В соответствии с Болонским соглашением по реорганизации высшей школы, на сегодняшний день практически все европейские страны имеют официально учрежденные структуры (агентства) по контролю качества высшего образования. Страны, в которых таких структур пока нет, только приступают к их созданию. Со временем национальные критерии квалификаций должны будут влиться в формирующуюся единую структуру требований к квалификациям европейского пространства высшего образования (ЕНЕА) на основе общего понимания результатов обучения и компетенций, получаемых выпускниками учебных заведений.
В развитых странах Европы и Америки, стремящихся к формированию единого образовательного пространства, российскому термину «квалификационная характеристика» идентично понятие «Международные требования к компетентности (ICB - International Competence Baseline)». В них представлены требования к знаниям (Knowledge), опыту (Experience) и личным качествам (Personal Attitude), лежащие в основе сертификационных программ.
Одним из важных европейских документов международного уровня, определяющим критерии профессионального качества для психологов, является диплом Euro Psy, предложенный европейскому профессиональному сообществу психологов в 2005 году [EuroPSY Европейский диплом]. В документе прописаны стандарты подготовки психологов в Европе, которые способствуют единообразному пониманию профессиональных компетенций, необходимых для предоставления качественных психологических услуг.
Минимальные требования к объему обучения здесь сформулированы в отношении трехуровневой подготовки психологов: бакалавр-магистр-супервизорская практика. Первый и второй уровень связаны с академической подготовкой, а третий - с освоением практических навыков профессиональной деятельности. Этот уровень, организованный как работа под руководством опытного супервизора (наставника), определяет готовность специалиста к независимой самостоятельной профессиональной деятельности. Местом прохождения супервизорской практики являются учреждения, где работают опытные профессиональные психологи, и они могут осуществлять сопровождение молодого специалиста (имеются специальные программы по сопровождению).
Основной целью практической работы специалиста-психолога является применение принципов, знаний, моделей и методов психологии в рамках этических и научных требований для содействия развитию, благополучию и эффективности отдельных людей, групп, организаций и общества в целом. Необходимые компетенции профессиональный психолог должен приобрести и продемонстрировать для того, чтобы быть допущенным к независимой самостоятельной практике - они определяют суть процесса оказания психологом услуг клиенту, в них заложены различные функции, которые выполняет психолог. Компетенции основаны на знаниях, понимании и навыках, применяемых и практикуемых с соблюдением этических принципов. Выделяются 20 основных компетенций, которые любой психолог должен уметь продемонстрировать. Они сгруппированы в шесть категорий, имеющих отношение к профессиональным функциям, и представлены в табл. 1.
Таблица 1. Профессиональные компетенции психолога (по диплому Euro-Psy)
|
Основные компетенции
|
Содержание
|
|
А. Постановка задачи
|
Взаимодействие с клиентом с целью определения целей и задач предоставляемой услуги
|
|
Анализ потребностей
|
Сбор информации о нуждах клиента с помощью подходящих методов, прояснение и анализ этих нужд до той степени, которая позволяет начать осмысленные действия
|
|
Постановка целей
|
Предложение и обсуждение целей с клиентом; постановка приемлемых и целесообразных целей, определение критериев оценки выполнения задачи на более позднем этапе
|
|
В. Диагностическая оценка
|
Установление релевантных характеристик отдельных людей, групп, организаций и ситуаций с помощью подходящих методов
|
|
Индивидуальная диагностическая оценка
|
Выполнение оценки с помощью интервьюирования, тестирования и наблюдения отдельного лица в обстановке, релевантной
запрашиваемой услуге
|
|
Групповая диагностическая оценка
|
Выполнение оценки с помощью интервьюирования, тестирования и наблюдения групп в обстановке, релевантной запрашиваемой услуге
|
|
Организационная диагностическая оценка
|
Выполнение оценки с помощью интервьюирования, опросов и других методов, подходящих для изучения организаций, в обстановке, релевантной запрашиваемой услуге
|
|
Ситуационная диагностическая оценка
|
Выполнение оценки с помощью интервьюирования, опросов и других методов, подходящих для изучения ситуаций, в обстановке, релевантной запрашиваемой услуге
|
|
C. Разработка
|
Разработка услуг или продуктов для клиентов или психологов на основе психологической теории или методов
|
|
Определение услуги или продукта и анализ потребностей
|
Определение назначения услуги или продукта, определение заинтересованных лиц, анализ потребностей и ограничений, составление спецификаций продукта или услуги с учетом условий, в которых услуга или продукт будут использоваться
|
|
Построение услуги или продукта
|
Построение или адаптирование услуги или продукта в соответствии с потребностями и ограничениями, с учетом условий в которых услуга или продукт будут использоваться
|
|
Тестирование услуги или продукта
|
Тестирование услуги или продукта и оценка их уместности, релевантности, пригодности и других характеристик, с учетом условий в которых услуга или продукт будут использоваться
|
|
Заключительная оценка услуги или продукта
|
Заключительная оценка услуги или продукта по их полезности, удовлетворению клиента, направленности на клиента, затратам и другим характеристикам, с учетом условий, в которых услуга или продукт будут использоваться
