Введение
Серьезным вызовом для современного педагогического образования является преодоление разрыва между академическими знаниями, которые осваивают студенты, и реальной профессиональной педагогической деятельностью, требующей не только умения применять теорию, но и адаптировать ее к конкретным условиям работы в школе (Гордиенко, Кушхова, Сижажева, 2018; Федина и др., 2016). Исследователи образования отмечают, что выпускники педагогических университетов демонстрируют недостаточную готовность к самостоятельной педагогической деятельности. В частности, это проявляется в низком уровне практических умений (Осичева, 2021; Пилипчук, Жилкина, 2020). Это объясняется тем, что академическая теория по-прежнему преподносится отдельно от практики и плохо интегрирована с реальными педагогическими ситуациями (Марголис, 2024).
Отмечается, что эффективно реализовать образовательные программы начального образования, создать благоприятную образовательную атмосферу и активно использовать современные технологии обучения для развития младших школьников может тот выпускник, который обладает высоким уровнем практической подготовки, характеризующейся интеграцией теоретических основ с реальным опытом работы. Выпускники должны обладать самостоятельностью и проактивностью в решении профессиональных задач, коммуникативной компетентностью, а также умением адаптироваться к быстро меняющимся требованиям образовательной среды (Об утверждении профессионального стандарта…, 2013; Об утверждении федерального…, 2018; Тюхтина, Хаперская, 2022).
Таким образом, современные тенденции в педагогическом образовании требуют внедрения интерактивных методов, обеспечивающих максимальное приближение учебного процесса к реальной профессиональной деятельности. В ряде педагогических вузов России осуществляется переход на гибкие образовательные программы, в которых акцент смещается в сторону усиления практической подготовки будущих педагогов с ранних этапов обучения, включая погружение студентов в школьную среду уже с первого курса. Практика в образовательных организациях реализуется через непосредственное наблюдение за работой учителей, участие в образовательном процессе и выполнение профессиональных заданий1. Также, стремясь усилить практическую подготовку студентов, университеты создают базовые кафедры в сотрудничестве с профильными организациями, где студенты выполняют реальные профессиональные задачи по запросам работодателей, что способствует органичной интеграции учебного процесса и практики (Грицова и др., 2018; Гулин, Сухинец, 2015; Кузнецова, 2018). В том числе в педагогическое образование широко внедряются интерактивные методы и технологии, в рамках которых создаются условия для самостоятельного осмысленного анализа и поиска решений профессиональных задач. К ним можно отнести: проектное обучение, проблемное обучение, кейс-метод, ролевые и деловые игры, работу с видео, педагогические мастерские (Адаскина, Санина, Соколов, 2021; Гулакова, Харченко, 2013; Жвания, 2019; Санина, 2018).
А.А. Марголис акцентирует внимание на необходимости создания учебных ситуаций, способствующих рефлексии и осознанной трансформации упрощенных и стереотипных представлений о сущности педагогической деятельности, что позволит сформировать интегрированное профессиональное мышление и подготовить будущих педагогов к эффективной практической деятельности (Марголис, 2024).
Стереотипные представления часто базируются на собственном школьном опыте, фрагментарных представлениях о профессии и устаревших педагогических моделях.
Одним из перспективных направлений преодоления данной проблемы может стать использование метода видеокейсов, демонстрирующих реальные педагогические ситуации с последующим их критическим анализом. Данный метод позволяет студентам «погрузиться» в профессиональную реальность, заметить нюансы взаимодействия учителя и ученика, осмыслить сложность и многоаспектность работы учителя, а также критически пересмотреть собственные установки.
Целью исследования является разработка и апробация видеокейсов как инструмента для изучения и содействия процессу преодоления «упрощенных и стереотипных представлений» будущих педагогов о сути педагогической деятельности.
Материалы и методы
Данное исследование опирается на методологию деятельностного подхода, что позволило рассматривать изучаемые явления в контексте активности субъекта и его преобразующего взаимодействия с объектами познания.
