Психолого-педагогические исследования
2009. Том 1. № 1
ISSN: 2587-6139 (online)
Анализ образовательных программ для детей младенческого и раннего возраста
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: личностно-ориентированные образование, младенчество, образовательные программы, ранний возраст
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Анализ образовательных программ для детей младенческого и раннего возраста [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2009. Том 1. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2009_n1/Galiguzova_Mezheryakova_Zamogiln (дата обращения: 13.12.2024)
Полный текст
В настоящее время одним из приоритетных направлений политики государства становится развитие образования детей раннего возраста (от 0 до 3 лет). В соответствии с гуманистическими целями и принципами, заявленными в ходе реформы российского образования, в этой сфере идет активный процесс модернизации. Меняются цели, задачи и содержание образования, реализуется принцип вариативности образования. Если до реформы образования все дошкольные учреждения работали по единой Типовой программе, основанной на принципах авторитарной педагогики и ориентированной на формирование у ребенка знаний, умений и навыков (зунов), то в последнее десятилетие создаются и внедряются в практику программы нового поколения, которые исходят из принципов личностно-ориентированной педагогики. Воспитатели и педагоги получили право выбора программ, возможность сочетать в своей работе методы и технологии, представленные в разных программах, дополнять их собственными разработками.
При выборе программ должны учитываться такие факторы, как кадровый потенциал образовательного учреждения, его материально-технические условия, запросы родителей, интересы и предпочтения сотрудников, а главное - соответствие программ и методических разработок личностно-ориентированной модели образования. Как показывает практика, педагоги часто испытывают затруднения в оценке программ с точки зрения полноты реализации принципов личностно-ориентированной педагогики. В связи с этим, актуальной является задача проанализировать с этих позиций наиболее распространенные в настоящее время образовательные программы для детей младенческого и раннего возраста.
Дадим краткую характеристику этих программ.
Программа воспитания и обучения в детском саду. Данная программа базируется на «Программе воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение, 1983, 1985 г.г.) и является ее усовершенствованным вариантом. Программа воспитания и обучения детей младенческого и раннего возраста является составной частью данной программы.
При разработке нового варианта программы авторы стремились отойти от жесткой регламентации знаний и умений детей, «предметного центризма» в обучении. В качестве основной формы обучения рекомендуются индивидуальные и групповые занятия, построенные преимущественно на игровых методах взаимодействия взрослого с детьми. В программе делается акцент на необходимости индивидуальной адресованности воздействий воспитателя, использовании позитивных способов воспитания, таких как похвала, поддержка, помощь ребенку в ходе деятельности, стремление заинтересовать его тем или иным занятием и др.
Вместе с тем, в программе, как в отношении младенческого, так и раннего возраста, все еще прослеживается установка на формирование формальных знаний и умений, часто не оправданных с точки зрения развития ребенка. Наиболее ярко это проявляется в характеристике возраста и показателях развития детей. Они отражают устаревший парциальный подход к развитию, основанный на выделении разрозненных характеристик из узкого круга областей жизнедеятельности ребенка и опираются на представления авторов о жестких возрастных нормативах развития в рамках микропериодизации в пределах 2-6 месяцев. Так, например, показатели развития детей от полутора до 1г. 9 мес. сводятся к тому, что они должны уметь ориентироваться в трех контрастных величинах предметов с разницей в 2 см., обозначать свои действия словами и двухсловными предложениями, ходить по ограниченной поверхности и раздеваться с помощью взрослого. Подобного рода требования содержатся и в показателях развития детей других возрастных периодов. Такой способ оценки ориентирует воспитателей не на индивидуальный подход, а на «подтягивание» ребенка к формальным одинаковым для всех требованиям.
Установки учебно-дисциплинарной модели воспитания и обучения сохраняются и в общем документе Программы, где основной акцент также делается на формирование отдельных знаний, умений и навыков, развитие послушания. В описании достижений в развитии детей в том или ином возрасте отсутствуют представления о целостном личностном развитии ребенка: его познавательной активности в сфере предметной, коммуникативной, художественно-эстетической деятельности, развитии таких личностных качеств, как инициативность, самостоятельность, целенаправленность, уверенность в себе, творческих способностей в разных видах деятельности. Развитие игровой деятельности представлено как усвоение заданных взрослым образцов игровых действий.
Базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки» Программа подготовлена коллективом сотрудников Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.
В качестве цели программы выдвигается разностороннее развитие ребенка от рождения до семи лет, формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей, соответствующих его возрастным возможностям и требованиям, которые ставятся перед современным образованием.
Программа имеет теоретическое обоснование, построенное на достижениях отечественной и мировой психологической и педагогической науки. В ее основу положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Она является программой открытого типа и предполагает использование самых разнообразных педагогических технологий.
В качестве основных линий развития ребенка на всех этапах детства выделяются:
социальное развитие
познавательное развитие
эстетическое развитие
физическое развитие
Показатели развития ребенка по каждому направлению представлены в виде описания мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов развития.
Базисные характеристики личности включают в себя описание тех личностных качеств, которые формируются у детей к концу раннего возраста. К ним относятся компетентность в разных сферах развития (социальной, интеллектуальной, физической), инициативность в практической деятельности и общении, креативность и самостоятельность как фундаментальная характеристика ребенка на пороге дошкольного возраста.
Авторы программы предоставляют воспитателям и педагогам право по своему усмотрению, с учетом собственного профессионального опыта и возможностей детей, творчески использовать как предложенные в программе, так и другие педагогические технологии. Открытость программы позволяет воспитателям отходить от жесткой регламентации жизни детей, использовать гибкий режим игр и занятий, вводить разнообразные формы организации обучения с широким использованием детского экспериментирования, самостоятельного выбора детьми видов деятельности и их средств, коллективных работ и т.п.
Теоретическая часть программы разработана в соответствии с современными требованиями к содержанию и методам работы с детьми. Однако методические пособия к программе во многом сохраняют недостатки устаревшей учебно-дисциплинарной модели. Так, несмотря на совершенно правомерное, с точки зрения закономерностей психического развития ребенка, выделение психологического возраста как основы построения содержания программы, в методических разработках задачи определяются на основе паспортного возраста ребенка (помесячно). При таком подходе происходит подмена целей целостного психического и личностного развития ребенка целями развития отдельных психических функций и навыков, нивелируются индивидуальные различия детей. Это противоречит исходным принципам построения программы.
Помимо того, предлагаемые в пособиях методики организации игр и занятий отличаются формализмом, в них не отводится места личностному взаимодействию воспитателя с детьми. Занятия с детьми строятся по типу урока, на котором педагог дает задание, а дети выполняют его, подражая действиям взрослого. Преобладающей остается установка на формирование умений.
Таким образом, сопоставление целей и ценностей, заложенных в базовой части программы и в ее практических пособиях свидетельствует об их недостаточном согласовании.
Программа воспитания, обучения и развития детей до 3 лет «Кроха». Программа «Кроха» разработана специалистами дошкольного образования г. Нижнего Новгорода и адресована родителям и воспитателям дошкольного учреждения.
Программа охватывает все периоды развития ребенка от рождения до трех лет, включая подготовку матери к рождению малыша и разработана в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания. Этот подход находит свое отражение в формулировках задач, конкретизации целей и отборе адекватных по содержанию методов воспитания и обучения. Важным принципом построения программы является принцип деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей. Данный принцип реализуется через выделение в качестве приоритетных целей образования:
развитие у детей предметной деятельности и общения, как ведущих в раннем детстве;
построение субъект-субъектных отношений взрослых с детьми в разных видах взаимодействия;
установление взаимосвязи между различными видами детской деятельности для решения общих задач воспитания детей раннего возраста.
В программе большое внимание уделяется советам по обеспечению условий для эмоционального благополучия малыша, разъяснению причин тех или иных негативных переживаний ребенка. В рекомендации включены советы по личностноориентированному взаимодействию с ребенком. Подчеркивается необходимость доброжелательного внимания к малышу, учета его индивидуальных особенностей, желаний и предпочтений, приводятся соответствующие примеры.
В рекомендациях авторы предостерегают родителей и воспитателей от чрезмерного увлечения обучающими занятиями и объясняют, как можно использовать богатые резервы данного возраста для развития познавательной активности, инициативности ребенка в детских видах деятельности. Предлагаемые методические приёмы имеют в основном игровой характер, что соответствует возрастным особенностям детей.