|
|
D. Интервенция
|
Определение, подготовка и выполнение интервенций, отвечающих поставленным целям, использование результатов диагностической оценки и действий по разработке
|
|
Планирование интервенции
|
Разработка плана интервенции, отвечающей поставленным целям, в обстановке, соответствующей запросу на услугу
|
|
Прямая личностноориентированная интервенция
|
Применение методов интервенций, напрямую воздействующих на одного человека или более, в соответствии с планом интервенции в обстановке, соответствующей запросу на услугу
|
|
Прямая ситуационноориентированная интервенция
|
Применение методов интервенций, напрямую воздействующих на выбранные аспекты ситуации в соответствии с планом
интервенции в обстановке, соответствующей запросу на услугу
|
|
Непрямая интервенция
|
Применение методов интервенций, дающих возможность
отдельным лицам, группам или организациям обучаться и принимать решения в своих собственных интересах в обстановке, соответствующей запросу на услугу
|
|
Реализация услуги или продукта
|
Представление услуг или продуктов и способствование их правильному использованию клиентами или другими психологами
|
|
E. Оценка
|
Выяснение адекватности интервенций по характеристикам
соответствия плану интервенций и достижения поставленных целей
|
|
Планирование оценки
|
Построение плана оценки интервенции, включая критерии, построенные на основе плана интервенций и поставленных целей, в обстановке, соответствующей запросу на услугу
|
|
Измерение оценки
|
Выбор и применение методов измерений, пригодных для осуществления плана оценки, в обстановке, соответствующей запросу на услугу
|
|
Анализ оценки
|
Выполнение анализа в соответствии с планом оценки и вывод заключения относительно эффективности интервенций в
обстановке, соответствующей запросу на услугу
|
|
F. Коммуникация
|
Обеспечение информации для клиента способом, отвечающим потребностям и ожиданиям клиента
|
|
Обратная связь
|
Предоставление обратной связи клиентам с использованием устных или аудиовизуальных средств, в обстановке, соответствующей запросу на услугу
|
|
Написание отчета
|
Написание отчета для информирования клиентов о результатах диагностической оценки, разработки продукта или услуги, интервенций и/или заключительной оценки, в обстановке, соответствующей запросу на услугу
|
В Соединенных Штатах Америки [Справочник выпускника факультета, 2007] существует система подготовки психологов, в которой можно выделить следующее.
1. Желающие стать школьными психологами поступают после колледжа в университет на факультет психологии.
2. Часть студентов-психологов проходят курс на звание магистра; он включает два года изучения таких дисциплин, как общая и экспериментальная психология, лабораторные диагностические методы исследований (включая психологическое тестирование), охрана психического здоровья и психопатология.
3. Студенты должны также пройти интернатуру (или школу выпускников). В интернатуре после завершения магистерского курса по психологии выпускник получает право работать интерном под наблюдением психолога-клинициста, имеющего лицензию и степень доктора.
4. Большинство специализирующихся по психологии проходят программу в объеме докторантуры. Для получения звания доктора психологии необходимо пройти как минимум трехлетнюю программу, включающую следующие предметы: биологические основы поведения, познавательно-аффективно-бихевиористские основы поведения, социальные основы поведения и индивидуальное поведение. Претендент должен также освоить технику и методологию научных исследований, статистику, систему оценок психологических тестов и положения профессиональной этики. Академические занятия также сочетаются с годичной практикой в клинике под руководством психолога-клинициста, имеющего соответствующую лицензию. По завершении курсов докторант по психологии приступает к годичной интернатуре на полной ставке (40 ч в неделю) под руководством психолога- клинициста. В период интернатуры изучается детская, взрослая, групповая и семейная психотерапия, а также методика тестирования. Для получения докторской степени необходимо представить объемное диссертационное исследование.
5. При намерении приступить к самостоятельной практике психолог-клиницист должен два года проработать под руководством дипломированного коллеги, прежде чем получить право сдачи экзамена на лицензию. Экзамен представляет собой тест и включает вопросы, относящиеся ко всем аспектам психологии, в том числе к статистике и оценке результатов тестирования, психофизиологии и развитию человеческой психики, а также вопросы по морально-этическим нормам, правам и законодательствам. Получивший лицензию психолог-клиницист наделяется правом вести самостоятельную практику, т. е. открыть частный кабинет и вести прием больных без чьего-либо наблюдения.
6. Основное назначение курса специализации по школьной психологии в рамках магистерской программы в Университетах США состоит в том, чтобы подготовить начинающих психологов к применению современных и научно обоснованных принципов психологической и педагогической практики в своей повседневной деятельности. Выпускники, получившие степень магистра наук, должны быть профессионалами, обладающими знаниями о последних достижениях в сфере поведения человека и продолжающими повышать свою квалификацию; иметь опыт в области школьной 50
психологии; уважать культурные различия людей; в своей профессиональной деятельности соблюдать этические стандарты, сформулированные Американской ассоциацией психологов и Национальной ассоциацией школьных психологов.