Описание выборки. В исследовании приняли участие студенты 3 и 4 курсов программы бакалавриата психолого-педагогического направления подготовки, обучающиеся по ОПОП ВО «Психология и педагогика начального образования (учитель начальных классов)» очной формы обучения факультета «Психология образования» МГППУ. Количество обучающихся — 40 человек. Подготовленные уроки проводились студентами на базе практики в средней общеобразовательной школе г. Москвы, записывались на видео и затем использовались в качестве материала для создания видеокейсов.
Методы и методики. Для достижения поставленной цели исследования были применены следующие методы: анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме исследования, методы фокус-групп и экспертной оценки.
Методика разработки сценариев для разных типов видеокейсов
Для достижения поставленной цели исследования была описана типология видеокейсов и методика разработки сценариев для каждого из них.
В зависимости от целей обучения выделяем следующие типы видеокейсов: задачник, решебник и образец.
Видеокейс-задачник нацелен на формирование у студентов профессиональных компетенций через систематическую практику, углубление теоретических знаний и развитие навыков решения прикладных задач. Поэтому видеозадачник содержит запись фрагмента урока, который проводит студент на базе практики. Выборочно осуществляется видеозапись одного-двух уроков с последующим просмотром на базе университета. Перед просмотром видео предоставляется возможность выступить студенту, проводившему урок. Студент рассказывает о замысле урока. Комментирует, почему он построил урок таким образом, а не иначе. Акцентирует внимание на том, что получилось, с его точки зрения, а что не получилось. По каким признакам он это понял. Рассказывает об ожидаемой или неожиданной реакции учеников на его действия. В дальнейшем, уже после просмотра видеоурока со всеми студентами, происходит обсуждение на предмет расхождения между замыслом и его реализацией.
Для разработки сценария в ходе просмотра и анализа урока со студентами важно обсуждать следующие вопросы: в рамках какой учебной задачи разработан урок (тема урока)? Опирается ли учитель-студент при постановке учебной задачи на фактически имеющиеся у учеников знания и умения? Предоставляет ли учитель-студент ученикам возможность оценивать действия и их результаты? Кто, когда и как формулирует задачу? Кто и как определяет пути решения? Своевременно ли выявляет учитель-студент точки зрения учеников? Как фиксируются точки зрения учеников? В целом, делается вывод о том, насколько удалось учителю-студенту создать условия для решения педагогической задачи.
Фрагмент урока, который вызвал наибольший интерес при обсуждении, преподаватель может положить в основу будущего видеозадачника.
К отобранному видеофрагменту урока подбираются вопросы. Вопросы могут быть заданы к разным частям видеосюжета. Это позволяет в последующем построить более эффективную работу со студентами. Так, вопросы перед началом просмотра позволяют включить студентов в рассматриваемую тему, выяснить их исходные представления. Вопросы, которые появляются в процессе просмотра видео, составлены по типу стоп-кадра и позволяют провести анализ урока и спланировать разные варианты разворачивания сюжета урока, обсудить эффективные педагогические приемы. Такое упражнение расширяет арсенал дидактических средств будущих учителей, а также помогает научиться быстро принимать решения в возникших ситуациях, не бояться незапланированных и неожиданных детских высказываний. Вопросы в конце видеофрагмента позволяют сделать обобщение и выводы, полезные для практики. Например, в видеокейсе-задачнике «Культура речи» после просмотра видеофрагмента студенту предлагается ответить на вопросы:
- какую педагогическую задачу решал учитель, предлагая ученикам это задание?
- всегда ли удается учителю соблюдать культурные нормы речи в рамках данного фрагмента урока?
- как использовать обсуждение первого задания для формирования культуры речи у учеников?
Цель видеокейса-решебника — не просто предоставить готовые ответы, а стать инструментом осмысленного обучения, помогающим студентам самостоятельно осваивать сложные темы, проверять свои решения и развивать навыки анализа ошибок. Решебник может содержать видеозапись фрагмента урока, который проводит как студент, так и опытный учитель. Могут быть разные виды решебника в зависимости от дидактических задач. Рассмотрим на примерах.
