Социальные науки и детство
2025. Том 6. № 1. С. 35–54
doi:10.17759/ssc.2025060102
ISSN: 2713-0584 (online)
Связь функционального состояния замещающей семьи и социального благополучия приемного подростка
Аннотация
Контекст и актуальность. Функциональное состояние замещающей семьи оказывает значительное влияние на социальное благополучие приемного подростка. Исследование направлено на выявление взаимосвязи между этими аспектами, что важно для понимания процессов адаптации и интеграции приемных детей в новые семьи. Цель. Выявить связь между функциональным состоянием замещающей семьи и социальным благополучием приемного подростка. Гипотеза. Существует положительная корреляция между функциональным состоянием замещающей семьи и уровнем социального благополучия приемного подростка. Методы и материалы. В исследовании приняли участие 60 замещающих семей и 60 приемных детей подросткового возраста из различных районов Чувашской Республики. Использовались следующие методики: Опросник «Моя семья», Тест жизнестойкости, Опросник диспозиционного оптимизма, Опросник СОРЕ и «Технологическая карта оценки функционального состояния замещающей семьи». Эти инструменты позволили оценить взаимоотношения в семьях, методы воспитания, определить категорию риска функционального состояния замещающей семьи, исследовать семейные отношения и психологические характеристики подростков. Результаты. Эмпирическим путем была подтверждена гипотеза о существовании связи между функциональным состоянием замещающей семьи и социальным благополучием приемного подростка. Кроме того, были выявлены особенности этой связи в зависимости от пола подростков. Выводы. Результаты подчеркивают значимость поддержания гармоничного функционирования замещающих семей для обеспечения социального благополучия их воспитанников.
Общая информация
Ключевые слова: замещающая семья, полная – неполная семья, социальное благополучие, приемный ребенок
Рубрика издания: Возрастная психология
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2025060102
Получена: 29.05.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Галзанова, Т.Н., Егорова, М.А., Шмелева, Н.В. (2025). Связь функционального состояния замещающей семьи и социального благополучия приемного подростка. Социальные науки и детство, 6(1), 35–54. https://doi.org/10.17759/ssc.2025060102
Полный текст
Введение
Функциональное состояние замещающей семьи
Главной задачей семьи, принимающей детей, которые в силу критически неблагоприятных жизненных обстоятельств лишились попечения кровных родителей (далее — дети-сироты), является обеспечение оптимального формирования личности ребенка. Понятие «замещающая семья», как отмечают отечественные исследователи (Семья, Тарасова, Волчанская, 2024), охватывает различные формы ухода за детьми-сиротами на базе небиологической семьи, воспроизводящей модель взаимоотношений «родители — ребенок». Такие семьи бывают временными (жизнеустройство на время решения проблемы с биологической семьей) и постоянными (воспитание и жизнедеятельность детей контролируется семьей на постоянной основе).
По мнению Н.А. Киселевой, замещающим семьям необходимо создать хорошую внутрисемейную обстановку для благоприятного проживания и развития детей, обеспечить атмосферу психологической безопасности, способствовать установлению позитивных взаимоотношений приемного ребенка с другими детьми и поддерживать открытую коммуникацию, так как это влияет на формирование самооценки, социальных навыков и успешной адаптации в обществе (Киселева, 2014).
З.И. Лаврентьева подчеркивает, что замещающая семья создает условия для проживания детей, участвует в принятии решений, касающихся их судьбы, и тем самым играет значительную роль в защите их прав и законных интересов. Кроме того, она содействует социальной интеграции детей, помогая им активно включаться в общественную жизнь (Лаврентьева, 2020).
Для характеристики различных аспектов функционирования семьи специалисты используют комплексное понятие «функциональное состояние семьи» (далее — ФС). Под ФС понимается способность семьи эффективно выполнять свои социальные роли, включая воспитание детей, социальную адаптацию и поддержание социального благополучия, а также успешно справляться с внешними и внутренними проблемами для обеспечения гармоничного развития всех ее членов. Оценка ФС позволяет установить риски в отношении адаптационных процессов вхождения детей-сирот в систему новых отношений и во время кризисных этапов взросления. Также ФС описывает уровень жизни семьи, ее социальный статус, детско-родительские отношения (Ионина, 2020).
Ученые отмечают, что ФС замещающей семьи связано в частности со следующими аспектами: спецификой взаимодействия между членами семьи (Марковская, 2010); особенностями привязанности детей к родителям (Веракса, 2024); установками родителей, взаимоотношениями с детьми, спецификой принятия особенностей детей (Авдеева, 2019; Варга и др., 2024; Овчарова, 2024; Соколова, 2016; Соломатина, 2021). Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис утверждают, что на ФС замещающей семьи влияет специфика воспитательного процесса: степень психологической поддержки и защиты детей, вовлеченность в их интересы, продолжительность живого общения, удовлетворение различных потребностей детей, в том числе материальных, бытовых, эмоциональных. Особенно важен предпочитаемый родителем стиль воспитания, его стабильность и в то же время гибкость (Эйдемиллер, Городнова, Тарабанов, 2022).