В целом, данная программа соответствует принципам личностно ориентированной педагогики. В то же время программа имеет ряд недоработок. Так, предлагаемая авторами диагностика психического развития ребенка раннего возраста заимствована из Типовой программы и не соответствует методологическим установкам программы «Кроха».
Программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги» (1-3 года.) Программа создана коллективом лаборатории психического развития дошкольников Психологического института РАО.
Программа построена на гуманистических принципах личностно-ориентированной педагогики. Исходными теоретическими позициями программы являются положения концепции о генезисе коммуникативной деятельности, разработанной М.И.Лисиной.
В программе содержится характеристика ребенка раннего возраста, отражающая современные научные представления о закономерностях психического развития на данном возрастном этапе. В ней описаны особенности становления ведущей (предметной) деятельности, общения ребенка со взрослыми и сверстниками, речи, познавательных способностей, игровой деятельности, личности.
В программе описываются содержание и методы работы педагога с детьми по каждому направлению развития, особое внимание уделяется способам личностноориентированного взаимодействия взрослых с детьми.
Программа охватывает основные сферы развития ребенка: физическое,
познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое.
Методические разработки программы представлены в виде описания игр и занятий с детьми, которые систематизированы по следующим основным направлениям развития ребенка в раннем возрасте: развитие предметной деятельности и познавательных способностей; развитие речи; развитие игровой деятельности; развитие общения со сверстниками; приобщение детей к художественно-эстетической деятельности; физическое развитие.
В методических рекомендациях авторы ориентируют педагогов на творческий подход к организации занятий, в центре которых должны стоять не столько формирование у детей конкретных умений в разных видах деятельности, сколько пробуждение у малышей интереса, удовольствия, радости от процесса экспериментирования с различными материалами, полученного результата.
Принципы и цели программы согласуются с методами ее реализации. В ней предполагаются гибкое планирование деятельности педагога с учетом интересов и склонностей детей, возможность сочетания предметно-практической, игровой, познавательной, художественно-эстетической и других видов детской деятельности, предоставление детям выбора игр, игрушек и партнеров. Все это способствует созданию эмоционально-комфортной атмосферы в группе, развитию свободной творческой личности каждого ребенка.
Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство». Программа разработана на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена и представляет собой комплексную образовательную программу развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в детском саду. Программа разработана с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка.
Ранний возраст представлен в программе лишь частично - третьим годом жизни детей. В качестве общей задачи воспитания выдвигается создание условий для раскрытия возрастных возможностей и способностей каждого ребенка.
Авторы программы предостерегают воспитателей и педагогов от искусственной акселерации детей, выдвигая в качестве приоритетных в процессе воспитания и обучения наиболее близкие ребенку виды деятельности - игру, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметную, изобразительную, художественнотеатральную деятельность, детский труд. В этих видах деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и формирование произвольности поведения, самоконтроля, творческого воображения, составляющих основу личностного развития. Целостность программы обеспечивается связью трех ее магистральных линий - развитие эмоциональной сферы, познавательной и практической деятельности.
Работа по каждому разделу программы включает формирование у детей представлений в определенной сфере, познавательных и практических умений. При этом формирование «познавательных умений» подразумевает формирование у детей потребности и способности самим исследовать ту или иную область предметного и социального мира (например, различными способами изучать свойства предметов и веществ, экспериментировать с красками, звуками, словами, движениями и пр.).
Программа составлена с учетом дифференцированного освоения содержания образования по каждому разделу, что является ориентиром для педагога в конструировании «образовательного маршрута» ребенка. При определении уровня освоения программы учитываются не только приобретенные знания и умения ребенка, но и его активность, инициативность, заинтересованность, эмоциональную включенность в тот или иной вид деятельности.
Организационные принципы работы воспитателей и педагогов строятся в программе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В качестве основных принципов организации деятельности воспитателя и педагога выступают отказ от занятий как основного, ведущего средства работы с детьми и жесткой регламентации продолжительности занятий; предоставление воспитателям и педагогам самим определять необходимость занятий, способ их организации и место в режиме дня; проблемно-игровой способ обучения; интегративный характер занятий.