Обучение через пример. В видеокейсе «Учебное действие оценки. Решебник» перед просмотром видео предлагается задание: «Проанализируйте следующие случаи. В каких из них можно говорить об учебном действии оценки?»
- Ребенок на уроке математики решает пример. Подняв руку, он обращается к учителю: «Анна Витальевна, я не могу его решить, у меня не получается».
- Ребенок на уроке изобразительного искусства хочет высказаться по поводу рисунка другого ребенка: «Мне нравится Машин рисунок, потому что она нарисовала дракона».
- На уроке естествознания дети рассматривают разные объяснения смены дня и ночи: «Если Солнце будет вращаться вокруг Земли или, наоборот, Земля вокруг Солнца, то в одной точке Земли будет то день, то ночь. Обе гипотезы хорошие. А какую из них выбрать, мы не знаем, потому что непонятно, от чего зависит это вращение» (Воронцов, Чудинова, 2004).
Правильный ответ: 3. Посмотрите видеофрагмент урока, в котором показано, как учитель создает условия для формирования у младших школьников содержательной оценки.
Таким образом, при работе с видеокейсом-решебником обучающийся выполняет следующие действия: решает задачу, сравнивает полученный ответ с образцом и наблюдает, как на практике реализуется то или иное теоретическое положение.
Самоконтроль и самооценка. В ходе самостоятельной работы с видеорешебником студент может сверить свои действия с действиями другого педагога или студента, выявить ошибки в логике рассуждения. Так, в видеокейсе «Универсальное действие контроля. Решебник» задание для студента появляется после прочтения методических рекомендаций и просмотра видеофрагмента урока, разработанного по этой методике. На основе сопоставления «замысла» и «реализации» урока студенты могут обнаружить расхождения. Этому способствует и заключительное задание видеокейса-решебника: «Найдите ошибки учителя-студента в том, как он фиксирует детские гипотезы».
Развитие самостоятельности. В таких видеокейсах могут содержаться задания с промежуточными вопросами, направляющими мысль студента. Например, в кейсе-решебнике «Универсальное действие контроля» вопросы встроены в видеофрагмент по принципу стоп-кадра. После просмотра того, как младшие школьники выполняют задание учителя, появляется кадр с обращением к студенту: «Все дети сейчас работают индивидуально. Как вы думаете, получится ли у всех единый результат? Посмотрите, как учитель организует самоконтроль и коррекцию результатов».
Такого типа решебник позволяет студенту перед просмотром выдвинуть собственное предположение (гипотезу). Это позволяет студенту не отклоняться от темы и концентрироваться на ключевых аспектах обсуждаемой темы, осмыслить ситуацию. Кроме этого, работа с гипотезой дает студенту возможность не только проверить собственное предположение, но и поставить новые вопросы, сделать для себя новые открытия. Такая работа развивает у будущего учителя исследовательские умения.
Поэтому для разработки сценария видеокейса-решебника наилучшими видеофрагментами уроков могут быть такие, в которых учитель или учитель-студент демонстрирует интересный способ решения педагогической ситуации, грамотную реализацию того или иного педагогического действия.
Дидактической задачей видеокейса-образца является создание эффективного инструмента осознанного усвоения знаний, который не только предоставляет эталонные решения, но и формирует у студентов навыки самостоятельного анализа, критического мышления и профессионального подхода к решению задач. Видеозапись представляет собой видеофрагмент, в котором показано, как учитель решает задачу. Однако предварительно студенту предлагается подумать, как бы он реализовал эту задачу. Предварительное задание позволяет студентам «погрузиться» в материал и выявить собственные представления о том, как может быть решена задача. Далее студент может просматривать видеофрагмент урока, сравнивает действия опытного педагога со своими предполагаемыми действиями. Например, в видеокейсе «Задача — средство» предварительно студентам предлагается задание: «Откройте учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова и Е.А. Крючкова для 2 класса и найдите тему «Путешествия». Подумайте и предложите культурные средства/понятия, которые могут освоить учащиеся в этой теме. Придумайте задачу, решая которую ученики 2 класса могут освоить это понятие». Далее студентам предлагается посмотреть фрагмент урока учителя и ответить на вопросы: «Какое понятие осваивали ученики на этом уроке? Какую задачу поставил учитель перед учениками?»