Различные авторы определяют следующие аспекты характера взаимодействий между детьми и родителями в замещающих семьях, влияющие на их функциональное состояние:
- независимость/контролирование;
- принятие/непринятие;
- жесткие требования;
- уровень привязанности;
- неукоснительность;
- противоречивость;
- содействие;
- авторитетность старших членов семьи;
- уровень удовлетворения отношениями внутри семьи (Мухамедрахимов, Шабалина, 2023; Шульга, 2024).
Когда взаимодействие «родитель — ребенок» происходит каждый день, а старший член семьи заботится, ухаживает за младшим, между ними формируются отношения привязанности, которые критически важны для оптимального становления личности ребенка (Соколова, 2023; Шульга, 2024). Исследователи предлагают проводить оценку ФС по следующим параметрам:
- осуществление должной заботы (обеспечение потребности в еде, гигиене, поддержании здоровья; правильное воспитание);
- безопасная атмосфера;
- стабильность;
- преемственность;
- поддержка и формирование личности детей, для чего необходимо создавать условия для развития всех сфер жизнедеятельности ребенка и поощрять саморазвитие;
- участие (соучастие) в событиях жизни семейной системы.
Исследователи подчеркивают значимость поддержки со стороны замещающих семей в установлении контактов с биологическими родителями, исходя из интересов детей (Карабанова, 2021; Махнач и др., 2018; Махнач, 2019, Щербина, 2017). А.В. Махнач отмечает, что миссия замещающей семьи заключается не в замене кровной семьи. Главным является временное или длительное обеспечение ухода за ними и содействие формированию их личности на время, пока кровная семья не может или в принципе не в состоянии заботиться о ребенке. Ученый предлагает дополнить критерии позитивного ФС замещающей семьи следующими показателями: сотрудничество в развитии самостоятельности в деятельности; содействие в социализации и адаптации; воспитание ценностей и традиций; помощь в преодолении трудностей; совместное времяпровождение; реализация и поддержание благоприятных эмоциональных связей; помощь в подготовке к независимой жизни (Махнач, 2015). Таким образом, исследователь делает акцент на важнейшем предназначении замещающей семьи — обеспечении социального благополучия ребенка.
Социальное благополучие личности
Введение в научный понятийный аппарат термина «социальное благополучие личности» имеет меньший успех, нежели стремительный прорыв в научную и обыденную терминологию понятий «психологическое и субъективное благополучие». Его выделение в отдельный психологический конструкт в ряду родственных понятий обосновано целевой направленностью на характеристику удовлетворенности личности своим социальным статусом, межличностными отношениями, способности принимать конструктивные решения в ситуации неопределенности, которая свойственна современному обществу. Смысловое поле понятия «социальное благополучие» позволяет интегрировать те характеристики индивида, которые отражают не только взаимодействие социального субъекта и окружающей среды, но и связывающих их регуляторов. То есть более глубоко анализировать механизмы согласования интересов человека и общества, включая сущность удовлетворения потребностей развития субъекта, и достижение им желаемого социального статуса, и межличностные отношения (Грик, 2018). Обращаясь к предмету нашего исследования — социальному благополучию приемного подростка, отметим, что данная линия возрастного развития находится в фокусе внимания различных институций — семьи, школы, организаций дополнительного образования, чья деятельность регламентируется нормативными и правовыми документами. Именно в них поставлены и конкретизированы задачи социального становления личности в период подростничества. Эти задачи относятся ко всем субъектам образовательных отношений: педагогам, самим подросткам, родителям и специалистам.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования термин «социальное благополучие» напрямую не используется. Вместе с тем в перечне универсальных коммуникативных и регулятивных учебных действий (п.п. 43.2, 43.3) содержание понятия представлено в формулировках компетенций: способность к коммуникации в различных сферах жизни, распознанию невербальных знаков в общении, к пониманию значения социальных знаков; умение аргументированно вести диалог, развернуто и логично излагать свою точку зрения; готовность организовывать и координировать действия по достижению цели совместной деятельности, предлагать новые проекты, быть инициативным.
Таким образом, данные компетенции становятся целевыми ориентирами учебно-воспитательной работы школы и семьи. В отношении замещающей семьи как малой социальной группы и особенно приемного ребенка данные задачи имеют исключительное значение, поскольку «группа становится необходимой для индивида только в том случае, когда с ней напрямую связана его мотивационная структура, направленность личности. Так, человек может стремиться просто принадлежать к какому-то сообществу, чтобы не испытывать чувства одиночества, либо он хочет быть признанным и принятым другими людьми, участвовать в совместных делах и разделять общие эмоции, развиваться и самосовершенствоваться благодаря другим членам группы» (Сачкова, 2024, с. 8).
Проблема
Социальное благополучие семьи поставлено в центр социальной политики государства: дисфункциональные семьи находятся в зоне особого внимания ответственных служб, а замещающие семьи получают всеобъемлющую поддержку — материальную, социально-психологическую. А.В. Махнач отмечает, «что в замещающей семье с появлением приемного ребенка происходит неожидаемая реструктуризация границ, правил, норм, принятых и существующих до его появления с неизбежностью трансформации многих ранее принятых условий ее жизнедеятельности» (Махнач, 2019, с. 49).