Особое внимание в программе уделяется организации развивающей среды. В ее основу положен принцип предоставления ребенку права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.
Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Радуга». Программа разработана в лаборатории дошкольного воспитания НИИ общего образования МО РФ.
Программа основана на принципах гуманистической педагогики. Авторами разработаны нетрадиционные формы организации жизни детей в группе, обеспечивающие в группе дошкольного учреждения атмосферу эмоционального комфорта, предусматривающие ориентацию на личность ребенка, отказ от жесткой регламентации деятельности как детей, так и воспитателя.
Ранний возраст в программе охватывает период от 2-х до 3-х лет.
В программе дается психологическая характеристика ребенка третьего года жизни. Подробно рассматриваются следующие направления развития ребенка: формирование привычки к здоровому образу жизни, развитие познавательной активности, подготовка к обучению математике, развитие речи, приобщение к книге, игровой деятельности и др.
В программе делается постоянный акцент на поддержании эмоционального благополучия ребенка, развитии его творческого потенциала.
Программа предъявляет особые требования к личности воспитателя. В рамках данной программы воспитатель - не только образец для подражания, но, прежде всего - творческая личность, которая стремится передать ребенку свой интерес к той или иной деятельности, вносить в нее элементы новизны, неожиданности, гибко перестраивает свое поведение в зависимости от интересов и потребностей каждого ребенка, старается сделать жизнь детей в группе радостной, наполненной положительными переживаниями. С этой целью в программе разработаны оригинальные методические приемы.
Сравнительный анализ программ
Для проведения сравнительного анализа программ, необходимо разработать критерии, позволяющие оценить их с точки зрения соответствия личностно-ориентированному типу образования.
Личностно-ориентированное образование прежде всего нацелено на поддержку и развитие индивидуальности ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия и предполагает опору на возрастную специфику с учетом интересов и предпочтений детей. Возрастная специфика характеризуется качественными особенностями потребностно- мотивационной сферы ребенка и операционально-технической стороны его деятельности, а не набором стандартных, для всех детей одинаковых знаний, умений и навыков, которыми ребенок должен владеть в том или ином возрасте. Следовательно, в образовательной программе учет возрастной специфики должен производиться на основе психологического, а не паспортного возраста ребенка.
Ориентация содержания программы на паспортный возраст влечет за собой жесткое планирование педагогической деятельности и нацеливает воспитателей на формирование знаний, умений и навыков, одинаковых для всех детей, попадающих в тот или иной узкий возрастной диапазон, формально определяемый датой рождения ребенка, а не уровнем его развития, индивидуальных склонностей, возможностей и интересов. Программа, регламентирующая таким образом деятельность взрослых и детей, препятствует развитию инициативности, предоставлению свободы выбора ребенком деятельности, игр, игрушек, партеров по общению и пр. При таком построении образовательного процесса не учитывается индивидуальный ход развития каждого ребенка, ограничиваются творческие возможности как педагогов, так и детей, что противоречит принципам личностноориентированного образования.
Личностно-ориентированная программа должна быть выстроена таким образом, чтобы нацеливать воспитателей на поддержку и развитие инициативности ребенка в познавательной, коммуникативной сфере и разных видах детской деятельности. В этом случае знания, умения и навыки выступают как средства реализации этих видов деятельности, а не как главная, определяющая развитие ребенка цель. Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту методах обучения (игровых, проблемноигровых, детском экспериментировании) которые, в отличие от формальных занятий по типу «школьного урока», позволяют в наибольшей степени реализовать детям познавательную активность, инициативность, творческий потенциал.
Важнейшим условием реализации гуманистических принципов, целей и задач современных образовательных программ является личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми. Поэтому содержание программы и методические руководства должны быть построены таким образом, чтобы способствовать реализации педагогами личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.
Итак, в качестве оснований для сравнительного анализа программ выступают следующие критерии:
Ориентация программы на психологический, а не паспортный возраст ребенка
Нацеленность программы и ее методического оснащения на развитие личности в отличие от ориентации на зуны
Использование в программе гибкого планирования педагогической деятельности, предоставление воспитателям и педагогам самим определять необходимость занятий, способ организаций и место в режиме дня
Предусмотренность в программе возможности выбора ребенком игр, игрушек, занятий, материалов, партнеров по деятельности.
