Введение
Усиление практико-ориентированности программ подготовки будущих учителей традиционно является приоритетным направлением модернизации системы высшего педагогического образования. Актуальность этого направления в настоящее время также обусловлена нормативным утверждением понятия «практическая подготовка», включающего не только практику и являющегося одним из ключевых элементов педагогических образовательных программ. Следует отметить следующие факторы, которые определяют трансформацию практической составляющей педагогического образования:
- практико-ориентированный подход к подготовке педагогических кадров ориентирует процесс обучения на формирование конкретных практических навыков для решения профессиональных задач;
- современные условия определяют новые принципы построения программ, формируя необходимость согласования содержания подготовки и образовательных результатов с актуальными требованиями образовательной реальности;
– обновление инфраструктуры вузов создает современную среду для организации практической подготовки.
В связи с этим целью представленного здесь исследования было определить представления управленческого состава, преподавателей вузов, студентов и представителей работодателей о сложившихся и перспективных формах практической подготовки будущих учителей.
Гипотеза исследования заключается в следующих взаимосвязанных предположениях: сложившиеся в педагогических университетах формы практической подготовки соответствуют концепции развития педагогического образования в Российской Федерации; представления о наиболее востребованных формах практической подготовки будущих учителей у различных участников отличаются; эти представления могут быть положены в основу развития концептуальных основ и перспективных направлений практической подготовки будущих учителей в педагогических вузах.
Педагогическое образование на протяжении последних лет претерпевает глубокие изменения в соответствии с государственными требованиями и запросом образовательной практики. Следует отметить Комплексный проект по модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014—2017 гг.), который был направлен на разработку новых подходов к модульному проектированию основных профессиональных образовательных программ подготовки педагогических кадров на основе деятельностного и практико-ориентированного подходов. Данный проект акцентирует внимание на необходимости формирования у студентов профессиональных действий, которые соответствуют актуальным требованиям профессии. В данном подходе важным становится создание новой модели сотрудничества между университетами и школами, где подчеркивается значимость практического опыта в условиях реальной образовательной практики (Марголис, Сафронова, 2018). Сегодняшняя повестка дает новый импульс в развития педагогического образования. Утвержденная Правительством РФ Концепция подготовки педагогических кадров до 2030 года направлена на формирование единых подходов к проектированию образовательных программ, направленных на формирование практической готовности будущих учителей (Басюк, 2022; Лубский, 2022).
В соответствии с регламентирующим нормативным документом понимание практической подготовки представляется как «форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы»1. Важно заметить, что практическая подготовка и практика – понятия неидентичные, несмотря на схожесть их характеристик. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» практическая подготовка — это «форма организации образовательной деятельности..», а практика определена как компонент программы2. Таким образом, проектирование практической подготовки возможно, как в ходе практики, так и в рамках дисциплин (модулей), в части выполнения задач по освоению практических навыков будущей профессиональной деятельности.
Компетентностный подход в образовании ориентирует процесс обучения на формирование конкретных практических навыков для решения профессиональных задач (Хуторской, 2017). Фокус внимания исследователей направлен на изучение особенностей и определение основных ориентиров в разработке содержания программ и предложения форм реализации практической подготовки. Работы направлены на выявление сущности феномена «практическая подготовка» (Елизарова и др. 2024, Вишнякова, 1999), определение ключевых характеристик процесса (Копьева, Питюкова, 2012), определение методологических подходов к реализации практической подготовки (Платонова, Неверкович, Парфенов, 2016), разработку содержания в соответствии с актуальными требованиями, включая разработку современных моделей практической подготовки (Фролова 2020; Землянская, Безбородова 2021), организационные и технологические особенности реализации педагогической практики (Шарипова, 2013), определении стратегических направлений в развитии практической подготовки в педагогическом образовании (Макарова, Черненко, 2020; Костюнина, 2016). Важной составляющей процесса обучения является оценка результатов практической подготовки. Сегодня в практике педагогических вузов активно применяется процедура демонстрационного экзамена как современного инструмента оценки готовности выпускников педагогических направлений подготовки к профессиональной деятельности в условиях, приближенных к реальным (Воеводская, 2025; Светоносова, 2025).