Таким образом, разработка сценариев для видеокейсов — это многоэтапный процесс, требующий четкого понимания образовательных задач и формата подачи материала в зависимости от типа видеокейса. На этапе подготовки важно подбирать актуальный материал и адаптировать его под образовательные задачи. Ключевую роль при подготовке видеокейсов играет обсуждение и анализ со студентами проведенных уроков. Также важно их эмоциональное вовлечение в этот процесс, когда, просматривая собственные уроки, студенты вспоминают яркие события, переживания, ситуации. Все это в совокупности позволяет будущим учителям стать соавторами обучающих дидактических материалов.
Результаты и обсуждение
В рамках проекта «Производство и внедрение в цифровую образовательную среду видеокейсов для подготовки педагогов-психологов, учителей начальных классов и учителей-дефектологов по программам бакалавриата в рамках УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки» на базе Московского государственного психолого-педагогического университета была проведена апробация видеокейсов со студентами 3—4 курсов. В ходе апробации студенты самостоятельно или совместно с преподавателями просматривали записанные видеокейсы, анализировали педагогические ситуации, фиксировали проблемные моменты, разрабатывали собственные предложения по решению практических профессиональных задач, представленных на видео. Отдельно следует отметить, что работа с видеокейсами не ограничивалась просмотром и анализом уже готовых материалов, сами студенты также принимали непосредственное участие в проектировании сценариев и проведении уроков для записи видеокейсов.
В процессе работы с видеокейсами было проведено фокус-групповое интервью участников с целью выявления представлений о сути профессиональной деятельности учителя начальных классов. Важным при его проведении было стимулировать участников описывать свой опыт практических действий, как он менялся за время обучения в вузе, что повлияло на эти изменения, а также ожидания от будущего в профессиональной деятельности.
Обсуждались следующие вопросы.
- Каким вы себе представляете учителя современной начальной школы? Изменилось ли ваше видение профессии учителя начальных классов за время обучения в вузе? Если изменилось, то когда, в какой ситуации?
- Опишите в нескольких словах лучшего ученика. Поменялось ли это представление за время обучения в вузе? Что вы делаете для мотивации учеников? Поменялись ли способы работы в этом направлении? Какое взаимодействие между учителем и учащимися на уроках в начальной школе вы будете строить в своей профессиональной деятельности?
В табл. 1 приведены типичные высказывания студентов, у которых поменялось представление о современном учителе начальных классов.
Таблица 1 / Table 1
Изменение представлений студентов о деятельности учителя
Changing student's ideas of the teacher's activities
|
Исходные представления о деятельности учителя / Initial ideas about the teacher's activity |
Актуальные представления о деятельности учителя / Current ideas about the teacher's activities |
|
«Раньше я думал, что учитель — это прежде всего человек, который передает готовые знания в виде правил и заучивания» / “I used to think that a teacher is primarily a person who transmits ready–made knowledge in the form of rules and memorization” |
«Теперь я понимаю, что учитель должен обладать управленческими компетенциями. Он должен уметь создать условия, где ученики активно действуют, совершают открытия и конструируют собственное понимание мира» / “Now I understand that a teacher must have managerial competencies. Teacher should be able to create conditions where students are active, make discoveries and construct their own understanding of the world” |
|
«При поступлении в университет я считала учителя начальных классов по-настоящему супергероем, который помогает детям войти в большой мир знаний и найти в нем себя» / “When I entered the university, I considered the primary school teacher to be a real superhero who helps children enter the big world of knowledge and find themselves in it” |
«Сейчас для меня современный учитель должен быть гибким, умеющим проектировать учебные ситуации под конкретные образовательные задачи и особенности класса. Важно, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить субъектную позицию — осознанно выбирать, планировать и оценивать свою деятельность» / “Now, for me, a modern teacher should be flexible, able to design learning situations for specific educational tasks and class features. It is important that every child has the opportunity to show a subjective position — to consciously choose, plan and evaluate their activities” |