Нередки случаи возврата детей из новой семьи в институциональную систему. Специалисты указывают на различные причины, которые могут комплексно обусловливать психологически сложное и порицаемое обществом решение замещающих родителей:
- сложности взаимной адаптации ребенка и родителей;
- общение с кровными родственниками, которые настраивают ребенка против членов замещающей семьи;
- низкие воспитательный потенциал и психологическая культура приемных родителей;
- нежелание получать психологическую помощь;
- неспособность родителей учитывать особенности ребенка — психофизические, характерологические, возрастно-психологические;
- неконструктивные способы преодоления стрессовых ситуаций и конфликтов.
В этой связи изучение различных аспектов функционирования семьи и социального благополучия приемного подростка является актуальным и позволяет выявить, во-первых, мишени оптимизации ресурсов семьи с целью сохранения и укрепления благополучия всех ее членов, во-вторых, определить содержание и формы профилактики отказов.
Исследование функционального состояния замещающей семьи важно, потому что оно помогает выявить факторы, способствующие успешной адаптации детей-сирот в новых условиях. Предыдущие исследования показали, что ключевым фактором является качество взаимоотношений между ребенком и приемными родителями (Киселева, 2014; Лаврентьева, 2020). Однако остается неясным, как именно эти взаимоотношения влияют на социальное благополучие подростков в замещающих семьях. Наша работа направлена на заполнение этого пробела путем изучения взаимосвязей между стилями воспитания, уровнем привязанности и социальной адаптацией подростков.
Программа, материалы и методы
Цель исследования — установление связи функционального состояния замещающей семьи и социального благополучия приемного подростка.
Задачи:
- исследовать проблему функционального состояния замещающей семьи;
- исследовать социальное благополучие приемного подростка;
- выявить связь функционального состояния замещающей семьи и социального благополучия приемного подростка.
Гипотеза исследования (основная): имеется связь ФС замещающей семьи и социального благополучия приемного подростка.
Гипотеза исследования (частная): имеется специфика связи социального благополучия подростков в зависимости от пола и функционального состояния их замещающих семей.
Выборка: в исследовании приняли участие 60 замещающих родителей и 60 приемных подростков, 30 мальчиков и 30 девочек в возрасте 12—14 лет, проживающих в Комсомольском и Шемуршинском районах Чувашской Республики. Выборка формировалась методом случайного отбора среди зарегистрированных замещающих семей в указанных районах. Критерии включения в исследование включали наличие официального статуса замещающей семьи и проживание приемного подростка в семье не менее одного года.
Процедура сбора и обработки данных: сбор данных проводился в течение нескольких месяцев в 2023—2024 годах в домашних условиях замещающих семей после предварительного согласования даты и времени визита с родителями. Процесс заполнения анкет и прохождения тестов занимал около 60 минут и проводился индивидуально с каждым участником. Все данные собирались и обрабатывались в соответствии с принципами конфиденциальности и анонимности на всех этапах исследования. Доступ к данным имели только исследователи, непосредственно участвовавшие в сборе и анализе информации. Для защиты уязвимых категорий участников (несовершеннолетних подростков) предусматривались меры предосторожности, такие как предварительная консультация с психологом перед участием в исследовании.
Информированное согласие: все участники были проинформированы о целях и задачах исследования, а также о своем праве отказаться от участия в любой момент без каких-либо последствий. Родители замещающих подростков подписали форму информированного согласия, подтверждающую их осведомленность и добровольное участие в исследовании. Подросткам также была предоставлена информация о проекте на доступном для их возраста уровне, и они подтвердили свое понимание и желание участвовать.
Методики
Для проверки гипотезы был составлен диагностический кейс, включающий 5 методик.
Методика «Технологическая карта оценки функционального состояния замещающей семьи» (Ионина, 2020) помогла оценить функциональное состояние замещающей семьи. Она предназначена для определения категории риска замещающей семьи, ее социально-психологического состояния, отслеживания социально-психологических изменений в замещающей семье.
С помощью теста (опросника) диспозиционного оптимизма (Life Orientation Test — LOT) Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева, Е.Н. Осина (Гордеева, Сычев, Осин, 2021) осуществлялась оценка жизненной позиции индивида — активная или пассивная, диагностировалась направленность ожиданий относительно будущих событий.
Опросник «Моя семья» О.И. Моткова использован для изучения уровней детско-родительских отношений. Методика была использована для изучения мнений приемных подростков (анализ взаимоотношений в семье, методов воспитания), родителей (самоанализ тех же аспектов), что дало возможность сделать более объективные выводы (Ионина, 2020).
Опросник СОРЕ (К. Кавер, М. Шейер, Дж. Вейнтрауб) выбран для исследования видов стратегий, которые выбирает подросток в стрессовых ситуациях (Рассказова, Гордеева, Осин, 2013).
Тест жизнестойкости Е.Н. Осина и Е.И. Рассказовой позволяет провести дифференциальную диагностику отдельных элементов интегративного психологического конструкта «социальное благополучие». Так, шкалы методики — контроль, вовлеченность, принятие риска — описывают социально-психологические компетенции индивида (Осин, Рассказова, 2013).
