Введение
В системе критериев и оценок качества современного образования психологическое благополучие (ПБ) занимает одно из ведущих мест и в известном смысле задает новый дискурс российской образовательной политики (Поливанова, 2020; Потанина, Моросанова, 2022). ПБ рассматривается также и как один из ведущих критериев социализации современных детей, подростков и молодежи. ПБ связано с продуктивными видами мотивации деятельности (Deci, Ryan, 2008; Дехтяренко, Савченко, Шлягина, 2023), с академическими достижениями (Потанина, Моросанова, 2022; Kern et al., 2015), низкими поведенческими рисками (Adler, Seligman, 2016), с физическим здоровьем (Dray et al., 2017). В исследованиях подчеркивается важность факторов межличностного общения для понимания благополучия у подростков (Рассказова, Садовничая, 2023). Высокий уровень благополучия и развитость основных его компонентов обеспечивают позитивное функционирование личности и способствуют самореализации человека на разных ступенях онтогенеза (Исаева и др., 2022; Волкова и др., 2022; Руднова и др., 2023). ПБ как переживание позитивной модальности можно рассматривать в качестве механизма интериоризации социального поведения, тем самым открывая возможности для педагогических воздействий и управления социализационными процессами (Волкова, Сорокоумова, 2024).
Проблема оценки ПБ является одной из актуальных проблем современной психологии. В рамках различных теоретических подходов к пониманию концепта ПБ существуют разные способы этой оценки (например, Белинская, Шаехов, 2023; Рикель и др., 2017; Шилко и др., 2018). Для оценки ПБ подростков, на наш взгляд, соответствует теоретический подход позитивной психологии, в котором благополучие выступает не столько как отсутствие различных нарушений личностного или профессионального генеза (например, низкий уровень стресса, тревожности, отсутствие эмоционального выгорания, апатии, амотивации), сколько как ощущение полноты и достаточности у человека личностных ресурсов для продуктивной, насыщенной позитивными переживаниями жизни (Ryff, 1989; Seligman, 2012; Ryan, Deci, 2000).
На основе теории М. Селигмана группой психологов под руководством М. Керн (Kern et al., 2016; Kern et al., 2015) была разработана модель ПБ подростков. Эта модель была символично названа EPOCH (epoch – эпоха, век, эра) на основе аббревиатуры из первых букв пяти основных компонентов ПБ: вовлеченности подростка в деятельность (Engagement – вовлеченность, активность, участие); настойчивости и упорства (Perseverance – упорство, стойкость, настойчивость); оптимизма, который характеризуется надеждой, уверенностью в будущем (Optimism – оптимизм, уверенность в будущем); взаимосвязи с другими людьми (Connectedness – связанность, сопряженность); ощущения счастья как устойчивого состояния позитивного настроения и чувства удовлетворенности своей жизнью (Happiness – счастье, радость). В 2016 году на основе модели EPOCH был создан специальный опросник для оценки ПБ подростков (Kern et al., 2016), результаты апробации которого на выборках австралийских, американских и китайских подростков (Kern et al., 2019) показали его хорошую измерительную способность и конструктную валидность. Целью данной статьи является оценка психометрических параметров опросника EPOCH и определение на этой основе возможностей его использования для изучения ПБ российских подростков.
Материалы и методы
Выборка. В исследовании участвовали 230 респондентов в возрасте от 13 до 16 лет (M = 14,65, SD = 1,04), 36,1% – мальчики, 63,9% – девочки; учащиеся 7–9 классов общеобразовательных школ крупного промышленного мегаполиса. Данные размещены в базе аффилированной организации. Процедура сбора данных соответствовала этическим стандартам Российского психологического общества.
Методы. Для исследования была выбрана 20-пунктовая версия опросника EPOCH как наиболее компактная и обладающая лучшими психометрическими характеристиками в оригинальном и переводных вариантах (Kern et al., 2016; Kern et al., 2019). Перевод был осуществлен в соответствии с процедурами перевода методик на иностранном языке.
