Оценка профессиональных компетенций педагогов-психологов на основе профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" как современный инструмент управления кадровым потенциалом

1271

Аннотация

Приводятся результаты мониторинга оценки и самооценки соответствия компетенций педагога-психолога содержанию трудовых функций профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». В мониторинге участвовали 340 педагогов-психологов, работающих в Городском психолого-педагогическом центре Департамента образования города Москвы. В качестве инструментария использовались: анкета самооценки профессиональных компетенций, тестовое задание на психологические знания, собеседование на основе полуструктурированного интервью с педагогами-психологами об их профессиональной деятельности. На основании полученных результатов педагоги-психологи, работающие в Городском психолого- педагогическом центре, распределились на четыре группы в зависимости от результатов собеседования и выполнения тестового задания. Для каждой группы составлены планы индивидуального профессионального развития, предложены управленческие решения по развитию их профессиональных компетенций.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональные компетенции, педагог-психолог, профессиональный стандарт, мониторинг оценки и самооценки компетенций, тест на психологические знания

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090308

Для цитаты: Олтаржевская Л.Е., Кривенко А.В., Курбанов Р.А. Оценка профессиональных компетенций педагогов-психологов на основе профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" как современный инструмент управления кадровым потенциалом [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 71–82. DOI: 10.17759/psyedu.2017090308

Полный текст

 

Утвержденный и вступивший в силу профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [3] позволяет четко структурировать профессиональную деятельность специалиста благодаря включенному в него описанию конкретных трудовых функций, осуществляемых субъектом в должности педагога-психолога.

Содержащиеся в профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (далее - профстандарт педагога-психолога) описания трудовых функций могут быть использованы в качестве критериев для оценки профессиональных компетенций специалиста, позволяют ставить и решать задачи по совершенствованию процессов управления кадровым потенциалом, помогают выявить возможности специалиста для профессиональной самореализации и профессионального роста. Работодатель получает инструмент, который дает ему возможность определять, какие навыки и какие знания необходимы специалисту, чтобы можно было требовать от сотрудника достижения конкретных результатов [4].

Специалист, в свою очередь, получает возможность оценить свой профессиональный уровень и принять решение о необходимости развивать профессиональные компетенции, повысить квалификационный уровень, пройти дополнительное профессиональное обучение.

В рамках апробации профстандарта педагога-психолога в Городском психолого­педагогическом центре Департамента образования города Москвы (далее - ГППЦ) был проведен мониторинг оценки и самооценки соответствия компетенций педагога-психолога содержанию трудовых функций профессионального стандарта.

ГППЦ функционирует в соответствии с централизованной моделью организации психолого-педагогической помощи [2, с. 5] и является ключевым элементом системы оказания психолого-педагогической помощи на всех уровнях организации образования в городе Москве. В ГППЦ работают около 400 педагогов-психологов, которые оказывают психолого-педагогическую помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социализации, в том числе и детям с ОВЗ и детям-инвалидам.

Организация мониторинга

Мониторинг проводился в период с октября по ноябрь 2016 г.

В задачи мониторинга входило: апробация технологии и инструментария оценки соответствия компетенций педагога-психолога содержанию трудовых функций профстандарта, получение сведений о готовности педагогов-психологов осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями профстандарта, выявление потребности в профессиональном развитии специалистов, получение оснований для выработки решений по совершенствованию процессов управления кадровым потенциалом.

Мониторинг проводился в три этапа.

Первый этап включал в себя заполнение анкеты по самооценке. Анкета заполнялась специалистом заочно в онлайн режиме.

Второй этап заключался в выполнении специалистом тестового задания (очно в онлайн форме) и проверке его владения информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ) - заполнение анкеты и выполнение задания на составление презентации (очно).

Третий этап представлял собой очное собеседование с каждым педагогом- психологом, проводимое группой экспертов. Второй и третий этапы были совмещены во времени.