Для статистического анализа данных использовалась программа SPSS версии 22.0. Предварительно данные были проверены на наличие выбросов и пропущенных значений, которые заменялись медианами соответствующих переменных. Для проверки нормальности распределения применялся критерий Колмогорова — Смирнова.
Основные гипотезы исследования проверялись с использованием частотного анализа и коэффициента ранговой корреляции Спирмена для оценки связи между переменными. Уровень значимости для всех анализов составлял p < 0,05.
Результаты статистического анализа представлены в виде графиков с пояснениями и выводами относительно выдвинутых гипотез.
Результаты
Согласно результатам, полученным по методике «Технологическая карта оценки функционального состояния замещающей семьи» (рис. 1), большинство замещающих родителей демонстрируют высокие показатели по всем оцениваемым параметрам.

Рис. 1. Результаты замещающих родителей по параметрам «Технологической карты оценки функционального состояния замещающей семьи» (%)
Fig. 1. Results of foster parents on the parameters of the “Technological Map
for Assessing the Functional State of a Foster Family” (%)
В этих семьях наблюдается выраженная привязанность замещающих родителей к приемным детям (90,1%), они проводят с ними значительное количество времени (86,8%). Взаимодействие между родителями и детьми характеризуется высоким уровнем положительного расположения (82%) и сильного влияния на ребенка (90,1%). Эффективность воспитания подтверждается высокой социальной адаптацией детей (93,4%).
Высокий уровень фона настроения (90,1%) отражает преобладающее позитивное эмоциональное состояние, что может свидетельствовать о комфортной и стабильной обстановке. Во всех замещающих семьях данной выборки выявлен адекватно-ситуативный уровень тревожности, что указывает на низкий уровень стресса среди опрошенных.
Высокий показатель особенностей поведения (90,1%) указывает на хорошее владение навыками саморегуляции и эффективное взаимодействие с окружающими. Также примечательно, что почти все респонденты (93,4%) поддерживают контакт со специалистами (школа, дополнительные занятия), что свидетельствует о доступности и востребованности профессиональной помощи.
Однако в некоторых случаях наблюдаются средние показатели по уровню привязанности (9,9%) и количеству времени, проводимого с ребенком (9,9%), а также трудности в установлении расположения ребенка (16,5%), эффективном общении с ним (9%). Выявлено наличие небольших долей респондентов с низкими уровнями по отдельным показателям (например, 6,6% низкого уровня фона настроения). Эти данные указывают на мишени помощи замещающим семьям.
Исследование социального благополучия приемных детей по тесту диспозиционного оптимизма (далее — ТДО) подразумевает разделение на группы по половому признаку (рис. 2).

Рис. 2. Результаты позитивных, негативных и общих ожиданий приемных подростков (ТДО, %)
Fig. 2. Results of positive, negative and general expectations of foster adolescents (LOT, %)
Анализ данных выявил значительные половые различия в уровнях социального благополучия приемных детей. Мальчики демонстрируют более устойчивый оптимизм с преобладанием средних и высоких значений по общим и позитивным ожиданиям. Девочки, напротив, показывают больший разброс в показателях, включая как высокие, так и низкие значения, что указывает на более разнообразное восприятие будущего. Негативные ожидания также варьируются: мальчики чаще имеют высокие и низкие значения, тогда как у девочек преобладают средние уровни.
Целью методики «Моя семья» является изучение социального взаимодействия подростков, что дает возможность сделать более объективные выводы относительно организации воспитания ребенка в семье. Изучается степень выраженности в семейном воспитании восьми факторов: строгость (гибкость) воспитательных установок; воспитание самостоятельности, инициативы; доминантность отца, матери или равное участие обоих родителей в воспитании; отношение к школе, учителям; жесткость (гибкость) методов воспитания; взаимоотношения в семье: недружеские или теплые; взаимопомощь в семье, наличие или отсутствие общих дел; общность интересов.
На основании степени выраженности в семейном воспитании данных факторов у приемных подростков выявлены 3 уровня взаимоотношения в замещающих семьях (рис. 3).

Рис. 3. Уровни взаимоотношений в замещающих семьях (%)
Fig. 3. Levels of relationships in foster families (%)
Показано, что благополучный уровень взаимоотношений значительно реже проявляется у девочек (4,3%) по сравнению с мальчиками (14,3%). Это может указывать на более сложную динамику семейных отношений в семьях с девочками-подростками, где существует большее разнообразие моделей взаимодействия. Менее благополучный уровень встречался гораздо чаще у мальчиков (85,7%) по сравнению с девочками (65,2%), что предполагает наличие значительных трудностей в построении гармоничных отношений с мальчиками-подростками. Удовлетворительный уровень взаимоотношений присутствовал только у девочек (30,5%), что говорит о существовании определенных проблем, которые, однако, воспринимаются ими как приемлемые и терпимые.
Результаты по опроснику СОРЕ продемонстрировали различия в интегральных показателях респондентов в зависимости от их пола. Средний интегральный показатель зафиксирован у 14,2% мальчиков и 30,4% девочек. Пониженному интегральному показателю соответствовали результаты 85,8% мальчиков и 60,8% девочек. Интересно отметить, что низкие значения полной шкалы были выявлены только в группе девочек (8,8%), что подчеркивает наличие подгруппы с особо низким уровнем адаптивности к стрессовым ситуациям, требующей специального внимания.
