Психолого-педагогические исследования
2014. Том 6. № 1. С. 298–309
doi:10.17759/psyedu.2014060132
ISSN: 2587-6139 (online)
Представления различных участников учебного процесса о социально-психологической ситуации в образовательном учреждении
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социально-психологическая ситуация , представления учащихся , стиль руководства, организационная культура образовательного учреждения, социально-психологический климат
Рубрика издания: Штудии
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060132
Для цитаты: Котляр М.Л. Представления различных участников учебного процесса о социально-психологической ситуации в образовательном учреждении [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1. С. 298–309. DOI: 10.17759/psyedu.2014060132
Полный текст
На сегодняшний день статус, конкурентоспособность, успех и престиж образовательного учреждения, как и любой современной организации иного профиля, во многом зависят от ее социально-психологических характеристик: от стиля управления, который использует руководитель; от типа организационной культуры образовательного учреждения и от уровня ее развития; от того, насколько согласованы тип организационной культуры и стиль управления; от социально-психологического климата в данном образовательном учреждении, а также от других факторов, определяющих социально-психологический портрет образовательного учреждения.
В своем исследовании мы предприняли попытку изучить особенности социальнопсихологической ситуации нескольких средних образовательных учреждений Москвы.
Изучение ситуации в качестве социально-психологического феномена имеет давние традиции. Первая попытка описать и классифицировать ситуации была предпринята М. Аргайлом [9] в первой половине прошлого столетия. Позднее Э. Берном была также предложена классификация ситуаций [1]. Активное изучение феномена ситуации началось на западе в конце 1950-х гг. в рамках направления, которое получило название «психология среды», ее объектом стала социальная и психологическая среда обитания человека.
В настоящее время в психологических исследованиях проявляется тенденция придерживаться принципа «компонентной перспективы». Данный принцип означает, что поведение личности определяется ее психологической конституцией, ситуацией и их взаимодействием [3]. Однако несмотря на то, что понятие «социально-психологическая ситуация» не является новым в социальной психологии, его содержательная сторона до сих пор остается неопределенной. В рамках нашего исследования под этим понятием мы имеем в виду сочетание таких социально-психологических характеристик, как тип организационной культуры, стиль руководства и параметры социально психологического климата. Хотя следует отметить, что понятие «социально-психологическая ситуация» значительно шире и не ограничивается теми социально-психологическими феноменами, которые мы стремились изучить в рамках своего исследования.
Теоретико-методологической базой исследования организационной культуры послужила типология, предложенная К. Камероном и Р. Куинном [2]. Разработанная на основе их типологии организационных культур методика (модификация В.А. Ясвина) позволяет соотнести организационные показатели, характеризующие фактический уровень и желаемый уровень состояния главных индикаторов организационной культуры. По результатам диагностики можно построить профиль организационной культуры в координатах конкурирующих ценностей: гибкость и дискретность - стабильность и контроль, внешний фокус и дифференциация - внутренний фокус и интеграция. Указанные выше измерения образуют на плоскости четыре квадранта, соответствующие четырем наборам индикаторов организационной эффективности. Каждый из полученных квадрантов однозначно соотносится с тем или иным базовым типом организационной культуры: клановым, адхократическим, рыночным и иерархическим. Пользуясь стандартными определениями, можно дать краткую характеристику каждому из указанных базовых типов организационной культуры.
В качестве теоретической основы для исследования и диагностики стиля руководства образовательным учреждением нами использовалась классификация, разработанная Р. Блейком и Д. Мутоном и названная ими «управленческая решетка» [10]. Экспертная оценка, посредством которой проводится диагностика стиля руководства, позволяет измерить, с одной стороны, ориентацию на персонал и создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата, с другой стороны - направленность на решение задач и достижение результатов. Вертикальная ось «управленческой решетки» ранжирует «ориентацию на персонал» по шкале от 1 до 9, а горизонтальная - «ориентацию на задачу» также по шкале от 1 до 9.
