Оценка профессиональных компетенций педагогов-психологов на основе профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" как современный инструмент управления кадровым потенциалом

1216

Аннотация

Приводятся результаты мониторинга оценки и самооценки соответствия компетенций педагога-психолога содержанию трудовых функций профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». В мониторинге участвовали 340 педагогов-психологов, работающих в Городском психолого-педагогическом центре Департамента образования города Москвы. В качестве инструментария использовались: анкета самооценки профессиональных компетенций, тестовое задание на психологические знания, собеседование на основе полуструктурированного интервью с педагогами-психологами об их профессиональной деятельности. На основании полученных результатов педагоги-психологи, работающие в Городском психолого- педагогическом центре, распределились на четыре группы в зависимости от результатов собеседования и выполнения тестового задания. Для каждой группы составлены планы индивидуального профессионального развития, предложены управленческие решения по развитию их профессиональных компетенций.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональные компетенции, педагог-психолог, профессиональный стандарт, мониторинг оценки и самооценки компетенций, тест на психологические знания

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090308

Для цитаты: Олтаржевская Л.Е., Кривенко А.В., Курбанов Р.А. Оценка профессиональных компетенций педагогов-психологов на основе профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" как современный инструмент управления кадровым потенциалом [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 71–82. DOI: 10.17759/psyedu.2017090308

Фрагмент статьи

Утвержденный и вступивший в силу профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» позволяет четко структурировать профессиональную деятельность специалиста благодаря включенному в него описанию конкретных трудовых функций, осуществляемых субъектом в должности педагога-психолога. Содержащиеся в профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (далее – профстандарт педагога-психолога) описания трудовых функций могут быть использованы в качестве критериев для оценки профессиональных компетенций специалиста, позволяют ставить и решать задачи по совершенствованию процессов управления кадровым потенциалом, помогают выявить возможности специалиста для профессиональной самореализации и профессионального роста.

Литература

  1. Марголис А.А., Сафронова М.А., Шишлянникова Л.М., Панфилова А.А. Апробация инструментария оценки сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. C. 77–91.
  2. Письмо Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» [Электронный ресурс] //URL: http://минобрнауки.рф/документы/8022/файл/7244/ВК-268_07%20от%2010.02.2015.pdf (дата обращения: 15.09.2017).
  3. Приказ Минтруда России № 514н от 24 июля 2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963 (дата обращения: 15.09.2017).
  4. Стрыгина В.В., Виноградова Е.В. Практика создания моделей компетенций // Социальная психология и общество. 2012. № 3. С. 129–149.
  5. Хван А.А. Теоретические и прикладные проблемы измерения компетенций // Оценка качества обучения в образовательных учреждениях: Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции (11–12 октября, 2011) / Науч. ред. С.А. Минюрова. Екатеринбург: Изд-во «Уральский государственный педагогический университет», 2012. С. 105–110.

Информация об авторах

Олтаржевская Любовь Евгеньевна, кандидат педагогических наук, директор, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4712-9170, e-mail: OltarzhevskayaLE@edu.mos.ru

Кривенко Алена Васильевна, начальник отдела, отдел профессионального развития педагогических кадров, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы, Москва, Россия, e-mail: KrivenkoAV@edu.mos.ru

Курбанов Рустам Анверович, старший методист, отдела профессионального развития педагогических кадров, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы, Москва, Россия, e-mail: KurbanovRA@edu.mos.ru

Метрики

Просмотров HTML-версии за весь период: 2067
Просмотров HTML-версии в прошлом месяце: 12
Просмотров HTML-версии в текущем месяце: 6

Скачиваний PDF-версии за весь период: 1216
Скачиваний PDF-версии в прошлом месяце: 2
Скачиваний PDF-версии в текущем месяце: 1