Инструментарий мониторинга

Для осуществления оценки и самооценки соответствия компетенций педагога- психолога содержанию трудовых функций были разработаны:

а)  анкета по самооценке выполнения трудовых действий, владению необходимыми умениями и знаниями в соответствии с содержанием трудовых функций профессионального стандарта педагога-психолога;

б)    тестовые задания на знания в области профессиональной деятельности педагога- психолога;

в)   анкета и практическое задание на владение ИКТ;

г) процедура собеседования с педагогами-психологами по выполняемой ими профессиональной деятельности в ГППЦ и критерии экспертной оценки.

Анкета по самооценке включала в себя перечень трудовых действий, необходимых умений и знаний, составляющих содержание трудовых функций, которые включены в обобщенную трудовую функцию по коду «B» профстандарта педагога-психолога.

Самооценка выполнения трудовых действий, владения необходимыми умениями и обладания необходимыми знаниями производилась по 3-балльной шкале, где 1 балл - максимальная оценка, а 3 балла - минимальная оценка. Шкала оценки трудовых действий: 1 балл - «выполняю», 2 балла - «редко выполняю», 3 балла - «не выполняю». Шкала оценки необходимых умений: 1 балл - «владею», 2 балла - «владею частично», 3 балла - «не владею». Шкала оценки необходимых знаний: 1 балл - «достаточные», 2 балла - «относительно достаточные», 3 балла - «недостаточные».

Анкета предъявлялась в онлайн форме и была доступна специалистам для заполнения по интернет-ссылке.

Тестовое задание включало в себя 21 вопрос на знания, необходимые для выполнения таких трудовых функций, как психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическая профилактика и психологическое просвещение. Каждый вопрос содержал четыре варианта ответа, один из которых был правильным.

В мониторинге использовались два варианта тестового задания. Каждый из участников мониторинга выполнял один из вариантов теста. Тестовое задание было представлено в онлайн-форме. Результаты тестирования представлялись участникам сразу же после завершения теста.

Собеседование проводилось с использованием полуструктурированного интервью и оценочного листа. В ходе собеседования проводился опрос психологов об их образовании и самообразовании, о выполняемой ими в настоящее время профессиональной деятельности, контингенте детей, реализуемых образовательных программах, профессиональных трудностях и профессиональных перспективах.

Экспертная группа располагала данными о результатах профессиональной деятельности, полученными из автоматизированной информационной системы «Сопровождение», используемой в деятельности ГППЦ. В этой системе отражаются все аспекты деятельности педагогических работников ГППЦ, в том числе и педагогов- психологов: консультативно-диагностическая, коррекционная, профилактическая, методическая деятельность, количество детей, количество групп, программы, по которым работает психолог, графики проведения занятий, темы занятий и многое другое. Также при экспертной оценке учитывались данные об основном и дополнительном профессиональном образовании и результаты выполнения теста.

По результатам собеседования выставлялись следующие оценки: «отлично» - высокий уровень соответствия профессиональных компетенций требованиям профстандарта, хорошая методическая подготовка; «хорошо» - профессиональные компетенции соответствуют требованиям профстандарта, недостаточная методическая подготовка; «удовлетворительно» - профессиональные компетенции соответствуют требованиям профстандарта, но имеются некоторые дефициты, отсутствует методическая подготовка; «неудовлетворительно» - значительные дефициты в развитии профессиональных компетенций, отсутствие методической подготовки, несоответствие направления высшего профессионального образования или уровня квалификации требованиям профстандарта педагога-психолога.

Участники мониторинга

Общее число педагогов-психологов ГППЦ, принявших участие в мониторинге, - 340 человек.

Распределение психологов по возрасту, уровню квалификации и стажу работы представлены на рис. 1-3. Возраст более 70 % педагогов-психологов, работающих в ГППЦ, - до 45 лет. Только 4 % педагогов-психологов центра имеют квалификацию бакалавра после получения высшего образования. Стаж работы в должности более 5 лет имеют 68 % педагогов-психологов центра.