Для диагностики социально-психологического климата в образовательном учреждении использовалась экспресс-методика, разработанная О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто. Эта методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в группе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности на уровне понятий «нравится - не нравится», «приятный - неприятный». При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживается критерий «желание - нежелание работать, учиться вместе». Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание - незнание особенностей членов группы».
К эмпирическим данным, полученным в ходе использования вышеназванных методик, была применена процедура сравнительного (по критерию Стьюдента) и корреляционного анализа (по критерию Спирмена) с целью выявления значимых взаимосвязей между полученными результатами.
В качестве гипотез исследования были выдвинуты следующие предположения:
■ внутри образовательного учреждения представления различных участников учебного процесса о социально-психологической ситуации однородны;
■ в каждом образовательном учреждении формируется уникальная социальнопсихологическая ситуация;
■ между элементами социально-психологической ситуации существует устойчивая взаимосвязь.
Исследование проводилось в государственных образовательных учреждениях Москвы. Выборку испытуемых составили различные участники учебного процесса четырех московских школ: средней общеобразовательной школы (группа СОШ), гимназии с углубленным изучением английского языка (группа Английская), школы с авторской методикой преподавания (группа Авторская), а также школы с этнокультурным компонентом в образовании (группа Этно). В качестве респондентов выступили учащиеся X классов, их педагоги и представители администрации. Всего в исследовании приняли участие 308 человек, из них 235 - учащиеся, 73 - педагоги и представители администрации образовательных учреждений.
Для проверки гипотезы об однородности представлений учащихся и педагогов о социально-психологической ситуации (СПС) внутри образовательного учреждения мы провели сравнительный анализ представлений различных участников учебного процесса внутри образовательного учреждения (ОУ), используя критерий Стьюдента. Результаты анализа представлены в табл. 1.
Результаты исследования указывают на то, что внутри образовательного учреждения представления о социально-психологической ситуации в целом достаточно схожи.
Таблица 1
Результаты анализа средних значений представлений учащихся и педагогов (по
критерию Стьюдента)
\ Тип ОУ |
Английска я |
СОШ |
Авторская |
Этно |
||||
Элемент СПС \ |
Учащиеся |
Педагоги |
Учащиеся |
Педагоги |
Учащиеся |
Педагоги |
Учащиеся |
Педагоги |
Клан |
25,295 |
21,924 |
22,234 |
19,845 |
22,064 |
21,233 |
38,622 |
35,25 |
Адхократия |
20,335 |
20,276 |
19,115 |
20,75 |
21,709 |
22,189 |
26,486 |
27,25 |
Рынок |
24,89 |
24,529 |
25,351 |
28,12 |
31,055 |
31,4 |
14,349 |
15,028 |
Иерархия |
29,48 |
33,271 |
33,3 |
31,285 |
25,171 |
25,178 |
20,542 |
22,472 |
Эмоциональный |
0,245 |
0,333 |
0,1 |
0,184 |
0,309 |
0,314 |
0,492 |
0,538 |
Поведенческий |
0,3005 |
0,234 |
-0,245 |
-0,168 |
0,517 |
0,5744 |
0,402 |
0,463 |
Когнитивный |
0,573 |
0,609 |
0,456 |
0,718 |
0,625 |
0,705 |
0,294 |
0,333 |
В ходе сравнительного анализа по критерию Стьюдента было выявлено, что в ОУ с этнокультурным компонентом представления различных участников учебного процесса совпадают, что позволяет говорить о согласованности (при р<0,05) представлений учащихся и педагогов. Подобная ситуация была выявлена в гимназии с углубленным изучением английского языка. В ОУ с авторской методикой преподавания и в средней общеобразовательной школе также было обнаружено сходство представлений (при р<0,05), вместе с тем по отдельным параметрам социально-психологической ситуации были выявлены различия в представлениях учащихся и педагогов. Так, в ОУ с авторской методикой преподавания оказались различными представления учащихся и педагогов о стиле руководства: педагоги охарактеризовали стиль руководства как командный, соединяющий ориентацию руководителя и на персонал, и на организацию учебного процесса, а по представлениям учащихся стиль руководства этого ОУ является в большей степени ориентированным на выполнение учебных задач.