|
«Я думала, что учителю достаточно быть творческим человеком, уметь заинтересовать детей учебой, сделать процесс познания увлекательным» / “I thought it was enough for a teacher to be a creative person, to be able to interest children in learning, to make the learning process exciting” |
«Теперь современный учитель видится мне глубоко понимающим психологические особенности детей младшего школьного возраста, учитывающим ведущий тип деятельности и зону ближайшего развития каждого ученика» / “Now I see a modern teacher as deeply understanding the psychological characteristics of primary school children, taking into account the leading type of activity and the zone of proximal development of each student” |
По результатам проведенных фокус-групп со студентами бакалавриата выявлено, что их представления об учителе современной начальной школы претерпели существенные изменения в процессе обучения в вузе. Большинство студентов отмечали, что изначально представляли учителя начальных классов как единственного «носителя знаний», «передатчика знаний», работающего преимущественно в формате традиционного урока. К концу обучения в вузе студенты начинают видеть учителя как фасилитатора учебного процесса, наставника, помощника, организатора образовательной среды, профессионала, нацеленного на развитие ребенка.
В табл. 2 приведены типичные высказывания студентов, у которых поменялось представление об ученике и способах взаимодействия учителя и учащихся.
Таблица 2 / Table 2
Изменение представлений студентов об учениках и взаимодействии с ними
Changing student's ideas of students and interactions with them
|
Исходные представления студентов об учениках и взаимодействии с ними / Initial ideas about students and interactions with them |
Актуальные представления студентов об учениках и взаимодействии с ними / Current ideas about students and interactions with them |
|
«Лучший ученик — это прежде всего дисциплинированный, внимательный и старательный ребенок, который систематически выполняет все задания, уважительно относится к учителю и одноклассникам» / “The best student is, first of all, a disciplined, attentive and diligent child who systematically performs all tasks and treats the teacher and classmates with respect” |
«Лучший ученик — это ребенок, который задает вопросы, проявляет инициативу, не боится ошибок» / “The best student is a child who asks questions, takes the initiative, and is not afraid of mistakes” |
|
«Важным качеством является также сила воли при отработке базовых навыков письма, счета, чтения и запоминании правил» / “Willpower is also an important quality in practicing the basic skills of writing, counting, reading, and memorizing rules” |
«Для меня ценны ученики, которые умеют взаимодействовать с одноклассниками, делиться знаниями и помогать другим. Важно не сравнение с другими, а динамика собственного развития ученика» / “I value students who are able to interact with their classmates, share knowledge, and help others. What is important is not the comparison with others, but the dynamics of the student's own development” |
|
«В моем понимании эффективным будет обучение, если уделять особое внимание отработке базовых навыков через систематические упражнения и повторение. Надо регулярно контролировать процесс. Важным условием является поддержание дисциплины» / “In my understanding, learning will be effective if you pay special attention to developing basic skills through systematic exercises and repetition. It is necessary to monitor the process regularly. Maintaining discipline is an important condition” |
«С учениками важно выстраивать диалог, вместо монолога учителя. Всегда интересны и ученикам, и самому учителю обсуждение, дискуссии, обмен мнениями с уважением к позиции каждого ребенка» / “It is important to build a dialogue with the students instead of the teacher's monologue. Students and the teacher are always interested in discussing, debating, and exchanging opinions with respect for each child's position” |
Большинство студентов отмечали, что изначально представляли идеального младшего школьника как любознательного, получающего высокие отметки, дисциплинированного, выполняющего все требования учителя, активно участвующего в уроке путем ответов на вопросы. К концу обучения в вузе студенты называют следующие качества младших школьников: умение работать в группе, способность к учебному сотрудничеству, проявление инициативы в учебном процессе, умение осуществлять самоконтроль и самооценку.
