеседования с педагогами-психологами по выполняемой ими профессиональной деятельности в ГППЦ и критерии экспертной оценки.
Анкета по самооценке включала в себя перечень трудовых действий, необходимых умений и знаний, составляющих содержание трудовых функций, которые включены в обобщенную трудовую функцию по коду «B» профстандарта педагога-психолога.
Самооценка выполнения трудовых действий, владения необходимыми умениями и обладания необходимыми знаниями производилась по 3-балльной шкале, где 1 балл - максимальная оценка, а 3 балла - минимальная оценка. Шкала оценки трудовых действий: 1 балл - «выполняю», 2 балла - «редко выполняю», 3 балла - «не выполняю». Шкала оценки необходимых умений: 1 балл - «владею», 2 балла - «владею частично», 3 балла - «не владею». Шкала оценки необходимых знаний: 1 балл - «достаточные», 2 балла - «относительно достаточные», 3 балла - «недостаточные».
Анкета предъявлялась в онлайн форме и была доступна специалистам для заполнения по интернет-ссылке.
Тестовое задание включало в себя 21 вопрос на знания, необходимые для выполнения таких трудовых функций, как психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическая профилактика и психологическое просвещение. Каждый вопрос содержал четыре варианта ответа, один из которых был правильным.
В мониторинге использовались два варианта тестового задания. Каждый из участников мониторинга выполнял один из вариантов теста. Тестовое задание было представлено в онлайн-форме. Результаты тестирования представлялись участникам сразу же после завершения теста.
Собеседование проводилось с использованием полуструктурированного интервью и оценочного листа. В ходе собеседования проводился опрос психологов об их образовании и самообразовании, о выполняемой ими в настоящее время профессиональной деятельности, контингенте детей, реализуемых образовательных программах, профессиональных трудностях и профессиональных перспективах.
Экспертная группа располагала данными о результатах профессиональной деятельности, полученными из автоматизированной информационной системы «Сопровождение», используемой в деятельности ГППЦ. В этой системе отражаются все аспекты деятельности педагогических работников ГППЦ, в том числе и педагогов- психологов: консультативно-диагностическая, коррекционная, профилактическая, методическая деятельность, количество детей, количество групп, программы, по которым работает психолог, графики проведения занятий, темы занятий и многое другое. Также при экспертной оценке учитывались данные об основном и дополнительном профессиональном образовании и результаты выполнения теста.
По результатам собеседования выставлялись следующие оценки: «отлично» - высокий уровень соответствия профессиональных компетенций требованиям профстандарта, хорошая методическая подготовка; «хорошо» - профессиональные компетенции соответствуют требованиям профстандарта, недостаточная методическая подготовка; «удовлетворительно» - профессиональные компетенции соответствуют требованиям профстандарта, но имеются некоторые дефициты, отсутствует методическая подготовка; «неудовлетворительно» - значительные дефициты в развитии профессиональных компетенций, отсутствие методической подготовки, несоответствие направления высшего профессионального образования или уровня квалификации требованиям профстандарта педагога-психолога.
Участники мониторинга
Общее число педагогов-психологов ГППЦ, принявших участие в мониторинге, - 340 человек.
Распределение психологов по возрасту, уровню квалификации и стажу работы представлены на рис. 1-3. Возраст более 70 % педагогов-психологов, работающих в ГППЦ, - до 45 лет. Только 4 % педагогов-психологов центра имеют квалификацию бакалавра после получения высшего образования. Стаж работы в должности более 5 лет имеют 68 % педагогов-психологов центра.
Рис. 1. Распределение педагогов-психологов по возрасту: – 21–25 лет; – 25–35 лет; – 36–45 лет; – 46–55 лет; – старше 55 лет
Рис. 2. Распределение педагогов-психологов по уровню квалификации
Рис. 3. Распределение психологов по стажу работы в должности педагога-психолога (лет)
Результаты мониторинга
Анализ полученных ответов по анкете самооценки показал следующее.
Большинство респондентов дали положительные ответы относительно возможности выполнения трудовых действий и владения необходимыми умениями и знаниями, составляющими содержание трудовых функций профстандарта педагога-психолога по коду «В». Полученные результаты позволяют сделать вывод о готовности педагогов-психологов ГППЦ осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями профессионального стандарта.
Выявились следующие дефициты в необходимых умениях и знаниях.
При оценке выполнения трудовых действий более 30 % ответов «не выполняю» приходилось на следующие трудовые действия:
в области психологического просвещения педагогов и администрации - ознакомление с новыми исследованиями в области психологии детей и основными условиями психического развития детей, а также формирование психологической культуры педагогов и администрации;
в области психологической профилактики - разработка предложений по здоровьесберегающим образовательным технологиям;
в области психологической коррекции - разработка и сопровождение реализации в образовательных организациях программ психологической коррекции поведения и нарушений в развитии детей и обучающихся; разработка и реализация программ профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения обучающихся;
в области психологической диагностики - проведение скрининговых обследований с целью мониторинга психического развития детей и обучающихся; осуществление с целью профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению мотивации, личностных, характерологических особенностей детей и обучающихся;
в области психологического консультирования - консультирование педагогов по проблемам взаимоотношений с обучающимися, по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для детей и обучающихся с ОВЗ.
Указанные трудовые действия не характерны для профессиональной деятельности педагогов-психологов на основных базах центра. Эти трудовые действия выполняются теми педагогами-психологами, которые взаимодействуют с образовательными организациями, если между последними и ГППЦ заключены договора о взаимодействии.