20 пунктов опросника содержали утверждения самооценочного типа для шкал «Вовлеченность», «Упорство», «Взаимосвязь», «Оптимизм», «Счастье». Все пункты опросника были прямыми. Для градации ответов использовалась шкала Лайкерта от 1 («совсем не похоже») до 5 («абсолютно точно»). Кроме того, опросник предполагал возможность вычисления суммарного показателя как интегральной характеристики (индекса) психологического благополучия.
Для проверки конструктной валидности использовались Опросник успехов и трудностей для детей 11–17 лет (Strength and Difficulties Questionnaire – SDQ) (Goodman, 1997), рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения для оценки психического здоровья подростков и имеющий доказательства валидности и надежности, сведения о нормах для российских подростков (Goodman et al., 2005), и Опросник удовлетворенности базовых психологических потребностей (Deci, Ryan, 2008; Ryan, Deci, 2000), результаты которого коррелируют с психологическим благополучием человека на разных ступенях онто- и профессиогенеза, в том числе подростков (Gagne, 2003).
Анализ данных. Анализ был выполнен при помощи R (версия 4.3.2, пакеты psych (Revelle, 2024; Rosseel, 2012) и Bifactor Indices Calculator на основании калькулятора для Excel (Dueber, 2017)). Описательные статистики представлены в Приложении А, Табл. 1.
Для оценки структуры опросника EPOCH использовался конфирматорный факторный анализ. Сравнивались три модели: пятифакторная модель (каждый фактор включает в себя 4 вопроса), пятифакторная модель с одним общим фактором (каждый фактор включает в себя 4 вопроса, полученные факторы объединяются в один общий фактор) и модель с одним общим фактором (один фактор включает в себя все 20 вопросов). При построении моделей использовались робастные оценки. В качестве индексов соответствия модели и для сравнения моделей между собой мы используем следующие критерии: среднеквадратичная ошибка аппроксимации (root mean square error of approximation – RMSEA), стандартизированный среднеквадратичный остаток (standardized root mean square residual, SRMR), индекс Такера-Льюиса (Tucker–Lewis index, TLI), сравнительный индекс соответствия (Сomparative Fit Index, CFI). Соответствующими данным считаются модели со значениями RMSEA ≤ 0,06, SRMR ≤ 0,09, TLI и CFI больше 0,90 (Hu, Bentler, 1999).
Поскольку ответы опросника кодируются по шкале Лайкерта с 5 уровнями, данные можно считать порядковыми. Поэтому, кроме робастных оценок по методу максимального правдоподобия (ML), использовались оценки по методу наименьших квадратов с учетом весов на диагонали (diagonally weighted least squares – DWLS), расчет которых производится на основании матрицы полихорических корреляций между вопросами.
При оценке внутренней согласованности, наряду с традиционной оценкой при помощи α-Кронбаха, рассматривалась иерархическая модель, в которой возможно оценить, какая часть дисперсии относится к частным факторам (компонентам благополучия), а какая – объясняется общим фактором, стоящим за ними (общим благополучием). При этом использовался ряд коэффициентов ω (Revelle, Zinbarg, 2009; Rodriguez et al., 2016a): ω оценивает внутреннюю согласованность исходя из всех источников дисперсии (для общего фактора – все 20 вопросов, для каждого фактора – входящие в него вопросы), ωH – исходя из только одного общего латентного фактора (разница в оценках по 5 факторам считается ошибкой измерения одного общего фактора), ωS – исходя из указанных шкал при наличии общего фактора, ωHS – исходя только из указанных шкал, исключая общность, порождаемую общим фактором. Соотношение между ω и ωH позволяет оценить, насколько согласованность ответов объясняется одним общим фактором, соотношение между ωН и ωHS – более высокие значения ωHS при более низких значениях ωН указывают на наличие нескольких шкал внутри конструкта (Rodriguez et al., 2016).
Конструктная валидность оценивалась при помощи корреляций (коэффициент корреляции Спирмена) шкал опросника и общего фактора с опросником SDQ и с Опросником удовлетворенности базовых психологических потребностей. Расчет p-значений проводился с учетом поправки Бонферрони.