Результаты исследования значений компонентов жизнестойкости (Тест жизнестойкости) приемных подростков представлены на рис. 4.

Рис. 4. Результаты исследования значений компонентов жизнестойкости
приемных подростков (%)
Fig. 4. Results of the study on the values of resilience components among foster adolescents (%)
Низкие значения по шкале «Вовлеченность» были обнаружены только в группе приемных девочек-подростков (28,7%). Аналогичная тенденция прослеживается и по шкале «Контроль»: низкие значения отмечены только у респондентов женского пола (9,5%). Интересно, что высокие значения баланса между страхом и желанием достичь цели были зафиксированы также только у девочек-подростков (43%). Наконец, низкие значения по общей шкале «Жизнестойкость» также характерны только для них (9,5%), что может указывать на повышенную уязвимость девочек в способности справляться с жизненными трудностями и сохранять устойчивость.
Проведенный корреляционный анализ позволил выявить связь между функциональным состоянием замещающей семьи (методика «Технологическая карта оценки функционального состояния замещающей семьи») и социальным благополучием приемных подростков (опросник диспозиционного оптимизма (ТДО); Тест жизнестойкости) в зависимости от пола (рис. 5, 6).

Рис. 5. Связи между показателями функционального состояния замещающей семьи (методика «Технологическая карта оценки функционального состояния замещающей семьи») и показателями социального благополучия приемных мальчиков-подростков
(опросник ТДО, Тест жизнестойкости)
Fig. 5. Relationship between indicators of the functional state of a substitute family (the method “Technological map for assessing the functional state of a substitute family”) and indicators of the social well-being of foster adolescent boys (questionnaire LOT, Resilience test)

Рис. 6. Связи между показателями функционального состояния замещающей семьи (методика «Технологическая карта оценки функционального состояния замещающей семьи») и показателями социального благополучия приемных девочек-подростков
(опросник ТДО, Тест жизнестойкости)
Fig. 6. The relationship between indicators of the functional state of a substitute family (the method “Technological map for assessing the functional state of a substitute family”) and indicators of the social well-being of foster adolescent girls (questionnaire LOT, Resilience test)
У мальчиков шкала «Социальная адаптация ребенка» положительно коррелирует (прямая линия) со шкалой «Общность интересов» (ρ = 0,777; p < 0,05) и с общим показателем жизнестойкости (ρ = 0,905; p < 0,01), отрицательно (пунктирная линия) — с копинг-стратегиями «Отрицание» (ρ = -0,814; p < 0,05) и «Юмор» (ρ = -0,784; p < 0,05), общий показатель функциональности семьи отрицательно — с копинг-стратегией «Юмор» (ρ = -0,784; p < 0,05).
У девочек шкала «Привязанность к матери» положительно коррелирует (прямая линия) со шкалой «Вовлеченность» (ρ = 0,420; p < 0,05), с «Субшкалой позитивных ожиданий» (ρ = 0,550; p < 0,01) и отрицательно (пунктирная линия) — со стратегией «Использование успокоительных» (ρ = -0,438; p < 0,05), шкала «Социальная адаптация ребенка» положительно коррелирует со шкалой «Взаимопомощь в семье» (ρ = 0,444; p < 0,05).
Обсуждение результатов
Исследование подтвердило основную гипотезу о наличии связи между функциональным состоянием замещающей семьи и социальным благополучием приемного подростка. Полученные данные свидетельствуют о том, что замещающие семьи, характеризующиеся высокими показателями привязанности, эмоциональной поддержки и активного участия в жизни подростка, способствуют более высокому уровню социальной адаптации и благополучию приемных детей. В целом результаты согласуются и дополняют имеющиеся в научной литературе сведения по изучаемой проблеме1 (Карабанова, 2021; Махнач, 2019; Соломатина, 2021; Шульга, Антипина, 2018). Вместе с тем проведенное исследование позволяет использовать «Технологическую карту оценки функционального состояния замещающей семьи» как надежный инструмент выявления рисков психологического благополучия семьи.
Результаты диагностики замещающих родителей по параметрам «Технологической карты оценки функционального состояния замещающей семьи» показывают, что большинство замещающих родителей хорошо знают интересы и увлечения приемного подростка, уделяют ему внимание и активно интересуются его жизнью. Конфликты с детьми возникают редко, они склонны обращаться за помощью к замещающим родителям, которые пользуются их авторитетом. Семьи устанавливают общие интересы, правила и обязанности, что способствует гармоничному функционированию. Приемные подростки посещают не только образовательные организации, но и учреждения дополнительного образования, что указывает на их социальную активность и вовлеченность. По мнению родителей, в семьях наблюдается взаимопонимание и согласованность. Родители считают, что уровень социальной адаптированности приемного ребенка в семьях высокий, а взаимоотношения внутри семьи доброжелательные.