При оценке владения необходимыми умениями более 20 % ответов «не владею» приходилось на следующие умения:
в области психологического просвещения - умение разрабатывать и реализовывать образовательные программы по повышению психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с детьми и обучающимися;
в области психологического консультирования - умение разрабатывать совместно с педагогами индивидуальные программы для построения индивидуального образовательного маршрута для детей и обучающихся с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
в области психологической диагностики - умение проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования у детей и обучающихся.
Указанные необходимые умения, составляющие содержание трудовых функций в обобщенной трудовой функции по коду «В», не востребованы в профессиональной деятельности педагогов-психологов на основных базах центра. Как было указано выше, они необходимы тем педагогам-психологам, которые взаимодействуют с образовательными организациями.
При оценке достаточности необходимых знаний более 20 % ответов «не достаточные» приходилось на знания в следующих областях:
в области психологической профилактики - знание современных теорий формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, теорий и методов предотвращения «профессионального выгорания» специалистов, методов предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива;
в области психологической коррекции - знание способов и методов коррекции отклоняющегося поведения у подростков.
Результаты выполнения теста представлены на рис. 4. Средняя оценка выполнения теста составила 16 баллов из 21.
Результаты собеседования представлены на рис. 5.
Рис. 5. Распределение психологов по результатам собеседования
Минимальная оценка по собеседованию - «неудовлетворительно» - означала, что специалист не соответствует требованиям профстандарта либо по критерию образования, либо по критериям выполнения профессиональных обязанностей.
Педагоги-психологи, получившие по собеседованию оценку «удовлетворительно», имеют определенные дефициты в своем профессиональном развитии и нуждаются в мероприятиях по их профессиональному росту.
Сопоставление результатов собеседования и выполнения теста на профессиональные знания позволило нам распределить всех педагогов-психологов на четыре группы (рис. 6):
1-я группа - педагоги-психологи, получившие удовлетворительные оценки по собеседованию и выполнившие тест с оценкой выше средней;
2-я группа - педагоги-психологи, получившие удовлетворительные оценки по собеседованию, но выполнившие тест с оценкой ниже средней;
3-я группа - педагоги-психологи, получившие неудовлетворительную оценку по собеседованию, но выполнившие тест с оценкой выше средней;
4-я группа - педагоги-психологи, получившие неудовлетворительную оценку по собеседованию и выполнившие тест с оценкой ниже средней.
Рис. 6. Распределение психологов по соответствию требованиям стандарта: – 1-я группа; – 2-я группа; – 3-я группа; – 4-я группа
В отношении 3-й и 4-й групп специалистов, получивших низкие экспертные оценки, были приняты управленческие решения, направленные на повышение их профессиональных компетенций: были разработаны индивидуальные программы профессионального развития, которые включают в себя супервизию деятельности психолога, разбор отдельных случаев, прохождение курсов повышения квалификации, методического сопровождения их деятельности, работа по самообразованию.
Выводы
1. Проведенный мониторинг оценки и самооценки соответствия профессиональных компетенций педагогов-психологов ГППЦ требованиям профстандарта позволил выявить готовность специалистов центра работать в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
2. Проведена апробация инструментария оценки и самооценки профессиональных компетенций педагогов-психологов, показавшая возможности его использования для целей мониторинга. Апробация инструментария оценки соответствия компетенций педагога- психолога содержанию трудовых функций профессионального стандарта продемонстрировала его результативность и возможность дальнейшего использования при введении профессионального стандарта на пилотных площадках.
3. Выявленные дефициты в профессиональных компетенциях педагогов-психологов ГППЦ позволяют поставить задачу разработки программ дополнительного профессионального образования и проведения внутрикорпоративных курсов повышения квалификации.
4. Выявленные дефициты в профессиональных компетенциях педагогов-психологов ГППЦ также ставят задачу создания организационных условий для развития профессиональных компетенций педагогов-психологов.
5. Важную роль в контексте проведенного мониторинга сыграла информационноаналитическая система «Сопровождение», используемая в деятельности ГППЦ. Именно она обеспечила возможность получения оперативной и достоверной информации о всех сторонах деятельности педагогов-психологов. Проведенный мониторинг ставит задачу усовершенствования и расширения функций АИС «Сопровождение» в контексте апробации и внедрения профессионального стандарта.
Литература
- Марголис А.А., Сафронова М.А., Шишлянникова Л.М., Панфилова А.А. Апробация инструментария оценки сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. C. 77–91.
- Письмо Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» [Электронный ресурс] //URL: http://минобрнауки.рф/документы/8022/файл/7244/ВК-268_07%20от%2010.02.2015.pdf (дата обращения: 15.09.2017).
- Приказ Минтруда России № 514н от 24 июля 2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963 (дата обращения: 15.09.2017).
- Стрыгина В.В., Виноградова Е.В. Практика создания моделей компетенций // Социальная психология и общество. 2012. № 3. С. 129–149.
- Хван А.А. Теоретические и прикладные проблемы измерения компетенций // Оценка качества обучения в образовательных учреждениях: Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции (11–12 октября, 2011) / Науч. ред. С.А. Минюрова. Екатеринбург: Изд-во «Уральский государственный педагогический университет», 2012. С. 105–110.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2431
В прошлом месяце: 47
В текущем месяце: 34
Скачиваний
Всего: 1271
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2