При анализе представлений ученического и педагогического коллектива о социально-психологической ситуации в средней общеобразовательной школе обнаружились различия, связанные с оценкой рыночного типа в профиле организационной культуры школы: педагогический коллектив (при р<0,05) полагал их более выраженными, чем учащиеся. Кроме того, обнаружились различия при оценке когнитивного компонента социально-психологического климата. Педагоги отметили достаточно сильную выраженность данного компонента, а по представлениям учащихся он является в большей степени неопределенным. По остальным компонентам социальнопсихологической ситуации в этих образовательных учреждениях значимых различий не обнаружено.
Таким образом, однородность выборки позволяет говорить о том, что учреждение среднего общего образование представляет собой достаточно целостную организацию. Сходство представлений различных участников учебного процесса внутри образовательного учреждения указывает на то, что существует согласованность между ученическим и педагогическим коллективом. Однако вопрос о том, что является причиной формирования схожих представлений - перенос собственных представлений педагогов на учащихся, опыт совместного взаимодействия и совместное формирование единой среды внутри образовательного учреждения педагогами и учащимися или единство взглядов на социально-психологические условия учебного процесса, - остается открытым и требует дополнительного изучения.
В условиях развития конкуренции в сфере образования каждое образовательное учреждение пытается занять свое место на рынке образовательных услуг, стремясь по каким-либо параметрам дифференцироваться. При этом определяющим является именно представление самих участников учебного процесса об образовательном учреждении. Для того чтобы понять, отличаются ли образовательные учреждения друг от друга с точки зрения социально-психологической ситуации, на фоне которой протекает образовательный процесс, или она схожа в различных образовательных учреждениях, на втором этапе нашего исследования мы провели сравнение представлений ученического и педагогического коллективов различных образовательных учреждений.
Результаты проведенного нами сравнительного (по критерию Стьюдента) и качественного анализа указывают на то, что если внутри одного ОУ представления различных участников учебного процесса о социально-психологической ситуации однородны (за исключением представлений учащихся и педагогов средней общеобразовательной школы о рыночном компоненте организационной культуры), то представления участников образовательного процесса в разных ОУ качественно различаются (табл. 2).
Таблица 2
Сравнение образовательных учреждений по организационной культуре (при р<0,01)
Организаци онная культура |
ОУ |
Англий ская |
СОШ |
Авторск ая |
Этно |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Клан |
Английская |
|
Различий нет |
Различий нет |
Среднее значение Этно > Английская |
СОШ |
Различий нет |
|
Различий нет |
Среднее значение Этно > СОШ |
|
Авторская |
Различий нет |
Различий нет |
|
Среднее значение Этно > Авторская |
|
Этно |
Среднее значение Этно > Английская |
Среднее значение Этно > СОШ |
Среднее значение Этно > Авторская |
|
Адхократия |
Английская |
|
Различий нет |
Различий нет |
Среднее значение Этно > Английская |
СОШ |
Различий нет |
|
Различий нет |
Среднее значение Этно > СОШ |
|
Авторская |
Различий нет |
Различий нет |
|
Среднее значение Этно > Авторская |
|
Этно |
Среднее значение Этно > Английская |
Среднее значение Этно > СОШ |
Среднее значение Этно > Авторская |
|
|
Иерархия |
Английская |
|
Различий нет |
Различий нет |
Среднее значение Английская > Этно |
СОШ |
Различий нет |
|
Среднее значение СОШ > Авторская |
Среднее значение СОШ > Этно |
|
Авторская |
Различий нет |
Среднее значение СОШ > Авторская |
|
Среднее значение Авторская > Этно |
|
Этно |
Среднее значение Английская> Этно |
Среднее значение СОШ > Этно |
Среднее значение Авторская > Этно |
|
При оценке рыночного компонента организационной культуры представления учащихся и педагогов в средней общеобразовательной школе оказались несогласованными, поэтому при анализе мы рассматриваем их как две различные выборки (табл. 3).