Также студентами были сформулированы собственные задачи в качестве действующих учителей начальных классов. Среди них: поддержка инициативы и творческой активности учеников, создание условий для самостоятельного действия и контроля, овладение приемами работы с детскими гипотезами и совместной деятельности, формирование мотивации и развитие коммуникативных навыков у учеников.
Большинство студентов отметили ситуации, которые заставили задуматься или поменять собственное мнение: это практика в школе, анализ уроков по видеозаписям, работа с видеокейсами. Поэтому работа с видеокейсами была предложена студентам при подготовке к государственному экзамену. Приведем некоторые высказывания студентов об этой работе.
«Мне очень помог видеокейс-задачник «Постановка и решение учебной задачи», в котором два студента проводят один и тот же урок, но по-разному. Первый фрагмент урока, на мой взгляд, получился более удачным. Хотя там не показан момент перехода к изолиниям как способу обозначения высот и глубин на карте. Тем не менее, этот подход выглядит более понятным для детей. Правда, он требует больше усилий от учителя: например, нужно сделать макет горы. В то же время во втором уроке мне понравилось, что ученики сначала не понимали, почему визуально длинный маршрут оказался коротким по условиям задачи. Это дало им возможность самим предложить версии и разобраться в принципах картографического обозначения».
«Видеокейс-задачник «От разговора к детскому действию». Мне кажется, на этом уроке не удалось организовать полноценную дискуссию и подвести детей к пониманию симметрии. Возможно, это связано с тем, что учитель не работал с детскими версиями. Дети, судя по всему, не осознали, какую задачу решают, и постепенно потеряли интерес. Вероятно, проблема в том, что педагог слишком жестко направляла их к «правильному» ответу. В результате желаемый вывод так и не был сформулирован».
«Видеокейс-образец «Готовность к уроку». Учитель мастерски организует начало урока, превращая подготовительные минуты в эффективный рабочий процесс. Еще до звонка она успевает проверить готовность каждого ученика, лавируя между индивидуальными рекомендациями и общими указаниями для всего класса. Ее четкие, конкретные распоряжения не оставляют детям пространства для неопределенности. К моменту официального начала занятия все уже сосредоточены и полностью подготовлены к работе. Такой подход демонстрирует профессиональное владение классным менеджментом, где каждая минута используется продуктивно, а переход от перемены к уроку происходит плавно и организованно. Благодаря этой системе учитель создает рабочую атмосферу с первых секунд занятия, что существенно повышает эффективность всего учебного процесса».
Студенты отметили, что работа с видеокейсами помогала им неоднократно: при подготовке к практике, в ходе аудиторных занятий и при подготовке к экзаменам.
Исследование, целью которого была разработка и апробация видеокейсов как инструмента для изучения и содействия процессу преодоления «упрощенных и стереотипных представлений» будущих педагогов о сути педагогической деятельности, показало высокую готовность выпускников к эффективной педагогической деятельности. Более половины (70%) студентов к концу обучения в вузе были ориентированы на деятельностный подход к обучению младших школьников. Они воспринимают роль учителя как организатора образовательной среды, где ученик является активным субъектом учебной деятельности. Эта группа студентов продемонстрировала высокую готовность к применению современных образовательных технологий и методов.
В конце учебного года в рамках итоговой аттестации был проведен профессиональный (демонстрационный) экзамен, на котором студенты в условиях, приближенных к реальным условиям работы учителя начальных классов, показывали уроки. На этот экзамен были приглашены работодатели. 35% выпускников бакалавриата сразу же после завершения экзамена получили предложения о работе в ведущих школах, ориентированных на развивающее обучение.
1 Педагогические вузы России готовятся к переходу на новую систему высшего образования. (2025). Волгоградский государственный социально-педагогический университет. URL: https://www.vspu.ru/news-article/3332 (дата обращения: 31.07.2025).
Педагогические вузы России готовятся к переходу на новую систему высшего образования. (2025). Омский государственный педагогический университет. URL: https://omgpu.ru/news/pedagogicheskie-vuzy-rossii-gotovyatsya-k-perehodu-na-novuyu-sistemu-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 31.07.2025).