Частная гипотеза о наличии специфики связи социального благополучия подростков в зависимости от пола также нашла подтверждение. Девочки демонстрируют более разнообразные ожидания и чаще сталкиваются с трудностями, связанными с негативными переживаниями, в то время как мальчики склонны к поиску негативных сценариев будущего, но при этом сохраняют способность к совладанию со стрессом. Так, тест диспозиционного оптимизма показал, что девочки чаще ищут положительные решения (85,6%), но при этом чаще сталкиваются с трудностями и стрессом (9,6%). Однако большинство девочек (71,4%) успешно справляются с негативными переживаниями. Мальчики чаще рассматривают негативные сценарии будущего (28,6%), но у них также развита способность к совладанию со стрессом (57,1%). Это подтверждает гипотезу о гендерных различиях в восприятии социального благополучия.
Оценка уровня жесткости и гибкости методов воспитания показала, что большинство подростков (85,7% мальчиков и 69,6% девочек) находятся на благополучном уровне. Теплые отношения в семье отметили 42,8% мальчиков и 4,3% девочек, что указывает на возможное различие в восприятии теплоты отношений в зависимости от пола. Общность интересов на благополучном уровне отметили 42,8% мальчиков и 35% девочек, что также свидетельствует о некотором разрыве в оценке общности интересов между мальчиками и девочками.
Результаты по Тесту жизнестойкости у приемных подростков показали, что 28,6% мальчиков и 23,8% девочек активно воспринимают окружающий мир и 28,6% мальчиков и 19% девочек всегда учитывают результаты своей деятельности. Приемные девочки менее склонны к контролю (9,5%) и чаще демонстрируют высокий баланс между страхом и желанием достичь цели (43%). Большинство девочек (76,2%) иногда готовы принимать риски, но лишь 9,5% из них обладают высоким уровнем жизнестойкости. Это подчеркивает необходимость дополнительной поддержки для девочек в аспекте контроля и стойкости к жизненным трудностям, а также тот аспект, что мальчики и девочки нуждаются в разных формах поддержки для достижения максимального социального благополучия и жизнестойкости. Полученные результаты подтверждаются корреляционным анализом, например, шкала «Социальная адаптация ребенка» положительно коррелирует со шкалой «Общность интересов» и с общим показателем жизнестойкости, отрицательно — с копинг-стратегиями «Отрицание» и «Юмор».
Заключение
Настоящее исследование замещающих семей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства в Чувашской Республике, было направлено на изучение социального благополучия приемных подростков. Опираясь на представленные в научных публикациях данные, мы предположили связь социального благополучия подростков и функционального состояния замещающей семьи. Для решения исследовательского вопроса была использована батарея методик, которая определила функциональное состояние семьи — методика «Технологическая карта оценки функционального состояния замещающей семьи», а также четыре методики, позволяющие охарактеризовать различные аспекты социального благополучия приемных подростков.
Эмпирически была подтверждена гипотеза о существовании связи между функциональным состоянием замещающей семьи и социальным благополучием приемного подростка. Кроме того, были выявлены особенности этой связи в зависимости от пола подростков. Применение комплекса методик позволило не только установить искомые связи, но более глубоко понять причины тех или иных поведенческих и эмоциональных реакций подростков, что позволяет установить риски их благополучной социализации.
В частности, установлено, что чем выше уровень социальной адаптации приемного подростка-девочки, тем значимее для нее становится стратегия, основанная на поддержке друг друга в достижении общих жизненных целей. Важно, что знание замещающими родителями увлечений девочки и принятие ее как личности повышает осознание подростком происходящего. Это проявляется в том, что в сложной ситуации девочка ищет возможности выхода, основанные на реальности. У подростка снижается потребность употребления алкоголя и лекарственных средств как способа избегания проблемы. Мальчики чаще рассматривают негативные сценарии будущего, но у них сильнее развита способность к совладанию со стрессом.
Полученные результаты свидетельствуют также о влиянии функционального состояния замещающей семьи на личностное и профессиональное самоопределение подростков.
Дальнейшие исследования в области замещающей семьи должны сосредоточиться на разработке методов, укрепляющих связь между замещающими родителями и приемными детьми. Важно выявить факторы, способствующие гармонизации отношений в семье и социальной адаптации подростков. Развитие навыков замещающих родителей, включая обучение методам эффективного взаимодействия с подростками с учетом их индивидуальных потребностей, также является ключевым аспектом. Углубленное изучение этих вопросов может привести к созданию более эффективных моделей социального обслуживания, направленных на улучшение качества жизни приемных подростков и их интеграцию в общество.
Ограничения. Исследование проводилось только в двух районах Чувашской Республики. В исследовании принимали участие подростки в возрасте 12–14 лет, что соответствует определенному этапу психосоциального развития, результаты могут не отражать особенности взаимодействия и благополучия подростков младшего школьного возраста или старших классов.
Limitations. The study was conducted only in two districts of the Chuvash Republic. The study involved adolescents aged 12-14 years, which corresponds to a certain stage of psychosocial development and the results may not reflect the specifics of interaction and well-being of adolescents of primary school age or high school.
1 Булыгина А.А., Колесник С.А., Лаврова А.В., Черепанова Н.Е., Шмуйлович Е.В. (2021). Методическое руководство по психолого-педагогическому сопровождению замещающей семьи. Мурманск, URL: https://minobr.gov-murman.ru/activities/opeka/mat_opeka/inf-metod.php?sphrase_id=6745355 (дата обращения: 20.05.2024).