В исследованиях B. Radulović, M. Džinović, G. Miščević (Radulović, Džinović, Miščević, 2024), Časlav Stoiljković, T. Kompirović, D. Popović (Stoiljković, Kompirović, Popović, 2024), I. Corbacho-Cuello и A. Muñoz-Losa (Corbacho-Cuello, Muñoz-Losa, 2025) также отмечается важность практической подготовки педагогов к решению профессиональных задач. Работы, направленные на поиск эффективных педагогических стратегий практической подготовки будущих учителей, убедительно доказывают важность использования практиконаправленных средств обучения. (Mansfield, 2022, Altun, Kuduz, Akkan, 2025). Научный поиск зарубежных ученых направлен на определение современных подходов к реализации практического обучения будущих педагогов и формирования профессиональной готовности к условиям реальной образовательной практики (De Smet Cindy, 2024; Kotuľáková, 2024; Wheeler, Oyewola, Longhurst, 2025; Birot-Gautron, Kohout, Deyrich, 2025; von Hagen и др. 2025), включающий цифровые платформы и VR-технологии (Čujdíková, Vankúš, 2023; Yeflach-Wishkerman, 2024; Long, Zhang, Zeng, 2025).
В рамках настоящего исследования практическая подготовка будущих учителей вслед за рядом ученых (Елизарова и др. 2024; Землянская, Безбородова 2021, Фролова 2020; Гуружапов, 2017; Байбородова, 2015) рассматривается как ключевой компонент программы подготовки педагогических кадров, формирующий готовность к самостоятельной реализации профессиональной деятельности в современных условиях.
Несмотря на активность ученых в исследовании практической подготовки будущих педагогов, остаются недостаточно изученными мнения руководителей и преподавателей вузов, студентов и работодателей, которые участвуют в оценке уровня готовности выпускников к педагогическому труду. В этой связи анализ мнений участников образовательного процесса о формах, содержании и результатах практической подготовки важен для повышения качества педагогического образования.
Материалы и методы
В логике практико-ориентированного подхода к подготовке педагогических кадров теоретическую базу работы составили труды В.А. Байбородовой (Байбородова, 2015), С.Г. Гуружапова (Гуружапов, 2017), С.Г.Копьевой, В.Ю. Питюкова (Копьева, Питюков, 2012), Э.Р. Шариповой (Шарипова, 2013) и др.
С целью разработки теоретической рамки исследования был проведен анализ публикаций по проблемам исследования, нормативных правовых документов, регламентирующих процесс практической подготовки в вузе.
Для проведения анализа опыта реализации практической подготовки будущих педагогов на основе вышеназванных исследовательских позиций была разработана анкета для опроса 4 групп участников образовательного процесса: управленческий состав вузов, преподаватели, студенты, представители работодателя (Приложение 1).
Анкета включала вопросы, направленные на изучение представлений о формах организации практической подготовки будущих педагогов, особенностей реализации практической подготовки в вузах, включая выявление ключевых и перспективных форм организации, аттестации, механизмов организации взаимодействия в процессе реализации практической подготовки. Сбор информации осуществлялся в период с 05.06.2025 по 23.06.2025. Участники исследования – образовательные организации высшего образования, подведомственные Минпросвещения России, осуществляющие подготовку студентов по образовательным программам УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки, организации-партнеры, включенные в социально-образовательное взаимодействие. Всего в опросе приняли участие 1198 человек из 5 федеральных округов:
-
управленческий состав вузов (проректоры, деканы, заведующие кафедрами, руководители учебно-методических подразделений) – 180 человек (15%),
-
преподаватели вузов (преподаватели, реализующие содержание обучения в рамках практической подготовки будущих педагогов) – 348 человек (29%),
-
студенты вузов (студенты 3-5 курсов педагогических университетов, обучающиеся по образовательным программам педагогического бакалавриата) – 444 человек (37%),
-
представители работодателей (педагогические работники образовательных организаций, участвующие в реализации образовательных программ педагогического бакалавриата) – 226 человек (19%).