 

Рис. 1. Распределение педагогов-психологов по возрасту: – 21–25 лет; – 25–35 лет; – 36–45 лет; – 46–55 лет;  – старше 55 лет

Рис. 2. Распределение педагогов-психологов по уровню квалификации

Рис. 3. Распределение психологов по стажу работы в должности педагога-психолога (лет)

Результаты мониторинга

Анализ полученных ответов по анкете самооценки показал следующее.

Большинство респондентов дали положительные ответы относительно возможности выполнения трудовых действий и владения необходимыми умениями и знаниями, составляющими содержание трудовых функций профстандарта педагога-психолога по коду «В». Полученные результаты позволяют сделать вывод о готовности педагогов-психологов ГППЦ осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Выявились следующие дефициты в необходимых умениях и знаниях.

При оценке выполнения трудовых действий более 30 % ответов «не выполняю» приходилось на следующие трудовые действия:

в области психологического просвещения педагогов и администрации - ознакомление с новыми исследованиями в области психологии детей и основными условиями психического развития детей, а также формирование психологической культуры педагогов и администрации;

в области психологической профилактики - разработка предложений по здоровьесберегающим образовательным технологиям;

в области психологической коррекции - разработка и сопровождение реализации в образовательных организациях программ психологической коррекции поведения и нарушений в развитии детей и обучающихся; разработка и реализация программ профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения обучающихся;

в области психологической диагностики - проведение скрининговых обследований с целью мониторинга психического развития детей и обучающихся; осуществление с целью профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению мотивации, личностных, характерологических особенностей детей и обучающихся;

в области психологического консультирования - консультирование педагогов по проблемам взаимоотношений с обучающимися, по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для детей и обучающихся с ОВЗ.

Указанные трудовые действия не характерны для профессиональной деятельности педагогов-психологов на основных базах центра. Эти трудовые действия выполняются теми педагогами-психологами, которые взаимодействуют с образовательными организациями, если между последними и ГППЦ заключены договора о взаимодействии.

При оценке владения необходимыми умениями более 20 % ответов «не владею» приходилось на следующие умения:

в области психологического просвещения - умение разрабатывать и реализовывать образовательные программы по повышению психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с детьми и обучающимися;

в области психологического консультирования - умение разрабатывать совместно с педагогами индивидуальные программы для построения индивидуального образовательного маршрута для детей и обучающихся с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

в области психологической диагностики - умение проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования у детей и обучающихся.

Указанные необходимые умения, составляющие содержание трудовых функций в обобщенной трудовой функции по коду «В», не востребованы в профессиональной деятельности педагогов-психологов на основных базах центра. Как было указано выше, они необходимы тем педагогам-психологам, которые взаимодействуют с образовательными организациями.

При оценке достаточности необходимых знаний более 20 % ответов «не достаточные» приходилось на знания в следующих областях:

в области психологической профилактики - знание современных теорий формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, теорий и методов предотвращения «профессионального выгорания» специалистов, методов предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива;

в области психологической коррекции - знание способов и методов коррекции отклоняющегося поведения у подростков.

Результаты выполнения теста представлены на рис. 4. Средняя оценка выполнения теста составила 16 баллов из 21.

Рис. 4. Количественное распределение психологов по результатам выполнения тестового задания в процентном отношении: – 15 баллов и меньше; – 16–18 баллов; – 19–21 балл

Результаты собеседования представлены на рис. 5.

Рис. 5. Распределение психологов по результатам собеседования


Минимальная оценка по собеседованию - «неудовлетворительно» - означала, что специалист не соответствует требованиям профстандарта либо по критерию образования, либо по критериям выполнения профессиональных обязанностей.

Педагоги-психологи, получившие по собеседованию оценку «удовлетворительно», имеют определенные дефициты в своем профессиональном развитии и нуждаются в мероприятиях по их профессиональному росту.