7. Выпускники-специалисты должны продемонстрировать высокий уровень знаний и умений в восьми компетенциях по школьной психологии, которые представляют собой конгломерат из стандартов, требований к уровню подготовки школьных психологов и осуществляемой ими практической деятельности (табл. 2).
Таблица 2. Профессиональные компетенции школьного психолога, сформулированные Американской ассоциацией психологов и Национальной ассоциацией школьных психологов
|
№
|
Компетенция
|
Знания, умения и навыки, определяющие содержание компетенции
|
|
1
|
Принятие решения, опирающегося на фактические данные, и практика, осуществляемая под постоянным контролем во всех видах профессиональной деятельности и взаимодействий
|
Определить область проблемы, запросы и потребности отдельного человека, группы или системы в целом в ходе их регулярной оценки.
Измерить эмпирически результаты принятого решения или коррекционного воздействия.
Использовать научные знания и данные исследований при принятии решения, а также при отборе, применении и оценке своих профессиональных действий и коррекционных
воздействий
|
|
2
|
Психологические и
образовательные принципы
|
Иметь представление о ключевых положениях детского развития и факторах, оказывающих влияние на него, а также иметь представление о психическом развитии детей, о здоровом образе их жизни и о психических патологиях у детей.
Обладать знанием о социальных и физиологических воздействиях на поведение детей, о теории обучения и когнитивном развитии
|
|
3
|
Межличностное общение, сотрудничество, совещательность
|
Слушать и понимать точку зрения других при выполнении профессиональных обязанностей на уровне отдельного индивида, группы или системы.
Обладать способностью эффективного устного и
письменного общения.
Проводить совещания с родителями, педагогами,
администрацией и другими людьми при обсуждении возникающих у ребенка проблем.
Развивать сотрудничество и партнерские отношения между ключевыми группами, вовлеченными в профессиональную деятельность, (дом, школа, администрация района)
|
8. После занятий по программе подготовки на уровне специалиста и успешной сдачи экзамена по специальности «школьная психология» выпускники, показав высокий уровень представленных компетенций, могут обращаться в Национальный совет по сертификации школьных психологов (NSCSP) за лицензией специалиста в области школьной психологии и за сертификатом на работу в качестве школьного психолога.
Следует признать, что в России существует проблема обеспечения системы образования квалифицированной психологической помощью. Несмотря на увеличение запросов к психологической службе, руководители образовательных учреждений не всегда удовлетворены психологической помощью педагогическому процессу. Низкая результативность психологической помощи чаще связана с недостаточной практической подготовкой педагога-психолога. Только 36% молодых специалистов, по результатам анкетирования, считают себя в достаточной степени профессионально подготовленными, в то же время и они понимают необходимость в дальнейшем накоплении теоретических знаний и практических умений.
С целью повысить результативность профессиональной деятельности молодых специалистов педагогов-психологов в Московском городском психолого-педагогическом университете организована и апробируется программа постдипломного сопровождения молодых специалистов, которая представляет собой супервизорскую практику. Суть ее в том, что опытные наставники (супервизоры) из числа практических психологов, работающих в различных типах и видах учреждений образования, помогают молодым специалистам преодолеть начальные профессиональные трудности. Наставники проводят учебные стажировочные курсы на базах своих образовательных учреждений по специальным программам, рассчитанным на введение молодого специалиста в общую профессиональную деятельность.
Программа рассчитана на три года. В течение первого года стажером осваивается система работы психолога в образовательном учреждении и обеспечивается адаптация на рабочем месте. На второй и третий год молодому специалисту предлагаются специальные (проблемные) курсы, например: семейное консультирование, углубленная психологическая диагностика, нейропсихология, работа с особыми категориями детей: проявляющими девиантность, одаренными, с ослабленным здоровьем, испытавшими насилие, сиротами, эмигрантами и пр.
Во время обучения под руководством наставников, квалифицированно проводящих диагностику, консультирование, коррекционно-развивающую работу, молодые
специалисты приобретают опыт адекватной интерпретации получаемой информации, их теоретические знания переходят в умения и навыки, рефлексия собственного опыта становится неотъемлемой частью деятельности. Они научаются применять из большого количества методик наиболее эффективные в том или ином практическом случае. После обучения по данной программе для них проводятся аттестационные испытания. Эта процедура предполагает использование специально разработанных оценочных листов, содержащих критерии профессиональной компетентности психолога. Они сочетаются с рекомендованными в перечне компетентностей диплома Euro Psy. Таким образом, подготовка психологов по программе постдипломного образования, организованная в МГППУ, приближается к общепринятым и описанным выше мировым стандартам.