Выборка исследования, стратифицированная с кластерным отбором, репрезентативная, погрешность 3,5%, доверительный интервал 98%. Исследование реализовано на принципах анонимности и добровольности с привлечением участников на основе желания участия.
На основании информации, полученной в результате анкетирования, методами описательной статистики проведен анализ данных об особенностях организации практической подготовке в педагогических вузах по каждой категории участников исследования и по каждому разделу анкеты.
Результаты
В рамках исследования произведен анализ материалов анкетирования и выявлены действующие и перспективные формы организации практической подготовки студентов педагогических вузов. Обобщенные результаты анализа приведены в таблице.
Таблица. Результаты анализа полученной информации об организации практической подготовки будущих педагогов в педагогических университетах
Table. Results of the analysis of the information received on the organization of practical training for future teachers at pedagogical universities
|
|
Управленческий состав |
ППС |
Студенты |
Представители работодателей |
|
Общие вопросы для всех участников опроса |
||||
|
Как Вы считаете, что входит в систему практической подготовки будущих педагогов в Вашем университете, (%)? |
||||
|
различные практики |
100 % |
100 % |
85 % |
81 % |
|
практические занятия, практикумы в школе/дошкольном учреждении |
100 % |
90 % |
73 % |
85 % |
|
лекции, практические занятия, практикумы на базе университета |
100 % |
88 % |
71 % |
81 % |
|
организация и/или участие в общественных и социально значимых мероприятиях |
60 % |
85 % |
71 % |
70 % |
|
иное |
10 % |
10 % |
4 % |
0 % |
|
Какие формы практической подготовки используются в вашем вузе/ какие вы считаете важными (для студентов и работодателей), %? |
||||
|
организация практики в школах/ дошкольных учреждениях |
100 % |
85 % |
92 % |
92 % |
|
организация практических занятий, практикумов на базе школ/ дошкольных учреждений |
95 % |
43 % |
69 % |
81 % |
|
организация практических занятий, практикумов на базе университета |
100 % |
83 % |
88 % |
67 % |
|
организация проектной деятельности на базе школ/ дошкольных учреждений |
90 % |
40 % |
67 % |
70 % |
|
организация образовательных событий на базе школ/ дошкольных учреждений |
80 % |
68 % |
67 % |
63 % |
|
организация практической подготовки на виртуальных площадках с применением симуляторов, тренажеров и т.п. |
25 % |
8 % |
25 % |
30 % |
|
иное |
4 % |
3 % |
0 % |
4 % |
|
Какие формы промежуточной и итоговой аттестации реализуются в системе практической подготовки будущих педагогов в Вашем университете? / В каких формах проведения экзаменов и зачетов у будущих педагогов Вы принимали участие, % ? |
||||
|
междисциплинарный экзамен (зачет) |
95 % |
73 % |
92 % |
59 % |
|
защита проектов |
95 % |
73 % |
75 % |
67 % |
|
демонстрационный экзамен |
100 % |
85 |
88 % |
70 % |
|
аттестация в формате круглых столов, конференций, имитационных игр и т.п. |
50 % |
40 % |
25 % |
30 % |
|
Участвует ли профессиональное и студенческое сообщество в процедуре внесения предложений в содержание рабочих программ практической подготовки будущих педагогов, % ? |
||||
|
Да |
100 % |
93 % |
27 % |
33 % |
|
Нет |
0 % |
7 % |
73 % |
67 % |
|
Существуют ли механизмы обратной связи по организации практической подготовки будущих педагогов в Вашем университете, % ? |
||||
|
Да |
100 % |
90 % |
13 % |
30 % |
|
Нет |
0 % |
10 % |
87 % |
70 % |
|
Вопросы для конкретной группы участников |
||||
|
Респонденты – управленческий состав вузов |
||||
|
Какие изменения внесены в ОПОП на основании приказа Минобрнауки России и Минпросвещения России от 5 августа 2020 г. № 885/390 «О практической подготовке обучающихся» (приложите файл с учебным планом, РПД, карту компетенций в качестве примера) , % ? |