Результаты
Конфирматорный факторный анализ
Индексы соответствия разных моделей: однофакторной, пятифакторной и многоуровневой представлены в табл. 1. Соответствующими данным были все модели, кроме однофакторной модели с оценкой по методу максимального правдоподобия. Вообще однофакторные модели несколько хуже соответствуют данным, чем пятифакторная и многоуровневая модели. Лучшей оказалась модель с пятью факторами (RMSEA = 0,04, 90% доверительный интервал [0,03; 0,06], TLI = 0,99, CFI = 1,00, SRMR = 0,06) и с оценкой по методу взвешенных весов (DWLS). Ковариации между шкалами практически одинаковы для моделей ML и DWLS (см. Приложение А, Табл. 3), в многоуровневой модели DWLS пять факторов несколько больше нагружают общий фактор, чем в модели ML.
Отдельные вопросы нагружают соответствующие шкалы средне (от 0,4) и высоко (от 0,6) во всех представленных моделях. Несколько более низкие нагрузки (0,3–0,45) дает вопрос 11 «Я так погружаюсь в деятельность, что забываю обо всем остальном» на шкалу «Вовлеченность» и вопрос 9 «Я выполняю свои домашние задания от начала до конца и не прерываюсь, пока их не закончу» на шкалу «Упорство» (0,25-0,4). Корреляции между отдельными вопросами представлены в Приложении А, Табл. 2.
Таблица 1 / Table 1
Индексы соответствия для моделей CFA
Fit Indices for CFA Models
|
Критерии |
ML |
DWLS |
||||
|
1 фактор / 1-Factor |
5 факторов / 5-Factor |
5+1 общий фактор / General factor |
1 фактор / 1-Factor |
5 факторов / 5-Factor |
5+1 общий фактор / General factor |
|
|
χ2 |
524,51*** |
343,10*** |
362,92*** |
460,48*** |
227,48*** |
264,36*** |
|
χ2/df |
3,09 |
2,14 |
2,20 |
2,71 |
1,42 |
1,60 |
|
TLI |
0,79 |
0,89 |
0,88 |
0,97 |
0,99 |
0,99 |
|
CFI |
0,82 |
0,91 |
0,90 |
0,98 |
1,00 |
0,99 |
|
RMSEA [90% CI] |
0,10 [0,09;0,10] |
0,07 [0,06;0,08] |
0,07 [0,06;0,08] |
0,09 [0,08;0,10] |
0,04 [0,03;0,06] |
0,05 [0,04;0,06] |
|
SRMR |
0,07 |
0,06 |
0,06 |
0,08 |
0,06 |
0,06 |
Внутренняя согласованность
Шкалы опросника отличаются по крайней мере достаточной внутренней согласованностью (α Кронбаха в диапазоне от 0,63 до 0,84). В целом, пункты опросника отличаются высокой внутренней согласованностью (α = 0,91, ω = 0,92) в отношении общего измеряемого конструкта. Исключение факторов-шкал изменяет общую внутреннюю согласованность с высокой на приемлемую (ωН = 0,62). Значения ωН и ωНS расходятся незначительно (диапазон различий 0,03–0,09), что указывает на то, что внутри общего фактора благополучия определяются несколько шкал.
Таблица 2 / Table 2
Индексы внутренней согласованности для шкал опросника EPOCH
Internal consistency indices for EPOCH scales
|
Параметры / Parameters |
ω |
ωS |
ωН |
ωНS |
α |
|
Вовлеченность / Engagement |
0,95 |
0,65 |
0,75 |
||
|
Упорство / Perseverance |
0,72 |
0,57 |
0,63 |
||
|
Оптимизм / Optimism |
0,77 |
0,53 |
0,77 |
||
|
Взаимосвязь / Connectedness |
0,83 |
0,56 |
0,84 |
||
|
Счастье / Happiness |
0,83 |
0,59 |
0,82 |
||
|
Благополучие / Well-being |
0,92 |
0,62 |
0,91 |
Конструктная валидность
Коэффициенты корреляции представлены в табл. 3. Шкалы опросника слабо отрицательно коррелируют со значениями эмоциональных проблем (от -0,15 до -0,27) и нарушения дисциплины (от -0,18 до -0,29), кроме шкалы «Вовлеченность», как и ожидается исходя из содержания измеряемых конструктов. Шкалы опросника слабо положительно коррелируют с показателями гиперактивности (от 0,18 до 0,25) и проблем отношений (от 0,17 до 0,28). Корреляции средней силы наблюдаются со шкалой просоциального поведения (от 0,33 до 0,54) и шкалами базовых потребностей (от 0,28 до 0,67).