Таблица 3
Сравнение образовательных учреждений по организационной культуре (при р<0,01)
Организационная культура |
ОУ |
Английская |
СОШ(у) |
СОШ(п) |
Авторская |
Этно |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Рынок |
Английская |
|
Различий нет |
Различий нет |
Среднее значение Авторская > Английская |
Среднее значение Английская > Этно |
|
СОШ(у) |
Различий нет |
|
Различий нет |
Среднее значение Авторская > СОШ(у) |
Среднее значение СОШ(у) > Этно |
СОШ(п) |
Различий нет |
Различий нет |
|
Различий нет |
Среднее значение СОШ(п) > Этно |
|
Авторская |
Среднее значение Авторская > Английская |
Среднее значение Авторская> СОШ(у) |
Различий нет |
|
Среднее значение Авторская> Этно |
|
Этно |
Среднее значение Английская > Этно |
Среднее значение СОШ(у) > Этно |
Среднее значение СОШ(п) > Этно |
Среднее значение Авторская > Этно |
|
Если на первом этапе результаты анализа по критерию Стьюдента указали на однородность выборки внутри образовательного учреждения, то на втором этапе исследования, применив данный статистический инструмент к результатам по всей выборке, мы обнаружили, что она крайне разнородна и между различными учебными заведениями мало сходства. В каждом из них формируется уникальное, непохожее на другие сочетание социально-психологических факторов, характеризующее социальнопсихологическую ситуацию данного конкретного учреждения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что социально-психологическая ситуация в среднем общеобразовательном учреждении является достаточно целостным образованием, формирующимся внутри конкретного учреждения непосредственными участниками учебного процесса.
Для проверки гипотезы о неслучайном сочетании элементов социальнопсихологической ситуации был проведен корреляционный анализ по критерию Спирмена, результаты которого представлены в табл. 4. Проведенный анализ показал, что, несмотря на качественные различия между школами, в структуре социально-психологической ситуации можно проследить устойчивые взаимосвязи, носящие неслучайный характер.
Таблица 4
Коэффициент корреляции (по критерию Спирмена) между элементами социально-
психологической ситуации (при p < 0,01)
Элементы соц.- психол. ситуации в ОУ |
Тип организационной культуры |
Направленность стиля руководства |
Компоненты социальнопсихологического климата |
||||||
клан |
адхократия |
рынок |
иерархия |
задача |
персонал |
эмоциональный |
поведенческий |
когнитивный |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
клан |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
адхократия |
0 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
рынок |
-0,606 |
-0,328 |
1 |
|
|
|
|
|
|
иерархия |
-0,635 |
-0,482 |
0 |
1 |
|
|
|
|
|
задача |
-0,569 |
-0,348 |
0,467 |
0,423 |
1 |
|
|
|
|
персонал |
0,817 |
0,253 |
-0,525 |
-0,580 |
-0,546 |
1 |
|
|
|
эмоциональный |
0,664 |
0 |
-0,306 |
-0,493 |
-0,306 |
0,640 |
1 |
|
|
поведенческий |
0,287 |
0,272 |
0 |
-0,466 |
0 |
0,401 |
0,332 |
1 |
|
когнитивный |
-0,379 |
0 |
0,179 |
0,289 |
0,352 |
-0,253 |
0 |
0 |
1 |
При проведении корреляционного анализа по критерию Спирмена были выявлены взаимосвязи между исследуемыми составляющими социально-психологической ситуации. Анализ позволил как проследить взаимосвязь между отдельными элементами социальнопсихологический ситуации, так и увидеть устойчивые взаимосвязи между всеми изучаемыми элементами социально-психологической ситуации в целом.
В ходе исследования выявлена связь типа организационной культуры в образовательном учреждении со стилем руководства - как ориентированным на заботу о людях, так и направленным на решение образовательных задач.
Рассмотрим подробнее обнаруженные взаимосвязи.