Литература
- Авдеева, Н.Н., Хоффман, Б.Я. (2019). Актуальные направления исследований взаимоотношений подростков с родителями. Современная зарубежная психология, 8(4), 69—78. https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080407
Avdeeva, N.N., Hoffman, B.Ya. (2019). Current research on adolescents’ relationships with parents. Journal of Modern Foreign Psychology, 8(4), 69–78. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080407 - Варга, А.Я., Будинайте, Г.Л., Климова, С.В., Микаэлян, Л.Л., Фисун, Е.В. (2023). Профессиональная супервизия для семейных психотерапевтов. М.: Питер.
Varga, A.Ya., Budinaite, G.L., Klimova, S.V., Mikaelyan, L.L., Fisun E.V. (2023). Professional Supervision for Family Therapists. Moscow: Piter Publ. (In Russ.). - Веракса, Н.Е. (2024). Детская психология: учебник для вузов. М.: Юрайт.
Veraksa, N.E. (2024). Child Psychology: A University Textbook. Moscow: Yurait Publ. (In Russ.). - Гордеева, Т.О., Сычев, О.А., Осин, Е.Н. (2021). Диагностика диспозиционного оптимизма, валидность и надежность опросника ДДО-П. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 18(1), 34—55. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-1-34-55
Gordeeva, T.O., Sychev, O.A., Osin, E.N. (2021). Diagnostics of Dispositional Optimism: Validity and Reliability of Russian Version of LOT-R. Journal of the Higher School of Economics, 18(1), 34—55. (In Russ.). https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-1-34-55 - Ионина, О.В. (Общ. ред.). (2020). Диагностический портфель «Экспресс-диагностика субъективного благополучия замещающей семьи на адаптационном и базовом уровнях». Тула: ГУ ТО «Региональный центр «Развитие».
Ionina, О.В. (Ed.). (2020). Diagnostic Portfolio “Express-Diagnostics of Subjective Well-Being of a Substitute Family at Adaptation and Basic Levels”. (2020). Tula: Regional Center “Razvitie”. (In Russ.). - Карабанова, О.А. (2021). Психология семейных отношений: Учебное пособие. Самара: Издательство СИОКПП.
Karabanova, O.A. (2021). Psychology of Family Relationships: A Textbook. Samara: SIOKPP Publ. House. - Киселева, Н.А. (2014). Проблема адаптации приемных детей и родителей в замещающих семьях. Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки и психолого-педагогические науки, 4, 134—138. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=SNRJVB (дата обращения: 20.05.2024).
Kiseleva, N.A. (2014). The problem of the adaptation of orphaned children and parents in foster families. Bulletin of the Pskov State University. Series: Social Sciences and Humanities and Educational and Psychological Sciences, 4, 134—138. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=SNRJVB (viewed: 20.05.2024). - Лаврентьева, З.И. (2020). Методология исследования приемной семьи как педагогического феномена. Социально-политические исследования, 4(9), 135—146. https://doi.org/10.20323/2658-428X-2020-4-9-135-146
Lavrentieva, Z.I. (2020). Methodology for studying the foster family as a pedagogical phenomenon. Social and Political Research, 4(9), 135—146. (In Russ.). https://doi.org/10.20323/2658-428X-2020-4-9-135-146 - Марковская, И.М. (2010). Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб: Речь.
Markovskaia, I.M. (2010). Training for Parent-Child Interaction. Saint Petersburg: Rech Publ. (In Russ.). - Махнач, А.В. (2015). Профессиональная замещающая семья: статус, проблемы, решения. В: А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых (отв. ред.). Проблема сиротства в современной России: психологический аспект (с. 341—400). М.: Институт психологии РАН.
Makhnach, A.V. (2015). Professional Foster Family: Status, Problems, Solutions. In: A.V. Makhnach, A.M. Prihozhan, N.N. Tolstykh (Eds.), The Problem of Orphanhood in Modern Russia: Psychological Aspect (pp. 341—400). Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ. (In. Russ.). - Махнач, А.В. (2019). Характеристики состава замещающей семьи и ее жизнеспособность. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 25(2), 46—51. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2019-25-2-46-51
Makhnach, A.V. (2019). Characteristics of structure of a foster family and its viability. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 25(2), 46—51. (In. ). https://doi.org/10.34216/2073-1426-2019-25-2-46-51 - Махнач, А.В., Лактионова, А.И., Постылякова, Ю.В., Лотарева, Т.Ю. (2018). Жизнеспособность замещающей семьи: профилактика отказов от приемных детей. М.: Институт психологии РАН.
Makhnach, A.V., Laktionova, A.I., Postylyakova, Yu.V., Lotareva, T.Yu. (2018). Resilience of Foster Families: Prevention of Rejection of Adopted Children. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ. (In Russ.). - Мухамедрахимов, Р.Ж., Шабалина, Е.В. (2023). Взаимодействие с близким взрослым в замещающих семьях у детей с опытом институционализации в зависимости от типа окружения в доме ребенка и длительности проживания в семье. Консультативная психология и психотерапия, 31(4), 65—85. https://doi.org/10.17759/cpp.2023310404
Mukhamedrakhimov, R.Zh., Shabalina, E.V. (2023). Caregiver-child Interaction in Post-Institutional Families Depending on the Type of Baby Home Caregiving Environment and Time in the Family. Counseling Psychology and Psychotherapy, 31(4), 65—85. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/cpp.2023310404 - Овчарова, Р.В., Николаева, И.А. (2024). Родительская толерантность как фактор развития личности ребенка: монография. М.: Юрайт. URL: https://urait.ru/bcode/544504 (дата обращения: 20.05.2024).