Таблица 3 / Table 3
Корреляции Спирмена между шкалами опросника EPOCH и опросников SDQ и опросника Удовлетворенности базовых психологических потребностей
Spearman Correlations Between EPOCH, SDQ and Basic Psychological Needs Satisfaction Scales
|
Параметры / Parameters |
Вовлеченность / Engagement |
Упорство / Perseverance |
Оптимизм / Optimism |
Взаимосвязь / Connectedness |
Счастье / Happiness |
Благополучие / Well-being |
|
Эмоциональные проблемы / Emotional Problems |
-0,09 |
-0,21 |
-0,17 |
-0,15 |
-0,27 |
-0,25 |
|
Нарушение дисциплины / Conduct Problems |
-0,11 |
-0,23 |
-0,18 |
-0,29 |
-0,26 |
-0,28 |
|
Гиперактивность-невнимательность / Hyperactivity-Inattention |
0,25 |
0,18 |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
0,23 |
|
Проблемы отношений / Peer Problems |
0,24 |
0,17 |
0,23 |
0,23 |
0,26 |
0,28 |
|
Просоциальное поведение / Prosocial Behavior |
0,33 |
0,38 |
0,5 |
0,53 |
0,47 |
0,54 |
|
Потребность в автономии / Autonomy Needs |
0,33 |
0,47 |
0,53 |
0,52 |
0,59 |
0,62 |
|
Потребность в компетентности / Competence Needs |
0,34 |
0,44 |
0,51 |
0,47 |
0,54 |
0,58 |
|
Потребность в связанности / Relatedness Needs |
0,28 |
0,32 |
0,51 |
0,67 |
0,59 |
0,59 |
Примечания: курсивом выделены значения коэффициента корреляции, p-значения для которых больше, чем 0,05 (незначимые).
Note: Correlation coefficient values for which p-values are greater than 0,05 are italicized (not significant).
Обсуждение результатов
Основной задачей данной статьи было представить результаты проверки психометрических показателей опросника EPOCH: структуры опросника и его конструктной валидности. При изучении факторных нагрузок отдельных шкал оказалось, что вопрос 9 слабо нагружает соответствующую шкалу «Упорство» (см. Приложение А, Табл.3). Мы предположили, что вопрос был не совсем понятен респондентам, поэтому изменили перевод и в дальнейшем предлагаем использовать вместо формулировки «Я выполняю свои домашние задания от начала до конца и не прерываюсь, пока их не закончу» текст «Я делаю мои домашние задания до конца».
При сравнении средних значений шкал в русской и англоязычной выборках обращает на себя внимание более высокое значение по шкале «Счастье» у российских подростков по сравнению с подростками из США. Отклонения по значениям других шкал, на наш взгляд, менее выражены, принимая во внимание существенное различие в размерах выборок. Похожая тенденция была замечена при адаптации опросника EPOCH и его переводе на китайский язык (Kern et al., 2019): в среднем ответы на каждый из четырех вопросов шкалы «Счастье» у китайских подростков также значительно выше и сопоставимы с нашими результатами. Это может отражать культурное своеобразие, и следует принимать во внимание при использовании опросника в России. Некоторые исследования показали, что культурные особенности могут сильно влиять на значения средних по измеряемым шкалам, причем изменения становятся все более заметны при увеличении размеров выборок (Steinmetz, 2013), что потребует дальнейших исследований.
Конфирматорный факторный анализ подтверждает пятифакторную структуру русскоязычной версии опросника. Это отвечает результатам как оригинального психометрического исследования (Kern, Benson, Steinberg, Steinberg, 2016), так и китайской апробации опросника (Kern, Zeng, Hou, Peng, 2019). Модель DWLS показывает несколько лучшие индексы соответствия, что указывает скорее на порядковый характер полученных значений ответов. При дальнейших исследованиях с использованием этого опросника предпочтительнее выбирать методы, предназначенные для порядковых шкал.