Было установлено, что чем больше стиль руководства образовательным учреждением ориентирован на персонал и заботу об участниках учебного процесса, тем сильнее в профиле организационной культуры выражен клановый тип. Вместе с тем, обнаруживается прямая взаимосвязь кланового типа организационной культуры с эмоциональным компонентом социально-психологического климата. При таком сочетании вышеперечисленных факторов когнитивный компонент социально-психологического климата в учреждении имеет отрицательное значение и неблагоприятно влияет на образовательную среду.
При ориентации руководителя образовательного учреждения на организацию учебного процесса и выполнение образовательных задач элементы кланового типа в организационной культуре образовательного учреждения представлены довольно слабо. При таком сочетании вышеперечисленных факторов в организационной культуре образовательного учреждения будут доминировать элементы рыночного или иерархического типа. При направленности стиля руководства на задачу и при преобладании иерархического типа в профиле реальной организационной культуры образовательного учреждения эмоциональный компонент социально-психологического климата будет отражать неблагоприятную ситуацию. Более того, выявленная в ходе проведенного анализа обратная корреляция между иерархическим типом организационной культуры и эмоциональным компонентом социально-психологического климата позволяет отметить следующую тенденцию: чем сильнее в реальной культуре образовательного учреждения будет выражен иерархический тип, тем более неблагоприятным при диагностике по эмоциональному компоненту будет социальнопсихологический климат данного образовательного учреждения. При этом вопрос о том, что является причиной формирования вышеописанных взаимосвязей и какое сочетание элементов социально-психологической ситуации наиболее благоприятно влияет на эффективность образовательного процесса, остается открытым и требует дополнительного исследования.
Полученные эмпирические данные и результаты их анализа позволяют прийти к выводу, что одни и те же социально-психологические явления формируют в образовательном учреждении уникальную социально-психологическую ситуацию, являющуюся неотъемлемой частью образовательной среды. При этом каждое учебное заведение характеризуется сочетанием элементов социально-психологической ситуации, создающим ее уникальность. Выявлены взаимосвязи между элементами социальнопсихологической ситуации в образовательном учреждении, носящие неслучайный характер.
Все эти данные могут быть полезны как для руководителей образовательных учреждений, так и для сотрудников психологической службы. Результаты проведенного исследования могут использоваться для формирования в образовательном учреждении благоприятной социально-психологической среды, способствующей освоению учебной программы и гармоничному развитию личности участников учебного процесса. А социально-психологическая ситуация, в которой как ученический коллектив, так и педагоги могут достигать высоких образовательных результатов в комфортной и безопасной, с психологической точки зрения, среде, может стать явным конкурентным преимуществом образовательного учреждения, независимо от того, к какому типу оно относится.
Литература
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Эксмо, 2007. 527 c.
- Камерон К., Куин Р. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ.; под ред. И. В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001. 320 c.
- Косенкова Е.А., Литвинова Е.Ю. Особенности восприятия учащимися лицейского и общеобразовательного классов друг друга как социально-психологическая проблема [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2011. № 5. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2011/n5/48702.shtml (дата обращения: 16.07.2013).
- Красило А.И. Проблемы диагностики психологической безопасности образовательной среды. Часть 1 [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2013. № 1. URL: https://psyjournals.ru/en/psyedu/2013/n1/62600.shtml (дата обращения: 15.09.2013).
- Красило А.И. Проблемы диагностики психологической безопасности образовательной среды. Часть 2 [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2013. № 3. URL: https://psyjournals.ru/en/psyedu/2013/n3/63429.shtml (дата обращения: 16.09.2013).
- Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1999. 429 c.
- Черникова Т.В. Управление развитием образовательного учреждения. М.: ТЦ Сфера, 2005. 304 с.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 368 с.
- Argyle, М. The Social Psychology of Work. Harmondsworth: Penguin. 1972. 715 р.
- Blake R., Mouton J. The Managerial Grid. Houston: Gulf, 1964. 345 р.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2044
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 842
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0