Ovcharova, R.V., Nikolaeva, I.A. (2024). Parental tolerance as a factor in child personality development: monograph. Moscow: Yurait Publ. (In Russ.). URL: https://urait.ru/bcode/544504 (viewed: 20.05.2024). - Осин, Е.Н., Рассказова, Е.И. (2013). Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2, 147—165. URL: https://msupsyj.ru/articles/article/4808/ (дата обращения: 20.05.2024).
Osin, E.N., Rasskazova, E.I. (2013). A short version of the Hardiness Test: Psychometric properties and organizational application. Moscow University Psychology Bulletin, 2, 147— (In Russ.). URL: https://msupsyj.ru/articles/article/4808/ (viewed: 20.05.2024). - Рассказова, Е.И., Гордеева, Т.О., Осин, Е.Н. (2013). Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 10(1), 82—118. URL: https://psy-journal.hse.ru/2013-10-1/78932127.html (дата обращения: 20.05.2024).
Rasskazova, E.I., Gordeeva, T.O., Osin, E.N. (2013). Coping Strategies in the Structure of Activity and Self-Regulation: Psychometric Properties and Applications of the COPE Inventory. Journal of the Higher School of Economics, 10(1), 82—118. (In Russ.). URL: https://psy-journal.hse.ru/2013-10-1/78932127.html (viewed: 20.05.2024). - Сачкова, М.Е. (2024). Психология среднестатусного учащегося: монография. М.: Юрайт. URL: https://urait.ru/bcode/541349 (дата обращения: 20.05.2024).
Sachkova, M.E. (2024). Psychology of the average student: a monograph. Moscow: Yurayt Publ. (In Russ.). URL: https://urait.ru/bcode/541349 (viewed: 20.05.2024). - Семья, Г.В., Тарасова, А.Е., Волчанская, В.О. (2024.) Развитие института усыновления: правовое регулирование и социально-психологические аспекты. Социальные науки и детство, 5(4), 23—43. https://doi.org/10.17759/ssc.2024050402
Semya, G.V., Tarasova, A.E., Volchanskaya, V.O. Development of the Institution of Аdoption: Legal Regulation and Socio-Psychological Aspects. Social Sciences and Childhood, 5(4), 23—43. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/ssc.2024050402 - Соколова, А.П. (2016). Психологические трудности в отношениях подростков с родителями. Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, 1, 112—116. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25291269 (дата обращения: 20.05.2024).
Sokolova, A.P. (2016). Psychological difficulties in adolescents' relationships with their parents. Journal of the A.P. Chekhov Taganrog Institute, 1, 112—116. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25291269 (viewed: 20.05.2024). - Соломатина, Г.Н. (2021). Педагогическая концепция формирования позитивного взаимодействия субъектов воспитательного пространства замещающей семьи: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Адыгейский государственный университет. Майкоп. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01010259855 (дата обращения: 20.05.2024).
Solomatina, G.N. (2021). Pedagogical concept of forming positive interaction between subjects of the educational space of a foster family: Extended abstr. Diss. Dr. Sci. (Pedagogy). Adyghe State University. Maikop. (In Russ.). URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01010259855 (дата обращения: 20.05.2024). - Грик, Н.А. (сост.). (2018). Социальное благополучие личности и общества. Томск: ТУСУР.
Grik, N.A. (Ed.). (2018). Social Well-Being of Individuals and Society. Tomsk: TUSUR. (In Russ.). - Шульга, Т.И., Антипина, М.А. (2018). Эмоциональная среда замещающей семьи, принявшей на воспитание подростков, оставшихся без попечения родителей. Психологическая наука и образование, 23(5), 51—66. https://doi.org/10.17759/pse.2018230506
Shulga, T.I., Antipina, M.A. (2018). The emotional environment of a substitute family that has adopted teenagers who have been left without parental care. Psychological Science and Education, 23(5), 51– (In Russ.). https://doi.org/10.17759/pse.2018230506 - Шульга, Т.И. (2024). Психологическое сопровождение семьи: учебное пособие для вузов (2-е изд.). М.: Юрайт.
Shulga, T.I. (2024). Psychological Support for the Family: A University Textbook (2nd ed.). Moscow: Yurait (In Russ.). - Эйдемиллер, Э.Г., Городнова, М.Ю., Тарабанов, А.Э. (2022). Детская психиатрия, психотерапия и медицинская психология. СПб: Питер.
Eydemiller, E.G., Gorodnova, M.Yu., Tarabanov, A.E. (2022). Child Psychiatry, Psychotherapy, and Medical Psychology. Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров web
За все время: 23
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 23
Скачиваний PDF
За все время: 18
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 18
Всего
За все время: 41
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 41