В работе (Kern et al., 2019) авторы предполагают, что в опроснике можно выделить иерархическую структуру, в которой пять компонентов соотносятся с более общим конструктом благополучия (двухступенчатая структура опросника). В нашем исследовании это предположение подтверждается частично. Во-первых, в конфирматорном факторном анализе модель с 5 отдельными факторами показала лучшее соответствие данным, чем иерархическая модель. Во-вторых, анализ внутренней согласованности указывает на то, что поскольку различия ωН и ωНS между отдельными шкалами и общим показателем небольшие, то следует говорить скорее о пяти различных факторах, которые могут быть объединены в один общий конструкт. На практике это означает, что при работе с опросником можно отдельно измерять каждый компонент как часть общего показателя благополучия, однако говорить об иерархических связях внутри модели преждевременно.
При изучении конструктной валидности шкалы опросника предсказуемо положительно коррелировали со шкалами удовлетворенности базовых психологических потребностей. Это отвечает основным положениям теории самодетерминации, согласно которой удовлетворение этих потребностей отражает благополучие и процветание (Martela, Sheldon, 2019). Также ожидались отрицательные корреляции показателей благополучия со шкалами проблем опросника SDQ, что соответствовало бы результатам предыдущих исследований (например, Dudovitz et al., 2022; Leavey et al., 2020). Тем не менее шкалы опросника EPOCH положительно коррелируют с показателями проблем гиперактивности и проблем в отношениях у подростков в нашей выборке. Это может объясняться, например, возрастными особенностями: для подростков характерна тенденция гиперактивности и значимость проблем в отношениях, эти проблемы могут быть по-разному связаны с субъективным переживанием благополучия/неблагополучия в подростковом возрасте (Sekaran et al., 2024). Восприятие гиперактивности самими подростками может быть отражением их состоятельности и умелости и в этом смысле коррелировать с ПБ. Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками могут восприниматься как факт наличия этих отношений независимо от их модальности. Самым травматичным для подростка является отсутствие отношений и переживание исключенности из группы. Возможно, связь ПБ и проблем в отношениях отражает эту особенность.
Заключение
Основной результат проведенной психометрической проверки русскоязычного варианта опросника EPOCH для оценки ПБ подростков – соответствие его требованиям для такого рода измерительных инструментов. Опросник аналогичен оригинальной версии по структуре и включает 20 утверждений самооценочного типа, которые позволяют оценить выраженность пяти компонентов модели ПБ – пяти шкал: вовлеченность; упорство; оптимизм; взаимосвязь; счастье. Интегральный показатель ПБ определяется на основе суммирования значений шкал.
Апробация опросника на российской выборке подростков и анализ его характеристик показали, что он соответствует требованиям для такого рода измерительных инструментов. Это надежный, удобный и компактный инструмент и может использоваться для исследований и практической деятельности в области психологии развития, психологии образования, а также в исследованиях психологического благополучия подростков в смежных с психологией областях – в социологии, медицинских науках, педагогике в разных социальных контекстах.
Ограничение данного исследования заключается в относительно небольшом размере исследовательской выборки и ее однородности по возрасту, полу, месту проживания, уровню образования. Вместе с тем результаты теоретического анализа изучаемого конструкта благополучия, а также психометрические характеристики русскоязычной версии опросника позволяют предположить, что на более крупных и различных по своим характеристиками русскоязычных выборках опросник будет давать адекватные результаты. Данное предположение требует дальнейшей эмпирической проверки.
К перспективным направлениям исследований по дальнейшей адаптации опросника для российских подростков можно отнести проверку других его версий, в частности 25-пунктовой версии, использующейся в некоторых зарубежных исследованиях. Кроме того, интерес представляет выявление связей компонентов благополучия с различными характеристиками респондентов (полом, составом семьи, количеством друзей, социальным статусом, индивидуально-психологическими характеристиками и др.). Перспективной представляется разработка тестовых норм в зависимости от возраста, уровня образования, от других показателей, дифференцирующих значения по шкалам опросника.