||||
|
скорректировано содержание рабочих программ дисциплин (модулей) и практик |
80 % |
|||
|
увеличен объем часов на практическую подготовку будущих педагогов |
100 % |
|||
|
скорректирована карта компетенций/ технологическая карта компетенций |
65 % |
|||
|
Респонденты – преподаватели вузов |
||||
|
Принимали ли Вы участие процессе внесения изменений в ОПОП на основании приказа Минобрнауки России и Минпросвещения России от 5 августа 2020 г. № 885/390 «О практической подготовке обучающихся», % ? |
||||
|
в разработке содержания рабочих программ дисциплин и практик |
63 % |
|||
|
в разработке проекта изменений трудоемкости практической подготовки будущих педагогов |
28 % |
|||
|
в разработке карты компетенций/ технологической карты компетенций |
30 % |
|||
|
Респонденты – студенты вузов |
||||
|
Достаточно ли сформирована Ваша практическая готовность к реальным условиям работы в школе/ детском саду» , % ? |
||||
|
Достаточен |
92 % |
|||
|
Не совсем достаточен |
8 % |
|||
|
Недостаточен |
0 % |
|||
|
8% опрашиваемых хотели бы внести предложения в содержание своего обучения в части:
|
||||
|
Респонденты – представители работодателей |
||||
|
Готовы ли Вы внести предложения в содержание практической подготовки будущих педагогов, %? |
||||
|
Да |
33 % |
|||
|
Нет |
67 % |
|||
|
33% респондентов хотели внести предложения в содержание подготовки будущих педагогов в части:
|
||||
Результаты опроса показывают организацию практической подготовки с позиций различных групп участников образовательного процесса. Следует отметить, что мнения представителей вуза отражают официальные подходы к реализации учебного процесса. Ответы студентов и работодателей, на которых ориентировано педагогическое образование, дают возможность получить целостное представление о процессе практической подготовки и понять ожидания от результатов обучения. Анализ материалов опроса показал, что все участники исследования едины в понимании содержания практической подготовки будущего учителя, единодушно отмечают важность данного компонента в формировании профессиональной готовности к самостоятельной работе выпускников-педагогов.
Исследование выявило, что основными формами организации практического обучения являются практики и организация практических занятий, практикумов на базе общеобразовательных организаций и площадках университета. Данный формат подразумевает тесное сотрудничество с опытными наставниками, предоставление студентам возможности самостоятельного планирования и проведения занятий и мероприятий, что способствует получению практического опыта и формированию готовности к реальным условиям практики. Таким образом, в ходе исследования нашло подтверждение первое положение гипотезы о том, что сложившиеся в педагогических университетах формы практической подготовки соответствуют Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования РФ на период до 2030 года.
Результаты опроса представляют разные взгляды на процессы обновления программ практической подготовки. Руководство вуза, обладая общим видением учебного процесса, представляет целостную информацию по корректировке программ в вузе. Преподаватели, отвечая за свой компонент программы, не всегда включены в процессы обновления содержания, выполняя функцию исполнителя. Однако более половины участников опроса вовлечены в процессы совершенствования образовательных программ.
Большинство опрошенных студентов и будущих работодателей считают практическую подготовку достаточной для последующей педагогической деятельности, меньшая часть ответов, отметивших дефициты, предлагает направления совершенствования программ подготовки учителей.