Сопоставление результатов собеседования и выполнения теста на профессиональные знания позволило нам распределить всех педагогов-психологов на четыре группы (рис. 6):

1-я группа - педагоги-психологи, получившие удовлетворительные оценки по собеседованию и выполнившие тест с оценкой выше средней;

2-я группа - педагоги-психологи, получившие удовлетворительные оценки по собеседованию, но выполнившие тест с оценкой ниже средней;

3-я группа - педагоги-психологи, получившие неудовлетворительную оценку по собеседованию, но выполнившие тест с оценкой выше средней;

4-я группа - педагоги-психологи, получившие неудовлетворительную оценку по собеседованию и выполнившие тест с оценкой ниже средней.

Рис. 6. Распределение психологов по соответствию требованиям стандарта:   – 1-я группа; – 2-я группа;   – 3-я группа;   – 4-я группа

В отношении 3-й и 4-й групп специалистов, получивших низкие экспертные оценки, были приняты управленческие решения, направленные на повышение их профессиональных компетенций: были разработаны индивидуальные программы профессионального развития, которые включают в себя супервизию деятельности психолога, разбор отдельных случаев, прохождение курсов повышения квалификации, методического сопровождения их деятельности, работа по самообразованию.

Выводы

1. Проведенный мониторинг оценки и самооценки соответствия профессиональных компетенций педагогов-психологов ГППЦ требованиям профстандарта позволил выявить готовность специалистов центра работать в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

2. Проведена апробация инструментария оценки и самооценки профессиональных компетенций педагогов-психологов, показавшая возможности его использования для целей мониторинга. Апробация инструментария оценки соответствия компетенций педагога- психолога содержанию трудовых функций профессионального стандарта продемонстрировала его результативность и возможность дальнейшего использования при введении профессионального стандарта на пилотных площадках.

3.   Выявленные дефициты в профессиональных компетенциях педагогов-психологов ГППЦ позволяют поставить задачу разработки программ дополнительного профессионального образования и проведения внутрикорпоративных курсов повышения квалификации.

4.    Выявленные дефициты в профессиональных компетенциях педагогов-психологов ГППЦ также ставят задачу создания организационных условий для развития профессиональных компетенций педагогов-психологов.

5.    Важную роль в контексте проведенного мониторинга сыграла информационно­аналитическая система «Сопровождение», используемая в деятельности ГППЦ. Именно она обеспечила возможность получения оперативной и достоверной информации о всех сторонах деятельности педагогов-психологов. Проведенный мониторинг ставит задачу усовершенствования и расширения функций АИС «Сопровождение» в контексте апробации и внедрения профессионального стандарта.

Литература

  1. Марголис А.А., Сафронова М.А., Шишлянникова Л.М., Панфилова А.А. Апробация инструментария оценки сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. C. 77–91.
  2. Письмо Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» [Электронный ресурс] //URL: http://минобрнауки.рф/документы/8022/файл/7244/ВК-268_07%20от%2010.02.2015.pdf (дата обращения: 15.09.2017).
  3. Приказ Минтруда России № 514н от 24 июля 2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963 (дата обращения: 15.09.2017).
  4. Стрыгина В.В., Виноградова Е.В. Практика создания моделей компетенций // Социальная психология и общество. 2012. № 3. С. 129–149.
  5. Хван А.А. Теоретические и прикладные проблемы измерения компетенций // Оценка качества обучения в образовательных учреждениях: Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции (11–12 октября, 2011) / Науч. ред. С.А. Минюрова. Екатеринбург: Изд-во «Уральский государственный педагогический университет», 2012. С. 105–110.

Информация об авторах

Олтаржевская Любовь Евгеньевна, кандидат педагогических наук, директор, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4712-9170, e-mail: OltarzhevskayaLE@edu.mos.ru

Кривенко Алена Васильевна, начальник отдела, отдел профессионального развития педагогических кадров, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы, Москва, Россия, e-mail: KrivenkoAV@edu.mos.ru

Курбанов Рустам Анверович, старший методист, отдела профессионального развития педагогических кадров, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы, Москва, Россия, e-mail: KurbanovRA@edu.mos.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2431
В прошлом месяце: 47
В текущем месяце: 34

Скачиваний

Всего: 1271
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2