Социально-психологическая ситуация как характеристика уникальности образовательного учреждения

1125

Аннотация

Работа посвящена анализу представлений основных участников учебного процесса (учащихся, педагогов и представителей администрации школы) о различных элементах социально-психологической ситуации в образовательном учреждении. Предполагалось, что содержательные характеристики социально-психологической ситуации отражаются в представлениях основных участников образовательного процесса, по которым можно определять как степень однородности представлений учащихся и педагогов, так и своеобразие социально-психологической ситуации в каждом образовательном учреждении. Описаны ход и результаты исследования, проведенного в г. Москве на базе государственных образовательных учреждений различного профиля (гимназии с углубленным изучением английского языка, общеобразовательной школы с этнокультурным компонентом), в котором приняли участие 308 человек, из них 235 – учащиеся, 73 – педагоги и представители администрации школ. Выявлены особенности представлений различных участников учебного процесса о таких элементах социально-психологической ситуации, как стиль руководства, тип организационной культуры и параметры социально-психологического климата в образовательном учреждении. Описаны значимые различия в выраженности элементов социально-психологической ситуации образовательных учреждений различного типа.

Общая информация

Ключевые слова: образовательное учреждение, социально-психологическая ситуация , организационная культура, стиль управления, социально-психологический климат

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060227

Для цитаты: Погодина А.В., Котляр М.Л. Социально-психологическая ситуация как характеристика уникальности образовательного учреждения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 2. С. 320–333. DOI: 10.17759/psyedu.2014060227

Фрагмент статьи

За последние годы в российской образовательной системе произошли существенные изменения, которые связаны с дифференциацией образовательных учреждений, расширением рыночного сегмента образования, повышением ориентированности учебного процесса на общественные запросы. Изменения затрагивают как организационные, так и содержательные характеристики образования.

Литература

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Эксмо, 2007. 527 c.
  2. Камерон К., Куин Р. Диагностика и изменение организационной культуры / Под ред. И. В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001. 320 c.
  3. Красило А.И. Проблемы диагностики психологической безопасности образовательной среды. Часть 1 [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2013. № 1. URL: https://psyjournals.ru/en/psyedu/2013/n1/62600.shtml (дата обращения: 05.12.2013).
  4. Красило А.И. Проблемы диагностики психологической безопасности образовательной среды. Часть 2 [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2013. № 3. URL: https://psyjournals.ru/en/psyedu/2013/n3/63429.shtml (дата обращения: 08.12.2013).
  5. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. М.: Аспект Пресс, 1999. 429 c.
  6. Черникова Т.В. Управление развитием образовательного учреждения. М.: ТЦ Сфера, 2005. 304 с.
  7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 368 с.
  8. Argyle, М. The Social Psychology of Work. Harmondsworth: Penguin. 1972. 715 р.
  9. Blake R., Mouton J. The Managerial Grid. Houston: Gulf, 1964. 345 р.

Информация об авторах

Погодина Алла Васильевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии управления факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), руководитель магистерской программы «Организационная психология», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0549-712X, e-mail: pogodinaav@mgppu.ru

Котляр М.Л., аспирант кафедры психологии управления, факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: moteek@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2089
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1125
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0