Необходимо отметить, что выявлены различия в оценке потенциала внеучебной деятельности в реализации практической деятельности в обучении будущих педагогов у управленческого состава и остальных групп респондентов, студентами также отмечается недостаточное внимание к применению цифровых технологий и онлайн-платформ при практической подготовке будущих учителей. Студенты и представители работодателей отмечают недостаточную сформированность навыков по оформлению школьных документов, навыков эффективного взаимодействия с коллегами, учениками, родителями, администрацией. Обе группы респондентов выражают заинтересованность в увеличении трудоёмкости обучения на площадках образовательных организаций для получения практического опыта.
Таким образом, исследование подтвердило второе предположение гипотезы о том, что представления о наиболее востребованных формах практической подготовки будущих учителей у различных участников образовательного процесса отличаются. Комплексный анализ мнений позволяет системно взглянуть на достоинства и вызовы настоящей практической подготовки будущих учителей и увидеть ее перспективные направления.
Предложение студентов и работодателей о пересмотре объема практик на базе образовательных организаций общего образования заслуживает пристального внимания. Возможно, текущий формат предполагает избыточное количество времени, проводимого в вузе в условиях, которые не всегда полностью отражают специфику работы в школе, или же эти практики не всегда эффективно структурированы для достижения максимальной пользы.
Предложения работодателей по интеграции современных технологий, цифровых образовательных платформ, интерактивных методик преподавания в программы практического обучения является ценными для повышения актуальности и эффективности подготовки будущих педагогов.
Таким образом, третье предположение гипотезы работы о том, что отличающиеся представления могут быть положены в основу развития концептуальных основ и перспективных направлений практической подготовки будущих учителей в педагогических вузах, также нашло свое подтверждение.
Заключение
По итогам исследования получены следующие данные:
- Наиболее распространенными форматами организации практической подготовки являются практики и организация практических занятий, практикумов на базе образовательных организаций и площадках университета, предполагающие тесное взаимодействие с опытными преподавателями.
- Зафиксировано идентичное понимание содержания форм практической подготовки участниками образовательного процесса, важности практической компоненты в формировании профессиональной готовности будущего учителя.
- Отмечены различия представлений о формах практической подготовки, особенно форматов внеучебной деятельности, а также ресурсов цифровых инструментов, которые характеризуют современные и востребованные подходы в организации практического обучения студентов.
- Основная часть отвечающих работодателей и студентов удовлетворены результатами практической подготовки.
- Студенты и представители работодателей одинаково отмечают дефицитнарность компетенций по ведению школьной документации, коммуникативных компетенций со всеми участниками образовательного процесса, а также предлагают уменьшить количество практик вне образовательных организаций.
Таким образом, новизна полученных данных заключается в первую очередь в концептуальном подходе к исследованию, позволяющем системно взглянуть на действующие формы и существующие вызовы практической подготовки с точки зрения соотнесения мнений и запросов основных сторон практической подготовки будущих учителей для решения задач развития педагогического образования. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы работниками педагогического образования для совершенствования форм практической подготовки будущих учителей.
Ограничения исследования определены тем, что работа направлена на изучение опыта организации практической подготовки будущих учителей в педагогических университетах, подведомственных Минпросвещения России. Однако выборка участников исследования охватывает пять федеральных округов, что позволяет определить общие тенденции и особенности реализации практической подготовки будущих педагогов.
Limitations arise from the fact that the study focuses on the experience of organizing practical training for future teachers at pedagogical universities under the jurisdiction of the Russian Ministry of Education. However, the study's sample spans five federal districts, allowing us to identify general trends and specific aspects of practical training for future teachers.
1 Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения от 5 августа 2020 г. № 885/390 «О практической подготовке обучающихся» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009110053?ysclid=melbp39fxv258678294
2 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