Преобладание в образовательном процессе игровых, проблемно-игровых методов, экспериментирования над организованными занятиями.
Степень проработанности рекомендаций по организации взаимодействия взрослых с детьми.
Сравнительный анализ описанных выше программ, произведенный с обозначенных позиций, приведен в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительный анализ образовательных программ для детей младенческого и раннего возраста
Программы / Критерии |
Программа воспитания и обучения в детском саду |
«Истоки» |
«Первые шаги» |
«Кроха» |
«Радуга» |
«Детство» |
Ориентация на психологический / паспортный возраст ребенка |
ориентация на паспортный возраст |
декларируется ориентация на психологический возраст, методические разработки ориентированы на паспортный возраст |
ориентация на психологиче- кий возраст |
преоблада ет ориентация на психологический возраст |
преобладает ориентация на психологический возраст |
ориентация на психологический возраст |
Нацеленность на развитие личности/ ориентация на зуны |
декларируется развитие личности, но методические разработки преимущественно нацелены на развитие зунов |
декларируется развитие личности, но методические разработки преимущественно нацелены на развитие зунов |
развитие личности |
развитие личности |
развитие личности |
развитие личности |
Степень проработан ности рекомендаций по организации взаимодействия взрослых с детьми |
недостаточная |
недостаточная |
достаточная |
недостаточная |
недостаточная |
недостаточная |
Особенности планирования |
жесткое |
жесткое |
гибкое |
гибкое |
гибкое |
гибкое |
Возможность выбора ребенком игр, игрушек и др. |
не предусмотрена |
не предусмотрена |
предусмотрена |
предусмот рена |
предусмот рена |
предусмот рена |
Преобладающие методы обучения детей |
занятия, дидактические игры |
занятия, дидактически е игры |
игра, проблемноигровые, эксперименти рование |
игра, дидактическ ие занятия |
игра, проблемноигровые, эксперимен тирование |
игра, проблемно -игровые, эксперимен тирование |
Как следует из характеристик программ и их сравнительного анализа, все описанные программы в той или иной степени нацелены на реализацию принципов личностноориентированной педагогики. Это выражается в постановке целей и задач образования детей во всех перечисленных программах, однако в методических разработках эти принципы часто не соблюдаются.
Так авторам не всегда удается преодолеть парциальный подход во взглядах на развитие ребенка, избежать ориентации на паспортный возраст, операционализировать принципы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Наиболее отчетливо эти недостатки проявляются в «Программе воспитания и обучения в детском саду» и программе «Истоки».
По большинству показателей личностно-ориентированному типу образования соответствуют программы «Первые шаги», «Кроха», «Детство» и «Радуга». Однако не все эти программы в достаточной степени обеспечены методическими пособиями по всем основным направлениям развития ребенка (например, развитие игровой деятельности, сферы общения со сверстниками).
Отметим, что описанные программы охватывают разный возрастной диапазон, и не все содержат раздел, посвященный младенческому возрасту.
Таким образом, проведенный обзор может послужить воспитателям дошкольных учреждений ориентиром при выборе программы и использовать в образовательном процессе наиболее проработанные с точки зрения личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей методические рекомендации из разных программ.
Литература
- Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду. Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе "Радуга". Составитель Доронова Т.Н. М.: Просвещение, 2005
- Галигузова Л,Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста. М.: Владос, 2007.
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Министерство образования РФ, М., 2004.
- Кроха. Программа воспитания, обучения и развития детей до трех лет в условиях семьи. Г.Г.Григорьева, Д.В.Сергеев, Н.П.Кочетова и др. М.: Просвещение, 2005.
- Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова. М.: Мозаика-Синтез, 2007-2008.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Программа «Истоки». Базис развития ребенка-дошкольника. Алиева Т. И., Антонова Т. Н., Арнаутова Е. П. и др. М.: Просвещение, 2002.
- Программа воспитания и развития детей в детском саду «Детство». В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др. М.: Детство-Пресс, 2006.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3595
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 26270
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1